|
|||
Информационный текст о поваренной соли – NaCl
Тема урока: Соли (работаем с текстом параграфа №42) По составу соли можно разделить на несколько групп: Соли
Средние кислые основные комплексные двойные смешанные MgSO4 Mg(HSO4)2 Mg(OH)Cl Na3[Al(OH)6] K2NaPO4 Ca(OCl)Cl Любую соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. Например: Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O При взаимодействии этих веществ произошло образование сульфата кальция – средней соли. Средняя соль – это продукт полного замещения всех атомов водорода в молекуле кислот на металл (или продукт полного замещения всех гидроксидных групп в молекуле основания на кислотный остаток). Названия и состав средних солей мы с вами учили и это есть в ваших таблицах.
При избытке кислоты (или недостатке основания) идёт образование кислых солей. Например: Ca(OH)2 + 2H2SO4 (избыток)= Ca(HSO4)2+ 2H2O Определение кислых солей переписать с.254. В название кислых солей добавляем приставку –( гидро-) Ca(HSO4)2 - гидросульфат кальция Кислые соли образуют только многоосновные кислоты. Для определения заряда кислого иона надо сложить заряд иона(ионов) водорода и заряд кислотных остатков. При избытке основания ( или при недостатке кислоты) идёт образование основных солей. Например: 2Ca(OH)2(избыток) + H2SO4= (CaOH)2SO4+2H2O Определение основных солей переписать с.254. В название основных солей добавляем приставку –( гидроксо-) или слово оснОвный. (CaOH)2SO4 – гидроксосульфат кальция (или оснОвный сульфат кальция) Основные соли образуют только многокислотные основания. Для определения заряда основного иона надо сложить заряд иона металла и заряд (ы) гидроксидных групп. Состав остальных солей изучаем в 9 классе
Химические свойства средних солей (с.255-257) 1) взаимодействие солей с кислотами, если образуется газ или осадок а) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O б) AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3 для этих уравнений написать полное и краткое ионные уравнения! 2) взаимодействие солей с щелочами, если образуется осадок CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 для этого уравнения написать полное и краткое ионные уравнения!
3) взаимодействие между растворами солей, если образуется осадок AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3 для этого уравнения написать полное и краткое ионные уравнения 4) взаимодействие солей с металлами (происходит по правилу: сильный металл вытесняет слабый металл из раствора соли). Обе соли – и реагирующая, и образующаяся должны быть растворимыми. Напоминаю: сильные металлы начинают ряд активности металлов, а слабые – заканчивают. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3) 2 + 2Ag Cu + FeSO4 = реакция не идёт Способы получения солей: Способов получения солей много, изучая свойства кислот, оснований, оксидов, солей вы должны были заметить тот факт, что при взаимодействии многих веществ образуются соли. Вам задание: написать 5 любых способов получения солей (опирайтесь на химические свойства веществ) Знаете ли вы, что: Информационный текст о поваренной соли – NaCl Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, т.к. она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови соль создаёт необходимые условия для существования красных кровяных телец; в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание пищи; стимулирует обмен веществ и рост волос; придаёт бодрость и силу. Недостаточное или избыточное употребление соли может способствовать возникновению одних и тех же заболеваний: гипертонии, инсультов, инфарктов. Также недостаток соли вызывает тягу к сладкому. Физиологическая потребность человека в поваренной соли в сутки составляет 10 г. – это 1 чайная ложка. В теле человека содержится примерно 250 г. этой соли. Необходимость соли для жизни была известна со времён глубочайшей древности. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж и долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг.), т.к. в год каждый человек с пищей потребляет примерно 4 кг. соли.
Сказка Даже народные былины и сказки, говорят нам о важности этих веществ. Вот, например есть старинная словацкая сказка – Соль и золото: Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Теперь, узнав о значении поваренной соли для организма, согласны ли вы с выражением, что соль – это белый яд?
Д/З: написать конспект в тетради (параграф №42 – основное я выделила красным цветом) не торопитесь! Разберитесь с формулами солей! Выполнить упр.1,2,5 с.258. Каждый из нас повседневно сталкивается с такими веществами как СОЛИ. Например: - в стирке, с помощью порошка, с состав которого входит стиральная (кальцинированная) сода – Na
|
|||
|