|
|||
деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 деятельности Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В игре-драматизации каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе мы подошли творчески, стараясь разнообразить все ее компоненты. Приведу пример организации предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности в моей старшей группе. Виды театров: ширма; бибабо(набор кукол для обыгрывания); настольный театр; фланелеграф (сделан своими руками): конусный театр; пальчиковый театр (сделан своими руками из соленого теста, ткани); «театр в лицах»- маски героев, шапочки (сделан своими руками); теневой театр (сделан своими руками); театр плоскостной деревянный (для индивидуальной работы или игры малыми группами); театр игрушек(используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу); атрибуты для ряженья (изготовлены с помощью родителей). Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно. И первым видом театра, с которым познакомились дети, был плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр бибабо и настольный театр. Знакомство происходило в I-младшей группе, дети смотрели театральные представления, показываемые воспитателем. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребенка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступали в роли актеров, конечно, их роль была еще мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички, но ведь и возраст детей в I-младшей группе всего 2 года. Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра. На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются неоднократно, так ребенок получает уверенность, становится способен на импровизацию. Следующие виды театра, которые мы ввели в группу — это конусный театр, плоскостной театр для индивидуальной работы. Каждый вид театра сначала демонстрируется воспитателем, причем неоднократно показываются театрализованные представления, и только потом привлекаются для постановок дети ( в следующей очередности: педагог и 1 ребенок, педагог и несколько детей; дети и педагог-наблюдатель, дети показывают представления самостоятельно). На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья. Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего возраста – теневой театр. В теневой театр научить играть детей очень трудно, поэтому подготовительный этап и совместный этап будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра. Следующий театр вводится пальчиковый и театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок тренирует мелкую моторику рук. Неважно из чего он изготовлен: из соленого теста или ткани, дерева или пенопласта – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить, чтобы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев». Что касается театра «Марионеток», это трудная и емкая работа по обучению детей кукловождению и одновременному сопровождению голосом, но детям очень нравится управлять куклой, они получают массу удовольствия, проводя время за игрой с марионетками. Этот вид театра так же помогает тренировать способность ориентироваться в пространстве, развивают общую и мелкую моторику. В средней и старшей группах, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно бибабо и марионетки. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Самостоятельно поставленные пьесы необходимо оценивать непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительный отклик воспитателя способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка. Важен этап подготовки декораций, особенно процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. В старшей группе были изготовлены декорации ледяной избушки для спектакля «Заюшкина избушка». После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям –дети полны новых идей и предложений. Самостоятельно рисуют эскизы будущих декораций. Остановимся на работе с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Опыт моей группы говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности.
Основными видами работы с родителями выступили: беседа-консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка); выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм»); совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «расскажем стихотворение вместе»); творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей) Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами. Учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Речь их становится более выразительной и грамотной. Игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Литература: 1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г. 2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г. 3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.
|
|||
|