Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тестовый контроль



 

УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ ГРУДНЫМ РЕБЕНКОМ.

Уголок ребенка. Техника выполнения манипуляций по уходу за кожей, полостью рта, глазами, носом, половыми органами, гигиенические ванны. Оценка и регистрация стула. Одежда детей первого года жизни. Техника пеленания. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- основы безопасности ребенка.

Студенты должны уметь:

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста.

Студенты должны владеть:

- навыками ухода за здоровыми детьми (обработка кожи, глаз, носа, пеленание).

Краткое изложение теоретического материала

Дети первого года жизни особенно нуждаются в тщательном уходе и наблюдении. Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка и стерильности (асептики).

Уголок ребенка. Для грудного ребенка в квартире или комнате необходимо выделить отдельный уголок. Для этого используют самую светлую часть помещения, которую необходимо освободить от лишних предметов (ковров, дорожек, кресел и др.). Не допускается наличие цветов и других растений. Температура в комнате в комнате новорожденного должна быть 22-23°, со второго месяца жизни 19-22°. В детской комнате не курят, не принимают гостей. Ежедневно должна проводиться влажная уборка, проветривание 3-5 раз в сутки.

В уголке ребенка ставятся кроватка, столик для пеленания, тумбочка или полка для предметов ухода. Стол используют для пеленания, а в дальнейшем для массажа, гимнастики. Стол накрывают мягким байковым одеялом, сверху которого располагается клеенка. Кроватка должна быть с боковыми стенками, свободно пропускающими воздух. Нельзя занавешивать кровать пологом или занавеской (нарушается вентиляция воздуха). Кроватку ставят подальше от отопительной системы, т.к. сухой, теплый воздух вызывает сухость слизистых носа и полости рта, иногда перегревание.

Требования к постели. Ребенку необходим жесткий матрасик, равномерно плоский и туго набитый (ватный, из кокосовой стружки, конского волоса и др.). Не следует применять матрасы из пуха и пера, т.к. это может вызвать перегревание, возможна аллергизация компонентами пуха, а вследствие мягкости материала - деформация скелета. Сверху матрасик можно обтянуть клеенкой, либо клеенка кладется сверху. Подушка новорожденному не нужна, можно использовать вчетверо сложенную пеленку или плоскую подушку, которая адаптируется по форме головы и не стесняет дыхательные пути. В случае необходимости (профилактика срыгиваний) можно приподнять головной конец кроватки. При укладывании ребенка спать матери желательно периодически менять его положение. Постельные принадлежности ежедневно проветриваются, клеенку моют с мылом или дезинфицирующим раствором.

Начиная со второго полугодия жизни, когда ребенок начинает ползать, передвигаться на четвереньках и делать первые шаги, чтобы обезопасить ребенка и ограничить его передвижения, удобно использовать манеж. Применяют сетчатые или решетчатые манежи, площадь которых обычно 1-1,5 м2, дно покрывают чем-нибудь мягким. Внутрь манежа кладут любимые игрушки.

Ежедневный осмотр и уход за ребенком.

После выписки из роддома уход за ребенком проводится мамой в специально отведенном уголке детской комнаты, на пеленальном столике, который должен быть покрыт одеялом, клеенкой, а сверху чистой пеленкой. Осмотр и уход проводится при хорошем освещении. Перед туалетом грудного ребенка обязательно мытье рук теплой водой и мылом в течение 2 минут. После выкладывания раздетого ребенка на предварительно обработанный пеленальный столик его внимательно осматривают, уделяя особое внимание пупочной ранке, а также местам, наиболее опасным в отношении возникновения опрелостей (за ушными раковинами, шея, подмышечные, паховые складки).

