Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мой боевой путь



Мой боевой путь

«В 1940 году меня призвали в армию после окончания 10 класса Махровской средней школы. Борисоглебский военкомат направил меня в г. Орел в пехотное училище, там я пробыл с октября 1940 года до июня 1941 года. В июне 1941 года началась война с Германией, нам, курсантам, стали присваивать звание – кому сержант, кому старший сержант и направлять нас в воинские части для продолжения службы. Мне присвоили звание сержант и назначили командиром стрелкового отделения, направили в 24  мотомеханизированную бригаду, которая находилась в городе Ливны. Это недалеко от Орла. Примерно через неделю, нас посылают, 5 человек, в командировку. Было два офицера, я - сержант и два бойца, за танками, которые  мы должны сопровождать на железнодорожных платформах в сторону Смоленска, где в это время шли ожесточенные бои. Здесь проезд поезда был очень трудным, так как немецкие самолеты бомбили железные дороги и станции. Я не помню название станции, где стоял наш эшелон. Нас дальше не пропускали, так как железная дорога была разбита на перегоне. Вдруг услышали сирену «Воздушная тревога». Мы встали на свои боевые  позиции, и наш паровоз стал отходить назад от станции, примерно с 1 км отошли назад, там была лесополоса и закончилась железная дорога. Эшелон остановился. Мы услышали свист бомб. Это немецкие самолеты бомбили железную дорогу на станции. Показались огромные столбы дыма. Затем самолеты, сбросив бомбы, стали разворачиваться обратно и один из них, заметив наш состав, направился на него. Нам была дана команда «в укрытие». Мы с товарищами побежали в посадку. Самолет снизился так низко, что лицо летчика было ясно видно. Самолет летит и стреляет из пулемета по посадке. Мы в свою очередь стреляем по самолету (из винтовок, из пулемета, автоматов). Вдруг мы услышали большую очередь из пулемета и увидели, что самолет загорелся и стал падать. Затем услышали большой взрыв. Это взорвался бак с бензином и над лесом поднялся огромный столб дыма. Нам была дана команда «по местам». Мы обратно сели на свои места. Паровоз дал короткий свисток и повез обратно до станции «Козельск», там еще дорога была не разбита. Доехали до Козельска. Нам приказали сдать танки, они отсюда пойдут своим ходом на Смоленск, а мы, т.е. сопровождающие, пошли к военному комбату, который выдал нам документ и направил в другую воинскую часть, Это был 207 стрелковый батальон. Там меня направили во взвод разведки.

Приведу случай, который был со мной. Дело было в Коротояке, недалеко от Острогожска на реке Дон. Наша часть стояла по одну сторону реки Дон, а немцы по другую сторону реки. В один прекрасный день вызывает нас, комсомольцев, политрук и проводит с нами беседу о положении на фронте на нашем участке. Затем приходит командир роты разведчиков и дает приказ «необходимо пробраться на церковь, которая была на нашей стороне». Я, старший сержант,  и со мной двое бойцов. Наблюдать за другой стороной реки Дон и сообщать на командный пункт. Я с одним бойцом полез на колокольню, а другой боец остался внизу для связи. Много было трудностей, чтобы добраться до колокольни, откуда приказано было наблюдать за противником. Но все же мы с товарищами, выполняя свой комсомольский долг, добрались до места и стали наблюдать в окно за противником и записывать в блокнот, что мы видим и через каждые 20-30 минут давали донесения на командный пункт. Пробыли  мы на колокольне до 10 часов утра, но вскоре нас обнаружил немецкий снайпер и стал в нас стрелять. Мы стали соблюдать осторожность, но снайпер продолжал стрелять. Нам пришлось спуститься с колокольни на землю, хотели занять другое место наблюдения, как вдруг раздался огромный взрыв, и полетела наша колокольня, где мы находились несколько минут назад. И в это время я получил ранение в ногу от осколка снаряда. После я в госпиталь в Бутурлиновку. Пробыв в госпитале около месяца, я опять попал в дивизионную разведку, но уже в другую часть. Там тоже приходилось иногда быть на волосок от смерти. Вот случай, за который я получил медаль «За отвагу».

