Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Запишите в словарик и заполните таблицу (1 балл):



 1) Запишите в словарик и заполните таблицу (1 балл):

Онтология, бытие, небытие, субстанция, субстрат, сущее, сущность, существование, феноменальное бытие, ничто, нечто, реальность, действительность, детерминизм, картина мира, фундаментальное бытие, реальное бытие, феномен, монизм, дуализм, плюрализм, опредмечивание, распредмечивание, Парменид, социальное пространство, социальное время, органическая диалектика, мера, скачок, эволюция, противоречие, конфликт, гармония, становление, прогресс, регресс.

Словарь:

Онтология - учение о фундаментальных принципах бытия, наиболее общих сущностях и категориях бытия.

Бытие – это реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека.

Небытие -отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность.

Субстанция - характеристика бытия со стороны его внутреннего единства, взаимосвязи всех его проявлений безотносительно к их бесконечно многообразным видоизменениям.

СУБСТРАТ– общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.

СУЩЕЕ – категория онтологии, обозначающая: 1)совокупность многообразных проявлений бытия; 2)любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3)онтологический абсолют. Иногда понятие сущего употребляется как синоним бытия.

Сущность – это внутренняя основа вещи, внутреннее единство ее различных сторон.

СУЩЕСТВОВАНИЕ – философское понятие, традиционно употребляемое для обозначения наличного бытия вещи, которое, в отличие от ее сущности постигается не мышлением, но опытом; существование (экзистенция) – одно из важнейших понятий европейской философии, оно занимает центральное место в экзистенциализме – влиятельнейшим течении философии ХХ века, где трактуется как нечто соотнесенное с трансценденцией, т. е. выходом человека за собственные пределы, оно единично, личностно и конечно.

Феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Ничто – способ существования небытия,отсутствие каких бы то ни было качеств бытия либо бытия вообще.

Нечто – то, что уже существует в себе и для себя, но еще не получило дальнейших определений.

Реальность объективная - существование, независимое от человеческого сознания (материальное бытие)

Реальность субъективная - формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту и не может существовать вне человеческого сознания (духовное бытие)

Детерминизм - учение об универсальных причинных связях, господствующих в мире.

Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека...

Фудаментальное бытие - бытие как объективная реальность – материя.

Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью.
Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям

и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо;

ФЕНОМЕН – философское понятие, означающее объект чувственного созерцания, явление, постижимое посредством опыта.

Монизм - учение, в котором утверждается, что в основе мира лежит одна субстанция.

ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания, теорий и методов (плюрализм в гносеологии), ценностей и ценностных ориентаций (плюрализм в аксиологии) и др.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ – категории, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность.

Парменид— древнегреческий философ, который сумел выразить собственные взгляды на бытие, мироустройство и смысл существования человека в поэтической форме. Идеи и теории Парменида легли в основу философии как науки, а труды этого человека до сих пор вызывают интерес и жаркие споры между теми, кто интересуется философскими вопросами.

Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.Социальное пространство — форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека.

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни. Типичное определение социального времени – это«время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности.

Диале́ктика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Мера - интервал, внутри которого количественные изменения не приводят к возникновению нового качества.

Скачок - переход от одного качества к другому.

Эволюция - постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.

Противоречие - единство и борьба противоположностей.

Конфликт - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает. как частный случай противоречия, его предельное обострение

Гармония – это: 1. (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) Соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое огранич. целое. В др. -греч. философии – организованность космоса, противостоящая хаосу.

Становление– философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение в другое.

Прогресс– переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

Регресс - изменения, идущие в направлении от высшего к низшему.