Утренний туалет новорожденного и ребенка первых месяцев жизни заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Используются ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Для их приготовления берут небольшой кусочек ваты, зажимают его двумя пальцами левой руки и вращают между большим и указательным пальцем правой, пока не получится тонкий, плотный жгутик. Чтобы он был упругим, вату лучше сворачивать влажными руками. Жгутик смазывают стерильным вазели­новым маслом и вращательными движениями осторожно продвигают вглубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию. Категорически запрещается использовать плотные предметы, например (спички) с накрученной ватой. С возрастом ребенка можно использовать ватные палочки.

Туалет наружных слуховых проходов производят редко, их протирают сухими ватными жгутиками.

Уход за полостью рта у детей. До появления первых зубов полость рта здоровым детям не обрабатывают, так как слизистые оболочки легко травмируются. Однако, уже после появления первых зубов (6-7 мес.) ребенок должен привыкать к гигиеническим навыкам обработки полости рта. Первые зубы рекомендуется протирать ватной палочкой, смоченной в воде. Имеются в продаже и специальные щеточки, которые надевают на палец, смачивают в воде и протирают зубы. После года рекомендуется использовать детские пасты, которые ребенку не опасно проглатывать («Детский жемчуг», «Юниор», «Ягодка», «Буратино», «Вини-Пух» и др.).

Приучать ребенка самостоятельно чистить зубы необходимо с 2,5-3 лет, после полного формирования молочного прикуса. Нужно помнить, что в силу особенностей развития психомоторных функций (примерно до 6 лет) ребенок не в состоянии качественно вычистить зубы.

При выборе зубной щетки в раннем возрасте следует придерживаться некоторых правил - щетка должна быть маленькой, чтобы свободно манипулировать ею в полости рта, длина ее головки не должна превышать 20-25 мм, а ширина 8-10 мм. Щетина детской щетки должна быть мягкой, чтобы не травмировать нежную и легкоранимую слизистую оболочку. Обучение навыкам чистки зубов малыша занимает около полугода. Сначала мать показывает, как это делается, на себе. Чистка зубов перед зеркалом убыстряет процесс обучения. В дальнейшем родители должны следить за выполнением этой процедуры ребенком.

Наиболее эффективной схемой ухода за полостью рта считается чистка зубов утром и вечером после приема пищи с обязательным полосканием полости рта после каждого приема еды.

Движение щеткой при чистке зубов производят обычно по оси зуба, захватывая часть десны и производя одновременно массаж мягких тканей. Для того чтобы хорошо очистить зубы, необходимо около 300 парных (вверх-вниз) движений зубной щеткой. Чистят последовательно все поверхности зубных рядов: губные, язычные, жевательные. Вся процедура должна занимать не менее 3-5 мин.

Ногти новорожденному и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

По окончании периода новорожденности (3-4 нед.) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес. эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4-5 мес. можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры. Особое внимание уделяют естественным складкам, которые протирают в следующем порядке: заушные, шейная, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, паховые, ягодичные.

Подмывают ребенка в конце утреннего туалета и после дефекации, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание производят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37-38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Бархатистое» и др.). Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например, в тазике. Детей с чувствительной кожей, склонностью к опрелостям рекомендуется подмывать и после каждого мочеиспускания.

После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для этой цели можно использовать также детский крем.

Купание. Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному через 2-3 дня после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни). Купание рекомендуется проводить перед предпоследним кормлением.

В течение первых 6 мес. купают ежедневно, во втором полугодии - через день, с года до двух - 2 раза в неделю, после 2 лет - 1 раз в неделю. В первый месяц для гигиенической ванны предпочтительно использовать кипяченую воду. Для купания необходимы ванночка (лучше эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка, простыня. Техника купания грудного ребёнка отражена в рис. 1 - 3.

 


Рис. 1. Техника погружения ребёнка грудного возраста в ванну. Ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой и ополаскивают горячей водой. Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5-37 °С, для детей второго полугодия 36-36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни не более 5-10 мин. Перед купанием готовится белье ребенка, складывается в той последовательности, в какой будет использоваться после ванны. Белье рекомендуется подогреть с помощью грелки. Ванночку заполняют водой так, чтобы ребенка можно было погрузить до плеч. Одной рукой осторожно поддерживают голову и спину ребенка, другой моют шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами. Рис. 2. Техника купания грудного ребёнка.

