Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Требования техники безопасности при выполнении



 

 

 

Санитарно-эпидемиологические требования к работникам парикмахерских, особенно к мастерам-парикмахерам:

1. Проведение медицинского обследования при поступлении на работу;

2. Наличие медицинской книжки;

3. Прохождение гигиенической аттестации;

4. Прохождение периодических профилактических осмотров.

Работники парикмахерских должны проходить при поступлении на работу предварительные, а в последующем – периодические профилактические медицинские осмотры.

Персонал парикмахерских обязан один раз в 6 месяцев проходить медицинский осмотр; его результаты регистрируются в санитарной книжки, которая всегда находится у администрации салона.

Необходимость личной медицинской книжки для мастеров ,характер деятельности которых связан с обслуживанием населения, установлена ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Работа в парикмахерских связана с воздействием на работающих определенных вредных и неблагоприятных факторов (химические вещества, пыль и др.) , поэтому поступающие на работу должны пройти предварительное обследование у аллерголога.

Если специальными лабораторными исследованиями у работника парикмахерской выявляется повышенная чувствительность к косметическим средствам, то такой работник подлежит диспансерному наблюдению у аллерголога.

Администрация парикмахерских должна обеспечить необходимые условия труда, предупреждающие неблагоприятное влияние производственных факторов на работников. В связи с этим к администрации парикмахерских предъявляются следующие требования:

· рабочие места должны быть организованы рационально с достаточным освещением, благоприятным микроклиматом, с учетом эргономических и эстетических требований, содержаться в чистоте;

· периодически должна проводиться профилактическая дезинфекция;

· работники должны быть своевременно обеспечены единой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;

· уровни вибрации и шума парикмахерского оборудования (электрических машинок, электрических фенов) не должны превышать допустимых значений;

· для предупреждения профессиональных заболеваний персонал парикмахерских, контактирующий с дезинфицирующими средствами, должен использовать только умеренные и малоопасные дезинфицирующие средства, нелетучие и непылящие, в готовых к применению формах.

В целях профилактики у работников профессиональных заболеваний кожи, глаз и верхних дыхательных путей необходимо:

· централизованное приготовление рабочих дезинфицирующих растворов проводить в специальных помещениях с искусственной или естественной приточно-вытяжной вентиляцией;

· сухие дезинфицирующие средства насыпать в специальные емкости, постепенно добавляя воду;

· максимально использовать исходные дезинфицирующие препараты в мелкой фасовке;

· емкости с рабочими дезинфицирующими растворами плотно закрывать крышками;

· работы с дезинфицирующими средствами выполнять в резиновых перчатках;

· использовать средства индивидуальной защиты (респираторы РУ-60 или РПГ-68, маски и др.);

· соблюдать мероприятия по охране труда в соответствии с инструкцией на применяемое дезинфицирующее средство.

Беременные и кормящие женщины и лица моложе 18 лет к работе с дезинфицирующими средствами не допускаются. Со дня установления беременности женщинам не рекомендуется выполнять работы по химической завивке и окраске волос.

Для работников парикмахерских устанавливается перерыв на обед трудовым законодательством, а также рекомендуются 10-минутные перерывы в середине 1-й и 2-й смен для профилактики сосудистых заболеваний нижних конечностей.

В целях профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией работы, при которых может произойти загрязнение рук кровью, следует проводить в резиновых перчатках.

Повреждения кожных покровов, возникшие в процессе работы, должны быть изолированы напальчниками или лейкопластырем.

В целях личной профилактики сотрудников рекомендуется иметь аптечку, в состав которой входят 70%-ный раствор этилового спирта, 5%-ный спиртовой раствор йода, раствор перекиси водорода, лейкопластырь, перевязочный материал.

При попадании крови на лицо его тщательно моют с мылом; при повреждении кожи (порез, укол) из поврежденной поверхности выдавливают кровь, кожу обрабатывают 70%-ным раствором этилового спирта, затем йодом, после чего накладывают бактерицидный лейкопластырь или перевязочный материал.

Для остановки кровотечений при порезах или ссадинах применяют раствор перекиси водорода (Н202). Для антисептической обработки кожи вокруг пореза используют 5%-ный спиртовой раствор йода.

