|
|||
Примечания ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 {152} Примечания [i] См.: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 161 – 165. [ii] Там же. С. 161, 162. [iii] Там же. С. 165. [iv] См.: Русский модерн // Театр. 1993. № 5. [v] См.: Горфункель Е. Примерка: Тезисы о русском театральном модерне // Там же. С. 3 – 12. [vi] Зоркая Н. Искусство кино — дитя модерна // Там же. С. 149. [vii] Мейерхольд В. Э. Русские драматурги: (Опыт классификации, с приложением схемы развития русской драмы) // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 188. [viii] Богомолов Н. На грани быта и бытия // Театр. 1993. № 5. С. 161. [ix] Бачелис Т. Линии модерна и «Пизанелла» Мейерхольда // Там же. С. 66. [x] Левинсон А. «Пизанелла, или Душистая смерть»: (Письмо из Парижа) // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918. СПб., 1997. С. 277. [xi] Там же. [xii] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 7/20 июня 1913 г. Париж // Мейерхольд В. Э. Переписка: 1896 – 1939. М., 1976. С. 156. [xiii] См.: Бачелис Т. Указ. соч. С. 64. [xiv] Там же. С. 63. [xv] Там же. С. 64. [xvi] Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. С. 256. [xvii] Смирина А. Мольер — Мейерхольд — модерн: Спектакль и стиль // Театр. 1993. № 5. С. 52. [xviii] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М., 1922. С. 16. [xix] Там же. С. 16 – 17. [xx] Смирина А. Указ. соч. С. 53. [xxi] Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1988. Т. 30. Кн. 1. Письма. С. 192. [xxii] Мейерхольд В. Э. О постановке «Цезаря и Клеопатры» на сцене Нового драматического театра: (Рецензия) // Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 202, 204. [xxiii] Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 270. [xxiv] Левинсон А. Вс. Мейерхольд. «О театре». СПб.: Тов‑во «Просвещение», 1913 // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 387. [xxv] Гладков А. К. Указ. соч. Т. 2. С. 274. [xxvi] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 212. [xxvii] Гладков А. К. Указ. соч. Т. 2. С. 342. [xxviii] {153} Алперс Б. В. О Мейерхольде // Алперс Б. В. Искания новой сцены. М., 1985. С. 285 – 286. [xxix] Алперс В. В. Из дневников. 1912 – 1916 // Мейерхольд и другие: Документы и материалы. М., 2000. Вып. 2. С. 295. [xxx] Письмо не сохранилось. Датировано маем 1911 года. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 2. С. 180. [xxxi] Там же. С. 181. [xxxii] Бердяев Н. «Ивановские среды» // Русская литература XX века. М., 1916. Т. 3. С. 98. [xxxiii] Цит. по: Розанов В. Pro и contra. Антология: В 2 ч. СПб., 1995. Т. 1. С. 251. [xxxiv] Иванов В. Зодчий // Иванов В. Собр. соч. Брюссель, 1974. Т. 2. С. 380. [xxxv] Белый А. Театр и современная драма (1908) // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 159. [xxxvi] Там же. С. 157. [xxxvii] Белый А. Почему я стал символистом и почему я не переставал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 437. [xxxviii] Там же. С. 443. [xxxix] Там же. С. 443 – 444. [xl] Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 154. [xli] Иванов В. О границах искусства // Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. С. 213. [xlii] См.: Иванов В. Cor ardens // Иванов В. Собр. соч. Т. 2. С. 342 – 343. [xliii] Иванов В. Мысли о символизме // Иванов В. Родное и вселенское. С. 196. [xliv] Гете И.‑В. Извещение Гете о печатании «Западно-восточного дивана» в «Моргенблатт» // Гете И.‑В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1980. Т. 10. С. 318. [xlv] Гете И.‑В. Раскрытие тайны // Гете И.‑В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1975. Т. 1. С. 337. [xlvi] См.: Кузмин М. Избранные произведения. М., 1990. С. 129 – 139. [xlvii] См.: Иванов В. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В. Родное и вселенское. С. 282 – 311. [xlviii] Голосовкер Я. Э. Эмпедокл из Агригента — философ V века эры язычества (до Р. Х.) // Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла. Трагедия / Предисл. А. В. Луначарского, пер. Я. Голосовкера. М.; Л., 1931. С. 116. [xlix] Иванов В. Гете на рубеже двух столетий // Иванов В. Родное и вселенское. С. 248. [l] Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 1973. С. 280. [li] Бердяев Н. А. Самопознание. С. 154. [lii] См.: Платон. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 130 – 143. [liii] Берковский Н. Я. Указ. соч. С. 263. [liv] Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и художественная литература XIX – XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 310. [lv] Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше: Жизнеописание / Пер. с фр. А. И. Ильинского. М., 1991. С. 15. (Репринт. изд. 1911 года). [lvi] {154} Богомолов Н. А., Малмстад Д. Э. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М., 1996. С. 109. [lvii] Зноско-Боровский Е. О творчестве М. Кузмина // Аполлон. 