 


 

 

 

пеленать с ручками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в комнате ручки выкладывают поверх одеяла.

 

Рис. 4. Техника пеленания и одевания новорождённого и грудного ребёнка.

Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта (рис. 4.).

Пеленание производят перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи - чаще.

Тонкую распашонку запахивают на спине, а теплую - на груди ребенка. Рукава у теплой распашонки длиннее рук, зашивать их не следует. Нижний край распашонок должен прикрывать пупок.

При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Памперс помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. Если есть необходимость, ребенка накрывают сверху одеялом.

С 1 мес. на время дневного «бодрствования» пелёнки заменяют ползунками, а в 3-4 мес., когда особенно обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают нагрудничек (рис. 5).

 

Косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на головку лишь после ванны и на время прогулки.

Рис. 5. Одежда грудного ребёнка.

Грязное детское белье хранят в ведре или баке с крышкой, стирают отдельно от белья взрослых. Для стирки используют детское мыло или детские порошки. Недопустимо сушить мокрые пеленки, не простирывая их. Высушенное белье проглаживают с двух сторон. Хранят его отдельно от белья взрослых. Новое одеяло (шерстяное или ватное) проглаживают через влажную тряпку.

В 9-10 месяцев распашонки заменяют рубашкой, а ползунки колготками (зимой с носками или пинетками).

Требования к обуви ребенка. Для детей первых 3 лет характерно плоскостопие, но это состояние физиологическое, а стопа формируется в процессе активной ходьбы. Для улицы используют обувь из натуральных материалов, с плотной, водонепроницаемой подошвой, с защитой от скольжения, с закрытым мыском, твердым задником и низким каблуком. Гигиеничнее всего применять кожаную обувь с подкладкой из натуральных материалов, т.к. синтетические материалы способствуют потливости ног и грибковым заболеваниям.

Наблюдение за стулом и его регистрация. У детей грудного возраста характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в день, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При вскармливании молочными смесями стул наблюдается реже, 1-2 раза в день, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидким стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала при этом меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Элементы воспитания детей. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Деятельность взрослых направлена на комплексное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. При воспитании детей до 3 лет больший удельный вес занимают средства для физического развития, а для детей более старшего возраста приоритет отдается средствам для умственного (нервно-психического) воспитания.

Физическое воспитание - целостная система мероприятий, направленная на своевременное формирование у детей правильных двигательных навыков и умений, укрепление здоровья, на полноценное и своевременное физическое развитие детей.

Умственное воспитание - формирование у детей правильных представлений о явлениях природы и жизни, развитие умственных способностей (внимание, воображение, мышление, речь, память). Умственное воспитание предполагает также выработку умения самостоя­тельно приобретать знания и применять их на практике.

В отношении детей раннего возраста средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания как бы слиты. Однако по мере роста ребенка средства воспитания начинают дифференцироваться.

Игровая деятельность. Жизнь любого ребенка связана с играми и игрушками. Для каждого возраста предусмотрены свои игрушки, игры-занятия, основное предназначение которых не в том, чтобы «занять» ребенка, а в том, чтобы стимулировать и гармонизировать психомоторное развитие.

Новорожденный ребенок, в принципе, ни в каких игрушках не нуждается. Его основная задача - адаптироваться к столь резко изменившимся внешним условиям жизни. Заботливый уход за ним - вот основной смысл периода новорожденности. Но с появлением зрительного и слухового сосредоточения (2-3 неделя жизни) для стимуляции функционального созревания этих анализаторов ребенку уже необходимо не только забота со стороны взрослых. Самыми оптимальными в этот период будут большие игрушки, например, воздушные шары. Их необходимо прикрепить на достаточном расстоянии от лица (не менее 1 м). В связи с тем, что ребенок только начинает различать свет и темноту, желателен контрастный цвет. При использовании погремушек важно следить, чтобы движения руки с погремушкой были достаточно медленными и плавными, а игрушка находилась в центральной зоне зрения ребенка.

