Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История Т-28



 

Т-28 — трёхбашенный советский средний танк межвоенного периода. Разработан в 1930—1932 годах инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАО под общим руководством С. А. Гинзбурга. Т-28 является первым в СССР средним танком, запущенным в массовое производство. В период с 1933 по 1940 год ленинградским Кировским заводом было выпущено 503 экземпляра Т-28.

 

Т-28 представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. На момент своего появления Т-28 являлся сильнейшим средним танком в мире.[Л 1]

 

С 1933 года танки Т-28 поступали на вооружение тяжёлых танковых бригад (ттбр) РККА, выделенных с 1936 года в состав резерва Главного Командования. В составе ттбр РГК танки Т-28 использовались в Польском походе РККА и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. Однако бронезащита танков по итогам боёв на Карельском перешейке была признана недостаточной, в результате чего часть танков была подвергнута дополнительной экранировке. К середине 1941 года Т-28 морально устарел, однако по своим тактико-техническим характеристикам всё ещё превосходил практически все образцы танков, имевшиеся в распоряжении вермахта.[Л 2] В составе танковых бригад механизированных корпусов РККА Т-28 участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако в большинстве своём были потеряны за первые её месяцы, главным образом из-за технических неисправностей. Последнее боевое применение Т-28 частями РККА зафиксировано в 1944 году.

 

Трофейные Т-28 использовались войсками Финляндии, на вооружении которых эти танки оставались до 1951 года.

 

История Т-28

 

История Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с С. Гинзбургом, в чью задачу входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне следующие условия для приобретения машины:[Л 3]

 

Единовременный платёж в размере 20 000 фунтов стерлингов (порядка 200 000 рублей золотом) за ознакомление с конструкцией и развитием танков этого типа.

Заказ у фирмы «Виккерс» 10 танков этого типа по цене 16 тыс. фунтов стерлингов (160 тыс. рублей золотом) за танк без вооружения.

Дальнейший заказ у фирмы танкеток Карден-Лойд Mk VI и лёгких танков Виккерс Mk E.

 

Такие условия советской делегацией были сочтены неприемлемыми, и было принято решение от приобретения A6 отказаться и вместо этого создать танк такого класса собственными силами с использованием опыта, полученного при изучении в Великобритании образца A6.[Л 4]

 

Эскизное проектирование нового танка было поручено факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф. Дзержинского, а также созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО. Оба проекта были готовы к июлю того же года. По результатам их сравнения руководством Управления моторизации и механизации был выбран имевший индекс Т-28 проект конструкторского бюро ВОАО, основными разработчиками которого были начальник бюро С. Гинзбург, его заместитель В. Заславский и инженеры-конструкторы О. Иванов и А. Гаккель. В конструкции танка были использованы как данные, полученные при изучении A6, так и опыт, накопленный конструкторами в ходе советско-германского сотрудничества начала 1930-х годов (в частности, разработки танка ТГ и испытаний немецких танков на полигоне под Казанью). По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемёта в главной башне и ещё двух пулемётов — в малых. Бронирование танка должно было составлять 20 мм в лобовой части корпуса и 16—17 мм на остальных вертикальных поверхностях, толщина бронелистов крыши — 10 мм, днища — 8 мм. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с., уже устанавливавшийся на танках БТ-2. В конструкции предполагалось широко использовать также другие узлы и конструктивные решения уже находившихся в производстве БТ-2 и Т-26.[Л 5]

 

28 сентября 1931 года Управление моторизации и механизации заключило с ВОАО договор на изготовление рабочих чертежей и сборку двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года. Первый прототип танка, получивший наименование Т-28-1, из неброневой стали был закончен в мае и совершил первый испытательный пробег 29 мая 1932 года. От начального проекта прототип отличался установкой более мощного двигателя М-17, а также установкой 37-мм пушки ПС-2 вместо 45-мм, поскольку последняя всё ещё не была готова к тому времени. 11 июня 1932 года Т-28 был продемонстрирован командованию Управления моторизации и механизации РККА. Танк в целом получил положительную оценку, однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. С учётом этих замечаний, а также результатов испытаний первого прототипа, проект Т-28 был в августе — сентябре 1932 года кардинально переработан — в большей или меньшей степени изменены были почти все узлы и системы танка, за исключением лишь двигательной установки, поскольку указанный дизель так и не был доведён до приемлемого уровня. После этого в конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве танка

 

Т-28

Классификация средний танк;танк прорыва

Боевая масса, т 25,4

Компоновочная схема классическая, трёхбашенная

Экипаж, чел.     6

 

История

Производитель СССР Кировский завод

Годы разработки 1930—1932

Годы производства     1933—1940

Годы эксплуатации 1933—1944 (в СССР)

1940—1951 (в Финляндии)

Количество выпущенных, шт. 503

Основные операторы СССР Финляндия

 

Размеры

Длина корпуса, мм 7370

Ширина корпуса, мм   2870

Высота, мм 2625

Клиренс, мм 500

 

Бронирование

Тип брони стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. 30

Лоб корпуса (середина), мм/град.   15

Лоб корпуса (низ), мм/град. 30

Борт корпуса, мм/град. 20+10

Корма корпуса, мм/град. 18—20

Днище, мм 15—18

Крыша корпуса, мм     10

Лоб башни, мм/град.   20

Маска орудия, мм/град. 20

Борт башни, мм/град. 20

Корма башни, мм/град. 20

Крыша башни, мм 10—15

 

Вооружение

Калибр и марка пушки 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года)

Тип пушки танковая

Длина ствола, калибров 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)

Боекомплект пушки    69

Углы ВН, град.   +25°/−5°

Углы ГН, град.   360° (главная башня)

165° (малая башня)

Прицелы телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года

Пулемёты 4—5 × 7,62-мм ДТ

 

 

Подвижность

Тип двигателя   V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т

Мощность двигателя, л. с.     450

Скорость по шоссе, км/ч 42

Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25

Запас хода по шоссе, км 180—190

Запас хода по пересечённой местности, км 120—140

Удельная мощность, л. с./т   17,7

Тип подвески    полностью сблокированная, на вертикальных пружинах

Удельное давление на грунт, кг/см² 0,62

Преодолеваемый подъём, град. 37°

Преодолеваемая стенка, м    1,0

Преодолеваемый ров, м 3,5

Преодолеваемый брод, м 1,0

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.