1917. № 4/5. С. 29. [lviii] Там же. [lix] Иванов В. Дневник 1906 г. // Иванов В. Собр. соч. Т. 2. С. 752. [lx] Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи, речи, беседы, письма: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 137. [lxi] Иванов В. Кризис индивидуализма // Иванов В. Родное и вселенское. С. 24. [lxii] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 69. [lxiii] Там же. С. 107. [lxiv] Ауслендер С. Мои портреты: Мейерхольд // Театр и музыка. 1923. № 1. С. 429. [lxv] Кузмин М. Форель разбивает лед: Стихи 1925 – 1928 // Кузмин М. Избранные произведения. С. 283. [lxvi] Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 2. С. 236 – 237. [lxvii] Кузмин М. Воспоминания о Сапунове // Н. Сапунов: Стихи, воспоминания, характеристики. М., 1916. С. 51. [lxviii] Бердяев Н. А. Самопознание. С. 190. [lxix] Там же. С. 191. [lxx] См.: Алпатов М. В., Гунст Е. А. Н. Н. Сапунов. М., 1965. С. 37 – 38. [lxxi] Гладков А. К. Пять лет с Мейерхольдом: Воспоминания и размышления // Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 60. [lxxii] Там же. С. 60 – 61. [lxxiii] Там же. С. 92. [lxxiv] Там же. С. 93. [lxxv] Там же. С. 339. [lxxvi] Уайльд О. Портрет Дориана Грея // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960. Т. 1. С. 82. [lxxvii] Там же. С. 49. [lxxviii] Страницы экрана. «Портрет Дориана Грея» // Театральная газета. 1915. № 45. С. 14. [lxxix] Вермель С. Искусство кинематографии: К инсценировке «Портрета Дориана Грея» // Искусство. 1917. № 1 – 2 (6 – 7). С. 31. [lxxx] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 398. [lxxxi] Юткевич С. В. Э. Мейерхольд и теория кинорежиссуры // Искусство кино. 1975. № 8. С. 75. [lxxxii] Мейерхольд В. Э. (Из записей) (1911?) // Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 1. С. 300. См.: Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994. С. 25. (У Муратова отсутствует «и».) [lxxxiii] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 390. [lxxxiv] Письмо не сохранилось. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 231. [lxxxv] Там же. Т. 2. С. 235. [lxxxvi] Гладков А. К. Указ. соч. Т. 2. С. 337. [lxxxvii] Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. С. 303. [lxxxviii] Мейерхольд В. Э. Из замечаний на репетиции («Бориса Годунова»). 16 нояб. — 10 дек. 1936 года (В стенограф. записи) // Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 2. С. 386, 387. [lxxxix] {155} Ахматова А. А. Поэма без героя: Триптих (1940 – 1982) // Ахматова А. А. Стихи и проза. Л., 1976. С. 438. [xc] Там же. С. 445. [xci] Гофман Э.‑Т.‑А. Приключение в ночь под Новый год // Гофман Э.‑Т.‑А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 1. С. 281. [xcii] Там же. С. 300. [xciii] Кузмин М. Зеленая птичка // Кузмин М. Избранные произведения. С. 265. [xciv] Гофман Э.‑Т.‑А. Указ. соч. С. 281. [xcv] Соловьев В. С. Ю. Судейкин // Аполлон. 1917. № 12. С. 29. [xcvi] Речь комиссара по нар<одному> просвещению А. В. Луначарского на открытии школы Русской драмы 19 окт. 1918 г. // Бирюч петроградских государственных театров. 1918. № 1. С. 39. [xcvii] Евреинов Н. Н. Театр как таковой // Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.; СПб., 2002. С. 34, 38. [xcviii] Бердяев Н. А. Самопознание. С. 145, 225. [xcix] Там же. С. 230. [c] Там же. [ci] Там же. С. 231. [cii] См.: Марков П. А. История моего театрального современника: Главы неоконченной книги // Марков П. А. Книга воспоминаний. М., 1983. С. 101. [ciii] Гершензон М. О. Письма к Льву Шестову: 1920 – 1925 / Публ. А. д’Амелиа и В. Аллоя // Минувшее: Истор. альманах. М., 1992. Т. 6. С. 263. [civ] Цит. по: Мокульский С. Петроградские театры от февраля к Октябрю // История Советского театра. Л., 1933. Т. 1. С. 16. [cv] Там же. [cvi] См.: Театр и искусство. 1917. № 31. [cvii] Цит. по: Мокульский С. Указ. соч. С. 58. [cviii] Гладков А. К. Указ. соч. Т. 2. С. 14 – 15. [cix] Там же. С. 16. [cx] Цит. по: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 223. [cxi] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 461. [cxii] Цит. по: Там же. С. 462. [cxiii] Там же. [cxiv] Мацкин А. Мейерхольд: путь к революции // Мацкин А. Портреты и наблюдения. М., 1973. С. 179. [cxv] Там же. [cxvi] Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. С. 248. [cxvii] Там же. С. 101, 104. [cxviii] Там же. С. 104. [cxix] Там же. С. 104 – 105. [cxx] Панкратова Е. [От автора-составителя] // Театральный портрет конца XIX – начала XX века: Альбом. Л., 1972. С. 177. [cxxi] {156} Комиссаржевский Ф. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской в С.‑Петербурге и его гастрольные спектакли в Москве: (1904 – 1909 гг.) // Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской / Под. ред. Е. П. Карпова. СПб., 1911. С. 155. [cxxii] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 2 марта 1906 г. Тифлис // Мейерхольд В. Э. Переписка: 1896 – 1939. М., 1976. С. 64. [cxxiii] Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Л., 1971. С. 86. [cxxiv] См.: Рудницкий К. В Театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1976. С. 175 – 176. Имеется в виду рецензия Э. А. Старка на постановку в Театре на Офицерской «Трагедии любви» Г. Гейберга (Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 10 янв.). [cxxv] Зигфрид [Старк Э. А.] Эскизы // Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 10 янв. [cxxvi] Кугель А. Р. Комиссаржевская // Кугель А. Р. Театральные портреты. Л., 1967. С. 168. [cxxvii] Гнедич П. П. Книга жизни: Воспоминания. Л., 1929. С. 263. [cxxviii] Вульф П. В старом и новом театре. Цит. по: О Комиссаржевской. Забытое и новое. