Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики и бизнеса

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Налоговые расчеты и оптимизация налогообложения»

 

На тему: «Действующий механизм исчисления и уплаты налогов»

 

Вариант 21

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

заочной формы обучения

бизнес-факультета

группы Э-З-11/1

направления «Экономика»

Хабиева А.М.

Проверила:

доцент кафедры Башарова О.Г.

                  

 

                           

                           

г. Ульяновск 2015г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Экономическое содержание и функции налогов………………………4-6

2. Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………7

2.1. Водный налог……………………………………………………...7-9

2.2. Государственная пошлина………………………………………9-12

2.3. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами…………………………………..12-14

2.4. Земельный налог……………………………………………….14-16

2.5. Транспортный налог……………………………………………17-18

Заключение……………………………………………………………………….19

Используемая литература……………………………………………………….20

Приложение…………………………………………………………………..21-23

Задача…………………………………………………………………………….24

 

Введение

 

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом. Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные, и местные бюджеты. НДФЛ касается подавляющего большинства граждан РФ и значимость его нельзя не преуменьшить.

Целью данной контрольной работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты налогов юридических и физических лиц.

 

 

1. Экономическое содержание и функции налогов

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственности постепенно превратились с стройной системы платежей в государственную казну. Появление налогов обусловило необходимость выработки теоретических основ налогообложения, определения сущности данного понятия, отличающей его от других платежей и взносов. Первые теоретические выкладки о налогах относятся еще к середине XIII в., когда один из величайших ученых Средневековья Фома Аквинский сделал первые попытки обосновать отличительные признаки налога и установить определенные принципы его взимания. Несмотря на длительный процесс становления и развития экономической мысли в области налогообложения, наука не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Мало того, некоторые современные российские исследователи вообще не считают целесообразным давать в налоговом законодательстве четкую формулировку определения дефиниции «налог». Об этом, в частности, пишет И.В. Горский в монографии «Налоговая политика России: проблемы и перспективы». При этом российские исследователи нередко ссылаются на опыт других стран, в законодательстве которых отсутствуют четкие и подробные формулировки понятия «налог». С подобными обоснованиями можно было бы согласиться, если бы не одно немаловажное обстоятельство. Налоговые системы западных стран складывались столетиями, и к настоящему времени в каждой стране сформирована стройная постоянная система налоговых отношений. В нашей же стране налоговая система находится в стадии формирования. Методом проб и ошибок к настоящему времени создана пока лишь основа налоговой системы России, и до завершения ее формирования должен пройти еще значительный период. До настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло более 16 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. Речь в данном случае идет даже не о многочисленных проблемах исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Их действительно накопилось настолько много, что поправки в принятые главы НК РФ вводятся ежегодно в огромных количествах, отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново. Но в данном случае речь идет о другом — о «наполнении» российской налоговой системы. К настоящему времени нет полной ясности в том, что же должно входить в российскую налоговую систему. В частности, много вопросов возникает в связи с исключением из налоговой системы таможенной пошлины и включением в нее единого социального налога. Мало того, в российской экономической науке и практике не сложилось четкого понимания того, зачем в налоговую систему введено такое понятие, как «сбор». К тому же неясно, почему одни из многих существующих в России сборов, платежей и взносов включены в налоговую систему, а другие — нет. Причина, думается, одна — отсутствие в российском налоговом законодательстве четкого и недвусмысленного понятийного аппарата. И пока не будет дано четких определений налога и сбора, законодательно отделенных от всех прочих видов неналоговых платежей и взносов, российское налоговое законодательство должно строго формализовать эту сложную экономическую категорию.

Официальное определение налога дано в первой части НК РФ. В соответствии с гл. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (от лат. functio — исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. По словам крупнейшего советского экономиста В.П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории — проявление ее сущности в действии, т.е. выражение общественного назначения данной экономической категории».

Основные функции налога:

1. Фискальная функция (от лат. fiscus — фиск, т.е. государственная казна). Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на всех физических лиц и все юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны уплачивать налоги. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

2. Распределительная функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

3. Стимулирующая функция. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

4. Контрольная функция. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

 

 

2. Порядок исчисления и уплаты налога

Налоговым законодательством установлен следующий порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога по добытым полезным ископаемым, кроме попутного и природного газа, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При добыче попутного и природного газа, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной сумма налога определяется налогоплательщиком как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по соответствующим видам добытых полезных ископаемых и уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, каковым является месяц. По истечении налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию. Она представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.1. Водный налог

Водный налог впервые введен в Российской Федерации в 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями, пополнить доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Плательщиками водного налога согласно НК РФ являются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с российским законодательством. Объектами налогообложения признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях); использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, а также лесосплава в плотах и кошелях. Одновременно с этим НК РФ установлен достаточно широкий перечень видов пользования водными объектами, которые не являются объектами налогообложения. К ним, в частности, относятся забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также забор термальных вод. Забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, для санитарных, экологических и судоходных попусков также не является объектом налогообложения и т.д.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с НК РФ. В том случае, когда в отношении одного водного объекта установлены разные налоговые ставки, налоговая база должна определяться применительно к каждой налоговой ставке. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период на основе показаний водоизмерительных приборов, отражаемый в журнале учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности соответствующих технических средств. Если же отсутствует возможность определения объема забранной воды и таким способом, то указанный объем определяется исходя из норм водопотребления. При использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства на основе данных лицензии или договора на водопользование. В случае отсутствия в лицензии или договоре таких данных налоговая база может быть установлена на основе данных соответствующей технической и проектной документации. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. В случае использования водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база представляет собой произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.  

Налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Общее количество ставок налога, установленных НК РФ, превышает 170. В качестве примера в табл. 2.1.1—2.1.3.  приведены некоторые виды ставок водного налога. Следует иметь в виду, что при заборе воды указанные ставки действуют только в случае соблюдения установленных квартальных или годовых лимитов водопользования. При заборе воды сверх установленных квартальных или годовых лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок в случае если у налогоплательщика отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, они определяются расчетом как 1 /4 утвержденного годового лимита.

 Как и по большинству действующих в российской налоговой системе налогов, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму водного налога, которая определяется по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Согласно налоговому законодательству налоговым периодом по водному налогу установлен квартал. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, уплачивается налогоплательщиком по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим Налоговым периодом. В этот же срок налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения налоговую декларацию. При этом налогоплательщики — иностранные лица должны представить в этот же срок также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, должны представлять налоговые декларации и соответствующие расчеты в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

 

2.2. Государственная пошлина

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при условии их обращения за совершением юридически значимых действий. Плательщиками являются также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины. В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается каждым из них в равных долях. В случае же если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо или несколько лиц освобождены от уплаты пошлины, ее размер, подлежащий уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы. В этом случае остальная часть государственной пошлины уплачивается одним или остальными лицами, не имеющими права на льготы. В связи с широким толкованием действий, подлежащих обложению пошлиной, законодательством установлен достаточно большой (но при этом закрытый) перечень объектов обложения пошлиной. Всего НК РФ предусмотрено более 100 видов юридически значимых действий, облагаемых государственной пошлиной. В частности, государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, мировым судьям, в арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. За выдачу документов вышеперечисленными судами, учреждениями и органами граждане и юридические лица также обязаны уплатить пошлину. Объектом обложения пошлиной является также совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Законодательством установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов и организаций, совершающих юридически значимые действия, а также характера этих сделок или выдаваемых документов. При этом установлены как специфические, так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. При этом преобладающую роль играют специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки. Приведем некоторые примеры ставок государственной пошлины. По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, размер пошлины зависит от характера искового или иного заявления, от вида подаваемой жалобы. В частности, с исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, установлена смешанная ставка пошлины, и ее адвалорная составляющая уменьшается в зависимости от цены иска. (Таблица 2.2.1.)

Величина государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера зависит от категории заявителя. Для физических лиц она установлена в размере 100 руб., а для организаций — 2000 руб. С исковых заявлений о расторжении брака берется специфическая пошлина в размере 200 руб. При подаче в суды надзорной жалобы государственная пошлина взимается в размере 50% государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления имущественного характера. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина взимается в следующих размерах. В частности, за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья, установлена специфическая ставка пошлины в размере 200 руб. При удостоверении договоров ипотеки морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания применяется адвалорная ставка в размере 0,3% суммы договора. При этом размер государственной пошлины не может превышать 30 тыс. руб. Ставки госпошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство по закону и завещанию являются адвалорными и составляют: 1)наследникам первой очереди (детям, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам) — 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб.; 2)другим наследникам — 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн руб. Органами ЗАГСа государственная пошлина взимается исключительно по специфическим ставкам. За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, она установлена в размере 200 руб., за государственную регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, — также в размере 200 руб. За выдачу физическим лицам справок из архивов органов ЗАГСа или других уполномоченных органов ставка пошлины установлена в размере 50 руб. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с выездом и въездом в Российскую Федерацию, государственная пошлина взимается исключительно по специфическим (твердым) ставкам. В частности, за выдачу заграничного (общегражданского) паспорта пошлина взимается в размере 400 руб. За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства или лицам без гражданства пошлина взимается в размере 200 руб. за каждого приглашенного. С учетом особенностей совершения отдельных юридически значимых действий размер пошлины, установленный НК РФ, может быть увеличен. В частности, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и муниципальных органов, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в 1,5 раза.

Порядок уплаты пошлины в бюджет зависит от характера совершаемых юридически значимых действий. По делам, рассматриваемым судами, пошлина должна быть уплачена до подачи юридическим или физическим лицом соответствующего заявления, жалобы, запроса и т.д. Ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями (в случаях принятия судами решений не в их пользу и когда истец освобожден от уплаты пошлины), обязаны заплатить государственную пошлину в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При обращении за совершением нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и другими уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти государственная пошлина уплачивается до совершения нотариальных действий, а при обращении за выдачу документов или их копий и дубликатов — до их выдачи. При обращении за совершением других юридически значимых действий, в том числе за государственную регистрацию актов гражданского состояния, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, она должна быть уплачена до подачи соответствующих заявлений или других документов. Согласно НК РФ плательщику пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины. Отсрочка или рассрочка предоставляется по ходатайству плательщика на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком суммы задолженности. При этом на сумму отсроченной или рассроченной государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены. Правильность исчисления и уплаты государственной пошлины проверяют налоговые органы. Такие проверки проводятся в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, а также в организациях, осуществляющих действия, за совершение которых взимается государственная пошлина. При этом в соответствии с НК РФ все указанные органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о совершении юридически значимых действий. Порядок представления данной информации устанавливается Минфином России.

