|
||||
ЯЗЫКОВАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕЯЗЫКОВАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ (Обучение грамоте, 1 класс)
Овладение чтением – важнейший этап в жизни ребенка. Он требует от него огромных усилий. Запомнить буквы, научиться читать слоги, слова, предложения, тексты – в такой последовательности обычно ребёнок осваивает навык чтения. Речевые навыки, которыми ребёнок овладел в дошкольном возрасте, имеют большое значение для обучения чтению и письму. Уже на ранних этапах развития речи ребёнок усваивает закономерности родного языка. Он учится согласовывать слова на практическом уровне, применяет такие грамматические категории, как род, падеж, число, использует глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, строит простые и сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Считается, что еще в дошкольном возрасте ребёнок усваивает весь грамматический строй родного языка, но при этом он продолжает допускать в речи много ошибок. Особенно это касается сложных грамматических форм, например, родительного падежа множественного числа имен существительных: дети часто говорят «блюдцев», «яблоков». В этот же период ребёнок учится находить однокоренные слова, слова с противоположным значением (антонимы), слова с близким смысловым значением (синонимы). У него развивается языковое чутье, которое имеет большое значение для грамотного письма. Поэтому процесс обучения грамоте нельзя отделять от процесса развития речи в целом, в том числе – от освоения грамматических категорий. От того, как ребёнок усвоил грамматические правила в практике устной речи на интуитивном уровне, во многом будет зависеть его успешность при изучении систематического курса русского языка в начальной школе. Вот некоторые задания и вопросы, которые необходимо предлагать ребёнку при чтении. · После прочтения слов, предложите найти и обвести слова, которые отвечают на вопрос КТО? Найти и обвести слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? · Заменить прочитанные слова словами ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. · Прочитать слова, обвести часть слова, которая есть в каждом из них. Например: лес, лесной, лесничий, подлесок, лесник · Подобрать слова, противоположные и близкие по значению. Ещё больше интересных заданий вы найдёте в пособии «Тренажёр по чтению. Букварный период» Марины Ивановны Самойловой. https://shop.prosv.ru/trenazhyor-po-chteniyu--bukvarnyj-period--1-klass15121
|
||||
|