 

Таблица

Философия Тип онтологии Основные характеристики Представители
1. Античности Философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э. - V в.). Она внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В иде­ях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа ду­ховной активности человека. В античной философии выделяют следующие этапы. Ранний, или архаический (VI в. — начало V в. до н.э.). Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэто­му первых греческих философов называют физиками, а философию - натурфилософией. В этот период формули­руется проблема первоначала или первоначал мира. В фи­лософии элеатов происходит постепенное освобождение от натурфилософских мотивов, но бытие и его строение по-прежнему остаются главными темами размышлений. Цент­ральной проблематикой раннего этапа античной филосо­фии является онтологическая. Основной характеристикой античной философии, неза­висимо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос - центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, та­ким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии. В эллинистический период идея гармоничности, зако­носообразности мироздания и разумности человека была переинтерпретирована в релятивистском духе, но не утра­тила значимости, определяя мировоззрение и поздней Ан­тичности. Можно сказать, что древние мыслители «загово­рили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия. Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорей­цы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Де­мокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне оп­ределенных школ.
2. Средневековья Это христианская философия. Христианская философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II веке нашей эры. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения. Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Скотт Эриугена, Аль Фараби, Дунс Скот, Уильям Оккам.
3.Эпоха Возрождения Культурно-исторический феномен характеризуется в истории философии как культурно-исторический феномен, зародившийся в Италии в XIV веке и продолжавшийся до XVI. Этот период рассматривается как переходный этап между средневековьем и эпохой Нового Времени. Основными отличительными чертами является возвращение авторитета античности в сферу искусства, гуманизм как возвышение человеческого достоинства, индивидуальности, тенденция к стремлению воспитания и образования человека (антропоцентризм), начало автономности деятельности человеческого разума. В эпоху Возрождения на основании диалектических идей Н. Кузанского, открытий в естествознании Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея формируется концепция о множественности и бесконечности систем в природе и о наличии Бога не вне мира как его творца, а в самом природном мире, что придавало смысл и единство бытию. Николай Кузанский (1401-1464) крупнейший представитель философской мысли Возрождения. Бог в философии Кузанского это абсолют, бесконечность. Отношение Бога и сотворенного мира понимается им как тождество, поэтому концепция Кузанского является пантеизмом. Следуя традиции платоновской философии Кузанский определяет Бога как актуальную бесконечность которой противостоит мир, который есть все, что не-Бог. Если Бог это актуальная бесконечность, то универсум – потенциальная бесконечность, которая познаваема. Утверждается принцип единства бесконечного и конечного. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно,  Г. Галилей
4. Марксизма Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека. Экзистенциализм – (позднелат.-ex(s)istentia – существование), или философия существования, - крупнейшее направление философии 20 века, формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель – разработать нередукционистскую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного, существующего в его реальной ситуации, в мире, «среди вещей и Других». Поэтому нередко экзистенциализм называют «философией человека», направленной против «философии разума и идей». Это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей.
5.Экзистенциализма Возник накануне 1 мировой войны в России. Это философия бытия человека К экзистенциализму причисляют концепции, в разной степени близкие и родственные, в том числе и расходящиеся, оспаривающие друг друга по ряду принципиально важных, иногда даже исходных позиций, таких, к примеру, как трансцендентное, Бог и проблема свободы и автономии человека (религиозные и атеистические варианты экзистенциализма), бытие, человек и его отношения с бытием (Хайдеггер и Сартр), сознание и конституирование значений опыта (Сартр и Мерло-Понти). Но все эти концепции объединяет акцентирование вопроса о специфичности «человеческой реальности» как экзистенции; понимание онтологического характера ее «присутствия» в мире; философские способы обнаружения, понимания и истолкования этого присутствия.      Лев Шестов, Николай Бердяев, после 1 мировой войны в Германии Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер и в период Второй мировой войны во Франции Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона де Бовуар. Представители экзистенциализма в Италии – Никола Аббаньяно, Энцо Пачи, в Испании к нему близок Хосе Ортега-и-Гассет.

 

2) Ответьте на вопросы (до 2 баллов):

1. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?

