Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ — ЛЮДЯМ



 

Новые рубежи. — 1968. — № 128. — 30 октября

 

 

 

 

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ — ЛЮДЯМ

 

ВCE НАЧАЛОСЬ с установки доски в память о погибших учителях и учащихся пашей школы — участниках Великой Отечественной войны 1941 — 1915 гг. Инициатором создания мемориальной доски был 85-летний учитель-пенсионер Николай Гаврилович Илюхин. Пионеры-следопыты побывали в семьях погибших и принесли интересный материал: письма с фронта, копии наградных листов, фотографии погибших сыновей.

 

Так начала свой отчет о работе школьного музея Голицынской 128-й средней школы член районного совета охраны памятников учительница истории этой школы Зоя Семеновна Макарова. Внимательно слушали ее преподаватели истории из 20 школ района.

 

Фотография мемориальной доски переходит из рук в руки. С нее смотрят двадцать восемь пар чудесных светлых мальчишеских глаз, а в центре мемориальной доски в военной форме Герой Советского Союза Алексей Павлович Румянцев, тоже в прошлом ученик этой школы.

 

В руках Зои Семеновны на пожелтевших листках фронтовых газет рассказы о них. Вот письмо Анатолия Селиванчика.

 

Что же пишет озорной мальчишка, которому ничего не стоило ради шалости взобраться на печную трубу школы?

 

«Я уже многое вкусил из фронтовой жизни. Теперь мне ничего не страшно. Я смело иду вперед, потому что знаю, за что борюсь».

 

И снова листки военных писем. Николай Медведев в феврале 1942 года пишет своим родным:

 

«О Сталинградском фронте вы, вероятно, слышали. Наши войска начали громить фашистскую сволочь. Это начало их «капута». Недалек день, когда мы будем вместе в своем родном поселке Голицыне».

 

И Анатолий, и Николай погибли. Николай окончил Голицынскую школу в 1911 году с отличием. С группой одноклассников выехал на оборонное строительство в район Смоленска. В рядах Красной Армии стал старшим лейтенантом. Погиб 21 апреля 1943 года.

 

В школьном музее его письма с фронта, аттестат отличника и письмо товарища, рассказывающего о том, как погиб Николай в ожесточенной схватке с врагом, который направил на них 250 «тигров».

 

Читают присутствующие воспоминания командира части Героя Советского Союза Маркова, напечатанные во фронтовом листке, о бывшем ученике этой же школы Петре Молодцове:

 

«Он беспощадно бил врагов на Кубани, в советской Прибалтике, в боях за город Брянск. За отличное выполнение боевых заданий награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды».

 

Петр тоже погиб, как и его товарищи-однокашники Георгий Агнцев, Виталий Лаврентьев, Константин Соловьев, защищая Ленинград.

 

У мемориальной доски много цветов. Их принесли гости. Среди них — учительница-пенсионерка Валентина Николаевна Романовская. Ей есть что рассказать и о своем сыне капитане Дмитрии Романовском, ученике 128-й школы.

 

Среди предметов музея книга Героя Советского Союза генерал-полковника В. М. Шатилова «Знамя над рейхстагом». В ней строки: «Батарея капитана Романовского поработала на славу».

 

На открытие мемориальной доски два года тому назад приехал из Ленинграда бывший ученик этой школы Герой Советского Союза Алексей Павлович Румянцев.

В день открытия мемориальной доски появилась и большая малиновая тетрадь, ставшая потом дневником посетителей.

 

— Идут месяца, месяцы напряженных исканий, — говорит докладчик. — У нас появилась комната на втором этаже. А в ней картины, монтажи, стенды, фотоальбомы. И документы, документы... Малиновая тетрадь пестрит записями.

 

Учителя Часцовской школы оставляют запись: «Во всем видна кропотливая работа».

 

Приехали выпускники средней школы Пушкинского района и оставили запись в малиновой тетради: «Мы поражены обширностью собранного материала. Молодцы. Желаем, чтобы музеи расширялся».

 

Учащиеся школы рабочей молодежи поселка Голицыно, ученики школы № 67 станции Щербинка Московской железной дороги, учитель Каринской школы Андрей Степанович Подкорытов, рабочие предприятий и, разумеется, учащиеся 128-й школы часто бывают здесь.

 

Экспозиция об учащихся школы, погибших в войне 1941 — 1945 годов, вызывает большой интерес у всех.

 

Экспозиция «Вяземы» знакомит с историей. Дело в том, что Вяземы были вотчиной русских царей, а в 1694 году были подарены воспитателю Петра I Б. А. Голицыну, потомки которого владели этой усадьбой до 1917 года.

 

Наглядно видно, что лучшие земли принадлежали князьям Голицыным. Наделы крестьян были очень малы, и не могли прокормить  крестьянскую семью, что заставляло крестьян заниматься подсобным промыслом.

 

История Вязем связана с Отечественной войной 1812 года. Через Вяземы проходила при отступлении русская армия. В княжеском дворце Голицыных останавливался М. И. Кутузов. Из Вязем он отправил четыре письма генерал-губернатору Москвы Ростопчину. Копии этих писем в школьном музее. Письма полны тревоги и забот.

 

Бывал в Вяземах и А. С. Пушкин, который с 1804 года, до поступления в лицей, жил каждое лето в деревне Захарово у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал.

 

Экспозиция «Пушкин в Захарове» знакомит посетителей с жизнью и творчеством поэта.

 

«Станция Голицыно и поселок Голицыно» — эта экспозиция знакомит с историей возникновения поселка.

 

После реформы 1861 года по землям князей Голицыных прошла Московско-Брестская железная дорога. На полотнах в музее можно видеть эту дорогу с первыми ее станциями. Деревянное здание было станцией «Голицынская». Кирпичное здание станции построено позднее, в 1905 —1906 годах.

 

Члены юношеской секции охраны памятников, а их в этой школе 250, собрали материал о том, как князья Голицыны хотели построить здесь образцовый дачный поселок «Голицынский городок».

 

А вот и наша современность. Члены секции создали экспозиции: «Индустриализация поселка», «Керамический завод». «Голицынская птицефабрика» и другие.

 

Весь материал музея тщательно сверяется с архивами библиотеки имени В. И. Ленина.

 

Создан фонд музея, где хранятся подлинные документы, фотографии.

 

Об этом интересно рассказала Зоя Семеновна Макарова.

 

30 лет работает Зоя Семеновна в этой школе. И училась до института она здесь. Вот почему так интересно было слушать ее. Всем было ясно: школьный музей при правильной постановке его работы хорошо послужит людям. Он воспитывает их, обогащает знаниями.

 

Звучат слова докладчика: «Приезжайте к нам!» Эти слова приняты сердечно присутствующими. Многие здесь уже бывали, искренне признали большой труд создателей школьного музея.

 

А. НЕКРАСОВА.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.