Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третье изгнание Медичи. Лисицын Ф.В.



Третье изгнание Медичи

Лисицын Ф.В.

Закат эпохи итальянского Ренессанса в искусстве удивительно совпадает с закатом самостоятельной итальянской политики. Политико-экономические процессы отражаются в произведениях искусства, а художники, музыканты, архитекторы принимают прямое участие в политических событиях. Пожалуй, наилучшим образом это иллюстрируют история Флоренции и история флорентийской школы живописи.

Большая часть XV века – время спокойной и обдуманной мощи семейства Медичи, еще не диктаторов и не титулованных правителей города, а просто самой влиятельной семьи, и спокойная, уверенная живопись Гоццоли, Филиппо Липпи, Вероккьо, Учелло и других. Случаются кризисы, заговоры – один из них, заговор Пацци, став потрясением для молодого Сандро Боттичелли, был отмечен и рисунками молодого Леонардо да Винчи, с беспристрастностью репортера изобразившего повешенных заговорщиков – просто интересный объект для рисунка, господа, не более того. Конец века отмечен социальными потрясениями, мятежным духом Савонароллы, изгнанием Медичи – и мы видим сломленного пожилого Ботичелли, уничтожающего как «суету» часть своих работ. А в его картины проникает невероятная тоска и печаль по утраченному, сломленному, растоптанному. 

Бурные события восстановления республики и ярость красок карнавалов и таких же карнавальных произведений живописи. Вторая реставрация Медичи, произошедшая под властью Святого Престола и с помощью иностранных (испанских) войск, отмечается расцветом таланта Леонардо, Микеланджело, их учеников и последователей, талантом уже универсальным – не только живопись, не только портрет, не только изображение событий в красках. Но такой пик горения, борьбы сменился тягучим закатом. Живопись стала скорее декоративной и приятной глазу, чем говорящей с читателем, форма стала важнее содержания, красота победила осмысление. Маньеризм – с его изломанной, неверной линией, вымученными позами, сомнительным (часто преувеличенно эротическим) содержанием, вычурными фокусами с перспективой, цветом, композицией – также зародился во Флоренции, став завершением долгой истории флорентийской школы. Да и не только школы живописи, завершением работы многих поколений флорентийских гуманистов стали произведения одного Николо Макиавелли, которые, сжато по времени написания, всего за десяток-полтора лет прошли все этапы развития его родины – от времен просвещенного владычества «Крепкого правителя» («Государь») до печали о былых, и главное, невозвратимых временах в «Истории Флоренции».

Теперь мы перейдем непосредственно к роковым политическим пертурбациям, вызвавшим такие изменения на памяти всего двух поколений.

Ярость и воинственность Римского Папы Юлия II, чьим ближайшим соратником был кардинал Джованни Медичи, сменилась управлением Льва X (того самого кардинала Джованни), спокойным, взвешенным, в меру осторожным. Казалось, после бурных потрясений в политике, после первого этапа Итальянских войн, когда полностью презирая бессильных мелких итальянских властителей (неважно – принцев, тиранов или глав республик) две великие державы Франция и Испания оспаривали владение теми или иными местностями в Италии, наступило полное спокойствие и гармония.

Политическое урегулирование во Флоренции сопровождалось урегулированием отношений с основными противниками. Пожалуй, единственным недостатком нового Папы, почти спасшего Италию от подчинения иностранцам, была излишняя щедрость. Друг и покровитель художников, любитель роскоши и благодетель своей родни довел Святой Престол буквально до банкротства. Немыслимая щедрость за счет, казалось бы, бездонной казны Католической церкви привела к пониманию, что дно существует у любой бочки. Попытки пополнить казну любыми способами вызвали протест, причем значение его на первых порах было не понятым – после визита в Рим молодой монах августинец Мартин Лютер резко изменил свой образ мыслей, что кончилось началом Реформации в Европе. В разгар кризиса скоропостижно скончался и папа Лев X.