 

 У Гераклита согласно его философскому учению, все в мире изменчиво и находится в непрерывном движении и борьбе. В нашей жизни нет ничего устойчивого и постоянного. Все вещи в нашей жизни меняются, противоположности переходят друг в друга

У Гераклита встречается еще одно изречение со схожим смыслом: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Пока мы в нее входим, течение уносит все прежнее и приносит новое. А на тех, кто пытается это сделать, постоянно набегают волны. Ничего нельзя остановить, ничего нельзя сохранить. А самое быстротекущее в нашей жизни – это время. Река времени приносит и уносит все плохое и все хорошее.

Высказывание Гераклита – очень популярная фраза. Употребляют ее в случае неизбежных изменений в жизни человека и общества. Все меняется: наши вкусы, взгляды, жизненные обстоятельства, внешний вид, внутреннее состояние и так далее. А также в смысле: живи настоящим, освободись от страхов прошлого, не беспокойся слишком много о будущем. «Все течет и движется, и ничего не пребывает». В русском языке чаще встречается фраза: все пройдет, ничто не вечно под луной.

 

 

2. Объясните принцип картезианского сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения.

 

Положение «Я мыслю, следовательно существую» Декарт высказал в трактате «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках»:

 

«внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую. А если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когда-либо себе представлял, и было истинным, все же не было основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я – субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, душа, которая делает меня тем, что я семь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Затем я рассмотрел, что вообще требуется для того, чтобы то или иное положение было истинно и достоверно; ибо, найдя одно положение достоверно истинным, я должен был также знать, в чем заключается эта достоверность. И, заметив, что в истине положения Я мыслю, следовательно, я существую меня убеждает единственно ясное представление, что для мышления надо существовать, я заключил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо – истинно»

 

 

3. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей.

 

 «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Данное утверждение можно увидеть в теории о первичных и вторичных качествах Локка. К первичным качествам относятся такие, которые неотделимы от тела, плотность, протяженность, фигура, движение или покой и число. Вторичные качества — все остальные: цвет, звуки, запахи так далее. Он утверждает, что первичные качества находятся фактически в телах; вторичные же качества, наоборот, существуют только в восприятиях. Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков и тому подобное.

 

4. Какому древнему философу принадлежит высказывание: «бытие есть, а небытия нет»? Объясните его смысл. Какими качествами обладает такое бытие?

 

. Парменид сформулировал утверждение: «Бытие есть, небытия же нет». На первый взгляд оно представляет собою тавтологию. В нем содержатся две части, каждая из которых утверждает по сути одно и то же. Тогда его можно представить в виде: «бытие есть» = «небытия нет». Обе части можно разложить, поскольку совершенно очевидно, что «бытие» это то, что «есть», а «небытие» то, чего «нет». Итак, «бытие есть». Здесь речь идет о том, что существует, ибо существует то, что «есть». Бытие есть то, что существует или бытие = существование. Но существует все, что существует. И только о том, что существует, можно сказать, что оно существует. Значит, бытие есть всё или бытие = всё. Однако поскольку бытие есть «всё», то оно не есть «это» или «что-то». Иными словами, нельзя найти такую вещь, о которой можно сказать, что она есть бытие. Бытие, следовательно, не есть «что», оно есть «не-что-то» или «ничто», небытие. Если это так, то бытие и небытие тождественны, неотличимы. Это противоречит исходному утверждению. Возникает логический тупик, из которого можно найти остроумный выход. Обращаясь к тезису «бытие есть, небытия же нет», необходимо теперь вернуться к нему как целому, не деля на части. Оно представляет собой языковое выражение, которое заключает в себе определенную, законченную мысль. С достоверностью можно утверждать, что выражение существует, т.е. существует определенная мысль. Если же она «существует», то она есть «бытие». Таким образом, мысль о «бытии» есть бытие или «бытие» есть «мысль» о бытии.

В концепции Парменида возникает ряд проблем, связан­ных с онтологической моделью бытия.

Во-первых, как можно помыслить бытие? Если оно совершенно и самодостаточно, а значит, завершено, то оно закрыто, недоступно нашему уму, и рассуждения о бытии невоз­можны. Либо оно доступно только откровению как полной открытости. В этом случае его постижение возможно только мистическим способом.