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1965. С. 216. [cxxix] Там же. [cxxx] Кухта Е. А. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX века. Вып. I. СПб., 1992. С. 40. [cxxxi] Там же. [cxxxii] Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. С. 121 – 122. [cxxxiii] Там же. С. 121. [cxxxiv] Сидень. «Огни Ивановой ночи» // Приднепровский край. 1902. 11 окт. Цит. по: Там же. С. 76. [cxxxv] Веригина В. П. Воспоминания. Л., 1974. С. 64. [cxxxvi] Суворин А. С. Театр и музыка // Новое время. 1899. 20 февр. Цит. по: Кухта Е. А. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX века. Вып. I. С. 39. [cxxxvii] Веригина В. П. Указ. соч. С. 84 – 85. [cxxxviii] Блок А. Вера Федоровна Комиссаржевская // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 416. [cxxxix] Блок А. Памяти В. Ф. Комиссаржевской // Там же. С. 418. [cxl] Беляев Ю. Апофеоз Комиссаржевской // Галерея сценических деятелей. Т. I. [Б. г.] С. 52. [cxli] См.: Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. С. 60. [cxlii] Цит. по: Там же. С. 121. [cxliii] Цит. по: Там же. С. 37. [cxliv] Кухта Е. А. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX века. Вып. I. С. 23. [cxlv] Степун Ф. А. В. Ф. Комиссаржевская и М. Н. Ермолова // Студия. 1912. № 16. С. 2. [cxlvi] Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. С. 177. [cxlvii] См.: Белый А. Символический театр: По поводу гастролей Комиссаржевской // Утро России. 1907. 28 сент. Привод по.: Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918. М., 1997. С. 135 – 142. [cxlviii] {157} Цит. по: Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. С. 187. [cxlix] Туркин Н. В. Комиссаржевская в жизни и на сцене. Цит. по: О Комиссаржевской. Забытое и новое. С. 240. [cl] Гладков А. К. Пять лет с Мейерхольдом: Мейерхольд говорит // Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 325. [cli] Цит. по: Дий Одинокий [Туркин Н. В.] Комиссаржевская в жизни и на сцене. М., 1910. С. 10. [clii] См.: Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. С. 19. [cliii] Гладков А. К. Указ. соч. С. 325. [cliv] Там же. [clv] Там же. С. 325, 326. [clvi] Кугель А. Р. Комиссаржевская // Кугель А. Р. Театральные портреты. С. 168. [clvii] Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. С. 170. [clviii] Кугель А. Р. Комиссаржевская // Кугель А. Р. Театральные портреты. С. 166. [clix] Блок А. Памяти В. Ф. Комиссаржевской // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 420. [clx] Волков Н. Александр Блок и театр. М., 1926. С. 8. [clxi] См.: Родэ A. Dr. Phil. Гауптман и Ницше: К объяснению «Потонувшего колокола». М., 1902. (Пер. В. Э. Мейерхольда и А. М. Ремизова). Перепеч.: Мейерхольд В. Э. Наследие. I. М., 1998. С. 659 – 669. [clxii] Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976. С. 154. [clxiii] Бенуа А. Художественные письма: Постановка «Орфея» // Речь. 1911. 30 дек. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 244. [clxiv] Волков Н. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 1. С. 245 – 246. [clxv] См.: Беляев Ю. О Комиссаржевской // Новое время. 1906. 29 нояб. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 78. [clxvi] Веригина В. П. Указ. соч. С. 79. [clxvii] См.: Гуревич Л. Александринский театр. «У царских врат» Кнута Гамсуна // Слово. 1908. 2 окт.; Гуревич Л. «У врат царства» Кнута Гамсуна. Театр Комиссаржевской // Слово. 1908. 4 окт. [clxviii] К. Д. Чичагов — В. Э. Мейерхольду. 1908. 28 сент. // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 117. [clxix] Беляев Ю. «У царских врат» // Новое время. 1908. 2 окт. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 172. [clxx] Гуревич Л. «У врат царства» Кнута Гамсуна. Театр Комиссаржевской // Слово. 1908. 4 окт. [clxxi] Там же. [clxxii] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 29. [clxxiii] Осипов И. [Абельсон И. О.] Александринский театр. «У царских врат» К. Гамсуна в постановке В. Э. Мейерхольда // Обозрение театров. 1908. 3 окт. [clxxiv] Гуревич Л. Александринский театр. «У царских врат» Кнута Гамсуна // Слово. 1908. 2 окт. [clxxv] Волков Н. Мейерхольд. Т. 2. С. 26. [clxxvi] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 155. [clxxvii] Там же. С. 144. [clxxviii] См.: Мейерхольд В. Э. Max Reinhardt (Berliner Kammerspiele) (1907) // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 186. [clxxix] Ремизов А. Товарищество Новой драмы: Письмо из Херсона // Весы. 1904. № 4. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 34. [clxxx] Там же. [clxxxi] {158} См.: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 39 – 40. [clxxxii] Ремизов А. Указ. соч. С. 36. [clxxxiii] См.: [Без подписи]. Городской театр // Юг. 1903. 19 дек. