Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЯЗЫКОВАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ



ЯЗЫКОВАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

(Обучение грамоте, 1 класс)

Марина Ивановна Самойлова, педагог, филолог, методист, автор пособий по обучению грамоте

Овладение чтением – важнейший этап в жизни ребенка. Он требует от него огромных усилий. Запомнить буквы, научиться читать слоги, слова, предложения, тексты – в такой последовательности обычно ребёнок осваивает навык чтения.

Речевые навыки, которыми ребёнок овладел в дошкольном возрасте, имеют большое значение для обучения чтению и письму.

Уже на ранних этапах развития речи ребёнок усваивает закономерности родного языка. Он учится согласовывать слова на практическом уровне, применяет такие грамматические категории, как род, падеж, число, использует глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, строит простые и сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Считается, что еще в дошкольном возрасте ребёнок усваивает весь грамматический строй родного языка, но при этом он продолжает допускать в речи много ошибок. Особенно это касается сложных грамматических форм, например, родительного падежа множественного числа имен существительных: дети часто говорят «блюдцев», «яблоков».

В этот же период ребёнок учится находить однокоренные слова, слова с противоположным значением (антонимы), слова с близким смысловым значением (синонимы). У него развивается языковое чутье, которое имеет большое значение для грамотного письма.

Поэтому процесс обучения грамоте нельзя отделять от процесса развития речи в целом, в том числе – от освоения грамматических категорий. От того, как ребёнок усвоил грамматические правила в практике устной речи на интуитивном уровне, во многом будет зависеть его успешность при изучении систематического курса русского языка в начальной школе.

Вот некоторые задания и вопросы, которые необходимо предлагать ребёнку при чтении.

· После прочтения слов, предложите найти и обвести слова, которые отвечают на вопрос КТО? Найти и обвести слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

· Заменить прочитанные слова словами ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

· Прочитать слова, обвести часть слова, которая есть в каждом из них.

Например: лес, лесной, лесничий, подлесок, лесник

· Подобрать слова, противоположные и близкие по значению.

Ещё больше интересных заданий вы найдёте в пособии «Тренажёр по чтению. Букварный период» Марины Ивановны Самойловой.

https://shop.prosv.ru/trenazhyor-po-chteniyu--bukvarnyj-period--1-klass15121

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.