Работники парикмахерской обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:

· оставлять верхнюю одежду, обувь, головные уборы, личные вещи в гардеробной, а для работы использовать чистую спецодежду;

· перед началом и после окончания обслуживания клиента тщательно мыть руки с мылом;

· в лечебно-косметических кабинетах для обработки рук применятькожные антисептики, разрешенные в установленном порядке;

· осуществлять уход за кожей рук, используя смягчающие и защитные крема, лосьоны;

· окраску волос клиента проводить в резиновых перчатках;

· не курить и не принимать пищу на рабочем месте.

Парикмахерские, косметические, маникюрные педикюрные и массажные кабинеты (далее парикмахерские) вне зависимости от форм собственности оказывают населению комплекс услуг гигиенического, декоративного и эстетического характера:

· уход за волосами (стрижка, укладка, окраска, завивка и др.), кожей лица и тела ( окраска бровей, ресниц, макияж, макияж, маски , гигиеническая чистка лица и другие косметические процедуры);

· массаж лица и шеи;

· уход за ногтями (маникюр, педикюр);

· выполнение постижерных работ (изготовление париков, накладных усов, бород, бакенбард, кос, шиньонов и украшений из волос, в том числе по индивидуальным заказам клиентов).

В соответствии с утвержденным перечнем оказываемых услуг в состав парикмахерской входят залы парикмахерского обслуживания (мужской, женский, детский) , кабинеты (косметический, массажа, педикюра, маникюра), помещение для постриженных работ.

Так, в косметических кабинетах выполняют процедуры гигиенического и декоративного характера. Работники косметических кабинетов должны иметь среднее медицинское образование и сертификат специалиста на данный вид деятельности.

В косметических кабинетах не разрешается:

· лечение заболеваний кожи и косметических недостатков;

· проведение манипуляции по гигиенической чистке лица и других участков кожи, сопровождающихся повреждением кожных покровов;

· проведение контурной пластики, пирсинга, таутажа;

· проведение электролиполиза, озонотерапии, дерматологического пилинга;

· проведение электрокоагуляции сосудов, новообразований кожи, в том числе бородавок, миолифинга, миостимуляции, миокристаллической дермоабразии.

Перечисленные выше процедуры относятся к разделу косметологии и осуществляются в специализированных кабинетах лечебно-профилактического профиля.

Все помещения и оборудования парикмахерской должны содержаться в чистоте.

Влажную уборку помещений проводят по окончании каждой смены, но не реже двух раз в день с применением моющего средства, а по окончании работы – дезинфицирующего средства.

Профилактическая дезинфекция в парикмахерских должна обеспечивать снижение микробного загрязнения поверхностей, мебели, оборудования, воздуха, обеззараживание инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе. Для профилактической дезинфекции применяются дезинфицирующие средства, разрешенные для этих целей Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) России в установленном порядке. На используемые дезинфицирующие средства должны имеется: сертификат качества, регистрационное свидетельство Минздравсоцразвития России, а также методические указания по их применению.

Не рекомендуется применение хлоросодержащих дезинфицирующих препаратов, так как они обладают обесцвечивающим эффектом, вызывают коррозию металлических поверхностей, а у людей – аллергические реакции.

Не реже одного раза в неделю ( по установленным дням) во всех помещениях парикмахерской проводят генеральную уборку в соответствии с графиком, составленным и утвержденным администрацией. В процессе генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами участки стен высотой 2 м , пол, плинтуса, двери, мебель и оборудование. После окончания установленного времени дезинфекции дезинфицирующее средство смывают чистой водой.

Для уборки основных вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который маркируется и хранится в специально отведенных местах.

По окончании уборки инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств просушивают и хранят в чистом виде. Ветошь, используемую для уборки, замачивают в емкостях с дезинфицирующем средством, после экспозиции (времени, необходимом для обеззараживания) – промывают и просушивают.

После уборки производственные помещения обеззараживают с использованием бактериальных облучателей.

Исследования воздуха на бактериальную обсемененность могут проводится по договору с аккредитованной организацией.

Для обслуживания посетителей используется чистое белье (полотенце, салфетки, простыни и др.), запас которого должен быть в количестве, обеспечивающем его индивидуальное применение для каждого посетителя.

Рекомендуется одноразовое использование шапочек, пеньюаров, полотенец, салфеток и др. Во время стрижки, причесывания и других процедур шею клиенту закрывают чистой салфеткой. После каждого использования белье подлежит стирке и дезинфекции.