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 32 – 33. [clxxxiv] Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 41. [clxxxv] Там же. [clxxxvi] СТ. Вместо рецензии. «Снег», или бумага все терпит // Тифлисский листок. 1904. 5 окт. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 40. [clxxxvii] Ремизов А. Указ. соч. С. 36. [clxxxviii] Пшибышевский Ст. «Золотое руно»: Пер. с польского Эрве // Приложение к журналу «Театр и искусство». 1902. № 2. С. 4, 10. [clxxxix] Ремизов А. Указ. соч. С. 36. [cxc] Там же. С. 35. [cxci] Волков Н. Указ соч. Т. 1. С. 173. [cxcii] См.: «Вечер “Нового искусства”». Режиссерские заметки. Май 1903 // Мейерхольд В. Э. Наследие. I. С. 648 – 651. [cxciii] Мейерхольд В. Э. Примечания к списку режиссерских работ // Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 244. [cxciv] Азов Влад. [Ашкинази В. А.] Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской: «Гедда Габлер» // Мейерхольд в русской театральной критике. М., 1997. С. 63. [cxcv] Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. № 47. Привод. по: Там же. С. 71. [cxcvi] Ф. Ф. Комиссаржевский — В. Э. Мейерхольду / Между 7 – 10 сент. 1906 г. Петербург // Мейерхольд В. Э. Переписка: 1896 – 1939. М., 1976. С. 70. [cxcvii] Там же. [cxcviii] Ярцев П. О старом и новом театре. Стилизация: «Гедда Габлер» на сцене Петербургского Драматического театра //Мейерхольд в русской театральной критике. С. 127. [cxcix] Там же. С. 128. [cc] Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. С. 249. [cci] Кугель А. Театральные заметки // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 70. [ccii] Там же. [cciii] Азов Влад. [Ашкинази В. А.] Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской: «Гедда Габлер» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 62 – 63. [cciv] Сарабьянов Д. В. Указ. соч. С. 251. [ccv] Там же. С. 253. [ccvi] Там же. С. 255. [ccvii] См.: Кугель А. Театральные заметки // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 70. [ccviii] См.: Беляев Ю. О Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 78 – 79. [ccix] Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи, речи, письма, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 109. [ccx] {159} Мейерхольд В. Э. Примечания к списку режиссерских работ // Там же. С. 239. [ccxi] Ярцев П. О старом и новом театре. Стилизация: «Гедда Габлер» на сцене Петербургского Драматического театра //Мейерхольд в русской театральной критике. С. 125. [ccxii] Там же. С. 126. [ccxiii] Там же. С. 127. [ccxiv] Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977. С. 238. Цит. по: Сарабьянов Д. В. Указ соч. С. 212. [ccxv] Cruenter R. Yugendstilinder Literatur. Heidelberg, 1976. S. 21. Цит. по: Там же. С. 216. [ccxvi] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 9 сент. 1906 г. Ковно // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 74. [ccxvii] Там же. [ccxviii] Доклад не сохранился. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 338 – 339. [ccxix] Н. Н. Сапунов — В. Э. Мейерхольду. 16 авг. 1906 г. Москва // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 70. [ccxx] Ярцев П. О старом и новом театре. Стилизация: «Гедда Габлер» на сцене Петербургского Драматического театра //Мейерхольд в русской театральной критике. С. 128. [ccxxi] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 320. [ccxxii] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 4 апреля 1907 г. Берлин // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 85. [ccxxiii] Зигфрид [Старк Э. А.] Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 428. [ccxxiv] Азов Влад. [Ашкинази В. А.] Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской: «Гедда Габлер» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 63. [ccxxv] Зигфрид [Старк Э. А.] Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 428. [ccxxvi] См.: Ч. [Г. И. Чулков] Театр В. Ф. Комиссаржевской: «Гедда Габлер» Ибсена // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 65. [ccxxvii] Беляев Ю. О Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 78. [ccxxviii] Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М., 1922. С. 12 – 13. [ccxxix] См.: Кухта Е. А. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX в. Вып. 1. С. 37 – 38. [ccxxx] Там же. С. 51. [ccxxxi] Кугель А. Р. Мейерхольд // Кугель А. Р. Профили театра. М., 1929. С. 85. [ccxxxii] [Изложение выступления Мейерхольда на вечере Литературно-художественного общества при историко-филологическом факультете] // Речь. 1906. 10 дек. [ccxxxiii] Степун Ф. А. В. Ф. Комиссаржевская и М. Н. Ермолова // Студия. 1912. № 16. С. 2. [ccxxxiv] Кухта Е. А. Кухта Е. А. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX в. Вып. 1. С. 50. [ccxxxv] Там же. Е. А. Кухта цитирует рецензию Смоленского [Измайлова А. А.] Около рампы: Голубые волосы г‑жи Комиссаржевской (см.: Биржевые ведомости. Веч. вып. 1906. 11 нояб.). [ccxxxvi] {160} См.: Гладков А. К. Указ. соч. Т. 2. С. 325. [ccxxxvii] С. Я. Гастроли В. Ф. Комиссаржевской: «Огни Ивановой ночи» // Русское слово. 1909. 