В один прекрасный декабрьский день, недалеко от города Полтава немцы занимали оборону и не давали возможности нашим частям продвигаться вперед. Однажды пришел командир роты разведки, сначала побеседовал с нами, узнал наше настроение, самочувствие, а затем отдал приказ: в 11 вечера отделение разведки под моим командованием должно накрыть огневую точку противника, которая находится от нас на расстоянии 900 метров. Эта огневая точка хорошо замаскирована и подходы заминированы, поэтому надо было взять с собой саперов и  необходимое количество боеприпасов. После этого командир роты разведки разложил карту боевых действий, показал местонахождения этой огневой точки, рассказал о пути следования к ней, а также отметил, что за нами следят наши соседи и в случае необходимости поддержат нас огнем. Наша задача была уничтожить огневую точку и взять языка. У меня в отделении было 11 человек. В назначенное время мы приступили к выполнению задания. Ровно в 11 часов мы, одевшись в маскхалаты, тронулись в путь. Среди нас были ребята курящие. Но они терпели, так как нельзя  было курить, иначе обнаружишь себя. Впереди шли, а точнее ползли, саперы, которые по пути разминировали мины и давали проход для дальнейшего движения. Продвигались  мы очень медленно, молча. Оружие было наготове. Не доходя до огневой точки метров 50-60 , я дал команду трем бойцам ползти слева к доту, трем – справа, а двух человек оставил на боевое охранение траншеи, сам с двумя бойцами стремительно ворвался в немецкий блиндаж и скомандовал «руки вверх». Их было там три человека. Двое растерялись и подняли руки вверх, а у одного немца был автомат и он бросился на меня в рукопашную схватку. Двое моих товарищей, которые были со мной, сразу уложили двух немцев насмерть.

Надо было сделать все без выстрелов, чтобы не обнаружить себя. Это была страшная битва. Я хотел обезоружить немца, который бросился на меня, но мне этого не удалось. Немец вырвался и ударил меня штыком в шею, но не рассчитал своего удара. Один из моих товарищей пришел ко мне на помощь. Мы повалили его, обезоружили, заткнули рот носовым платком, руки связали назад, забрали из блиндажа их оружие, ручной пулемет, автоматы и потащили на себе обратно. Пройдя метров 400 -500, немцы услышали шум и стали бросать ракеты, освещая нас, открыли беспорядочную стрельбу. Наши соседи стали прикрывать нас огнем, и мы благополучно дотащили «языка» к своим. Передали его командованию. Доложили командиру о выполнении боевого задания. Он поблагодарил нас за выполнение задания и представил отличившихся к боевым наградам. Так я получил медаль «За отвагу».

В один из осенних дней 1943 года наша часть находилась на левом берегу Днепра, недалеко от города Днепропетровска, на другом берегу в глубоких блиндажах и окопах закрепились немцы. Они боялись неожиданного нападения советских частей и вели сильный пулеметный и автоматный огонь по нашему берегу. Командир дивизии зашел к нам в подразделение и сказал: «Ребята, надо достать «языка»  с того берега»  и поставил перед нами задачу, как добраться на другой берег. Вместе со мной было шесть человек. Отправились ночью на двух лодках, гребли осторожно, без звука. Расстояние до другого берега было 100 – 150 метров. Напрягая зрение, мы всматривались вперед – на противоположный берег. Как только  мы доехали до берега, оставили двух бойцов около лодок, а сами поползли вверх по склону. На вершине бугра росли невысокие кусты. Мы подползли к этим кустам и стали лежать и тихо осматривать местность. Так мы пролежали минут 10 -15. Вдруг из кустарников около нас появилась фигура немецкого солдата в каске с винтовкой на перевес. С минуту он стоял неподвижно, кругом оглядывался, прислушивался, а затем стал ходить взад и вперед. Мы лежали в нескольких шагах от него. Немец, не чуя опасности, присел за куст, чиркнул зажигалкой, хотел прикурить, а винтовку поставил рядом с собой около куста. Как только он потушил зажигалку,  я с двумя бойцами мгновенно накинулся на него. Один наш боец сразу схватил его винтовку, и мы заткнули ему рот специальным полотенцем, сбили с ног,  связали руки назад и потащили его к лодке. Немец был доставлен в штаб. Задание было выполнено.

В 1943 году наше подразделение, а я был в дивизионной разведке, находилось в Западной Украине в районе реки Припять. Наша фронтовая разведка состояла из 15 человек. Нам было дано задание, перебраться через реку и незаметно пробраться в деревню Заболотное. Там надо было уточнить места нахождения огневых точек немцев. Перебравшись к вечеру, мы стали пробираться к деревушке. Расстояние до неё от реки примерно 2-3 км. Продвигались медленно, бесшумно. Вдруг дозорные заметили, что недалеко от шоссе, в стороне стоит немецкая машина, груженная каким- то грузом, а людей около неё не было. Что делать? Мы быстро решили уничтожить ее, трое бойцов тихонько подкрались к машине, открыли кран бака с бензином. Намочили тряпку бензином и кинули в кузов. Немцы в это время были в селе. Ребята наши вернулись в лес, и мы стали выжидать, что же будет с машиной. Весь кузов сгорел и груз тоже сгорел. Примерно через час или полтора прибежали немцы к машине. Их было 6 человек. Всю ночь мы просидели в лесу, а днем наблюдали за селом. По рации передали своим, что видели. На другую ночь пробрались в деревню Заболотное. Подкравшись, постучали в дверь крайнего дома. Сначала никто не отзывался. Мы еще раз постучали и услышали женский голос: «Кто там?». Попросили открыть. Вышла женщина лет 60. Мы ей сказали, кто мы. Она пригласила нас в комнату. Вошло четыре человека, остальные были на улице, на карауле. Расспросили о немцах и попросили покушать. Хозяйка дала небольшой кусок мяса. Поблагодарив ее, пошли садами и огородами на другой конец села. Как оказалось, немцы перебрались в другое село, а мы вернулись обратно и на утро добрались к своим.

