Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





САРГОН. МОИСЕЙ. ПЕРСЕЙ. ГИЛЬГАМЕШ



САРГОН

Вероятно, древнейшим из дошедших до нас мифов о герое является миф, датируемый
периодом основания Вавилона (около 2800 г. до Р.Х.) и касающийся истории рождения его
основателя, Саргона Первого. Буквальный перевод этой истории — которая, судя по
характеру изложения, является, по-видимому, подлинной записью самого царя Саргона —
звучит следующим образом*:

"Я, Саргон, могущественный царь, Царь Аккада. Моя мать была весталкой, отца своего я не
знаю,
брат же моего отца жил в горах. Мать моя, весталка, выносила меня в моем городе
Азупирани, расположенном на берегу Евфрата. В укромном месте она родила меня. Она
положила меня в корзину из камыша
и, залив крышку смолой, опустила ее в воду, которая не
поглотила меня. Река принесла меня к Акки, водоносу. Водонос Акки по доброте своего
сердца вытащил меня из воды; водонос Акки вырастил меня как своего собственного сына;
водонос Акки сделал меня своим садовником. Когда я работал садовником, меня полюбила
Иштар, я стал царем и царствовал в течение 45 лет".______________________________________

* Различные переводы, частично искажающие текст, отличаются лишь несущественными деталями. Ср.
Hommel: History of Babylonia and Assyria, Berlin, 1885: p.302 (где также можно найти истоки предания), а также
A. Jeremias; The Old Testament in the Light of the Ancient Orient, Leipzig, 1906, p.410

МОИСЕЙ

Библейская история рождения Моисея, представленная в главе 2 Исхода, обнаруживает
сходство с легендой о Cap-гоне и даже почти буквальное соответствие отдельных моментов*.
Уже в главе 1** повествуется о том, что фараон приказал своим людям бросать в воду всех
сыновей, родившихся у евреев, тогда как их дочерям разрешалось жить; причина такого
распоряжения заключалась в чрезмерной плодовитости израильтян. В главе 2 говорится
следующее:

"Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и
родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Не могши долее скрывать
его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее
младенца, поставила в тростнике у берега реки.

А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку
мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и
послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и
сжалилась над ним и сказала: это из еврейских детей._____________________________________

*В связи с таким сходством нередко считают, что повествование в Исходе основано на легенде о Саргоне, но при этом не

обращают должного внимания на некоторые фундаментальные различия, которые будут детально рассмотрены в ходе

интерпретации.

** Первоначально в этом древнейшем повествовании родители Моисея, как и все остальные персонажи имен не имели.

Имена были присвоены им в религозной трактовке. Глава 6 (20) гласит: "Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жены; и

она родила ему Аарона и Моисея" (и их сестру Мириам. — Числа, 26:59). Сравните также: Winckler: History of Israel. II.       

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе
кормилицу из Евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала
ей: сходи. Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми
младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила
его.

И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына,
и нарекла имя ему Моисей*, потому что, говорила она, я из воды вынула его"
Это повествование было дополнено в мифологии раввинов рассказом о событиях,
предшествовавших рождению Моисея. В шестидесятый год после смерти Иосифа
Фараон, правивший в то время, увидел во сне старца, державшего в руках весы со всеми


обитателями Египта на одной чаше и единственным ягненком — на другой, но тем не
менее ягненок перевешивал всех египтян. Встревоженный царь тут же обратился к
мудрецам и астрологам, которые объявили, что сон предсказывает, что у израильтян
родится сын, который приведет к краху весь Египет. Царь был напуган и тут же повелел
предавать смерти всех новорожденных детей евреев по всей стране Из-за этого
тиранического приказа левит Амрам, живший в Госене, решил разлучиться со своей
женой Иохаведой, дабы не обречь заведомо на верную смерть детей, зачатых от него. Но
позднее его решению воспротивилась его же дочь, Мириам, которая с убежденностью
прорицательницы предсказала ему, что тот ребенок, что приснился царю, выйдет из лона
ее матери и станет освободителем своего народа".

