Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сущность цены и ценообразования в рыночной экономике



Сущность цены и ценообразования в рыночной экономике

Цена как экономическая категория имеет несколько определений:

1) денежное выражение стоимости товара;

2) экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;

3) количественное соотношение конкретных спроса и предложения;

4) фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара.

В основе формирования цены лежит сложение издержек производства (себестоимость), фактически осуществленных предпринимателем на производство того или иного товара (работ, услуг), и минимально допустимой с его точки зрения прибыли.

Под таким определением цены может пониматься лишь минимально допустимая цена, предполагаемая предпринимателем, но устанавливаются цены на рынке спросом и предложением.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, а с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен.

Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

Характерны две основные системы ценообразования:

1. рыночное ценообразование, которое функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения;

2. централизованное государственное ценообразование, то есть формирование цен государственными органами.

К отличиям рыночного ценообразования от планового можно отнести:

1) формирование рыночных цен происходит не в сфере производства, а в процессе реализации продукции (на рынке) под воздействием механизма спроса и предложения

2) первоначальные цены товаров при рыночном ценообразовании определяются самостоятельно их собственниками – субъектами хозяйствования

Экономическая сущность цены проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Под функцией цены понимается роль и назначение цены в управлении экономикой предприятия и народного хозяйства:

1) распределительная функция. Она обеспечивает распределение всех ресурсов, а также созданных на их основе благ между альтернативными вариантами их использования.

2) стимулирующая функция. Проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление. Стимулирующее воздействие на производство цена оказывает через содержащуюся в ней прибыль. Стремление ее получить заставляет производить именно те товары и услуги, за которые люди готовы платить.

3) сбалансирование спроса и предложения (регулирующая). Именно через цены и ценовой механизм осуществляется взаимосвязь между производством и потреблением товаров.

4) учетно-измерительная функция. Показывает, во что обходится обществу и отдельному субъекту удовлетворение потребностей в той или иной продукции, то есть, сколько затрачено труда, сырья, материалов на изготовление продукции и услуг, и с какой эффективность они использованы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.