С 1 -2 мес. необходимо более активно стимулировать созревание зрительного и слухового анализаторов. Здесь незаменимы подвесные игрушки - «карусели», выполненные в форме клоунов, веселых зверушек, пчелок и т.д. При включении этих игрушек раздается музыка, привлекающая внимание ребенка, а элементы игрушки начинают вращаться.

Подвеска удобно крепится к кроватке ребенка, при этом визуальная часть игрушки располагается над головой ребенка на более близком расстоянии (около 30-50 см от глаз).

С 2-3 мес., когда ребенок, спокойно лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на руки, необходимо заинтересовать его яркими, красочными игрушками, располагая их вблизи ребенка (около 50 см). Наиболее оптимальными являются небольшие мягкие игрушки (обезьяна, заяц и т.д.).

С 3-4 мес. следует начинать стимулировать тонкомоторную деятельность. Для этого подходят обычные погремушки. Имея широкую ручку, они достаточно легко зажимаются в руке ребенка, а их легкость позволяет ребенку относительно свободно двигать руками. Также в этом возрасте удобно использовать различные подвесные погремушки, которые располагают на расстоянии вытянутой руки ребенка. Непроизвольно размахивая руками и случайно натыкаясь на них, ребенок будет формировать первые тонкомоторные ассоциативные связи, которые будут подкрепляться не только тактильной чувствительностью, но и зрительным, и слуховым анализаторами.

С 4-5 мес. следует разнообразить тактильные ощущения ребенка. Стоит пользоваться не только обычными погремушками с твердой ручкой, но и шуршащими, звучащими игрушками. Они обычно входят в стандартные наборы, предлагаемые для детей этого возраста.

С 5-6 мес. необходимо стимулировать ладонный захват. Погремушка должна быть легкой и иметь удобную форму для стимуляции (захват и перекладывание из руки в руку).

Второе полугодие жизни характеризуется расширением игрового поля. В этом возрасте ребенок формирует тонкомоторные захваты (сначала клешней, а затем и щипком). Поэтому можно использовать мелкие игрушки, но только под контролем взрослых. Для стимуляции координированной деятельности используют различные пирамидки (сначала с широкими кольцами, а в конце года и с тонкими кольцами), крупные кубики. С помощью игрушек достигается стимуляция двигательной активности ребенка (ползание, а к концу года и ходьба). В этом возрасте активно привлекают различные бытовые вещи. Так, ребенка можно надолго заинтересовать обычной кастрюлей и поварешкой. Играя, ребенок учится основным действием с предметами (круглое катать, квадратное складывать и т.д.). Так, примерный перечень игр-занятий для детей в возрасте 10-12 мес. может быть следующим: показ сю­жетных игрушек (собака, кошка и др.), игры-занятия с мячом, кубиками для развития движений, игры-развлечения типа «прятки», «ладушки», показ заводных игрушек.

Возрастной период с 1 года до 3 лет характеризуется формированием предметной деятельности. Именно здесь необходимо богатство манипуляций с предметами (машинки, куклы, кубики, мягкие игрушки). Для детей в возрасте от 1 года до 2 лет проводятся занятия с картинками, со «строительным» материалом в целях развития речи и координации движений, даются задания различить предметы по их величине, форме.

Широко используются в этом возрасте и различные развивающие комплексы с многочисленными кнопками и переключателями, нажатие или перемещение которых приводит к открыванию створок, повороту предметов, выдвижению фигурок с музыкальным сопровождением. Вставляя предмет в строго отведенную для него форму, ребенок учится различать основные геометрические формы - овал, треугольник, квадрат, звезда и т.д. Развитию образного мышления у детей будут способствовать игрушки, изображающие различных животных или стилизованные под предметы повседневного обихода - игрушки- имитации (игрушечный утюжок, молоток, коляска). В этот период появляется принципиальное деление игрушек по половому признаку. Мальчики проявляют больший интерес к машинам, самолетам, а девочки - к куклам, игрушкам - кухонной утвари. В связи с относительной зрелостью общей координации в этом возрасте происходит первое знакомство с инвентарем для подвижных игр (мячик, ракетка, велосипед, клюшка).

