|
|||
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ»СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ» Цель: развитие кругозора учащихся о Новогодних праздниках и приобщение младших школьников к русской традиционной культуре. Задачи: знакомство с обрядами колядования и гадания на Руси; совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью; развитие творческих способностей; формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы.
Аудитория: 3-4 классы Ход мероприятия:
Ведущий: - Как на улице мороз подмораживает нос, Не велит долго стоять, велит скоро подавать Или тепленький пирог, или маслице, творог. -Хорошо зимой, работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. - Какие зимние праздники вы знаете? - Конечно, самый замечательный праздник это Новый год. - Какие еще зимние праздники вы знаете? Слайд 2 - Правильно, 7 января мы празднуем Рождество Христово, которое называют «матерью всех праздников». Слайд 3 -В эту ночь родился Иисус Христос – сын Божий. -Какой праздник мы праздновали в конце января? Слайд 4 - Правильно, 19 января празднуют Крещение. Слайд 5 - Главное событие дня - освещение воды в проруби – ердани. Считается, что освящённая вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. Не смотря на сильные крещенские морозы, смелые люди окунаются в проруби. - А знаете ли вы, как называется период рождественских праздников от Рождества до Крещения? -Период от 6 до 19 января назывался - Святки. - Как вы думаете, какова тема нашей встречи? Слайд 6 - А что бы вы хотели узнать о Святках? Слайд 7 -Что такое Святки? - Какие традиции празднования существовали на Руси. -Какие обычаи и обряды сопровождают этот праздник? Слайд 8 Праздник Святки самый длинный Слайд 9 Едва наступал первый святочный день, на улицах появлялись ряженые или колядовщики: днем- ребятишки, а вечерами - взрослые. Колядующие со звездой в руках обходили дома. Этот обряд назывался колядованием. Колядовщики заходили в дома, где горела свеча. Горевшая свеча обозначала, что в этой избе их ждут. Поздравляли хозяев и пели колядки. Слайд 10 Хозяева одаривали колядующих пряниками, конфетами и пирогами. Всем было весело, душевно и благостно. - А вы, ребята, хотите научиться правильно колядовать? Колядование начинается с того, что парни и девушки переодеваются так, чтобы их не узнали. Потом ряженые (колядующие) выбирали: звездаря, несущего звезду, мехоношу, несущего мешок для угощений, звонаря, несущего колокольчик, возвещающий о приходе колядовщиков. Колядующие пели хозяевам песенки-колядки.
Все вместе: (Дети исполняют колядки, глядя наСлайды 11, 12) Слайд 11 Пришла коляда Накануне Рождества Дайте коровку Масляну головку! И дай Бог тому, Кто в этом дому.
Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Слайд 12 Пришла коляда Вперед Рождества Дай вам Господи Скота, живота, Коровку с теленочком, Овцу с ягненочком, Лошадь с жеребеночком, Свинью с поросеночком… Открывайте сундучок, Доставайте пятачок, Открывайте коробейки, Доставайте нам копейки. Хозяева одаривали детей деньгами и угощением. Колядующие: Спасибо за угощение! Счастья вам! Хлеб да соль! Да совет на долгий век! Спасибо этому дому! Пойдем к другому! Слайд 13 -Вечерами во время Святок молодёжь собиралась на посиделки - на них приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться, присмотреть жениха или невесту. На посиделках играли в игры, водили хороводы, пели и плясали. Коляда пришла, Всем веселье принесла. Не сидите, не скучайте, В хоровод скорей вставайте!
Хоровод «Сею, вею, посеваю». (Под ее исполнение каждый играющий «сеет» зерно, имитирует рукой движение сеятеля, разбрасывает его во все углы дома). Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю. На телят, на жеребят И на маленьких ребят. Уродись пшеничка, Горох, чечевичка. Кабы нам колядок На недель десяток! -А теперь выберем водящего, завяжем ему глаза и дадим в руки красивый платочек, он будет ходить по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирать, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать. Тот кого выбрали становится водящим. В хороводе говорят: Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай! Водящий отвечает словами: Все собою хороши, Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку). -Одной из любимейших была игра в «молчанку». По команде: раз, два, три -все парни и девушки должны были хранить молчание. За смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или облить себя водой с головы до ног. Слайд 14 -Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная новый год, человек хотел узнать, что его ждет в будущем. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов, люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай. Без гаданья что за святки? Погадаем -ка, ребятки! Самое известное гадание это Гадание с валенком -девушки узнавали в какой стороне суженый живет. Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению "носка" валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж. Гадание с предметами. (Из мешка ребята достают разные предметы, учитель разъясняет их значение) Ой, слава, слава, ладо моё! Ключи - хорошее хозяйство. Хлеб - достаток в доме. Соль -остерегайся, неудачи ждут. Серьги - к женихам. Кольцо - к замужеству. Камушек -предстоят трудности. Конфеты – сладкая жизнь. Монета- к богатству. Книга- много будешь знать. Вместо предметов, можно сложить записки с разными добрыми желаниями. Какое желание достанете, то и сбудется. Слайд 15 -Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам зимние обрядовые праздники России: Новый год, Рождество и Крещение , Святки. Это самые волшебные дни года. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается, - На нашей Новогодней елочке есть разноцветные звезды, исполняющие желания. Возьмите золотистую звезду, если вам было интересно и вы узнали, то, что хотели. Если у вас остались вопросы, которые необходимо прояснить –возьмите серебристую. А теперь загадайте желание. Только желание должно быть добрым и светлым. Слайд 16 И Пусть ваши желания сбудутся! Наша встреча подошла к концу, спасибо за внимание! Чаепитие.
|
|||
|