Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И запылали танки …. История создания жидкости «КС» на Чернореченском химическом заводе)



 И запылали танки …

(История создания жидкости «КС» на Чернореченском химическом заводе)

 

 

Шаров Андрей , Гришина Оксана ,

 члены школьного библиотечного

литературно-краеведческого клуба «Нижегородская Отчина»

 средней школы № 27 г. Дзержинск

…В истории Великой Отечественной войны был период (между июнем 1941-го и февралем-мартом 1942 года), когда такие кузницы оружия, как Горький и Дзержинск, были не просто городами, создающими оружие, а ЕДИНСТВЕННЫМИ городами, делающими тот или иной вид вооружений или материалы для его изготовления. От таких городов тогда, собственно, и зависела судьба нашего Отечества. Потом - во второй половине 1942 года, когда эвакуированные с запада заводы заработали на Урале и в Сибири - стало полегче. Но это было потом…

Один из подвигов «воюющего» Дзержинска стал темой для исследования участниками нашего школьного библиотечного литературно-краеведческого клуба «Нижегородская Отчина». «История создания самовоспламеняющейся жидкости под условным названием «КС» на Чернореченском химическом заводе» - тема актуальная уже на протяжении нескольких лет. А началось исследование в 2014 году с приглашения на заседание клуба Климахиной Аллы Акимовны, дочери Климахина Акима Михайловича, директора Чернореченского химического завода, возглавлявшего завод в самые тяжелые военные годы. Ее воспоминания об отце, предоставленные материалы легли в основу этой работы.

Директор заводского музея ( уже давно несуществующего) Замышляева Галина Алексеевна сохранила и передала нам уникальную видеозапись о «КС» на старой, порванной видеопленке. Нам удалось отреставрировать и оцифровать ее. И теперь мы можем назвать многих героев этого подвига ПОИМЕННО!

В ходе исследования установлена точная дата отправки первой партии «КСТ» на фронт. 8 октября – день памяти нашим землякам, тем, кто создавал это оружие, кто недосыпал ночами у станков, кто страдал от страшных ожогов, кто погиб под развалинами взорвавшегося цеха. День памяти тем, кто своим трудовым подвигом переломил ход войны и приблизил день Победы.

…Алла Акимовна Климахина вспоминает: «В одну из первых июльских ночей 1941 года домочадцев разбудил гром телефонного звонка. Отец схватил трубку, звонили по прямой линии Правительственной связи.

– С Вами будет говорить товарищ Сталин.

Раздался тихий, усталый голос:  

 – Аким Михайлович, я Вас очень прошу…»

Речь шла о самовоспламеняющейся жидкости.

3 июля 1941 года, на 12 день войны, на Дзержинский Чернореченский химический завод поступил секретный пакет, в котором наркоматом химической промышленности, Государственным комитетом обороны предписывалось срочно организовать выпуск самовоспламеняющейся жидкости «КС» для борьбы с немецкими танками.

Эксперимент синтеза самовоспламеняющейся жидкости был проведен на заводе еще до войны. В 1937 году в фосфорном цехе под руководством сотрудника московского НИУИФА С. Кузьмина (автора соединения компонентов) был проведен первый и единственный опыт по получению противотанковой жидкости. Тогда все держалось в секрете, и жидкость никак не называлась.

Название дал ее создатель. «КС» – «Смесь Кузьмина». Позднее в военном фольклоре смесь «КС» называли и «коньяком старым», и «коварной смесью», и «коктейлем смерти». Но наиболее известное ее прозвище — «коктейль Молотова», впоследствии распространившееся вообще на все типы зажигательных бутылок.

Итак, согласно указу наркомата, то, что получалось в колбах и пробирках граммами, чернореченцам предписывалось производить в промышленных масштабах. За ОДНИ сутки(!) проектировщики под руководством Н. А. Симулина и Ю. Г. Ардашева разработали и выдали проект установки. Собирали ее бог весть из чего. Руководил организацией производства главный инженер завода А. И. Рукавишников. Уже в июле установка заработала. Первым начальником установки был назначен А. С. Парилов.

Опыта работы с подобными веществами не было, а спешка при создании установки была великой и при неусыпном пригляде представителя Государственного Комитета Обороны. В первой декаде июля установка была пущена и начала вырабатывать «КС».

…8 октября (!) 1941 года чернореченцы отправили первую промышленную партию «КСТ» на фронт. Безотказно действовала она в суровые зимы боев под Москвой, под Сталинградом. В письмах, присылаемых с фронта на завод, бойцы писали: "Когда ваши бутылки прибывают в часть одновременно с кухней, то мы в первую очередь спешим запастись вашими гостинцами".

Как потом отчитывались в своих трудах военные историки, в битве под Москвой из 1700 немецких танков, оставшихся на местах сражения, 1300 было уничтожено при помощи «КСТ». «КСТ» была серьезным оружием не только против танков. На протяжении всей войны было уничтожено огромное количество бронетранспортеров, дотов и дзотов, автомашин, укрепленных строений, военных складов противника. Под Сталинградом на танкоопасных направлениях наши обороняющиеся войска создали 30 бутылочных полей, на которых разместили более 200 тысяч бутылок.

В феврале 1942 года Климахин А.М., Стронгин Г.М. за создание и отработку технологии «КСТ» были награждены орденом Трудового Красного Знамени.

Потом, уже через многие годы после войны, нашлись люди, которые начали оспаривать первенство ЧХЗ по производству «КСТ». Вполне возможно, где-то делалась жидкость по другой рецептуре, да и сами чернореченцы помогали наладить ее производство на других заводах. Но те, кто присутствовал на правительственном приеме в 1943 году в честь награждения завода Орденом Трудового Красного Знамени, хорошо запомнили слова М.И.Калинина (Председатель Президиума Верховного Совета СССР): «Хочу особо отметить выдающийся вклад в Победу коллектива Чернореченского химического завода, руководимого товарищем Климахиным, чернореченцы в самые тяжелые дни войны, когда враг рвался к Москве, вложили в руки солдат грозное боевое оружие, от которого запылали танки».

 

1943 г. Прием в Кремле.

Рядом с Калининым М.И. директор ЧХЗ Климахин А.М.

 

Мы рассказали лишь об одном подвиге «воюющего» Дзержинска. Всего об одном.

А ведь в Дзержинске (и только здесь) выпускали синильную кислоту и изопропиловый спирт, а из них - пуленепробиваемое оргстекло для самолетов.

Здесь (и только здесь) изготавливали для нашей авиации жуткую отраву – тетраэтилсвинец – добавку к топливу, без которой не взлетел бы ни один самолет. «Шутники» называли это производство «фабрикой дураков», потому что пары этой жидкости вызывали необратимые изменения в клетках головного мозга.

Здесь (в первые месяцы войны только здесь) выпускали аммиак - исходный компонент для производства взрывчатых веществ. Да и сами взрывчатые вещества делали здесь и начиняли ими боеприпасы тоже здесь.

«Никто не забыт, и ничто не забыто». Не должно быть забыто! Поэтому мы и взялись за эту работу… И теперь уже совершенно точно, не будет забыто!

22 декабря 2011 года на доме № 83/14 по проспекту Ленина в нашем городе была открыта мемориальная доска, посвященная Акиму Климахину. В этом доме и сейчас живет его дочь Алла Акимовна. В одной из комнат она сохранила обстановку, бывшую при отце, его любимый письменный стол с зеленым сукном и книги…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.