Основные требования к игрушкам во все возраста примерно одинаковы. Они должны быть безопасными, легко обрабатываться. Периодически игровой набор ребенка должен «обновляться». Чем младше ребенок, тем кратковременнее его память. Поэтому одна и та же игрушка, убранная на какое-то время, в последующем воспримется ребенком как абсолютно новая. Дети не нуждаются в большом количестве игрушек.

Привитие навыков опрятности. Навыки личной гигиены. Серьезная роль в правильном воспитании ребенка отводится навыкам личной гигиены. Опрятность и чистоплотность необходимо вырабатывать у детей с первых дней жизни. Этим целям служат ежедневное умывание, купание детей, смена белья; с 6-месячного возраста необходимо приучать ребенка проситься на горшок. Внимание детей более старшего возраста следует обращать на грязные руки, лицо, нос и стараться вызывать к этому отрицательное отношение. В период с 1,5 года до 2 лет ребенка следует научить самостоятельно поль­зоваться носовым платком.

Обучение ребенка навыкам пользования туалетом является важным этапом его развития, это первый шаг в освоении общечеловеческих этических и эстетических норм. Не существует строгих возрастных рамок, в пределах которых стоит приучать ребенка к горшку. Первое знакомство с горшком можно приурочить к возрасту 6 мес. Абсолютное большинство детей готовы начать обучение в возрасте от 1 г 6 мес - 2 лет, однако возможны индивидуальные отклонения. Девочки осваивают эти навыки быстрее и раньше мальчиков.

Критерием готовности ребенка к обучению является его физиологическая зрелость, т.е. способность самостоятельно ходить, садиться, одеваться, раздеваться, наличие обратной связи с внешним миром (понимание и следование инструкциям), внутренняя обратная связь (мотивация, желание подражать взрослым, идентифицироваться с ними, независимость). Важно, чтобы горшок был теплым (лучше пластмассовый), устойчивым, удобным. Вначале горшок должен находиться там, где ребенок играет, чтобы быть всегда доступным. Позже постоянным местом горшка может быть туалетная комната.

Ребенка на первом этапе высаживают на горшок одетым на несколько минут 1 раз в день, в одно и то же время. На это может уйти неделя. Недопустимо насильственно удерживать малыша на горшке. Следующий этап - высаживание ребенка без одежды. Только после этого можно высаживать ребенка тогда, когда он чаще всего совершает естественные отправления - утром после сна, после еды, перед сном, перед прогулкой и после нее.

Обучение проситься на горшок ночью откладывается до тех пор, пока ребенок не научится контролировать мочеиспускание и дефекацию в дневное время. К трем годам большинство детей уже полностью овладевают самостоятельными гигиеническими навыками. При подготовке к детскому саду ребенок должен научиться пользоваться унитазом - как дома, так и вне его. Первым шагом в этом направлении станет помещение горшка рядом с унитазом, чтобы ребенок «ходил в туалет». Затем можно использовать детское сиденье для унитаза, перед которым надо поставить скамеечку, чтобы ребенок мог самостоятельно на него забираться.

Приучая к опрятности, детям перед каждым кормлением моют руки. С полутора лет можно ожидать активного участия ребенка в мытье рук. Делается это поэтапно: вначале ребенка учат закатывать рукава одежды, затем подставлять руку под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой ладони, производить моющие, трущие движения. К двум годам ребенок должен сам мыть руки, пользоваться своим полотенцем.

Во время кормления детям нужно надевать клеенчатые нагрудники. После полутора лет ребенок должен научиться пользоваться салфетками.

Режим дня.