Удаление отстриженных волос с шеи и лица клиента проводят индивидуальной салфеткой.

Отстриженные волосы собирают щетками в закрывающиеся совки непосредственно у кресел и складывают в герметичные емкости ( в одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), затем эти емкости закрывают, перевязывают и до вывоза, хранят в подсобном помещении.

При обнаружении в процессе обслуживания у клиента вшей волосы собираются и сжигают в оцинкованном ведре.

Не допускается повторное использование пакетов или мешков для мусора и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов.

Для парикмахерских залов, маникюрных, педикюрных и косметических кабинетов должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех наборов.

Для хранения подготовительных к работе инструментов на рабочем месте допускается использование бактерицидных ультрафиолетовых излучателей.

Для предупреждения распространения парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, а также других инфекционных и паразитных заболеваний проводится дезинфекция рабочих инструментов по режимам с использованием стерилизаторов, эффективных в отношении возбудителей этих инфекций.

Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования моют моющими средствами под проточной водой.

Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой, дезинфицируют в бактерицидных излучателях, зарегистрированных в журнале парикмахерской в установленном порядке и имеющих инструкцию по применению, или в дезинфицирующих растворах.

Для дезинфекции инструментов применяют специальные емкости, промаркированные с указанием конкретных целей использования, названия средства и его концентрации (в процентном содержании). Выбор средств для дезинфекции инструментов проводится по тем же принципам, как и для уборки помещений.

Съемные ножи электрических бритв дезинфицируют, протирая дважды (с интервалом 15 мин) тампоном, который смачивают 70%- ным раствором этилового спирта.

Для обеспечения дезинфекционных мероприятий должен быть создан постоянно пополняться месячный запас дезинфицирующих средств. Емкость с рабочими растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь маркировку с названием, концентрацией и датой приготовления данного раствора.

В парикмахерских не допускается наличие насекомых и грызунов. Каждый объект должен иметь санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинфекции и дератизации, и договор со специальными организациями на проведение работ по уничтожению насекомых грызунов. Мероприятия по дезинфекции и дератизации выполняются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими санитарно-эпидемиологическое разрешение на выполнение данного вида деятельности. Дата проведения мероприятий по дезинфекции и дератизации, название и количество применяемых средств регистрируются в учетной документации требования к условиям труда и личной гигиене персонала.

Постоянная температура в рабочих помещениях парикмахерской 18—20°С. В летний период такую температуру поддержива­ют с помощью вентиляции. Когда же температура наружного воздуха понижается, возникает необходимость в использовании ото­пительной системы. Основная масса парикмахерских имеет цен­тральное отопление (водяное или паровое): нагревательные при­боры (калориферы или отопительные батареи), располагаемые равномерно по площади парикмахерских, что позволяет поддерживать постоянную равномерную температуру во всех ее помещениях. В задачу обслуживающего персонала парикмахерской входит содержание в чистоте и порядке нагревательных приборов центрального отопления.

Большое значение для нормального функционирования парик­махерских имеет также вентиляция. Нахождение в атмосфере помещений тепла, влаги, большого количества газообразных про­дуктов от применяемых для обработки волос препаратов вызыва­ет необходимость в установке системы принудительной вентиляции в парикмахерских с числом рабочих мест не менее трех. В со­ответствии с санитарными нормами парикмахерские с числом ра­бочих мест от 3 до 10 необходимо оборудовать приточной вентиляцией,­ с числом мест от 10 до 20 - приточно-вытяжной, а для парикмахерских с большим количеством рабочих мест желатель­но предусмотреть кондиционирование воздуха и воздушно-тепло­вую завесу в тамбуре главного входа. Мощность системы венти­ляции парикмахерской должна быть достаточной для поддержа­ния в ней нормальных условий работы.

В парикмахерских, размещаемых в жилых зданиях, вентиляци­онная система должна располагаться отдельно от вентиляции жилого дома, например в подвальных помещениях, имеющих по­вышенную звукоизоляцию. В маленьких парикмахерских, с чис­лом рабочих мест до 3, вентиляция помещений осуществляется естественным путем — через окна, форточки, фрамуги и т.п.

