|
|||
Table of Contents 15 страница1. ЛЮБОВЬ К СЕБЕ - основа индивидуальности. Если мы будем любить себя, мы будем стоять на своем в защиту нашей уникальности. Индивидуальность позволяет нам сосредоточиться на том, что мы хотим, и помогает решить, что будет способствовать нашему продвижению, а что будет сбивать с пути. Только страстная любовь к себе даст нам силы продолжать двигаться, когда все теряют веру в то, иго мы и что мы делаем. 2. ЛЮБОВЬ К ДРУГИМ - непоколебимая преданность. Когда мы лояльны, мы осознаем наше участие в жизни другого человека и относимся к другим так же, как к самим себе. Любовь к себе без любви к другим - это эгоизм. Любовь к другим без любви к себе превращает нас в Спасателей, готовых отдать все ради других. Любовь к себе и к другим можно поддерживать, только если мы будем прислушиваться к своим истинным чувствам, с одной стороны, и чувствам других людей - с другой стороны. 3. ЛЮБОВЬ К ИСТИНЕ - сознательная правдивость. Любовь к себе и к другим напрямую зависит от любви к истине. Истина особенно важна в век информации, где мы можем быть «хорошо информированы», и в то же время быть под влиянием ложной и лживой информации. Любовь к истине является той чертой, которая заставляет человека активно участвовать в получении достоверной информации - информации, которая отражает реалии мира. «Радикальная правда», рассматриваемая в разделе «Заметки для философов» в конце книги, является применением любви к истине в от-ношениях. ОБЩЕНИЕ Сила общения зависит от способности доносить свои мысли и чувства. Но при условии что вас хотят слышать. Сюда входит два процесса: отправка и получение, говорение и слушание. Двусторонняя связь необходима, чтобы передавать знания, решать проблемы с другими, строить хорошие взаимоотношения, проще говоря, достичь эмоциональной грамотности. Если вам не хватает силы общения, вы не сможете много учить и учиться. Если вы слишком выделяете общение, вы можете стать навязчивым, невнимательным собеседником, который уделяет недостаточно внимания своим словам и их влиянию I на других. Все источники силы взаимодействуют друг с другом. В очень мощное сочетание сил, используемых великими учителями, входят такие компоненты, как общение, информация и любовь. Их общение вдохновлено любовью к истине и любовью к людям. Они не запугивают и не используют контроль, чтобы убеждать. Вместо этого они объясняют, и, если их не понимают, они пытаются понять почему. Их ученики могут свободно сравнить то, чему они учатся, с тем, что они уже знают, формируя свое обоснованное мнение. ИНФОРМАЦИЯ Сила информации заключается в том, что она сокращает неопределенность и это помогает принимать эффективные решения. Когда вы владеете информацией, вы можете предвидеть события, предотвращать их или заставлять что-то случаться. Если вам не хватает силы информации, вы страдаете от незнания. Если эта сила чрезмерно развита, вы, как правило, слишком полагаетесь на науку и технологии, становясь гиперинтеллектуальным и бессердечным. Информация бывает четырех видов: наука, интуиция, история и предвидение. 1. НАУКА методично собирает факты, пристально рассматривая вещи и отмечая, как они работают. Наука похожа на камеру, которая получает сфокусированное и четкое изображение Дальности. Она - мощный источник уверенности. 2. ИНТУИЦИЯ не такая точна, как наука, но она является мощнойшюдсказкой и имеет смыл. Интуиция улавливает суть вещей. Она дает «догадки» о том, как обстоят дела. Так как интуиция обращает внимание исследователя на определенные области изучения, то она часто имеет большое значение на ранней стадии важных научных открытий. 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ исходит из знания прошлых событий, из личного опыта или изучения истории. Историческая верспектива может стать мощным инструментом для ^прогнозирования событий. 4. ПРЕДВИДЕНИЕ - способность видеть то, что ждет нас впереди, через сны и видении. У всех нас есть видение буду-щего, но требуется большая уверенность в себе, чтобы быть провидцем. Предвидение, которое учитывается и признается, является очень полезным видом информации. Как правило, наше общество считает, что наука — эго единственный достоверный источник знаний, история - для пожилых люден, интуиция - для женщин, а предвидение - для безумцев. Тем не менее каждая из этих форм информации имеет силу, и при правильном использовании может внести вклад в развитие вашей харизмы. Информацией сильно злоупотребляли на протяжении веков. Ее использовали для контроля, ведения войн, захвата земель и навязывания политических и религиозных взглядов. Сегодня, в век информации, неправильное ее использование представляется в виде дезинформации, ложной рекламы, негативных политических объявлений и других видов современной пропаганды. Они используются для манипулирования миллионами людей с помощью телевидения и других средств массовой информации и убеждения людей вести определенный образ жизни и покупать определенные продукты. Информация, применяемая в пользу любви, резко отличалась бы. Она была бы в свободном доступе и использовалась для обретения людьми силы: здоровья с помощью медицинских и психологических знаний, мудрости посредством образования, отношений с помощью эмоциональной грамотности. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ Если трансцендентность рассматривать как источник силы, то она является силой невозмутимости, силой позволять событиям идти своим чередом, не расстраиваясь и не позволяя своему эго вмешиваться. Она позволяет вам обрести спокойствие и видеть вещи такими, какие они есть, даже в разгар волнующего события. Вы обретете трансцендентность, когда поймете, насколько вы ничтожны во Вселенной - как коротка жизнь до того, как вы превратитесь в космичес-кую пыль, как эфемерны ваши успехи и неудачи, какое относительно небольшое значение у вашей боли и радости. После того как вы это поймете, у вас не будет страха перед будущим или даже смертью, потому что ваше существование не будут нарушать обычные события. Сила трансцендентности дает надежду и веру в то, что в жизни есть смысл, даже если наш ограниченный разум не может понять это. С ее помощью мы можем «подняться» над конкретной ситуацией, поверить в свою силу и почувствовать ее, независимо от материальных условий. Если ваша способность к трансцендентности не развита, вы будете видеть себя в самом центре событий и отчаянно цепляться за свои убеждения и желания, антипатии и предпочтения, успехи и неудачи. Вы не сможете увидеть эффект, который производите на других людей и окружающую среду, потому что все, что имеет значение для вас, - это вы сами. С другой стороны, если трансцендентность становится способом борьбы, которым вы злоупотребляете, вы отдалитесь от земных дел, так что «уплывете», забыв о событиях, происходящих вокруг вас, не желая и не имея возможности касаться земли. Мои знания об этих источниках силы варьируются. Одни источники (контроль, общение) я понимаю лучше чем другие (трансцендентность, предвидение). Я предлагаю вам, дорогие читатели, поделиться знаниями об этих силах, связавшись со мной по почте или через веб-страницу, указанную в конце этой книги. ПЕРЕХОД В НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Как худший вариант, западная культура сегодня является двигателем абсолютного контроля. Шесть других источников силы были приуменьшены и поставлены на службу целям контроля. Трансцендентность была искажена в патриархальную религию, служащую гневным богам и возглавляемую коррумпированными религиозными лидерами, самовозвеличивающей ^целью которых является накопление денег и/или власти. Информация становится все более дорогим продуктом, созданным наукой для служения технологиям, применяемым Полицией и военными, и для производства и продажи товаров. Достоверная информация становится неотличима от пропаганды, Нвзинформации и информационно-развлекательного жанра. Общение стало односторонним процессом, направленным на манипулирование людьми с помощью средств массовой информации. Любовь была сокращена до пародии на саму себя, перегруженной ревностью и одержимостью, воспеваемой в популярных песнях и фильмах, но недоступной и игнорируемой в реальной жизни. Страсть в средствах массовой информации была сокращена до похоти и насилия. Страстная любовь к истине, справедливости и равенству стала непопулярным интересом все сильнее страдающих меньшинств. Баланс стал сферой спортивных супергероев из-за того, что люди становятся все более неактивными и страдают избыточным весом. Как лучший вариант, западная культура могла бы быть средой, которая вдохновляет людей. Как впервые предложила Риан Айслер (Riane Eisler) в своей работе «Чаша и клинок», мы можем отказаться от патриархата и контроля в пользу демократии, партнерства и любви. Вместе, как Эмоциональные Воины, мы можем использовать наши силы, направленные на любовь, чтобы добиться изменений. Вы тоже можете приложить усилия, развивая личную силу и харизму во всем ее многообразии. Вам потребуется: ♦ Баланс, чтобы стоять на своем. ♦ Страсть, чтобы заряжаться энергией. ♦ Контроль, чтобы строго придерживаться выбранного направления. ♦ Общение, чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми. ♦ Информация, чтобы делать точные прогнозы. ♦ Трансцендентность, чтобы сохранять перспективу. ♦ Любовь, чтобы объединять все эти способности и давать им мощный толчок. Эмоциональная грамотность обращается прямо к сердцу, призывая людей во всем мире применять на практике три взаимосвязанные добродетели: любовь к себе, любовь к другим и любовь к истине. Это и есть путь Эмоционального воина.
