Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гармоническое развитие.



Гармоническое развитие.

1. Илья Николаевич  настойчиво пытался идею гармонического развития личности применить в практике подведомственных ему школ. Он не был согласен с официальным Положением о начальной школе, в котором указывалось, что учеников надо только научить читать, писать и считать. Он вводил чтение дополнительной литературы, которая давала элементарные знания по истории, географии и естествознанию, широко пропагандировал наглядность, старался обеспечивать школы учебными пособиями, настаивал на создании пришкольных участков, где дети могли бы применять полученные знания и вырабатывать практические навыки по сельскому хозяйству, добился от губернского земского собрания согласия на введение в школах обучения слесарному, столярному, кузнечному и сапожному делу, требовал обязательных занятий с детьми гимнастикой. Всё это, безусловно, было серьёзной попыткой подойти к решению задачи всестороннего развития учащихся.

Этой идеей было проникнуто и семейное воспитание в доме Ульяновых. Ульяновы много сил отдавали умственному развитию детей, их образованию. Обучениечтению в семье начиналось с пяти лет. Ольга начала читать в четыре года. Как только дети овладевали русской грамотой (говорили, читали, писали),Мария Александровна сразу же начинала обучать их иностранным языкам. Вероятно, она следовала указаниям Д.И.Писарева, который говорил, что знания иностранных языков необходимо  каждому,  кто хочет серьёзно заниматься какой-нибудь отраслью науки. Писарев писал, что маленькие дети с легкостью запоминают слова и обороты речи, и с трёх лет могут быстро выучиться говорить на иностранном языке. Очень поощрялось родителями заучивание наизусть стихов уже в раннем возрасте. Илья Николаевич сам знал наизусть много стихов Пушкина, Лермонтова,Некрасова.. Родители стремились выработать у детей постоянную потребность читать. Отец очень серьёзно руководил чтением детей. Анна Ильинична писала: « Всех русских классиков мы прочли в средних классах гимназии». Книга в семье Ульяновых была главнейшим средством умственного развития детей, она обогащала их новыми знаниями. Детям прививался интерес не только к художественной, но и к научной литературе. Перед детьми был пример старших. Мария Александровна с увлечением читала историческую литературу («История французской революции» на французском языке), Илья Николаевич внимательно следил за прогрессом в математической науке. Стремясь к раннему умственному развитию детей, отец постоянно снабжал их доступной для понимания научной литературой. По математике, физике и метеорологии библиотека содержала 60 книг. По естествознанию – 22 книги. По истории, политэкономии и социальным вопросам – 68 книг. Но дети пользовались не только домашней библиотекой, они брали книги и в городской библиотеке. Так родители дали детям   могучий толчок для самостоятельного изучения наук.

2. Неотъемлемая сторона гармонического развития детей – трудовое воспитание и умение применять полученные знания на практике. Илья Николаевич отлично владел столярными и токарными инструментами( выточил набор шахматных фигур). Ручному труду он обучал и своих детей. Володя, работая топором, стамеской, рубанком смастерил деревянные гимнастические снаряды. Саша своими руками оборудовал химическую лабораторию. Мария Александровна обучала девочек кройке, работе на швейной машине. Они шили не только себе, но и мальчикам. Все игрушки в доме изготавливались своими руками.

3. Эстетическим воспитанием детей больше всего занималась Мария Александровна. Она научила детей наслаждаться музыкой. Много пели во время далеких прогулок в лес, в поле, по берегу Волги. В Кокушкине очень часто устраивались музыкальные вечера. Учиться игре на рояле начинали все дети, но затем Саша и Володя решили, что этим должны заниматься девочки. Музыку любили все, но успешно совмещала занятия музыкой с математикой и естественными науками только одна Ольга. Музыка в семье Ульяновых прежде всего была средством эстетического воспитания. Ольга не могла жить без музыки. В последствие, чтобы помогать матери, она давала платные уроки. Очень увлекались музыкой и Анна Ильинична, и Мария Ильинична. Старшие дети помогали младшим в музыкальном образовании. Эстетическое воспитание не ограничивалось музыкой. Отец и мать очень глубоко чувствовали красоту природы и старались это чувство привить детям. Всей семьей часто выходили на Волгу наблюдать ледоход, совершали прогулки в лес, любовались восходами и закатами солнца. Мария Александровна всегда заботилась о том, чтобы при доме был сад и цветник. Она страстно любила розы и умело выращивала их. Все дети с восторгом помогали ей. В семье Ульяновых всячески поощрялось занятие рисованием.(Саша по нарисованному самим орнаменту выпилил из дерева хлебницу и подарил матери ко дню рождения. Особый талант оказался к рисованию у Ольги, сохранены её рисунки.Саша оформлял семейный журнал «Субботник»,он был одновременно и редактором, и художником.