16 сент. С. 6. Цит. по: Кухта Е. А. Указ. соч. С. 58. [ccxxxviii] Ч. [Г. И. Чулков] Театр В. Ф. Комиссаржевской: «Гедда Габлер» Ибсена // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 66. [ccxxxix] Цит. по: Кухта Е. А. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX в. Вып. 1. С. 50. [ccxl] Беляев Ю. О Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 79. [ccxli] Там же. С. 78. [ccxlii] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 16 сент. 1906 г. Смоленск // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 77. [ccxliii] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 18 сент. 1906 г. Витебск // Там же. [ccxliv] Кугель А. Театральные заметки // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 69. [ccxlv] Азов Влад. [Ашкинази В. А.] Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской: «Гедда Габлер» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 63. [ccxlvi] Ярцев П. О старом и новом театре. Стилизация: «Гедда Габлер» на сцене Петербургского Драматического театра //Мейерхольд в русской театральной критике. С. 127. [ccxlvii] Там же. С. 129. [ccxlviii] Там же. [ccxlix] Там же. С. 126. [ccl] Там же. С. 129 – 130. [ccli] Там же. С. 130. [cclii] См.: Беляев Ю. О Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 79. [ccliii] М. Метерлинк. «Сестра Беатриса». Премьера 22 ноября 1906 г. [ccliv] См.: Кухта Е. А. В. Ф. Комиссаржевская // Русское актерское искусство XX века. Вып. I. С. 52. [cclv] Воротников А. Театр Комиссаржевской в Москве: Впечатления // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 133. [cclvi] Белый А. Символический театр: По поводу гастролей Комиссаржевской // Там же. С. 141. [cclvii] Пшибышевский Ст. «Вечная сказка». Драматическая поэма. Единственный разрешенный автором перевод Е. Тороповского. М., 1907. С. 11. [cclviii] Белый А. Символический театр: По поводу гастролей Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 141. [cclix] Беляев Ю. «Вечная сказка» // Новое время. 1906. 5 дек. [cclx] Воротников А. Указ. соч. С. 134. [cclxi] См.: Рыбакова Ю. Комиссаржевская. Л., 1971. С. 157. [cclxii] Пшибышевский Ст. «Вечная сказка». С. 51. [cclxiii] {161} Беляев Ю. «Вечная сказка» // Новое время. 1906. 5 дек. [cclxiv] См.: Луначарский А. Об искусстве и революции // Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1967. Т. 7. С. 150 – 152. [cclxv] Чуковский К. Петербургские театры // Золотое руно. 1907. № 2. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 102, 103. [cclxvi] Беляев Ю. «Вечная сказка» // Новое время. 1906. 5 дек. [cclxvii] Ч. [Чулков Г. И] «Вечная сказка» // Товарищ. 1906. 6 дек. [cclxviii] Там же. [cclxix] См.: Луначарский А. Указ. соч. С. 137 – 142. [cclxx] Чуковский К. Петербургские театры // Золотое руно. 1907. № 2. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 101. [cclxxi] Коленда В. Моя работа как художника в театре В. Ф. Комиссаржевской // Театр. 1994. № 7 – 8. С. 109. [cclxxii] Белый А. Символический театр: По поводу гастролей Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 141. [cclxxiii] Смоленский [Измайлов А. А.] Драматический театр. «Комедия любви» Г. Ибсена // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 111. [cclxxiv] Мейерхольд В: Э. Примечания к списку режиссерских работ // Мейерхольд В. Э. Статьи, речи, письма, беседы. Т. 1. С. 245. [cclxxv] Там же. [cclxxvi] Там же. С. 247. [cclxxvii] Коленда В. Указ. соч. С. 106. [cclxxviii] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Вечная сказка» // Речь. 1906. 6 дек. [cclxxix] Ярцев П. Спектакли Петербургского драматического театра («Сестра Беатриса» и «Чудо святого Антония» М. Метерлинка; «Вечная сказка» Пшибышевского и «Балаганчик» Блока) // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 144. [cclxxx] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Вечная сказка» // Речь. 1906. 6 дек. См. также: Пшибышевский Ст. Указ. соч. С. 15. [cclxxxi] Там же. [cclxxxii] Беляев Ю. «Вечная сказка» // Новое время. 1906. 5 дек. [cclxxxiii] Мейерхольд В: Э. Примечания к списку режиссерских работ // Мейерхольд В. Э. Статьи, речи, письма, беседы. Т. 1. С. 247. [cclxxxiv] Ярцев П. Спектакли Петербургского драматического театра («Сестра Беатриса» и «Чудо святого Антония» М. Метерлинка; «Вечная сказка» Пшибышевского и «Балаганчик» Блока) // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 145. [cclxxxv] Рыбакова Ю. Указ. соч. С. 157. [cclxxxvi] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Вечная сказка» // Речь. 1906. 6 дек. [cclxxxvii] Цит. по: Мейерхольд В: Э. Примечания к списку режиссерских работ // Мейерхольд В. Э. Статьи, речи, письма, беседы. Т. 1. С. 247. [cclxxxviii] Беляев Ю. «Вечная сказка» // Новое время. 1906. 5 дек. [cclxxxix] Там же. [ccxc] Премьера 30 декабря 1906 г. [ccxci] Цит. по: Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 177. [ccxcii] {162} Ф. Ф. Комиссаржевский — В. Э. Мейерхольду. 5 мая 1907 г. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 309 – 310. [ccxciii] Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 174. [ccxciv] Кугель А. Чудеса на сцене // Русь. 1907. 