выводы ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВОИН.
Вы не должны мириться с миром, в котором человеческая сила выражается через силовые игры или насилие. Вы можете объединиться с другими людьми, чтобы бороться за мир, в котором энергия выражается через любовь: к себе, к другим и к истине. Вы можете сделать это, став эмоционально грамотным и обучая других методам эмоциональной грамотности. Быть страстным, уравновешенным и развитым духовно -значит иметь силу. Существует семь ненасильственных источников силы, которые вы можете в себе развить: Баланс, Страсть, Контроль, Любовь, Общение, Информация и Трансцендентность, i Слушая свое сердце и руководствуясь эмоциональной грамотностью, вы можете развить личную харизму, пока будете искать единомышленников. Если вы это сделаете, то станете i Эмоциональным воином.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Любовь — это слово, которое часто упоминается в этой книге, слово, которым слишком часто и легко злоупотребляют, и все же ... любовь. Я думаю, большинство согласится, что именно любовь заставляет планету крутиться. Что такое любовь, точно пока не ясно, но определенно она выходит за рамки привычной страсти между любовниками или обожания своих потомков. Это - глубокий инстинкт, который заставляет нас наслаждаться нахождением рядом друг с другом, заботой друг о друге, желанием делать что-то вместе. Когда мы выражаем ее, это помогает нам выживать и процветать. Из многих идей, о которых я уже говорил в этой книге, я хочу еще раз подчеркнуть одну: любовь находится в самом центре эмоциональной грамотности. Любой эмоциональный интеллект, который мы можем накапливать отдельно от эмоции любви, похож на холст, раскрашенный по трафарету, который на первый взгляд может выглядеть хорошо, но не быть действительно настоящим. Если вы начинаете с того, что даете и принимаете поглаживания, вы откроете свое сердце и получите доступ к единственной постоянной основе эмоционально грамотной жизни. Вполне вероятно, вам будет интересно, как практическое применение нескольких транзакционных упражнений может дать такой мощный источник энергии и силы. Разве не это является заявлением пресловутой алхимии превращать психологический свинец в золото? Но я не обещаю создать любящее сердце. В чем я уверен, так это в том, что эти транзакции, если их практиковать честно с другим таким же старательным и отзывчивым человеком, раскроют всю силу вашего сердца. Предоставление и получение поглаживаний снимет оковы с вашего сердца. Остальное зависит от этой непреодолимой природной силы -Любви. Некоторые могут не верить, но Любовь готова ринуться на борьбу с нашей темной стороной, если мы высвободим ее, если найдем способ защитить ее, если будем развивать ее по мере роста. В итоге развитие вашей эмоциональной грамотности будет зависеть от ряда факторов: вашего желания, возможности найти людей, с которыми можно практиковаться, возможностей, предоставляемых вам этим жестоким миром, и от того, насколько успешно вы избегаете темной стороны этого мира. В этом послесловии я хочу убедиться, дорогие читатели, что вы понимаете, что основная тема этой книги - Любовь; делайте все с любовью - любовью к себе, к другим, к истине. Клод Штайнер,
ЗАМЕТКИ ДЛЯ ФИЛОСОФОВ
Размещая эти заметки, я следую примеру Эрика Берна. В своих работах он предоставлял читателям исторические и философские основы своих взглядов. Эти заметки являются результатом бесед с Джудом Холлом (Jude Hall) о философских спорах вокруг вопросов, затронутых в этой книге.
ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ БЛАГО
Идея любви как основного блага, к которому стремятся все человеческие существа, - ярко выраженное христианское понятие. Впервые она была поддержана на Западе Иисусом Христом и в Китае - Мо Ди (Mo Di), современником ученика Конфуция - Мен-ц-зы (Mencius) Наиболее влиятельным критиком концепции христианства любви является Фридрих Ницше. Он считал, что всеобщая любовь, поддерживаемая христианами, является неискренней, лицемерной, невротической и депрессивной и ведет к депрессивному нигилизму (тому, что он называл «пассивным нигилизмом») и вырождению общества и искусства. Он утверждал, что всеобщая любовь и альтруизм, к которым стремятся христиане, требуют выравнивания эгалитарного уровня, которое не дает обществу производить совершенство, устанавливая привилегии равномерно среди людей, когда они должны предоставляться особо одаренным. Эти одаренные должны иметь возможность сохранять власть, необходимую для достижения предвидения. Идолами Ницше были Наполеон, Юлий Цезарь, Август Цезарь и ранние римские императоры - сильные мужчины, похожие на его идеал - сверхчеловека. Хотя среднему читателю это может показаться странным, Ницше (который умер в 1900 году) считается одной из самых влиятельных фигур мысли XX века, и его критику о скрытых психологических корнях альтруизма принимают такие мыслители как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Мишель Фуко. Некоторые аспекты мысли Ницше даже повлияли на такого эгалитарного мыслителя, как Герберт Маркузе. Таким образом, какими бы странными не показались Идеи Ницше непосвященным, они не могут быть отвергнуты. Изучающие современную политику сегодня могут распознать следы точки зрения Ницше в теории консервативных политиков. Допустимым проявлением гораздо более экстремального элитарного убеждения, которое проникает в коридоры консерватизма во всем мире, является убеждение, что социальные службы и государственные субсидии, предназначенные для помощи обездоленным, являются нежелательными. Парадоксально, но взгляды, изложенные в этой книге, исходят из учения о братской любви Иисуса из Назарета, и вероятно, должны быть классифицированы как светский гуманизм, анафема христиан-фундаменталистов, презираемая консерваторами.
ЛОЖЬ И ЧЕСТНОСТЬ
Идея, что ложь является вселенским злом, была записана в одной из десяти заповедей, принесенных Моисеем с горы Синай: «Не произноси ложного свидетельства». Хотя это является одним из основных иудео-христианской изречений, очень мало внимания уделяется тому, что именно означает следование этому правилу. Когда в этой книге я говорю о правде, я применяю хорошо известный критерий, которого придерживаются в судах, а именно, что для того, чтобы не лгать, нужно говорить «всю правду (не утаивать правду) и ничего, кроме правды (не говорить ложь)». Согласно этому определению, ложь является сознательным действием, следовательно, человек не может лгать, не осознавая этого. Правда здесь - это просто правда, так как говорящий знает ее (субъективная правда), отличается и лишь отдаленно связана с абстрактным и недостижимым понятием «истины» (см. примечания об Истине ниже). Св. Августин был главным сторонником абсолютной правдивости. Он считал, что «Бог запрещает всю ложь». Идея о том, что никто не должен лгать, достигла крайности, когда Иммануил Кант утверждал, что было бы моральным преступлением лгать убийце о местонахождении потенциальной жертвы. Жан Бенжамин Констант (Benjamin Constant) стал возражал, что «Никто не имеет право на истину, которая ранит других». Утверждая в этой книге, что правда является требованием эмоциональной грамотности, я признаю, что обязательство говорить правду является вторичным по отношению к безопасности. Таким образом, любой человек, стремящийся быть честным, должен иметь в виду, что сообщение правды может иногда быть вредным и должно быть оценено в соответствии с обстоятельствами. Это может привести к применению лжи, чтобы сохранить безопасность людей. Но в повседневной жизни очень мало ситуаций, когда нужно солгать, чтобы сохранить безопасность, и, конечно, никакие оправдания постоянной нечестности не принимаются как должное. В большинстве случаев ложь, которую говорят люди, не имеет ничего общего с защитой других или себя от вреда, а используется для манипулирования людьми в свою пользу, часто под видом попытки оградить друг друга от «ненужной» боли. По словам доктора Беллы де Пауло (Dr. Bella de Paulo), «повседневная ложь является частью социальной жизни». Проводя исследования человеческой лжи, она обнаружила, что люди лгут в одной пятой части социальных взаимодействий и 70% из