Посему Амрам вернулся к своей жене после трехлетней разлуки. По истечении трех
месяцев она зачала и затем родила сына, в момент рождения которого весь дом напол-

*  Согласно Винклеру (Winckler Babylonian Mental Culture, p. 119), это имя означает "Водочерпий" (см. также
Winckler: Ancient Oriental Studies, III, 468, etc.), что еще сильнее сближает легенду о Моисее с легендой о Саргоне,
так как имя Akki означает "Я черпал воду"

** Schemot Rabba, fol 2, 4. Вторая книга Моисеева (Исход, 1: 22) гласит что астрологи рассказали фараону о
женщине, вынашивающей Спасителя Израиля.______________________________________________________________

нился удивительным сиянием, подтверждающим истинность пророчества (см. Bergel:
Mythology of the Hebrews, Leipzig, 1882).

Подобные повествования представлены относительно рождения и родоначальника еврейской
нации, Авраама. Он был сыном Фарры (Тераха), бывшего капитаном у Нимрода, и Амтелай.
Перед его появлением на свет звезды открыли царю Нимроду, что ребенок, который будет
рожден, свергнет с престола могущественных властителей и овладеет их землями. Царь
Нимрод вознамерился убить ребенка сразу же после рождения. Но когда Фарре (Тераху)
велели принести мальчика, он сказал: "Воистину у меня родился сын, но он умер". После чего
он предъявил чужого ребенка, а своего собственного сына укрыл в пещере под землей, где
Бог дал тому возможность кормиться молоком из пальца правой руки. Говорится, что в этой
пещере Авраам оставался до третьего (согласно другим источникам, до десятого) года своей
жизни (ср.: Beer: The Life of Abraham, относительно интерпретации еврейских преданий; см.
также Wunsche: From Israel's Temples of Learning, Leipzig, 1907). Что касается следующего
поколения, в рассказе об Исааке снова появляются те же мифологические темы. Перед его
рождением царя Авимелеха предупреждают во сне не входить к Саре, ибо это принесет ему
много горя. После долгого периода бесплодия она наконец рождает сына, который, будучи
обречен (в этом повествовании позднее в своей жизни) быть принесенным в жертву
собственным отцом
(приемным отцом) Авраамом, в конце концов был спасен Богом. Но
Авраам изгоняет своего сына Измаила вместе с матерью мальчика, Агари (Бытие, 20:6. См.
также: Bergel, loc. cit.).

КАРНА

Близкая связь с легендой о Саргоне также наблюдается в некоторых чертах истории
рождения героя Кармы из древнеиндийского эпоса* Махабхарата. Содержание легенды кратко
изложено Лассеном**.

Принцесса Притха, известная также как Кунти, будучи девственницей, родила мальчика
Карну, отцом которого бы/, бог солнца Сурья. Юный Карна родился с золотыми украшениями
своего отца в ушах и в прочной кольчуге. Мать в своем горе утаила мальчика и оставила его
на волю судеб. В адаптации Хольтцмана*** стих 1458 гласит: "И тогда я и моя служанка
сплели из тростника большую корзину, накрыли ее крышкой и залили воском; в эту корзину я
положила мальчика и отнесла его к реке Аква". Держась на волнах, корзина достигла Ганга, а
по нему доплыла до самого города Кампа. "По берегу реки проезжал возничий, благородный
друг Дхритараштры, а с ним была Радха, его прекрасная и благочестивая супруга. Она была в
глубокой печали, ибо бог не подарил ей сына. Она увидела корзину в реке, которую волны
прибили вплотную к берегу; она обратила на нее внимание Азиратха, который пошел и достал
ее из воды". И эта чета стала заботиться о мальчике и вырастила его как своего собственного
ребенка.

