Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Материальная ответственность



 

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Инвентаризацией наз. выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей и сопоставление их с данными бух.учёта.

 

Целью инвентаризации является получение достоверных и объективных отчётных данных и работе предприятия ОП.

 

Задачи инвентаризации:

- контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;

- проверка эксплуатации оборудования, соблюдения правил и условий хранения продуктов, готовых изделий и товарно-материальных ценностей;

- выявление продуктов, потерявших своё первоначальное качество;

- проверка организации материальной ответственности;

- проверка организации и состояния учёта движения материальных ценностей и денежных средств;

- выявление ошибок, допущенных в документации и в бух.учёте;

- проверка соблюдения цен.

 

Виды и сроки проведения инвентаризации:

Плановые (т.е. периодические) – проводят согласно графику в течение года (в предприятиях ОП – 1 раз в месяц).

Внеплановые – в случаях особой необходимости согласно приказу руководителя предприятия ОП: при смене м.о.л., при изменении цен на продукты, при подозрении о хищении, установлении ущерба при стихийных бедствиях.

 

По полноте охвата инвентаризации делят на:

- полные (плановые, при составлении годового отчёта, при ликвидации предприятия);

- частичные (при переоценке отдельных продуктов и изделий, денежных средств в гл. кассе и др.).

 

По методу проведения:

- выборочная - разновидность частичной инвент., по отдельным наименованиям продукции для контроля за всей инвент. (контрольная проверка качества проведённой инвентаризации);

- сплошная – одновременно по всем наименованиям ценностей во всех структурных подразделениях предприятия ОП.

 

Порядок проведения инвентаризации:

     Для проведения инв. создают рабочие инвентаризационные комиссии (председатель и члены комиссии): бухгалтер, технолог и др.; при обязательном участии м.о.л.

    Издаётся приказ руководителя предприятия ОП, в котором указывается срок начала и окончания инв.

   Ко времени снятия фактических остатков должны быть обработаны документы по приходу и расходу продуктов и выведены остатки на момент инв.

 

Председатель визирует все приходные и расходные документы, приложения к отчёту, т.е. пишет «до инвентаризации», ставит дату и подписывает. На основании этих данных бухг. определяет остатки ценностей к началу инв. по учётным данным.

 

М.о.л. даёт расписку в том, что к началу инв. все расходные и приходные документы сданы в бухг., все ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

 

Рабочая инв. комиссия, прежде чем приступить к проверке фактического наличия продуктов, должна опломбировать подсобные помещения и др. места хранения, оснащённые отдельными входами и выходами; снять остатки наличных денег в кассах, установить выручку текущего дня, проверить исправность весоизмерительных приборов.

 

Проводя инв. члены комиссии взвешивают, перемеривают и пересчитывают в наличии продукты, п/ф, готовые изделия и записывают их в инв. опись-акт, где указывают наименование, количество, цену и сумму имеющихся в наличии материальных ценностей.

 

  Фактические остатки продуктов проверяют по каждому виду и сорту.

Количество порций жидких блюд (супов, третьих блюд) проверяют по массе или объёму с помощью мерной посуды.

Вторые блюда пересчитывают по порциям, некоторые взвешивают для определения полноты закладки и соблюдения норм выходов.

 

Описи заполняют в двух или трёх экз.

В процессе заполнения взаимно сверяют каждую страницу описи.

На каждой странице описи указывают прописью количество порядковых номеров, общее количество натуральных единиц всех товаров, сумму их стоимости и ставят подписи все члены комиссии.

 

Итог по колонке «Сумма» в инв. описи означает фактический остаток продуктов и готовых изделий, находящихся на ответственном хранении у м.о.л. (зав. производством).

Работу инв. комиссии оформляют протоколом, в котором отражают результаты инвентаризации, а также результаты проверки условий хранения и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

 

Инв. описи передают:

1-й экз. со всеми документами – гл.бух. предприятия;

2-й экз – м.о.л. под расписку на 1-м экз.   

