![]()
|
|||
Рыночный механизм.Рыночный механизм. Суть рыночного механизма – столкновение спроса и предложения товара, т.е. покупателей и продавцов. Продавцы стремятся продать максимум товара как можно дороже, покупатели – приобрести максимум товара как можно дешевле.
Спрос – это тот объем товара, который готовы приобрести покупатели. От чего зависит спрос? - от сезона - от покупательной способности потребителей. Поэтому первое неожиданное следствие рыночного механизма: продавцам выгоден высокий уровень жизни населения, т.к. это ведет к повышению покупательной способности и, как следствие, спроса на товар. - от качества товара. Рыночный механизм заставляет продавцов улучшать качество предлагаемых товаров, чтобы обеспечить большой спрос на них. Чтобы повысить качество товаров, необходимо производить новые разработки, применять новые технологии. - от информации о товаре. Поэтому так важна реклама товаров и услуг. Многие фирмы создают в своей структуре рекламные отделы, т.е. формируют новые рабочие места. - от законодательных норм. Например, государство ограничивает продажу алкогольных напитклв или табачных изделий.
Продавцам выгоден большой или маленький спрос? Могут ли продавцы влиять на объем спроса? Для этого существует множество способов, о некоторых мы уже сказали. - реклама - гибкие цены (кредиты, рассрочка платежа ) - искусственный дефицит, хотя такие действия продавцов наказываются государством. - улучшение качества и ассортимента товаров. Если данный товар не пользуется спросом, производители-продавцы постепенно изымают средства из производства данного товара и начинают вкладывать их в создание таких товаров, которые будут популярны у потребителя. Таким образом, рынок чутко реагирует на потребности общества и удовлетворяет из максимально полно.Например,в начале нынешней пандемии остро не хватало масок, санитайзеров, перчаток и т.д. Сейчас рынок насыщен ими. Что же получается? Стремление к формированию большого спроса приводит к позитивным явлениям в экономике в целом:
Не менее значимым элементом рыночного механизма является предложение. Предложение – тот объем товара, который готовы продать продавцы в данный момент по данной цене. Интересная вещь - и продавцам, и покупателям выгоден большой объем предложения: продавцы тогда смогут продать много товара и получить большую прибыль, покупатели смогут удовлетворить свои потребности и выбрать то, что им нужно, и в нужном им объеме. Но объем предложения зависит от объема производства, т.е. рыночный механизм стимулирует рост производства товаров и услуг!Погоня за большим объемомпредложения- тот внутренний стимул экономического роста, который обеспечивает рынок. Объем предложения формируют продавцы. Могут ли покупатели влиять на предложение? Очень редко (акции против каких-либо товаров, обращение в различные органы в случае некачественных товаров). Конкуренция на рынке воплощается в цене товаров и услуг. Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах. Любой товар обладает меновой и потребительной стоимостью. Потребительная стоимость товара – это его свойство удовлетворять какую-либо потребность людей (в пище, одежде, знаниях и т.д.) Она может изменяться: повышение потребительной стоимости приводит к увеличению объема спроса, понижение – к снижению объема спроса. Продавцам выгодно иметь всегда высокую потребительную стоимость товара. (тогда будет и спрос на него) Как повысить потребительную стоимость? - повысить качество - предложить принципиально новый товар - дать рекламу Меновая стоимость – это стоимость товара при обмене. Меновая стоимость определяется количеством труда, затраченным на изготовление товара. (лодка и яхта, велосипед и автомобиль, стул и книжный шкаф …) Продавцам выгодно устанавливать высокую цену на товар. Разница между стоимостью и ценой – прибыль продавца. Но повышать цену беспредельно опасно: уменьшится спрос, и продавец не получит прибыли. Значит, нужно уменьшить стоимость, т.е. затрачивать на производство товара меньше времени. Как? Повысить производительность труда за счет новых технологий. ↓ Возникает стимул к внедрению новых технологий.
Вывод: столкновение между спросом и предложением, между продавцами и покупателями, где каждый стремится к собственной выгоде, стимулирует развитие производства, новых технологий, повышение качества товара.
Цена на один и тот же товар постоянно колеблется, изменяется. Цена является равновесной, если на рынке спрос соответствует предложению (сколько товара предлагается, столько и раскупается) Но эта ситуация крайне редка. Чаще всего имеют место другие ситуации: 1) Спрос превышает предложение: цена растет. Эта ситуация выгодна продавцам. Продавцы поставляют на рынок все больше товара и насыщают его. Потребность в данном товаре снижается, спрос падает. 2) Спрос меньше предложения. Продавцы сокращают поставки данного товара, снижают цену на него и на некоторое время поддерживают спрос. В то же время производители начинают искать возможность создания нового, более качественного товара. Заранее дается его реклама, и когда он поставляется на рынок, спрос на него уже большой. (Реклама нового кинофильма).
Для нормального функционирования рынка необходимы определенные условия (факторы): - потребности человека в определенных товарах, заставляющая вступать его в экономические отношения - труд - частная собственность, позволяющая собственнику распоряжаться товарами - свободный взаимовыгодный обмен - материальная ответственность, выраженная в деньгах - конкуренция (вспомнить виды). Задача государства в смешанной экономике – обеспечить функционирование этих факторов!
(Делаем записи на рабочем листе и выполняем тест. Удачи! Надеюсь, скоро будем заниматься очно.) Тест сфотографировать и прислать мне!!!
|
|||
|