Позднее Кунти вышла замуж за царя Панду, который был вынужден воздерживаться от
брачного ложа, ибо проклятие обрекало его умереть в объятиях своей супруги. Но Кунти,
снова зачав от бога, рождает трех сыновей; один из них рождается в берлоге волка. Вскоре
Панду умирает в объ-


*  В этой связи также следует упомянуть индусскую легенду о рождении мифического царя, носившего титул

Викрамадитья. Здесь снова повторяется бесплодный брак родителей, чудотворное зачатие, зловещие

предостережения, брошенный в лесу мальчик, его вскармливание медом, и наконец, его признание отцом (см. Julg:

Mongolian Fairy Tales, Innsbruck, 1868, p.73, etseq)

** Hindu Legends. Karlsruhe, 1846, Part II, p. 117-127

*** Hindu Legends, I. c.________________________________________________________ ____________

ятиях своей второй жены. Сыновья растут, и на устроенном ими турнире появляется Карна,
дабы помериться силами с лучшим из воинов, с Арджуной, сыном Кунти. Арждуна с
презрением отказывается сражаться с сыном возничего. Чтобы сделать его достойным
противником, один из присутствующих на турнире нарекает его царем. Тем временем Кунти
узнает в Карне своего сына по божественной отметине и умоляет его отказаться от поединка
со своим братом, открыв ему тайну его рождения. Но Карна принимает ее откровение за
вымысел и продолжает настаивать на своем желании. Он погибает в поединке, сраженный
стрелой Арджуны. (Ср. с подробным рассказом в Lefmann: History of Ancient India, Berlin, 1890,
p.181, etseq.)

Поразительное сходство в отношении структуры в целом можно обнаружить между легендой
о Карне и историей рождения Иона, родоначальника ионийцев, о котором сравнительно
позднее предание повествует*:

В пещере скалы Афинского Акрополя Аполлон и Креуса, дочь Эрехтея, зачали сына. В этой
же пещере мальчик родился и был брошен на произвол судьбы; мать оставила ребенка в
плетеной корзине, в надежде на то, что Аполлон не позволит своему сыну погибнуть. По
велению Аполлона той же ночью Гермес относит ребенка в Дельфы, где утром на пороге
храма его находит жрица. Она воспитывает ребенка, и когда мальчик становится юношей,
делает его служителем храма. Позднее Эрехтей отдает свою Креусу в жены Ксуту. Так как их
брак долгое время оставался бездетным, супруги обратились к Дельфийскому оракулу, моля
о благословении потомством. Бог открывает Ксуту, что первый, кого он встретит, покинув
святилище, будет его сын. Тот спешит выйти из храма и встречает юношу, которого радостно
приветствует как своего сына и дает ему имя Некоторое означает "ходок". Креуса
отказывается принять юношу в качестве сына, ее попытка отравить его терпит_________

*В отношении Иона Еврипида см. Roscher (ed.): Extensive Dictionary of Greek and Roman Mythology. Там, где не
приводится другого источника, все греческие и римские мифы взяты из этого издания, в котором также приведен
перечень всех источников.

неудачу, и взбешенные люди восстают против нее. Ион намерен напасть на Креусу, но
Аполлон, не желая, чтобы сын убил свою мать, озаряет разум жрицы истиной. По корзине, в
которой нашли новорожденного, Креуса признает в нем своего сына и открывает ему тайну
его рождения.

ЭДИП

Родители Эдипа, Царь Лай и его жена Иокаста, долгое время жили в бездетном браке. Лай,
страстно желавший иметь наследника, обратился за наущением к Дельфийскому Аполлону.
Оракул поведал ему, что он может иметь сына, если он того желает, но судьбою предрешено,
что он будет убит своим сыном. Опасаясь исполнения предсказания, Лай воздерживается от
брачного ложа, но однажды, в состоянии опьянения, ему удается невольно зачать сына, ко-
торого он повелевает бросить в реку Киферон спустя три для после рождения. Для полной
уверенности в том, что ребенок погибнет, Лай приказывает проколоть ему икры. Согласно
пересказу Софокла, который, однако, нельзя считать самым древним, пастух, получивший
приказ бросить мальчика, отдает его пастуху царя Коринфа Полиба, при дворе которого,
согласно общепринятой версии, тот и вырастает. Согласно другим источникам мальчик был
брошен в корзине в море и вытащен из воды Перибойей, женой царя Полиба, которая
полоскала белье у берега*. Полиб вырастил его как собственного сына.
Эдип, случайно узнав, что он найденыш, спрашивает Дельфийского оракула о своих
настоящих родителях, но в ответ получает пророчество о том, что убьет своего отца и
возьмет в жены свою мать. Полагая, что пророчество относится к его приемным родителям,
Эдип бежит из Коринфа в Фивы, но по пути, сам того не ведая, убивает своего отца_____

'Согласно Бетхе (Bettie- Thebanische Heldenlieder), в первоначальной версии мальчик был брошен в воду. По другим
версиям мальчик был найден и воспитан табунщиками, согласно более позднему мифу — крестьянином Мелибием.