10 янв. [ccxcv] Там же. [ccxcvi] Чулков Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды». Драматическое стихотворение в 3‑х действиях Гуго фон Гофмансталя, пер. О. Н. Чюминой // Товарищ. 1907. 13 февр. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 113. [ccxcvii] Там же. [ccxcviii] Цит. по: Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 179. [ccxcix] См.: Гофмансталь Г. Драмы. Смерть Тициана. Безумец и смерть. Женщина в окне. Свадьба Зобеиды. Авантюрист и певица / Пер. Сергея Орловского. М., 1906. В театре на Офицерской «Свадьба Зобеиды» шла в переводе О. Н. Чюминой. [ccc] Чуковский К. Петербургские театры // Золотое руно. 1907. № 2. Привод. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 104. [ccci] А. А. Блок — В. Э. Мейерхольду. 22 декабря 1906. [Петербург] // Блок А. А. Собр. соч. Т. 8. С. 170. [cccii] Чулков Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды». Драматическое стихотворение в 3‑х действиях Гуго фон Гофмансталя, пер. О. Н. Чюминой // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 112, 113. [ccciii] Там же. С. 112 – 113. [ccciv] См.: Ю. К. Балтрушайтис — В. Э. Мейерхольду. 28 июня / 11 июля 1905 г. Римини // Мейерхольд В. Э. Переписка. М., 1976. С. 53; В. Э. Мейерхольд — К. С. Станиславскому. 13 июля 1905. Пушкино // Там же. С. 54. [cccv] См.: В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд. 7 марта 1908 г. Минск // Там же. С. 111. См. также: Веригина В. П. Воспоминания. С. 145. [cccvi] Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. С. 41. [cccvii] Там же. [cccviii] Цит. по: Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 181. [cccix] Гофмансталь Г. Указ. соч. С. 62. [cccx] Там же. С. 65. [cccxi] Цит. по: Несколько слов о поэте // Там же. С. XVI. [cccxii] Цит. по: Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 179. [cccxiii] Коленда В. Указ. соч. С. 107. [cccxiv] Там же. [cccxv] Премьера 13 ноября 1906 г. [cccxvi] Сарабьянов Д. В. Указ. соч. С. 245. [cccxvii] Цит. по: Несколько слов о поэте // Гофмансталь Г. Указ. соч. С. X. [cccxviii] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 310. [cccxix] Конради П. Драматический театр. «Свадьба Зобеиды», драматическое стихотворение {163} в 3‑х действиях Гуго фон Гофмансталя, пер. О. Н. Чюминой // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 116. [cccxx] Там же. [cccxxi] Там же. С. 115. [cccxxii] Чулков Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды». Драматическое стихотворение в 3‑х действиях Гуго фон Гофмансталя, пер. О. Н. Чюминой // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 114. [cccxxiii] Гофмансталь Г. Указ. соч. С. 80. [cccxxiv] Конради П. Указ. соч. С. 116. [cccxxv] Там же. [cccxxvi] Там же. [cccxxvii] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 321. [cccxxviii] Цит по: Там же. С. 284; См. также: Рудницкий К. Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 182. [cccxxix] Гофмансталь Г. Указ. соч. С. 66. [cccxxx] Комментарии: Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской / Сост. Е. А. Кухта // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 439. [cccxxxi] Конради П. Указ. соч. С. 116. [cccxxxii] Гофмансталь Г. Указ. соч. С. 66. [cccxxxiii] Чулков Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды». Драматическое стихотворение в 3‑х действиях Гуго фон Гофмансталя, пер. О. Н. Чюминой // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 113 – 114. [cccxxxiv] Несколько слов о поэте // Гофмансталь Г. Указ. соч. С. XI. [cccxxxv] Чулков Г. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды». Драматическое стихотворение в 3‑х действиях Гуго фон Гофмансталя, пер. О. Н. Чюминой // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 114. [cccxxxvi] Винтерштейн Э. Моя жизнь и мое время. Л., 1968. С. 330. [cccxxxvii] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 293. [cccxxxviii] Перевод Г. Федера под редакцией Ф. К. Сологуба. [cccxxxix] В. Ф. Комиссаржевская — В. Э. Мейерхольду. Июль 1907. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 320. [cccxl] В. Я. Брюсов — В. Э. Мейерхольду. 14 окт. 1907 г. Москва // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 106. [cccxli] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 326. [cccxlii] Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 190. [cccxliii] Цит. по: Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. С. 58. [cccxliv] Кугель А. Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1899. № 10. С. 210. [cccxlv] Наши артистки: Вып. 1. В. Ф. Комиссаржевская. Критический этюд Ю. Беляева. СПб., 1899. С. 12. [cccxlvi] Сарабьянов Д. В. Указ. соч. С. 171; 173. [cccxlvii] {164} Там же. С. 173. [cccxlviii] Там же. [cccxlix] Цит. по: Бояджиева Л. Рейнхардт. Л., 1987. С. 86. [cccl] Баб Ю. Путь к драме. III. Стиль немецкой драмы // Театр и искусство. 1907. № 14. С. 232. [cccli] См.: В. Э. Мейерхольд — Ф. Ф. Комиссаржевскому. [Апрель 1907] // Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 308; В. Э. Мейерхольд — Ф. Ф. Комиссаржевскому. 22 мая 1907 г. Куоккала // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 97. [ccclii] Чулков Г. «Пробуждение весны» // Товарищ. 