Выполнение парикмахерских работ требует большого количе­ства воды. Поэтому парикмахерские должны оборудоваться сис­темами горячего и холодного водоснабжения и канализации. Для подогрева и кипячения воды в парикмахерских, в которых отсут­ствует горячее водоснабжение, устанавливаются титаны и другие нагревательные приборы (обычно газовые или электрические).

Санитарно-техническое оборудование парикмахерских и поме­щение в целом требуют постоянного ухода; их необходимо содер­жать в чистоте и порядке.

Стены производственных помещений должны быть светлого цве­та и выполнены из легко моющегося материала. Полы в парикмахер­ской должны быть гладкими и без трещин; вся мягкая мебель — обитой материалом, не впитывающим пыль и легко моющимся.

По нормам СНиП генеральная уборка в помещении должна выполняться один раз в месяц. График проведения санитарных дней составляется администрацией и вывешивается на информа­ционном стенде. При проведении санитарного дня производится тщательная уборка всех помещений: дезинфицирующим раство­ром протираются стены, двери, мебель, моются окна. До начала рабочего дня и после каждого клиента рабочий столик и кресло протираются салфеткой, смоченной дезинфицирующим раство­ром (например, 0,1%-ным раствором хлорамина, 1%-ным раство­ром аламинола или раствором сольваниус).

Персонал парикмахерских обязан один раз в 6 месяцев прохо­дить медицинский осмотр; его результаты регистрируются в са­нитарной книжке, которая должна всегда находиться у администрации салона.

От правильного освещения зависит качество работы парикма­хера и состояние его здоровья. Так, для определения цвета и от­тенка волос (при их окраске) необходимо, чтобы источник света был достаточно сильным, но рассеянным, чтобы различия в сте­пени освещенности того или иного места рабочего зала парикма­херской были незначительными. Лучшим для удовлетворения это­го условия является естественное освещение, ультрафиолетовые лучи которого не только уничтожают большинство вредных мик­робов, но и способствуют повышению работоспособности и на­строения парикмахеров. Вот почему санэпидемстанции не долж­ны допускать к эксплуатации парикмахерские, не имеющие есте­ственного освещения.

Естественное освещение осуществляется через оконные про­емы. По санитарным нормам площадь оконных проемов в рабо­чих залах парикмахерской должна составлять не менее 20 % пло­щади помещения, расстояние от окна до противоположной сте­ны - не более 7 м. Для уменьшения потерь светового потока оконные проемы в парикмахерских целесообразно строить без переплетов (витринного типа); для предохранения от прямых сол­нечных лучей необходимо устанавливать защитный козырек с внешней стороны окна. Для этих же целей могут быть использо­ваны и специальные жалюзи.

Большинство парикмахерских работает в две смены, средняя продолжительность рабочего дня 10—12 ч. В этих условиях, осо­бенно в осенне-зимний период, невозможно ограничиваться од­ним естественным освещением и возникает необходимость в ис­кусственном освещении.

Цель искусственного освещения та же, что и естественного, - обеспечивание равномерной и достаточной освещенности каждо­го рабочего места. Чтобы выполнить эти требования при искусст­венном освещении, источники света должны быть довольно силь­ными, поэтому их необходимо защищать плафонами из матового стекла или другого материала, хорошо рассеивающего световой поток.

Общие источники света желательно оборудовать люми­несцентными лампами, световой поток которых подобен есте­ственному. Люминесцентные лампы при свечении практически не выделяют тепла, что выгодно отличает их от обычных источников света.

Кроме общего освещения рабочего зала парикмахерской необ­ходимо у каждого рабочего места предусмотреть и местное осве­щение - настенные бра, устанавливаемые на расстоянии 1,8 - 2 м от пола.

Оборудование рабочего места парикмахера.

Рабочее место парикмахера оборудуется туалетным столом и креслом. Существует множество конструкций парикмахерских туалетных столов (цв. вкл., рис. 2). Обычно это стол, облицован­ный пластиком, с вмонтированной в него раковиной или без нее. В столе имеются выдвижные ящики для инструментов, приспособлений, парфюмерии и белья. Над столом устанавли­вается овальное или прямоугольное зеркало размерами не ме­нее 60 х 100 см.