Во-вторых, как можно помыслить вещи? Они представляют собой множество, тогда как бытие существует только в единстве и как Единое. Либо множество вещей и каждая из них обладают самостоятельным и самодостаточным бытием и само бытие множественно, а мир не существует как единство, либо следует признать, что вещи действительно не существуют и являются лишь иллюзией. К последнему решению склонялся сам Парменид, но мало находилось последователей в признании вещей чистыми иллюзиями. К этому склонны, скорее, восточные философские системы.

В-третьих, и это следует из второй трудности: если бытие неподвижно, то почему вещи перемещаются с места на место?

Итак, необходимо было объяснить возможность философского разговора о бытии при условии его полноты и закрытости; показать многообразие реально существующих вещей исходя из принципа единства бытия; наконец, определить источник и условие движения вещей в абсолютно заполненном и покоящемся бытии.

 

 

5. «Язык — дом бытия». Кто из современных западных философов высказал эту мысль? Поясните связь между словом, мыслью и бытием.

 

Для М. Хайдеггера - друга и сподвижника К. Ясперса - бытие может быть дано только в языке. Не в языке обыденной речи, а в языке поэзии, языке философии. Язык, считал Хайдеггер, могущественнее человека, это принуждение к речению. Не сам поэт, а музы говорят через него, не мыслитель силой ума создает свои конструкции, а услышанный голос бытия направляет его мысли. Изначальное речение (Sagen) говорит о самом себе. Это есть одновременно божественное и человеческое явление, прояснение отношений, которые связывают существование с бытием.

 

 

6. Что является противоположностью категории бытия в философии? Приведите примеры из истории философии.

 

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в фило­софии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Основными формами бытия являются:

- материальное бытие - существование материальных (обладающих про­тяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлении природы, окружающего мира;

- идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объекти­визированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческое бытие - существование человека как единства материаль­ного и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

- социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бы­тие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). При­меры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные пред­меты; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

 

7. Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?

Каков экзистенциальный смысл тезиса — существование человека предшествует его сущности?

ʼʼСуществует две разновидности экзистенциалистов˸ во-первых, это христианские экзистенциалисты… и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты… Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, в случае если хотите, что нужно исходить из субъекта…

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду˸ у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой… Здесь сущность человека предшествует ᴇᴦο историческому существованию, которое мы находили в природе…

Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем ᴇᴦο можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, ʼʼсуществование предшествует сущностиʼʼ? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом он определяется.

Для экзистенциалистов человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь затем, причем таким человеком, каким он сделает себя самʼʼ.

 

8. «Быть или казаться» – альтернативность личного существования. В чем принципиальная разница?

 

Этот неудобный, а порой травмирующий вопрос встаёт перед каждым человеком с того момента в детстве, как он начинает осознавать своё собственное «я». Несмотря на то, что социальность Homo sapiens принципиально ничем не отличается от социальности других животных, как это утверждает современная зоосоциология, только перед человеком встаёт эта дилемма: «Быть или казаться?» Отличие между «быть хорошим» и «казаться хорошим» очень простое и заключается в том, что «быть» никогда не опирается на оценку других, даже самых близких людей, тогда как «казаться» обязательно связано с оценкой другими и ориентируется на неё. Можно сказать, человек, который хочет «казаться хорошим», проживает свою жизнь ради производимого на других впечатления, несмотря на то, что чаще всего он сам этого не осознаёт

 

 

9. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?

 

«Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука» (Аристотель). Система приобретает особое качество поведения, которого нет ни у одного из составляющих ее элементов и которое модифицирует поведение каждого из этих элементов «...Механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвуют одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции». В свою очередь характер труда отдельного рабочего будет зависеть от системы разделения труда.

Отчего же зависит это особое качество системы? Существуют три решения вопроса: механистическое, идеалистическое и диалектическо-материалистическое. Прежде чем изложить последнее, подвергнем критике два первых.