тех, кто скажет ложь, снова солжет. В 60% случаев ложь была прямым обманом, десятая часть лжи была преувеличениями, а в остальных случаях - незаметная ложь, часто утаивание правды. В своей книге «Ложь» Сиссела Бок (Sissela Вок), признанный эксперт в этом вопросе, классифицирует ложь и тайны и признает вред, который причиняет нам постоянная ложь. И все же она не идет так далеко, чтобы рекомендовать, чтобы люди не лгали вовсе, вероятно из-за опасения, что радикальной честностью будут злоупотреблять. Брэд Блэнтон (Brad Blanton) в своей книге «Радикальная честность» заявляет, что «Все мы лжем как проклятые. Это изматывает нас. Ложь является основным источником всех человеческих стрессов. Ложь убивает людей», также не утверждает, что мы не должны лгать вообще. Он не одобряет радикальную политику говорить только правду (несмотря на название книги), поскольку часть нашей постоянной лжи, как он видит, является ложью, которую мы говорим себе, чем-то, что сложно определить и еще сложнее остановить. Я избегаю проблем с самообманом, определяя ложь как сознательный акт. Исходя из этого определения, ложь себе невозможна.
ИСТИНА
Говоря об истине и любви к истине, я открываю себя для серьезного философского спора, который «заморозил» более великие и бесконечно более яркие умы, чем мой. Идея, что истина -это что-то, что должно быть обнаружено умом, а не приниматься из религии, впервые была записана в IV веке до нашей эры. Эго был результат нового интереса к функционированию физической Вселенной. Сократ и Платон расширили свои исследования истины в сферу этики, эстетики, политики и психологии. (Аристотель перенес акцент обратно на эмпирическое исследование, нарушая учения своего учителя, Платона, который выступал за размышление и логику на малых эмпирических основаниях.) Именно греческие философы, современники Платона и интеллектуальные антагонисты, первыми начали утверждать, что в поисках истины эмоции и предрассудки , так же важны, как и причина. Платон выступал за абсолютную истину, которую можно обнаружить через диалогический процесс, называемый им диалектикой; софисты считали, что мнение, или «doxa», есть истина и что истина полностью относительна. Отсюда известное изречение Протагора «Человек есть мера всех вещей». Доминирование религиозной истины вернулось в Средневековье, но в эпоху Просвещения дискуссии снова возобновились. Рационалисты вторили Платону, утверждая, что причина является лучшим руководством к истине; эмпирики, как и Аристотель, предпочитали полагаться на физические факты; романтики тоже стали придерживаться мыслей софистов, отстаивая важность эмоций и иррационального. (Следует отметить, что, в то время как софисты часто были неискренними жуликами, романтики были серьезными искателями, которые восставали против крайностей рационализма и индустриализации.) Хотя Ницше был наследником романтической традиции его раннего идола - Шопенгауэра, он был одним из наименее романтичных и наивных мыслителей, которые когда-либо жили. Он утверждал, что язык (и даже мысль) по своей природе обманчив и что ни одно общество не может существовать без взаимной договоренности о лжи: «быть правдивым означает использовать обычные метафоры. Таким образом, выражаясь морально, это обязанность лгать в соответствии с установленной конвенцией, лгать со стадом и в манере, обязательной для всех». Сегодня те, кто знаком с работами последователей Ницше, структуралистских и постструкгуралистских философов, таких как Деррида и Фуко, могут насмехаться над идеей, что понятие истины имеет какой-то смысл или что он может быть обнаружен. На мой взгляд, нет ничего, что можно было бы назвать «истиной». Истина меняется со временем. Есть несколько иногда казалось бы противоречивых видов истины, и нет никакого способа, чтобы вложить чрезвычайно сложные факты природы в один набор слов. Но я считаю, что некоторые заявления более верны, чем другие. Эта книга не предлагает захватить монополию на универсальную моральную истину. Наоборот, в ней предлагаются парадигмы, которые в нашей культуре имеют потенциал сделать нашу жизнь счастливее и богаче. Что я могу сказать с уверенностью, так это то, что, чтобы наслаждаться плодами эмоциональной грамотности, необходимо действительно принять «любовь к истине» и на самом деле стремиться быть правдивым. Любовь к истине предполагает, как говорила Жорж Санд, что «Мы должны принять истину, даже если она меняет нашу точку зрения». Необходимо быть особенно бдительными в контексте любовных отношений сотрудничества, где ложь часто представляется необходимой для предотвращения вреда, но часто она причиняет гораздо больше вреда, чем предотвращает.