1907. 18 сент. [cccliii] Ауслендер С. Из Петербурга // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 149, 150. [cccliv] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 332. [ccclv] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Пробуждение весны» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 152. [ccclvi] Блок А. «Пробуждение весны» // Блок А. Собр. соч. Т. 5. С. 194. [ccclvii] Блок А. О драме // Там же. С. 165, 168. [ccclviii] Блок А. «Пробуждение весны» // Там же. С. 195. [ccclix] Там же. [ccclx] Кугель А. Из берлинских впечатлений // Театр и искусство. 1907. № 33. С. 538. [ccclxi] Там же. [ccclxii] Кугель А. «Пробуждение весны» // Речь. 1907. 18 сент. [ccclxiii] Кугель А. Из берлинских впечатлений // Театр и искусство. 1907. № 33. С. 539. [ccclxiv] Там же. [ccclxv] Там же. [ccclxvi] Эфрос Н. Ведекинд у Корша: (Письмо из Москвы) // Театр и искусство. 1907. № 40. С. 649. [ccclxvii] Ауслендер С. Из Петербурга // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 151. [ccclxviii] Ведекинд Ф. Пробуждение весны. Детская трагедия. [В 3 д.] / Пер. Федера под ред. Ф. Сологуба. Пб. [Б. г.]. С. 196. [ccclxix] Там же. С. 176 – 177. [ccclxx] Блок А. «Пробуждение весны» // Блок А. Собр. соч. Т. 5. С. 195. [ccclxxi] Норвежский О. Франк Ведекинд: (Силуэт) // Театр и искусство. 1907. № 45. С. 742. [ccclxxii] Цит. по: Ситковецкая М. В. Э. Мейерхольд до Октября // Встречи с прошлым. М., 1970. С. 321 – 322. [ccclxxiii] В. Э. Мейерхольд — О. М. Мейерхольд [Февр. 1906]. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 223 – 224. [ccclxxiv] Л. Н. Андреев — М. П. Неведомскому. Цит. по: Андреев Л. Собр. соч.: В 6 т. М., 1990. Т. 2. С. 511. [ccclxxv] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 229. [ccclxxvi] См.: Мейерхольд В. Э. Наследие. Т. 1. С. 30. [ccclxxvii] Мейерхольд перевел еще две пьесы Г. Гауптмана («До восхода солнца» и «Коллега {165} Крамптон» — последнюю в сотрудничестве с Э. Э. Матерном), «Акробаты» Ф. Шентана (в сотрудничестве с Н. А. Буткевич) и японскую трагедию «Теракойю». См.: Там же. [ccclxxviii] «Дух земли» («Вампир»), драма в 4‑х д. Ф. Ведекинда. С прологом и эпилогом В. Э. Мейерхольда и С. М. Городецкого. СПб., 1907. [ccclxxix] Мейерхольд В. Э. Varietes, Cabaret, Uberbrettl: Подготовительные наброски // Мейерхольд и другие: Документы и материалы. С. 252. [ccclxxx] Норвежский О. Указ соч. С. 741. [ccclxxxi] Homo novus [Кугель А. Р.] Заметки // Театр и искусство. 1907. № 38. С. 620, 622. [ccclxxxii] Там же. С. 621. [ccclxxxiii] См.: Жаринцева Н. А. Как все на свете рождается: письмо детям. СПб., 1905; Объяснение полового вопроса детям. Письмо к некоторым русским родителям. СПб., 1905. [ccclxxxiv] Homo novus [Кугель А. Р.] Заметки // Театр и искусство. 1907. № 37. С. 621. [ccclxxxv] А. «Пробуждение весны»: (Детская трагедия) Фр. Ведекинда // Театр и искусство. 1907. № 38. С. 622. [ccclxxxvi] Там же. [ccclxxxvii] Эфрос Н. Указ. соч. С. 649. [ccclxxxviii] Там же. С. 650. [ccclxxxix] Там же. [cccxc] Там же. [cccxci] А. Указ. соч. С. 622. [cccxcii] К. А. Давидовский — В. Э. Мейерхольду. 28 января 1925 г. Москва // Мейерхольд В. Э. Переписка. С. 243. [cccxciii] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Пробуждение весны» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 155. [cccxciv] Там же. [cccxcv] Там же. [cccxcvi] См.: Омега [Трозинер В. Ф.] «В городе» // Петербургская газета. 1906. 14 нояб. Цит. по: Рудницкий К. Л. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 155. [cccxcvii] Аврелий [Брюсов В. Я.] Искания новой сцены // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 49. [cccxcviii] Мейерхольд В. Э. Примечания к списку режиссерских работ // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 1. С. 245. [cccxcix] Веригина В. П. Воспоминания. С. 102. [cd] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Пробуждение весны» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 155. [cdi] См.: Мейерхольд В. Э. Max Reinhardt (Berliner Kammerspiele) // Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 1. С. 164. [cdii] Азов В. [Ашкинази В. А.] «Пробуждение весны» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 152. [cdiii] Там же. [cdiv] {166} Ауслендер С. Из Петербурга // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 150 – 151. [cdv] Чулков Г. «Пробуждение весны» // Товарищ. 1907. 18 сент. [cdvi] Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 192. [cdvii] Цит. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 447. [cdviii] Цит. по: Там же. [cdix] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 325. [cdx] Там же. С. 287. [cdxi] Цит. по: Там же. С. 332. [cdxii] Там же. С. 333. [cdxiii] Цит. по: Мейерхольд в русской театральной критике. С. 451. [cdxiv] Старик [Эфрос Н. Е.]