Парикмахерское кресло (цв. вкл., рис. 3) должно иметь полу­мягкое сиденье со спинкой и подлокотниками, обивку из водоне­проницаемых материалов и свободно вращаться вокруг верти­кальной оси. Желательно также, чтобы оно было оборудовано гидроподъемником, позволяющим в зависимости от роста клиента поднимать или опускать кресло, а также поворачивать его в нуж­ном направлении. Для удобства клиентов кресло должно быть снабжено специальной подставкой для ног.

Расположение туалетных столов и кресел в рабочем зале па­рикмахерской может быть различным в зависимости от площа­ди помещения и его формы. Туалетные столы размещают у сте­ны или в центре зала. Можно также группировать их по два-три и т.д. Главное условие, которое должно быть выполнено при размещении оборудования, -соблюдение установленных рас­стояний между креслами. Рабочая зона парикмахера не должна быть удалена от вертикальной оси кресла более чем на 90 см, следовательно, минимальное расстояние между осями двух кре­сел должно быть 180 см. Если рабочее кресло расположено у сте­ны, расстояние между ним и стеной должно быть не менее 70 см. На каждое рабочее место парикмахера по санитарным нормам от­водится не менее 4,5 м2 площади.

На туалетном столе размещаются в определенном порядке (справа налево) используемые инструменты и приспособления с учетом правила: чем чаще используется в работе предмет, тем ближе к мастеру он должен находиться. Это дает возможность со­кратить количество движений парикмахера и, следовательно, уменьшить его утомляемость. Если столешница небольшая, мож­но рядом с ней установить специальные тележки с инструментом (цв. вкл., рис. 4). Для более эргономичной работы мастеров ис­пользуются специальные рабочие стулья (цв. вкл., рис. 5). Мас­тер обязан содержать в чистоте свое рабочее место и инструмен­ты. По окончании рабочего дня туалетный стол и все принадлеж­ности необходимо тщательно продезинфицировать.

Правила обслуживания посетителей. Этапы работы парикмахера.

Подготовительными и заключительными работами по обслужи­ванию посетителей в парикмахерских называются такие работы, которые выполняются до и после основного технологического процесса.

Подготовительные работы включают в себя подготовку ра­бочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей опера­ции; мытье рук; дезинфекцию инструментов и др.

Парикмахер должен быть на рабочем месте за 15 мин до на­чала работы, чтобы подготовиться к приему клиентов: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность аппара­туры, получить чистое белье и материалы и разместить их на ту­алетном столе или тележке. При первом контакте с клиентом не­обходимо предложить ему сесть в кресло. Для этого кресло вна­чале следует развернуть так, чтобы клиенту было удобно садить­ся, затем — так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Бесе­дуя с клиентом, мастер выясняет, какие услуги он хочет полу­чить. Предлагая клиенту дополнительные услуги, мастер должен заранее оговорить их стоимость. Приступая к работе, мастер моет руки и дезинфицирует инструменты так, чтобы это видел клиент.

Чтобы провести диагностику волос и проверить, нет ли у кли­ента заболеваний кожи и волос, мастер тщательно расчесывает его волосы, определяя тип и качество волос, их состояние, на­правление роста. При обнаружении какого-либо заразного забо­левания кожи или волос мастер в корректной форме отказывает клиенту в обслуживании.

В случае удовлетворительного результата осмотра мастер ук­рывает клиента бельем в соответствии с видом работы. Чаще все­го подготовительные работы заканчиваются выполнением гигие­нического мытья волос, но в зависимости от основной работы мо­гут включать в себя также проведение теста на чувствительность кожи к химическим препаратам; разведение красителей; приго­товление лечебных препаратов и т.д.

К заключительным работам при обслуживании клиента от­носятся вычесывание мелких остриженных волос; снятие парик­махерского белья с клиента; смахивание волос с его лица и шеи; оформление карточки клиента; наведение порядка на туалетном столе после обслуживания каждого посетителя и т.д.

Заключительные работы производятся после основной про­цедуры. Они начинаются с диалога мастера и клиента: мастер вы­ясняет, всем ли тот доволен. Если у клиента есть замечания, мас­тер должен исправить недостатки. При согласии клиента на до­полнительные виды работ (сушка волос, укладка, фиксация лаком и т.д.) мастер выполняет их, после чего снимает с клиента парик­махерское белье и получает плату за выполненные работы.

 

Требования техники безопасности при выполнении



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.