Лая. Отгадав загадку Сфинкса, он освобождает Фивы от этого бедствия — чудовища,
пожирающего людей — ив награду получает руку Иокасты, своей матери, а также престол


своего отца. Воспроизведение этих трагических событий и несчастий, постигших
впоследствии Эдипа, стало излюбленной темой театральных представлений греческих
трагиков.

По схеме мифа об Эдипе* был создан целый ряд христианских легенд, и в качестве образца
их может служить обобщенное содержание легенды об Иуде. Перед его рождением его мать,
Циборея, во сне получает предупреждение, что родит дурного сына на горе всему его народу.
Родители, положив мальчика в корзину, бросают его в море. Волны выносят ребенка на
берег острова Скариот, где его находит бездетная царица и воспитывает как собственного
сына. Позднее у царской четы рождается собственный сын, и найденыш, чувствуя
пренебрежение к себе, убивает своего молочного брата. Бежав из страны, он поступает на
службу при дворе Пилата, который делает его своим доверенным лицом и ставит во главе
всех своих домочадцев. В драке Иуда убивает соседа, не подозревая, что это его отец. Затем
вдова убитого, то есть мать Иуды, становится его женой. Обнаружив чудовищную правду о
себе, он раскаивается и обращается к Спасителю, который делает его одним из своих
апостолов. О его предательстве Иисуса известно из Библии.

Легенда о Св. Григории — тема рассказа Гартмана фон Ауэ — представляет собой более
усложненный пример из этого мифологического цикла. Григория, ребенка от кро-
восмесительной связи любовников из царствующего рода, мать бросает в корзине в море; его
спасают и воспитывают рыбаки, а затем он обучается в монастыре для служения в церкви. Но
он предпочитает жизнь рыцаря, одерживает победы в сражениях и в награду получает руку
принцессы,(своей матери. Узнав об инцесте, он в течение семнадцати лет вершит свое
покаяние на скале посреди моря и, нако-_______________________________________________

*Весь этот материал обсуждался в Rank: Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage, 1912, X.___________________________

нец, становится Папой по велению Господа. (Cp.Cholevicas: History of German Poetry,
According to the Antique Elements.)
Весьма сходной является персидская легенда о царе Да-
рабе, рассказанная царем Фирдоуси в Книге Царей (см. также Spiegel: Eranische
Altertumskunde,
II, S.584). Последний киранин Бехмен назначил в качестве преемника свою
дочь и одновременно жену Хумай, в связи с чем его сын Сасан, разбитый горем, ушел, чтобы
жить в уединении. Вскоре после смерти мужа Хумай родила сына, от которого решила
избавиться. Его поместили к корзину и бросили ее в Евфрат; корзина плыла вниз по течению,
пока не остановилась у камня, положенного в воду дубильщиками кожи. Кожевник нашел
корзину с ребенком и отнес мальчика к жене, недавно потерявшей собственного ребенка.
Супруги решили оставить найденыша, и по мере того, как мальчик рос, он становился все
сильнее, так что вскоре другие дети уже не могли противостоять ему. Мальчику не нравилось
ремесло отца, и он стал воином. Он заставил свою приемную мать открыть тайну его
происхождения и присоединился к армии, которую в то время Хумай послала на войну с
царем Рума. Своей храбростью он привлек к себе внимание Хумай, и та с готовностью
признала в нем своего сына и назвала его своим преемником.

ПАРИС

О рождении Париса рассказывает Аполлодор.