. «Пелеас и Мелисанда» // Там же. С. 164. [cdxv] Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 195. [cdxvi] Там же. [cdxvii] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 320. [cdxviii] Цит. по: Рыбакова Ю. В. Ф. Комиссаржевская и В. Я. Брюсов // О Комиссаржевской: Забытое и новое. Воспоминания, статьи, письма. М., 1965. С. 119. [cdxix] Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 194. [cdxx] Блок А. «Пелеас и Мелисанда» // Блок А. Собр. соч. Т. 5. С. 198. [cdxxi] Старик [Эфрос Н. Е.]. «Пелеас и Мелисанда» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 164. [cdxxii] Латник [Брюсов В. Я.]. «Пелеас и Мелисанда»: (Письмо из Петербурга) // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 156, 157. [cdxxiii] Там же. С. 157, 159. [cdxxiv] Там же. С. 159. [cdxxv] Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 133. [cdxxvi] Шкунаева И. Д. Бельгийская драма: от Метерлинка до наших дней. М., 1973. С. 72. [cdxxvii] Там же. С. 76. [cdxxviii] Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 195. [cdxxix] Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи… Ч. 1. С. 133. [cdxxx] Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 195. [cdxxxi] Цит. по: Там же. С. 194. [cdxxxii] Ауслендер С. «Пелеас и Мелисанда» // Золотое руно. 1907. № 10. С. 77. [cdxxxiii] {167} Белый А. Символический театр. По поводу гастролей Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 139, 140. [cdxxxiv] Цит. по: Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 196. [cdxxxv] Там же. [cdxxxvi] Цит. по: Рыбакова Ю. П. В. Ф. Комиссаржевская: Летопись жизни и творчества. СПб., 1994. С. 374. [cdxxxvii] Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 353. [cdxxxviii] Там же. [cdxxxix] Там же. С. 354. [cdxl] Белый А. Символический театр. По поводу гастролей Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 141. [cdxli] Там же. С. 137. [cdxlii] Там же. [cdxliii] Белый А. Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 444. [cdxliv] Блок А. А. — матери. 28 сент. 1907 г. [Петербург] // Блок А. Собр. соч. Т. 8. С. 210. [cdxlv] Блок А. А. — Андрею Белому. 11 окт. 1907 г. [Петербург] // Там же. С. 211. [cdxlvi] Блок А. «Пелеас и Мелисанда» // Там же. Т. 5. С. 198. [cdxlvii] См. письма А. Блока А. Белому и Е. П. Иванову // Там же. Т. 8. С. 88 – 203. [cdxlviii] Блок А. А. — Андрею Белому. 23 сент. 1907 г. [Петербург] // Там же. С. 209. [cdxlix] Блок А. А. — Андрею Белому. 22 окт. 1910 г. Шахматово // Там же. С. 316, 317. [cdl] Белый А. Почему я стал символистом… // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 445. [cdli] См.: Блок А. А. — Андрею Белому. 15 – 17 авг. 1907 г. Шахматово // Блок А. Собр. соч. Т. 8. С. 198. [cdlii] Блок А. А. — Андрею Белому. 6 авг. 1907 г. Шахматово // Там же. С. 189. [cdliii] Белый А. Почему я стал символистом… // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 443. [cdliv] Ауслендер С. «Пелеас и Мелисанда» // Золотое руно. 1907. № 10. С. 77. [cdlv] Блок А. «Пелеас и Мелисанда» // Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 198. [cdlvi] Там же. С. 200. [cdlvii] Там же. С. 201. [cdlviii] Латник [Брюсов В. Я.]. «Пелеас и Мелисанда»: (Письмо из Петербурга) // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 157 – 158. [cdlix] См.: Старик [Эфрос Н. Е.]. «Пелеас и Мелисанда» // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 164. [cdlx] Смоленский [Измайлов А. А.]. «Пелеас и Мелисанда» в театре г‑жи Комиссаржевской // Мейерхольд в русской театральной критике. С. 160. [cdlxi] Вахтангов Е. Б. Из дневника. Всехсвятский санаторий. 26 марта 1921 г. // Евгений Вахтангов. М., 1984. С. 335. [cdlxii] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 334 – 335. [cdlxiii] {168} Цит. по: Там же. С. 335. [cdlxiv] См.: Громов П. Написанное и ненаписанное. Л., 1994. С. 115 – 116. [cdlxv] См.: Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 1. С. 125. [cdlxvi] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 334. [cdlxvii] Громов П. Указ. соч. С. 116. [cdlxviii] Доклад не сохранился. Цит. по: Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 338. [cdlxix] Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 1. С. 125. [cdlxx] Белый А. Почему я стал символистом… // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 141. [cdlxxi] Волков Н. Мейерхольд. Т. 1. С. 329. [cdlxxii] Мейерхольд В. Э. Edward Gordon Craig (1909) // Мейерхольд В. Э. Статьи… Т. 1. С. 168. [cdlxxiii] Там же. [cdlxxiv] Крэг Э.‑Г. Актер и сверхмарионетка // Эдвард Гордон Крэг. Воспоминания, статьи, письма. М., 1988. С. 227. [cdlxxv] Там же. С. 227, 228, 231. [cdlxxvi] Арто А. Театр и его Двойник / Сост. и вступ. ст. В. Максимова. СПб.; М., 2000. С. 188, 189, 189 – 190. [cdlxxvii] См.: Крэг Э.‑Г. Указ. соч. С. 233. [cdlxxviii] Там же. С. 193. [cdlxxix] Там же. С. 233. [cdlxxx] М. А. Чехов — В. А. Подгорному [Не позднее 19 сент. 1928 г. Берлин] // Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 353. [cdlxxxi] См.: Марков П. Торжество победителя // Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1976. Т. 3. С. 37. [cdlxxxii] Брюсов В. Ненужная правда: (По поводу Московского Художественного театра) // Брюсов В. Я. Сочинения: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 61. [cdlxxxiii] Мейерхольд В. Э. К истори
|
|||
|