В связи с тем, что после рождения ребенок должен приспособиться к принципиально новым условиям существования в течение первого месяца жизни (период новорожденности), оптимальным является свободный режим дня, определяемый самим ребенком. Это относится к частоте кормлений, к чередованию сна и бодрствования. Обычно новорожденный спит около 21 час в день. Периоды активного бодрствования у него отсутствуют, он просыпается в основном, когда чувствует голод и ему дискомфортно, и, как правило, об этом он сигнализирует криком.

Начиная с первого месяца жизни, родители должны приучать ребенка к определенному режиму дня. Примерный режим дня приведен в табл. 1.

Таблица 1

Режим дня детей в возрасте от 1 мес до 1,5 лет

Возраст Ночной сон, час Дневной сон, час Бодрствование, час Число кормлений
1 мес

Суточный сон - 21

По требованию
3 мес 6-7
6 мес
9 мес
1 год 4 У 8 У 4-5
1,5 года 3 У 9 У

Основные положения для формирования режима дня:

 


 

1. Для организации определенного режима дня от родителей требуется много терпения, а иногда настойчивость и строгость.

2. Дети в основном легко привыкают к определенному режиму, однако время его выполнения весьма индивидуально, особенно это касается первых месяцев жизни.

3. Приученные к определенному режиму (даже неправильному) дети очень неохотно реагирует на его изменение.

4. С точки зрения физиологии нет никакой необходимости малышу засыпать на руках матери (укачивание). С самого раннего возраста следует мягко, терпеливо и в то же время весьма настойчиво приучать детей засыпать только в постели.

Чем меньше ребенок и энергичнее он растет, тем чаще меняют режим. Например, в группе детей грудного возраста режим меняют за год 4 раза, в средней группе - 2 раза.

Последовательность режимных моментов до 9-10 мес: кормление-бодрствование-сон (преобладает пищевая доминанта и ребенка пробуждает чувство голода). С 10 мес режим меняется: бодрствование-кормление-сон (преобладает ориентировочная доминанта, до

приема пищи утром и в обед ребенок бодрствует, после вечерних кормлений - засыпает).

Режим дня больных и физически ослабленных детей должен отличаться от режима для здоровых детей того же возраста. Поэтому у физически ослабленных детей сокращается длительность периода бодрствования и увеличивается время для отдыха и сна.

Прогулки. Летом новорожденных допустимо выносить на прогулку с первых дней после выписки из родильного дома. Сначала на 20-40 мин, затем время пребывания на свежем воздухе быстро увеличивается до 6-8 ч в день. Зимой в средней полосе России детей выносят на улицу в возрасте 2-3 недель на 15-20 мин, при условии, что температура воздуха не ниже -5°С, это время постепенно увеличивают до 1,5-2 ч два раза в день. Дети в возрасте от 1 до 3 мес. могут находиться на улице при Т не ниже -10° С. Старше 3 мес. - при Т не ниже -12° С, старше 6 мес - не ниже -15°С в безветренную погоду. Дети старше 1,5 лет должны гулять 2 раза в день по 2,5-3 часа при Т не ниже - 15-16° С.

У новорожденного терморегуляция несовершенна, и у него может наступить переохлаждение при пребывании в коляске. Поэтому до 1-1,5 мес., особенно в холодную погоду, желательно, чтобы ребенок на улице спал на руках у взрослого, и только после этого возраста - в коляске. При этом лицо ребенка должно быть открытым, но вокруг лица можно устроить «колодец» из ватного одеяла. Не следует излишне кутать ребенка. Летом на ребенке должно быть такое же количество одежды, что и на взрослом, зимой - на одно больше. Чтобы определить, не замерз ли малыш, надо потрогать носик, а не ручки, который должен быть теплым.

После одного года пребывание ребенка на свежем воздухе должно составлять не менее 3 часов. Во время прогулок все большее внимание следует уделять игровой деятельности. Летом детям до 3 лет не рекомендуется длительное время подвергаться прямым солнечным лучам и в солнечные дни желательно надевать головной убор.