ЖЕСТОКОСТЬ И ТЕМНАЯ СТОРОНА
В глубине души у людей есть реальная потребность и желание принадлежать кому-то, быть открытым, любящим и уважать чувства других. Один из первых принципов транзактного анализа заключается в том, что каждый рождается хорошим. (Я Ок - Ты Ок). Эта идея, возможно, дошла до Эрика Берна от философа XIX века Жан-Жака Руссо, который утверждал, что люди рождаются хорошими, а плохими их делают социальные |болезни. Философ Герберт Маркузе и изначально Зигмунд |Фрейд назвали эту первоначальную доброту «врожденным со-циапьным инстинктом» Эрос, а энергию, которая руководит им, — «либидо». Фрейд первоначально считал, что наша способность жить в гармонии и любви друг с другом исходит из этих «принципов Эроса», а насилие и эксплуатация — из «эго принципов», стороны человеческой природы, которая связана с самосохранением и, следовательно, стремится стать настолько сильной (а значит, безопасной), насколько это возможно, и для этого даже готова причинить вред другим. Есть и другие, например Фрэнсис Фукуяма, которые предположил, что убеждение Руссо о том, что люди по своей природе хорошие, а весь негатив идет из плохих социальных условий, является наивным, либеральным понятием. Сам Фрейд позже в жизни, став свидетелем ужасов Второй мировой войны, решил, что в дополнение к либидо есть жизненный принцип, другая врожденная склонность человека, врожденный антисоциальный инстинкт, который он назвал «танатос» - инстинкт смерти. В дополнение к положительной, кооперативной стороне людей есть темная сторона человеческой природы, и мы должны с этим считаться. Помимо простых уроков этой книги мы будем сталкиваться со сложными ситуациями, и, будучи Эмоциональными воинами, мы не должны быть застигнуты врасплох, или удивлены, если наши усилия встретятся с жестким, если не опасным, сопротивлением. Стремление к эмоциональной грамотности предполагает, что люди рождаются с врожденной склонностью к добру, сотрудничеству и любви, то есть склонностью использовать этическую силу. Без нее мы бы воевали в постоянной, изнурительной тяжелой борьбе. Но у всех нас внутри есть силы, глубоко не этичные, которые не просто создались плохой культурой, но, вероятно, являются врожденными. Эти силы включают агрессию, жадность и неэтичное проявление сексуальности. Они исходят от примитивных, неудержимых и даже жизненно важных и ценных инстинктов выживания. Моральные философы Просвещения обычно определяли зло как ошибку. В терминах этой книги ошибки эквивалентны эмоциональной неграмотности или отсутствию чувства просвещенного эгоизма, которые сделают очевидным то, что наши злые дела в конечном счете навредят нам, изолировав нас от племени. Но корнем зла может быть не только ошибка, но результат сильных, инстинктивных, неконтролируемых импульсов выживания. Чтобы быть успешным Эмоциональным воином, вы должны быть в состоянии признать свою агрессию, эгоизм и жадность, собственное врожденное стремление к выживанию любой ценой. Вы также должны распознавать и принимать эти импульсы в других. Эмоциональный воин знает, что у всех нас есть эгоистичные и агрессивные инстинкты и что управление этими инстинктами является одной из основных задач эмоциональной мудрости. Федор Достоевский признавал этот непреодолимый эгоизм человеческой природы, когда писал: «Любить другого как самого себя по заповеди Христовой невозможно. Только Христос был в состоянии делать это, но Христос является бесконечным и вечным идеалом, к которому человек стремится» . Существует темная сторона, не только человеческой природы, но и человека. Все человеческие существа живут каждый день с возможностью потерь, трагедии