После короткого и бесцветного правления папы Адриана VI на папский престол избирается еще один Медичи – двоюродный брат папы Льва – Джулио Медичи (будучи кардиналом он играл при своем кузене Льве ту же роль, что Лев играл при папе Юлии – деятельного и умелого помощника). Сын убитого заговорщиками Джулиано Медичи и его любовницы, простой горожанки Фьоретты Горини (кстати, возможной натурщицы картины знаменитой «Весна» Сандро Ботичелли). Именно с избранием Джулио Папой, заканчивается история великих Медичи, шедших во главе исторических событий, и начинается история Медичи потерявших политическую самостоятельность и ставших игрушками партий и соперничающих группировок. Спокойствие осознанной силы времен Козимо, накал борений в предвидении кризисов будущего в последние годы Лоренцо Великолепного, расчетливость и угроза силой времен Джованни Медичи сменились пассивностью и страстью к «простым наслаждениям».  Не бороться, а искать покровителя, не сопротивляться, а плыть по течению, а лучше сбежать если что. Но при этом каждый день – это наш день, будем наслаждаться им всецело, а там хоть трава не расти.

Джулио Медичи принял при восшествии на папский престол имя Климента VII увы продемонстрировал, как часто очень хороший заместитель становится совершенно никудышным начальником, совершенно не готовым к вызовам времени. Хотя начало было весьма удачным как первоначально показалось Клименту – ему удалось добиться союза с французским королем в рамках которого было обеспечено преобладание семьи Медичи во Флоренции (правда из за скоропостижной смерти Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского, как говорили злые языки от сифилиса) власть в городе пришлось передать в руки двух несовершеннолетних родственников Папы. 

Но как часто бывает, за единичной удачей следует череда сплошных ошибок и потерь. Победоносный французский король проигрывает битву при Мариньяно (1525 г.), ту самую, по поводу которой он написал из испанского плена «все потеряно кроме чести» (честь он потеряет потом нарушив условия мирного договора). Папа Климент оказался один на один с императором Священной Римской Империи и одновременно испанским королем Карлом V. Ирония судьбы – армия католического монарха выступившая против Папы, союзника французов возглавлялась французским изгнанником коннетаблем Бурбоном, но в основном состояла из немецких наемников и ландскнехтов, среди которых сильны были уже лютеранские настроения. Имперские войска пошли на Рим.

О том, что случилось дальше, можно прочитать в мемуарах ювелира и скульптора Бенвенуто Челлини (сделав конечно поправку на, мягко говоря, склонность автора к преувеличениям): «Вечный город был осажден, выстрел со стены из аркебузы (Челлини, по своему обыкновению приписывает меткий выстрел себе) оборвал жизнь коннетабля и расстроенные потерей полководца солдаты штурмом взяли город, который толком не мог даже защищаться».

Погром и разграбление Рима 6 мая 1527 года стал знаковой датой, фактически окончания итальянского Ренессанса. Было убито, ранено и пленено более 60 000 человек (45 000 из которых были мирными гражданами Рима), только благодаря героизму швейцарских наемников Папа Климент сумел отступить в замок Святого Ангела, откуда бежал через подземный ход. Рим не смог восстановиться после этого погрома несколько десятилетий, а вот светская власть Пап Римских не восстановилась больше никогда.

А что же Флоренция? Узнав о падении Рима граждане Флоренции немедленно вспомнили про вольности Флорентийской республики. Не, то что бы власть Медичи была слишком уж тяжела и обременительна, но держать Медичи на престоле стало уже не модно.

Восставшие горожане практически бескровно захватили власть, вернули все республиканские институты власти, и победители немедленно перессорились между собой. Собственно и неудивительно – никакие политические пертурбации не решали экономических проблем. Все торговые связи в Италии были нарушены войнами, более дешевые английские сукна вытесняли с рынка продукцию флорентийских сукновалов, а банковская деятельность была подорвана хлынувшим из новооткрытой Америки потоком драгоценных металлов, вызвавших жестокую инфляцию. Последняя Флорентийская республика продержалась менее пяти лет. Не помогли и новейшие оборонительные сооружения, спроектированные Микеланджелло (который был и превосходный военный инженер), народное ополчение и набранные на последние деньги отряды наемников.

После героической обороны в 1531 году город пал под натиском испанских войск, внук Лоренцо Великолепного Алессандро стал сначала генерал-капитаном республики, а потом в 1532 году было создано Флорентийское герцогство, ставшее затем Тосканским. Времена свободной и независимой Флоренции окончились навсегда.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.