 

Порядок выявления результатов инвентаризации:

Результате инв. отражают в «Отчёте о движении продуктов на кухне», для этого сравнивают (сличают) остаток по учётным данным (по документам) и остаток фактический, полученный при инвентаризации.

 

    Если на производстве обнаружены излишки или недостача, м.о.л. (зав. производством, бригадир) должны дать письменное объяснение о причинах их возникновения.

 

  Недостачи и излишки могут возникнуть по многим причинам, например, несоблюдение норм закладки продуктов, выхода п/ф и и норм отпуска готовых изделий, что может быть следствием арифметических ошибок, плохого знания сборников рецептур, неисправности весов, сознательное нарушение дисциплины.

Недостачи происходят из-за завышенных против нормы отходов при механической обработке вследствие небрежной работы повара, поступления нестандартных продуктов, из-за хищения продуктов.

  Ошибка калькулятора при определении цены блюда приводит к излишкам (если цена завышена) или недостаче (если цена занижена), так как списывают продукты только по общей стоимости набора (по сумме).

Окончательный результат инвентаризации бухгалтерия обязана установить не позднее одного дня после окончания инв. (не считая дня окончания инв.).

Протокол рабочей комиссии и все материалы по инв. передают на рассмотрение постоянно действующей инв. комиссии, которая состоит из руководителя предприятия, гл.бух. и др.

   Недостачи должны быть немедленно погашены.

  Установленные излишки и недостачи бух. обязана отразить в учёте: излишки оприходовать, недостачу списать в установленном порядке.

  В первом после инв. отчёте о движении продуктов на кухне в строке «Остаток на начало дня» проставляют фактический остаток согласно инв. описи.  

Материальная ответственность

Материальная ответственность представляет собой правовое отношение между предприятием ОП и его работниками, которое обязывает работников возмещать ущерб, нанесённый недостачей, порчей, хищением ценностей, образовавшийся в результате неправильных действий или бездействий работников, повлекших за собой возникновение ущерба.

Лица, на которых возложена материальная ответственность наз. материально ответственными. К ним относятся: директора, заведующие производством, кладовщики, буфетчики, повара раздачи, кассиры, бармены и др. работники, осуществляющие операции с материальными ценностями.

Возложение материальной ответственности на работников предприятия ОП оформляется договором о материальной ответственности.

  

Договор о материальной ответственности представляет собой двухстороннее соглашение, по которому стороны берут на себя определённые обязательства и имеют возможность требовать друг от друга выполнения принятых пунктов договора.

Договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах; договор заключается только с лицами, достигшими 18 лет; подписывают договор: администрация и матер. отв. лицо (лица); один экз. – у директора, второй – у мат. отв. лица (бригадира).

Виды материальной ответственности:

1. Ограниченная материальная ответственность – наступает при нанесении ущерба со стороны работников, которые не являются мат. отв. лицами (менеджеры, товароведы, бухгалтеры, уборщицы, грузчики и др.); предел возмещения ущерба колеблется от 1/3 до 3-х месячных окладов.

 

2. Полная материальная ответственность возникает:

            1) согласно договору о материальной ответственности;

            2) по разовой доверенности на получение материальных ценностей;

            3) по решению судебно-следственных органов, определяющих действия лиц, которые преследуются в уголовном порядке.

Полная матер. отв. за материальные ценности в предприятиях ОП может возлагаться на директора, заведующего производством, кладовщика, буфетчика, повара раздачи, кассира, бармена и др. работников, осуществляющих операции с материальными ценностями.

 

Формы материальной ответственности:

В зависимости от порядка организации труда применяются две формы полной материальной ответственности:

1. Индивидуальная (отдельных лиц);

2. Коллективная (бригадная).

Индивидуальная мат. отв. устанавливается в тех случаях, когда передаются ценности под отчёт для самостоятельной работы, например, бармен; работник один имеет доступ к ценностям и один обязан возместить ущерб.

 

Коллективная (бригадная) мат. отв. устанавливается при совместном выполнении работ и невозможности разграничения материальной ответственности каждого работника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.