 

2.3. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами введены в качестве федерального сбора с 2004 г. принятием гл. 251 НК РФ. Несмотря на данное этому виду платежа название «сбор», он по существу является налогом, поскольку не подпадает под приведенное в НК РФ определение сбора. Цель этого сбора — повысить бюджетообразующее значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также добиться оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира на российской территории. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), получающие в установленном порядке лицензии или разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Соответственно объектами обложения считаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов в соответствии с предусмотренным в НК РФ перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основе лицензий или разрешений на пользование объектами животного мира, выдаваемых в соответствии с российским законодательством.

Ставки сбора за каждый объект животного мира установлены НК РФ и являются едиными на всей территории РФ. При этом ставки сборов за пользование объектами животного мира, являющимися объектами охоты, установлены исходя из потребности финансовых средств на охрану и воспроизводство охотничьих животных. (Таблица 2.3.1.)

Сумма сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого вида объекта животного мира и каждого вида объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов животного мира и объекта водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта. Налогоплательщики обязаны сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивать при получении лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса составляет 10% исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении лицензии или разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии или разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. Уплата сборов за пользование объектами животного мира производится по месту нахождения органа, выдавшего лицензию или разрешение на пользование объектами животного мира. За пользование объектами водных биологических ресурсов уплата сбора производится в несколько ином порядке. Плательщики — физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивают сбор по местонахождению органа, выдавшего лицензию или разрешение. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели платят сбор по месту своего учета. Органы, выдающие лицензию или разрешение на пользование объектами животного мира или на пользование объектами водных биологических ресурсов, обязаны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы, следующие сведения: 1) о выданных лицензиях или разрешениях; 2) сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии или Разрешению; 3) сроках уплаты сбора по утвержденной форме. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира, обязаны не позднее 10 дней с даты получения лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира представить в налоговые органы по месту нахождения органа, выдавшего указанные разрешение или лицензию, сведения о полученных лицензиях или разрешениях, подлежащих уплате суммах сбора и суммах фактически уплаченных сборов. По истечении срока действия лицензии или разрешения им предоставлено право обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанные разрешение или лицензию, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям или разрешениям.

 

2.4. Земельный налог

Указанный налог в форме платы за землю был введен в российскую налоговую систему Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон о плате за землю). Этим Законом впервые в новейшей российской истории устанавливалось, что использование земли в России является платным. Целью введения платы за землю являются стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально- экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или же на праве пожизненного наследуемою владения. Соответственно не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды.

Налоговая база по земельному налогу определяется как установленная российским законодательством кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектом налогообложения. Эта стоимость рассчитывается в отношении каждого земельного участка по состоянию на начало года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, представляет долю кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональную указанной доле земельного участка. В случае если право собственности, постоянного пользования или пожизненного наследования имеют несколько лиц, налоговая база должна определяться отдельно в отношении долей каждого лица в праве общей собственности на земельный участок. Такой же порядок определения налоговой базы применяется в том случае, когда на один участок земли установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основе сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны также определять налоговую базу самостоятельно по земельным участкам, используемым ими в предпринимательской деятельности.

Земельный налог является местным, поэтому при его введении представительные органы муниципальных образований, а также законодательные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать налоговые льготы, а также основания и порядок их применения. Кроме того, им предоставлено право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков размер не облагаемой налогом суммы. Одновременно с этим федеральным законодательством установлен ограниченный перечень налоговых льгот по земельному налогу, обязательный на всей территории РФ. Согласно НК РФ от налогообложения освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Не должны платить данный налог и организации в части земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Религиозные организации не платят земельный налог с принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Налоговым кодексом РФ установлен следующий порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налогоплательщики-организации обязаны исчислить сумму налога или же сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также должны самостоятельно исчислять сумму налога или сумму авансовых платежей в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Что касается налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, то сумма налога или сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами. Представительным органам муниципальных образований и законодательным органам власти городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право предусматривать уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основе налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком — физическим лицом, уплачивающим налог на основе налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной представительными органами муниципальных образований и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга доли налоговой ставки. При этом размер этой доли не должен превышать 1 /2 установленной налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа и 1 /3 данной налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и cсуммами уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении перового, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как 1 /4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 

2.5. Транспортный налог

Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 г. взамен действовавших до того времени двух налогов: налога с владельцев транспортных средств, установленного Федеральным законом от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Федеральным законом от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Объектом налогообложения согласно НК РФ являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, верт



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.