и даже катастрофы. В современном мире благодаря технологиям мы защищаем себя от многих катастроф. Тем не менее мы, возможно, прокладываем путь для более крупной коллективной трагедии — мировой катастрофы, вызванной этими же технологиями, так как если их не остановить, этот процесс может привести к уничтожению биосферы. Осознание трагедии имеет отношение к достижению эмоциональной грамотности, особенно для Эмоционального воина. Некоторые выжившие после трагедии считают, что они больше не в состоянии беспокоиться о правах и потребностях других. У них могут быть нигилистические настроения вроде таких: «После всего, что я пережил, я заслуживаю быть счастливым, любой ценой» или «Я страдал, почему бы другим не страдать тоже?». Эмоциональный воин должен понимать это искушение поддаться темной стороне нашей природы в ответ на трагедию, и должен приложить усилия, чтобы противостоять этому соблазну. Он должен понимать, что он может не быть вознагражден материально за свои усилия и может даже страдать от трагедии, несмотря на свою доблесть. Иногда добродетель не только сама по себе награда, но наряду со знанием и смыслом это единственная награда. Воин должен быть готов к такой возможности. Эмоциональный воин знает о темной стороне: и о темной стороне человеческой природы (врожденная жадность и агрессия), и о темной стороне человеческого существования (трагедии), и стремится практиковать почетную этическую силу, даже если один или оба этих одинаковых аспекта темной стороны угрожают нанести вред.
ЖЕСТОКОСТЬ И НАСИЛИЕ
Связь между насилием в детстве и агрессивным поведением во взрослой жизни опосредовано эмоциональным онемением и является очень крепкой. Отношения не совершенны. Например, есть неврологические определяющие факторы агрессивного поведения, тесно связанные с травмой мозга. То есть молодые люди, которые перенесли черепно-мозговые травмы вследствие нечастного случая или жестокого обращения, проявляют определенный недостаток тормозящих способностей, который может привести к неконтролируемому агрессивному поведению во взрослом возрасте. С другой стороны, жестокое обращение в детстве также сильно коррелирует с агрессивным поведением во взрослой жизни. На самом деле жестокое обращение в большей степени коррелирует с насилием со стороны взрослых, чем с травмой головного мозга. Это говорит об острой необходимости остановить насилие в семье. Наиболее опасной смесью является комбинация жестокого обращения и неврологических повреждений. Если за грубую меру насильственного поведения; принять время, проведенное в тюрьме, то результаты изучения случаев 95 малолетних преступников поражают: ♦ Отсутствие неврологических факторов риска, отсутствие насилия - не привлекались к уголовной ответственности ♦ Наличие неврологических факторов риска, отсутствие насилия — 360 дней тюремного заключения ♦ Отсутствие неврологических факторов риска, наличие насилия - 562 дня тюремного заключения ♦ Наличие неврологических факторов риска, наличие насилия -1214 дней тюремного заключения Травмы головного мозга у детей — это почти всегда результат пренебрежительного или жестокого обращения с ними. Жестокое обращение с детьми, удары по голове серьезным образом сказываются на их агрессивном поведении во взрослом возрасте. А эмоциональные травмы, вызванные пренебрежением и жестоким обращением, вызывают эмоциональное онемение, из-за которого человек способен жестоко обращаться с ребенком и пренебрегать им. Вмешательство и эмоциональная грамотность крайне необходимы в таких случаях. Развитие эмпатии и эмоциональной грамотности разрывает порочный круг насилия и пренебрежения.
|
|||
|