Как только закончилась война, сразу все стало тихо. Но на Украине, в Белоруссии оставались еще изменники, которые не верили в победу советских войск. Их называли бандеровцами, в честь их руководителя Степана Бандеры. В 1946 по 1947 год принимал участие в борьбе с бандеровцами на Украине.

После демобилизовался, прибыл в село Махровка, где поступил работать учителем начальных классов. С 1956 по 1980 год работал в Миролюбской школе».

Вот такие воспоминания о войне оставил мне Анатолий Иванович Благонравов.

Служба разведчика была сложной и опасной, ведь от данных разведчика зависел ход той или иной операции наших военных. В своих воспоминаниях Анатолий Иванович рассказал только о некоторых эпизодах фронтовой жизни. Каждый день подвергал он свою жизнь опасности. Всегда был на переднем крае боевых действий. Простой человек, который честно прошел всю войну. Да и после войны не кичился, что воевал, имел награды. Его награды свидетельствуют о том, что он доблестно и смело, защищал нашу Родину.

С мая 1945 года по 28 декабря 1946 года   он принимал участие в борьбе с бандеровцами на Украине. По окончании Великой Отечественной войны Анатолий Иванович был награжден медалью «За победу над Германией». Демобилизовался в начале 1947 года. Всю Великую Отечественную войну Благонравов Анатолий Иванович прослужил в действующей армии разведчиком. Закончилась война, и он вернулся в с. Махровка, поступил заочно в Борисоглебский учительский институт на естественно-географическое отделение. Окончить его не удалось из-за расформирования института в город Горький. С 15 августа 1947 года начинается трудовая деятельность учителем начальных классов в Махровской школе №2. В 1948 году 28 сентября Анатолий Иванович женился. С 16 августа 1949 года он  был переведен в Никитовскую школу учителем начальных классов и заведующим, затем в Махровскую начальную школу №1.  А 27 августа 1954 года  в связи с сокращением классов  был освобожден от занимаемой должности. 16 августа 1956 года  им был получен приказ о зачислении на работу в качестве учителя трудового обучения в Миролюбскую школу №22. В Миролюбской школе Благонравов Анатолий Иванович проработал с 1956 года по 1980 год. Выбрав профессию учителя,  он был предан ей до конца. Коллеги по работе вспоминают Анатолия Ивановича как неутомимого труженика, простого, скромного сельского учителя, воспитателя, человека с активной гражданской позицией, уделявшего большое внимание патриотическому воспитанию детей. Среди учителей и учащихся  Анатолий Иванович пользовался большим уважением. Всегда обаятельный, веселый, остроумный человек отдавал много времени школе и детям. Находясь на заслуженном отдыхе, постоянно принимал участие в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы, присутствовал на торжественных линейках. Учителя и ученики помнят его выступления и рассказы о войне. Он призывал всегда любить свою малую и большую Родину, всегда быть готовым к ее защите.

(Награды Анатолия Ивановича)

       За долголетний, добросовестный труд 18 сентября 1980 года от имени Президиума Совета СССР, решением Воронежского Совета народных депутатов от 11 октября 1980 года Благонравов Анатолий Иванович награжден медалью «Ветеран труда». Жизненный путь  учителя-ветерана – это страница истории Миролюбской школы, истории поселка Миролюбие, истории Великой Отечественной войны. Ему довелось прожить трудную, но достойную глубокого уважения жизнь. Заботливый муж, любящий отец, он воспитал двоих сыновей. Никогда не терял присутствия духа. И как бы трудно ни было ему – все старался скрасить шуткой. Даже когда сильно болел. Держался, когда потерял зрение. Достойный пример для многих. Умер Анатолий Иванович 2 июля 2005 года. И все, кто были его учениками, кто знал его как человека, навсегда сохранят память о нем в своих сердцах. Имя его, как и всех творцов Великой Победы, достойно вечной памяти и славы. В 2016 году на здании Миролюбской школы установлена мемориальная доска в честь ветерана Великой Отечественной войны Благонравова Анатолия Ивановича.                                                                              



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.