Безопасность ребенка.

Каждый день в мире с тысячами детей происходят несчастные случаи. Часто дети получают травмы в знакомой обстановке, дома или во дворе. Характер травм меняется с возрастом. Так, младенец может упасть со стола, на котором его пеленают, подавиться куском пищи или мелким предметом. Дети дошкольного возраста часто падают, забираясь на что- нибудь высокое; обжигаются, дотрагиваясь до горячих предметов; получают отравления, пробуя на вкус доступные им предметы. Травмы детей дошкольного возраста связаны с играми на улице, бесконтрольным выходом на дорогу. Часто подобные несчастные случаи предотвратимы.

Психологи утверждают, что дети младшего возраста не в состоянии осознать угрожающую им опасность и запомнить предупреждения взрослых. В связи с этим обязанность оберегать детей от несчастных случаев лежит на взрослых. Первым делом нужно проверить безопасность помещения, в котором живет ребенок, обращая особое внимание на следующие моменты.

Книжные полки. Книжные полки и другие высокие предметы мебели нужно прикрепить к стене, чтобы они не упали, если ребенок на них залезет или повиснет.

Плита. Ручки сковород и кастрюль всегда должны быть обращены вовнутрь плиты. На дверце плиты должен быть замок или что-либо подобное. Для того чтобы ребенок не обжегся, можно установить щит или решетку на дверце плиты, которые не позволят ребенку дотронуться до горячей дверцы.

Электрические розетки и шнуры. Розетки, которые не используются, должны закрываться специальными крышками. Шнуры настольных ламп и электробытовых приборов нужно прикреплять к стенам или к мебели, чтобы ребенок не мог уронить прибор на себя, потянув его за шнур. Нельзя оставлять утюг на гладильной доске со свободно свисающим шнуром.

Горячая вода. Если есть возможность регулировать температуру горячей воды, то ее нужно сделать меньше 50° С, чтобы ребенок не ошпарился, открыв кран. Нельзя оставлять ребенка младшего возраста одного в ванне.

Лекарства и средства бытовой химии. Их нужно хранить в недосягаемом для ребенка запирающемся на замок шкафчике. Все средства должны быть в фабричной упаковке, чтобы их легко было распознать. При работе с химическими средствами за ними надо следить, а выходя из комнаты, обязательно убирать.

Опасные бытовые предметы. К ним можно отнести: ножи, ножницы, другие бытовые приборы, а также спички и полиэтиленовые пакеты; последние лучше хранить завязанными в узел, чтобы ребенок не мог надеть их на голову. Все эти предметы нужно хранить под замком или вне зоны досягаемости ребенка.

Игрушки. Нельзя давать бесконтрольно ребенку маленькие игрушки, а также игрушки, разбирающиеся на мелкие части, которые ребенок может засунуть в рот. Также надо избегать игрушек с твердыми углами и краями. Старших детей в семье нужно приучать убирать с пола все маленькие игрушки.

Лестница. Вверху и внизу лестницы должны быть барьеры высотой не менее 70 см.

Окна и балконные двери. Для безопасности на них должны быть задвижки и высоко расположенные цепочки или другие приспособления, не позволяющие ребенку открыть окно или балконную дверь или протиснуться в них, когда они открыты для проветривания.

Не менее важны требования к безопасности на улице. Дети старше 4 лет в основном получают травмы, играя на улице. Необходимо осмотреть места, где гуляет ребенок. Проверяя игровую площадку, надо обратить внимание на состояние качелей, каруселей, горок и других приспособлений: не рискованно ли ими пользоваться, мягкая ли поверхность под ними, на случай если ребенок упадет (должен быть рыхлый песок), и т.д. особого внимания заслуживают водоемы. Ребенок младшего возраста может утонуть на глубине всего несколько сантиметров. Психологи утверждают, что когда малыш ничком падает в воду, он перестает ощущать, где верх, а где низ, и просто не может встать на ноги. В связи с этим ребенка до 3-5-летнего возраста нельзя оставлять играть на улице без присмотра взрослых.