У царя Приама и его жены Гекубы был сын Гектор. Когда Гекуба должна была родить другого
ребенка, ей приснилось, что она родила горящее бревно, от которого загорелся весь город.
Приам обратился за советом к Эсаку, своему сыну от первой жены Арисбы, мастеру в
толковании сновидений. Эсак объявил, что ребенок навлечет на город беду и посоветовал
избавиться от него. Приам отдал маленького мальчика рабу, который отнес его на вершину
горы Ида; звали этого человека Агелай. На протяжении пяти дней ребенка кормила своим
молоком медведица.
Когда Агелай по стечении пяти дней нашел ребенка все еще живым, он
взял его и отнес домой, чтобы самому вырастить его. Он назвал мальчика Парисом, но когда
ребенок вырос в сильного и красивого юношу, его стали звать Александром, за то, что он
охранял стада и дрался с разбойниками. Вскоре он узнал, кто его настоящие родители. Как
это произошло, рассказывает Хигин. По его изложению, младенца нашли пастухи. Однажды к
этим пастухам явились посыльные от Приама за быком, который должен был служить
наградой победителю в состязаниях, устроенных в память о Парисе. Они выбрали быка,
который так сильно нравился Парису, что он последовал за людьми, которые увели животное,
принял участие в состязаниях и выиграл приз. Это вызвало гнев его брата Деифоба, который
прифозил ему мечом, но его сестра Касссандра узнала в нем своего брата, и Приам с


радостью принял его как своего сына. Несчастье, которое позднее Парис своим похищением
Елены принес семье и родному городу, хорошо известно из поэм Гомера, а также
предшествовавших им и последовавших за ними — их пролога и эпилога.
Определенное сходство с рассказом о рождении Париса имеет поэма о Зале, из персидского
героико-легендарного цикла Фирдоуси. Царю Систана, Саму, одна из его жен родила
первенца. Но так как у ребенка были белые волосы, мать скрыла факт его рождения.
Однако служанка рассказывает царю о рождении сына. Огорченный Сам приказывает
избавиться от ребенка. Слуги относят его на вершину горы Эльбурс, где его вскармливает
могущественная птица Сомург. Уже вполне взрослым юношу видят путники из проходящего
мимо каравана, которые называют его "тот, кому в кормилицы годится птица". Однажды царь
Сам видит во сне своего сына и отправляется на поиски брошенного ребенка. Он не может
добраться до вершины высокой скалы, где в конце концов он увидел юношу. Но Сомург несет
сына вниз, к царю, который радостно приветствует его и назначает своим преемником.
Тегейский царь Алей узнает от оракула, что его сыновья погибнут от руки потомка его дочери.
Поэтому он делает свою дочь Авгу жрицей богини Афины и грозит ей смертью, если она
посмеет разделить ложе с мужчиной. Но Геракл во время своего похода против Авгия
оказывается в качестве гостя в храме Афины и видит девушку; опьянев от выпитого вина, он
берет ее силой. Алей, узнав о беременности дочери, приказал Навплию, бывалому моряку,
бросить ее в море. Но на пути к морю, на Пар-фенийской горе, Авга родила Телефа, и
Навплий, вопреки полученному приказу, доставил ее и ребенка в Мизию, где передал их царю
Тевфранту.

Согласно другой версии, Авга, будучи жрицей, втайне родила ребенка и скрывала его в
храме. Алей, узнав об этом святотатстве, приказал отнести ребенка в Парфенийские горы и
бросить там*, а Навплию велел продать мать в чужие земли или убить ее. И тот отдал ее в
руки Тевфранта.

Согласно распространенной в настоящее время версии, Авга бросает новорожденного
младенца и бежит в Мизию, где бездетный царь Тевфрант удочеряет ее. Однако
мальчик не умирает; его вскормила лань, а затем нашли пастухи, которые и принесли
его царю Корифу. Царь воспитывает его как своего сына. Когда Телеф становится
юношей, он по совету оракула отправляется в Миэию искать свою мать.
Он спасает
Тевфранта от грозящих ему врагов и в награду получает в супруги предполагаемую дочь
царя, а на самом деле свою собственную мать, Авгу. Но она отказывается от Телефа, и
когда тот в ярости уже готов пронзить непокорную своим____________________________

*По версии Еврипида, трагедии которого Лева и Телеф дошли до нас, Алей велит бросить мать и ребенка в
сундуке в море,
но благодаря покровительству Афины, сундук был вынесен к устью мизийской реки Каикос. Там его
находит Тевфрант, который берет Авгу себе в жены, а ее ребенка принимает з свой дом как приемного сына.

