Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Средства музыкальной выразительности



Тема: Средства музыкальной выразительности

МЕЛОДИЯ – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Само слово «мелодия» означает «пение песни», ведь по-гречески melos – песнь, а ode – пение. Ученые считают, что пение родилось из интонаций речи – из выразительно произнесенного слова. Попробуй произнести фразу «Иди сюда» сначала грубо, потом восторженно, потом ласково… Сразу слышно, как меняется «музыка» фразы, ее интонация. Музыканты называют интонацией выразительный мелодический оборот, который вызывает различные настроения у людей. Интонация вздоха образуют нисходящие секунды, они звучат грустно, жалобно. Интонация вопроса образуется скачком мелодии вверх. Фанфарную интонацию дает кварта или движение по звукам трезвучия.

Строение мелодии очень напоминает человеческую речь – звуки сливаются в мотивы, мотивы образуют фразы, а из фраз складываются предложения. В каждой мелодии есть кульминация - высшая точка ее развития. А завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

Кантилена- певучая мелодия широкого дыхания.

Речитатив – (итал. «декламировать») – полупение, полуговор.

ГАРМОНИЯ ( греч. «стройность») – аккордовое сопровождение мелодии. Благодаря аккордам, мелодия становится ярче и выразительней. Композиторы пользуются сопоставлением разных аккордов, чтобы «нарисовать» волшебные, запоминающиеся образы. А в некоторых музыкальных пьесах гармония стала главным выразительным средством, именно она определила характер и настроение произведения.

Иоганн Себастьян Бах Прелюдия До мажор ХТК – в этой прелюдии нет мелодии. Настроение покоя создает движение по звукам разложенных аккордов.

ФАКТУРА( итал. «обработка») - музыкальный склад. Когда музыканты говорят о музыкальной фактуре, они рассматривают как движется мелодия, как сливаются голоса между собой: где они образуют плотные аккорды, а где звучат поодиночке. Можно говорить о «легкой, прозрачной» фактуре или о «тяжелой, плотной».

Гомофония – это музыкальный склад, в котором есть главный голос, ведущий мелодию, а остальные голоса - ее аккордовое сопровождение. С греческого «гомо» - один, «фон»- звук.

Полифония – многоголосие ( «поли» - много). Все голоса в полифоническом складе ведут самостоятельную мелодическую линию.

Аккордовая фактура – самый простой и строгий вариант музыкального

склада.

 

ЛАД– это слово в русском языке означает порядок. В музыке – это порядок и согласованность звуков в музыкальном произведении. Среди них всегда можно выделить один самый устойчивый – тонику, к которому тянутся все остальные звуки.

Самые известные в музыке лады – это мажор и минор. Они оба очень красивы. Они как свет и тень. Мажор – светлый и радостный, а минор – печальный и мечтательный.

 

 

МЕТР ( размер) – это ровные шаги в музыке, это равномерное чередование сильных и слабых долей.

РИТМ(греч. «теку») – чередование долгих и коротких длительностей. Ритм организует движение музыки и от него зависит характер произведения. Благодаря ритмическим формулам мы можем легко различать марш, польку, вальс, даже если раньше не слышали эту музыку.

У многих народов мира ритм играет первостепенное значение ( Кавказ, Африка). У французского композитора Мориса Равеля есть произведение «Болеро», в котором ритмическая формула испанского танца звучит от начала до конца пьесы.

ТЕМП(латинс. «время») – скорость движения музыки. Обычно темп определяется образом произведения, его характером и настроением.

Медленные темпы: придают музыке покой, сдержанность, раздумье, боль

Adagio (адажио) – медленно

Lento (ленто) - медленно

Largo (ларго) - широко

Sostenuto (состенуто) - сдержанно

 Andante (анданте) – спокойно

Умеренные темпы: связаны с неторопливым движением

Moderato (модерато) - умеренно

Andantino (андантино) – скорее, чем анданте

Быстрые темпы: выражают радость, волнение, игривость, юмор

Allegro (аллегро) - скоро

Vivo (виво) - живо

 Presto (престо) - очень скоро

 

ДИНАМИКА – громкость исполнения музыки. Динамические оттенки – это указания для исполнителя, какую степень громкости звучания нужно использовать при исполнении произведения.

f – форте – громко, ff или fff – фортиссимо- очень громко

p - пьяно- тихо, pp или ppp – пьяниссимо – очень тихо

mezzo –меццо- означает «не очень»   

mf -меццо форте – не очень громко, mp- меццо пьяно- не очень тихо

Для постепенного увеличения громкости звука используют вилочку crescendo - крещендо, а для постепенного ослабления силы звука вилочку diminuendo – диминуэндо.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми или грустными настроениями. Сильная динамика выражает активность, энергию.

ШТРИХИ (немец. «линия, черта») – или артикуляция – способ извлечения звука. Обычно штрихи определяются художественным замыслом композитора.

К способам звукоизвлечения относятся : легато (legato) – связно, стаккато (staccato) – отрывисто, нон легато или нон стаккато – приставка нон (non) означает «не», акцент – громкое выделение звука или аккорда.

РЕГИСТР( латин. «список, перечень») – часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента. Принято различать –нижний – серьезное, мрачное или комическое звучание, средний – ассоциация с голосом человека, верхний – легкое, воздушное, прозрачное звучание.

 

ТЕМБР –окраска голоса человека или музыкального инструмента. Благодаря тембру ты можешь отличить звук рояля от звука гитары, голос учительницы от голоса мамы. У каждого звука тоже своя краска, тембр. Звук может быть грубый, низкий, тоненький, крикливый, хриплый, жалобный, тихий, резкий, пронзительный, мягкий, ласковый…

Тембры человеческих голосов

регистр женские мужские
высокий сопрано тенор
средний меццо- сопрано баритон
низкий контральто бас

 

Детские голоса – дискант, сопрано, альт.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.