4. Серьёзное внимание обращалось в семье Ульяновых и на физическое воспитание детей. Мария Александровна в детстве получила хорошую физическую закалку: отец – врач требовал от дочери регулярных занятий физкультурой, разработал собственную методику закаливания организма. Все дочери делали по утрам холодное обтирание и круглый год ходили в ситцевых платьях с короткими рукавами и открытой шеей. В семье Ульяновых гимнастика и закаливании е были обязательными. Летом В  Кокушкине  дети ходили купаться перед сном даже в дождь. Все дети очень рано начинали учиться плавать. Это всячески поощрялось родителями, которые сами купались в любую погоду. В большом почёте в семье был и зимний спорт. После уроков каждый день дети катались на коньках. Во дворе была ледяная горка, которую дети сами сделали. Отец и мать поощряли различные виды спортивных увлечений детей: рыбную ловлю, охоту, греблю, учили детей активно отдыхать с пользой для здоровья. Даже дискуссии, обсуждения, задушевные разговоры велись чаще всего во время прогулок по полям, по откосу Волги, при сборе грибов и ягод в лесу. Ульяновы относились  к физическому воспитанию детей как к очень серьезной педагогической задаче и уделяли ей не меньше внимания, чем учебе детей и их нравственному воспитанию.                   Может быть, крепкие нервы, отличное физическое здоровье в  какой- то мере и были источником неугасимой жизнерадостности детей Ульяновых, поразительной их работоспособности, выдержки при тяжелых жизненных потрясениях. Стойкости юных Ульяновых могли позавидовать самые закаленные революционеры.

5. Узнать и понять.    Ульяновы на редкость внимательно относились к каждому ребёнку. Внимание к детям у Ульяновых – это проникновение в их внутренний мир, желание понять мотивы их поступков, разобраться в их устремлениях, в особенностях их характера. Мария Николаевна редко вмешивалась в отношения между детьми. Мать больше интересовало, как в этих детских отношениях, в поведении детей проявлялись их положительные и отрицательные качества, их интересы, наклонности, организаторские способности. Именно это помогало матери находить «ключик» к сердцу каждого из детей, незаметно руководить их развитием и вести их в том направлении, которое они с мужем считали нужным. Родители прежде всего старались разобраться в сути и мотивах поступков. Обсуждались и достоинства детей. Обычно, когда семья собиралась за столом, дети всё рассказывали о себе. Родители всегда с нетерпением ждали, скажут дети о своих проступках и неудачах или скроют, а ,может быть, забудут рассказать.? Всё это очень важно для родителей, которые постоянно стремятся узнавать внутренний мир ребёнка. Воспитание СОВЕСТИиногда происходит очень медленно, потому что родители порой торопливы, бестактны: ребёнок ещё не успеет осмыслить и пережить неприглядность своего поступка,не успеет ещё по- настоящему заговорить его совесть, а родители уже его наказывают. И порой случается, что нахлынувшие новые чувства вытесняют так и не развившееся чувство стыда.(случай с разбившимся графином)

Дети Ульяновых были разные по своему характеру и каждый требовал своего подхода. Воспитание в семье Ульяновых протекало так, что каждый из детей оставался самим собой. Всё интересное, особенное, что обозначалось у любого из детей, поддерживалось, развивалось родителями. Затормаживалось только плохое, причем всегда щадилось самолюбие и человеческое достоинство детей.

6. Уважение к детям –тоже было одним из  важнейших принципов воспитания в семье Ульяновых. Это положительно влияло на развитие личности ребёнка, вселяло в него веру в свои возможности, помогало самовыражению. В семье Ульяновых было так: интересуешься каким- то видом искусства или науки, значит, можешь развить свои способности в этом направлении, борись, старайся, трудись --- и достигнешь многого непременно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.