Механицисты полагают, что полное знание о сумме качеств элементов системы дает знание качества самой системы. Если этого не получается, то причина одна—неполнота наших знаний. Источник такого подхода ясен — это стремление избежать идеалистической мистики (какое-то особое, будто бы ничем не объяснимое качество) и остаться на позициях естественных наук, которые, по убеждению механицистов в конечном счете изучают только физические тела.

 

10. Чем отличается материалистическое понимание бытия как принципа существования мира от идеалистического понимания бытия как чистой абстракции?

 

Демокрит. Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу.

Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как. и раньше, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.
Идеалистическая трактовка бытия у Платона. Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (428/427-348/347 до н. э.). Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но, в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное. Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым и как родоначальник идеализма в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, не существует (таковыми являются тело и пространство, в котором находятся все тела). Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру (существование у Платона - характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто "бытие", противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир "становления"): здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не "есть". "...Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия..." [1]. Критикуя тех, кто "признает тела и бытие за одно и то же", Платон утверждает, что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные идеи". Идеи Платон называет сущностями; греческое слово "сущность" (ousia) образовано от глагола "быть" (einai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка "существовать", "сущее", "сущность").

 

 

11. Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:

"Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания"[1].

В чем преимущества диалектики как метода познания?

 

Диалектическая мысль в России свой главный импульс получила в трудах крупного русского ученого, исследователя в области философии Георгия Валентиновича Плеханова. Он выступил горячим поборником материалистической диалектики, которую представил как аналог объективного мира, отражение объективных законов природы и общества в понятиях человека. Г.В. Плеханов рассматривал диалектику как метод подхода практически ко всем явлениям природы, общества и человеческого мышления. Он высоко ценил диалектику Гегеля как «алгебру прогресса», считая, что она относится к метафизике XVII-XVIII веков, как «высшая математика к арифметике застоя». Г.В. Плеханов писал, что «без диалектики неполна, одностороння, скажем больше: невозможна материалистическая теория познания». Глубокое обоснование ученый дает трактовке общественных законов, подчеркивая их объективный и необходимый характер. Он умело защищает социальный детерминизм К. Маркса от волюнтаризма. Общество — это результат, продукт деятельности людей, — соглашается с Марксом Г.В. Плеханов

 

 

12. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.

 

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Закон - объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики) своей все-общностью и универсальностью, т.к. они:

- охватывают все сферы окружающей действительности;

- раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

3 базовых закона диалектики:

- единства и борьбы противоположностей;

- переход количества в качество;

- отрицания отрицания.

Законы диалектики.

1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

 

1. У Гераклита согласно его философскому учению, все в мире изменчиво и находится в непрерывном движении и борьбе. В нашей жизни нет ничего устойчивого и постоянного. Все вещи в нашей жизни меняются, противоположности переходят друг в друга

У Гераклита встречается еще одно изречение со схожим смыслом: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Пока мы в нее входим, течение уносит все прежнее и приносит новое. А на тех, кто пытается это сделать, постоянно набегают волны. Ничего нельзя остановить, ничего нельзя сохранить. А самое быстротекущее в нашей жизни – это время. Река времени приносит и уносит все плохое и все хорошее.

Высказывание Гераклита – очень популярная фраза. Употребляют ее в случае неизбежных изменений в жизни человека и общества. Все меняется: наши вкусы, взгляды, жизненные обстоятельства, внешний вид, внутреннее состояние и так далее. А также в смысле: живи настоящим, освободись от страхов прошлого, не беспокойся слишком много о будущем. «Все течет и движется, и ничего не пребывает». В русском языке чаще встречается фраза: все пройдет, ничто не вечно под луной.

 

2. Положение «Я мыслю, следовательно существую» Декарт высказал в трактате «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках»:

«внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую. А если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когда-либо себе представлял, и было истинным, все же не было основания для заключения о т<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.