Самостоятельно переходить дорогу может ребенок только школьного возраста. Позволять ребенку ездить одному на велосипеде в оживленных местах можно не ранее 12 лет. Необходимо приучать ребенка во время езды на велосипеде, верховой езды, катания на роликах, на спортивных санях надевать шлем. Беречь ребенка нужно и во время поездок в автомобиле. Необходимо детей до 12 лет сажать в специальные сиденья безопасности и пристегивать их ремнями. Следует помнить, что сиденья для младенцев отличаются от сидений для детей до 3 лет и старше.

Наиболее частыми несчастными случаями являются:

- отравление - если ребенок выпил ядовитую жидкость, тщательно прополощите ему рот и дайте выпить 1-2 стакана воды или молока. Вызовите врача. При попадании химических веществ в глаза их нужно промывать большим количеством воды не менее 10 мин;

- ожоги - при небольших ожогах надо смочить обожженное место холодной (но не ледяной) водой в течение, как минимум, 20 мин. Если ожог размером больше ладони или пришелся на лицо, сустав, нижнюю часть живота или гениталии, а также в случае глубоких повреждений, ребенка должен лечить врач;

- инородное тела в дыхательных путях - нужно удалить его как можно скорее (техника описана в главе «Уход за детьми с заболеваниями дыхательной системы»).

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ:

1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА У РЕБЕНКА ПЕРВОГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ СОСТАВЛЯЕТ

1) 20 часов

2) 21 час

3) 22 часа

4) 23 часа

5) 24 часа

2. ВЛАЖНАЯ УБОРКА В ПОМЕЩЕНИИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ РЕБЕНОК ГРУДНОГО ВОЗРАСТА, ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ

1) Ежедневно

2) Через 1 день

3) 2 раза в неделю

4) 1 раз в неделю

3. ТУАЛЕТ НОСА ПРОВОДИТСЯ МЕТОДОМ ОЧИЩЕНИЯ НОСОВЫХ ХОДОВ

1) при помощи ватных жгутиков

2) с помощью палочек

3) путем закапывания растительного масла

4) путем промывания их слабым раствором марганцовки

4. ОБРАБОТКА ПОСЛЕ ДЕФЕКАЦИИ ДЕВОЧКИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА ПРОВОДИТСЯ С ПОМОЩЬЮ

1) обтирания влажной салфеткой

2) купания

3) обработки туалетной бумагой

4) подмывание от половых органов к анусу

5) подмывание от ануса к половым органам

5. В ВОЗРАСТЕ ДО 6 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНКА КУПАЮТ С ЧАСТОТОЙ

1) через день

2) 1 раз в день

3) 2 раза в день

4) 1 раз в неделю

5) 2 раза в неделю

6. ОБРАБОТКА ГЛАЗ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ ПРОВОДИТСЯ

1) промыванием в направлении от наружного угла глаза к переносице

2) умыванием проточной водой

3) промыванием в направлении от наружного угла к переносице отдельным тампоном для каждого глаза

4) промыванием в направлении от наружного угла к переносице одним тампоном для каждого глаза

7. В УГОЛОК РЕБЕНКА ВКЛЮЧАЕТСЯ

1) диван

2) стул

3) растения

4) кроватка

5) ковёр

8. ОДЕЖДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ДОЛЖНА БЫТЬ

1) из синтетических тканей

2) из хлопчатобумажных тканей

3) из шерстяных тканей

4) из смесовых тканей

5) на размер больше

9. РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ КОРМЯТ

1) по требованию

2) 6 раз в сутки

3) 5 раз в день

4) 4 раза в день

10. СТУЛ У РЕБЕНКА НА ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ

1) жидкий

2) оформленный

3) кашицеобразный

4) со слизью

5) с прожилками крови

Антропометрия

Взвешивание и изме



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.