мечом, она взывает в отчаянии к своему возлюбленному Гераклу, и таким образом Телеф
узнает свою мать. После смерти Тевфранта от становится царем Мизии.

ПЕРСЕЙ

Царь Аргоса Акрисий дожил до преклонного возраста, не имея потомков мужского пола.
Мечтая о сыне, он обращается за советом к Дельфийскому оракулу. Но тот предостерегает
его об опасности от отпрысков мужского пола и сообщает, что его дочь, Даная, родит сына, от
руки которого он погибнет. Чтобы не допустить этого, Акрисий приказал заточить свою дочь в
железной башне и тщательно охранять. Но Зевс, в виде золотого дождя, просочился сквозь
крышу, и Даная стала матерью мальчика*.

Однажды Акрисий услышал голос Персея из комнаты, в которой была заточена его дочь, и
таким образом узнал, что она родила ребенка. Он убивает кормилицу, а дочь с ее сыном
ставит перед домашним алтарем Зевса, дабы под клятвой выпытать у нее настоящее имя
отца. Однако он отказывается верить, вопреки клятвам дочери, что отцом является Зевс, и
помещает ее вместе с ребенком в сундук", который бросают в море. Волны приносят
сундук к берегам острова Сериф, где мать с ребенком, выловив их из моря сетью, 'спасает
рыбак Диктис,
обычно упоминаемый как брат царя Полидекта. Диктис приводит их к себе в
дом и оставляет как своих родственников. В прекрасную мать влюбляется Полидект, но так
как на его пути стоит Персей, он пытается избавиться от него
и посылает его за головой
Медузы Горгоны. Но вопреки ожиданиям царя Персей справляется с этим сложным заданием,
а кроме этого совершает еще целый ряд героических подвигов. Во время


"Другие, более поздние авторы, включая Пиндара, утверждают, что Даная зачала не от Зевса, а от брата своего
отца. Симонид из Кеоса (fr 37, ed. Bergk) говорит о прочном как железо сундуке, в котором Данаю бросили в море
(Geibel: Klassisches Lieder-buch, S.52).

состязаний, бросив диск, он случайно убивает своего деда, как и было предсказано
оракулом. Он становится царем Аргоса, затем Тиринфа и основателем Микен*.

ГИЛЬГАМЕШ

Элиан (ок. 200 г.н.э.) в своих Рассказах о животных приводит историю о мальчике, которого
спас орел".

"Животным свойственна любовь к человеку. Известен орел, вскормивший ребенка. Я
расскажу историю целиком в доказательство моего утверждения. Когда вавилонянами
правил Зеухорос, Халдеи — прорицатели судеб поведали, что сын дочери царя отнимет
царство у деда; таков был вердикт пророчества Халдеев. Царя ужаснуло это проро-
чество, и, образно говоря, он стал вторым Акрисием для своей дочери и установил за ней
строжайший надзор. Но судьба оказалась хитрее вавилонянина, и его дочь втайне зачала
от ничем не приметного мужчины. В страхе перед гневом царя стражники сбросили
ребенка вниз с Акрополя, где пребывала в заточении царская дочь. Падающего ребенка
заметил свои острым глазом орел и прежде, чем мальчик ударился о землю, подхватил
его на спину и с большой осторожностью опустил вниз, в сад. Садовник, увидев
прекрасного мальчика, обрадовался и воспитал его. Мальчик получил имя Гильгамеш и
стал царем Вавилонии. Если кто-то посчитает рассказанное сказкой, то мне нечего до-
бавить, хотя я разузнал об этой истории все, что только смог. От перса Ахемена, от
которого пошла персидская знать, я также слышал, что он был воспитанником орла""*.

* Согласно Хюзингу, миф о Персее в нескольких вариациях встречается также в Японии. Ср. также Sydney
Hartland: Legend of Perseus, 1894-96, 3vol., London.

** ClaucHus Aelianus: Historia animal/urn, XII, 21, Fr.Jacobs (Ob.), Stuttgart, 1841

*** О Птолемее, сыне Лага и Арсиной, также говорится, что орел защищал брошенного мальчика своими

крыльями от солнца, дождя и хищных птиц.__________________________________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.