Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рыночный механизм.



Рыночный механизм.

       Суть рыночного механизма – столкновение спроса и предложения товара, т.е. покупателей и продавцов.

       Продавцы стремятся продать максимум товара как можно дороже, покупатели – приобрести максимум товара как можно дешевле.

 

Спрос – это тот объем товара, который готовы приобрести покупатели.

От чего зависит спрос?

- от сезона

- от покупательной способности потребителей. Поэтому первое неожиданное следствие рыночного механизма: продавцам выгоден высокий уровень жизни населения, т.к. это ведет к повышению покупательной способности и, как следствие, спроса на товар.

- от качества товара. Рыночный механизм заставляет продавцов улучшать качество предлагаемых товаров, чтобы обеспечить большой спрос на них. Чтобы повысить качество товаров, необходимо производить новые разработки, применять новые технологии.

- от информации о товаре. Поэтому так важна реклама товаров и услуг. Многие фирмы создают в своей структуре рекламные отделы, т.е. формируют новые рабочие места.

- от законодательных норм. Например, государство ограничивает продажу алкогольных напитклв или табачных изделий.

 

Продавцам выгоден большой или маленький спрос?

Могут ли продавцы влиять на объем спроса? Для этого существует множество способов, о некоторых мы уже сказали.

- реклама

- гибкие цены (кредиты, рассрочка платежа )

- искусственный дефицит, хотя такие действия продавцов наказываются государством.

- улучшение качества и ассортимента товаров. Если данный товар не пользуется спросом, производители-продавцы постепенно изымают средства из производства данного товара и начинают вкладывать их в создание таких товаров, которые будут популярны у потребителя. Таким образом, рынок чутко реагирует на потребности общества и удовлетворяет из максимально полно.Например,в начале нынешней пандемии остро не хватало масок, санитайзеров, перчаток и т.д. Сейчас рынок насыщен ими.

  Что же получается? Стремление к формированию большого спроса приводит к позитивным явлениям в экономике в целом:

  1. Требованию повышения уровня жизни населения для обеспечения высокой покупательной способности.
  2. Улучшению качества и ассортимента товаров.
  3. Производству новых видов товаров и услуг.
  4. Внедрению новых технологий и разработок.
  5. Созданию новых рабочих мест.

 

Не менее значимым элементом рыночного механизма является предложение.

Предложение – тот объем товара, который готовы продать продавцы в данный момент по данной цене. Интересная вещь - и продавцам, и покупателям выгоден большой объем предложения: продавцы тогда смогут продать много товара и получить большую прибыль, покупатели смогут удовлетворить свои потребности и выбрать то, что им нужно, и в нужном им объеме. Но объем предложения зависит от объема производства, т.е. рыночный механизм стимулирует рост производства товаров и услуг!Погоня за большим объемомпредложения- тот внутренний стимул экономического роста, который обеспечивает рынок.

Объем предложения формируют продавцы. Могут ли покупатели влиять на предложение?  Очень редко (акции против каких-либо товаров, обращение в различные органы в случае некачественных товаров).

Конкуренция на рынке воплощается в цене товаров и услуг. Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах.

Любой товар обладает меновой и потребительной стоимостью.

     Потребительная стоимость товара – это его свойство удовлетворять какую-либо потребность людей (в пище, одежде, знаниях и т.д.) Она может изменяться: повышение потребительной стоимости приводит к увеличению объема спроса, понижение – к снижению объема спроса. Продавцам выгодно иметь всегда высокую потребительную стоимость товара. (тогда будет и спрос на него)

Как повысить потребительную стоимость?

- повысить качество

- предложить принципиально новый товар

- дать рекламу

     Меновая стоимость – это стоимость товара при обмене. Меновая стоимость определяется количеством труда, затраченным на изготовление товара. (лодка и яхта, велосипед и автомобиль, стул и книжный шкаф …)

Продавцам выгодно устанавливать высокую цену на товар.  Разница между стоимостью и ценой – прибыль продавца.

Но повышать цену беспредельно опасно: уменьшится спрос, и продавец не получит прибыли. Значит, нужно уменьшить стоимость, т.е. затрачивать на производство товара меньше времени. Как? Повысить производительность труда за счет новых технологий.

Возникает стимул к внедрению новых технологий.

 

Вывод: столкновение между спросом и предложением, между продавцами и покупателями, где каждый стремится к собственной выгоде, стимулирует развитие производства, новых технологий, повышение качества товара.

 

Цена на один и тот же товар постоянно колеблется, изменяется. Цена является равновесной, если на рынке спрос соответствует предложению (сколько товара предлагается, столько и раскупается) Но эта ситуация крайне редка. Чаще всего имеют место другие ситуации:

1) Спрос превышает предложение: цена растет. Эта ситуация выгодна продавцам. Продавцы поставляют на рынок все больше товара и насыщают его. Потребность в данном товаре снижается, спрос падает.

2) Спрос меньше предложения. Продавцы сокращают поставки данного товара, снижают цену на него и на некоторое время поддерживают спрос. В то же время производители начинают искать возможность создания нового, более качественного товара. Заранее дается его реклама, и когда он поставляется на рынок, спрос на него уже большой. (Реклама нового кинофильма).  

 

Для нормального функционирования рынка необходимы определенные условия (факторы):

- потребности человека в определенных товарах, заставляющая вступать его в экономические отношения

- труд

- частная собственность, позволяющая собственнику распоряжаться товарами

- свободный взаимовыгодный обмен

- материальная ответственность, выраженная в деньгах

- конкуренция (вспомнить виды).

Задача государства в смешанной экономике – обеспечить функционирование этих факторов!

 

(Делаем записи на рабочем листе и выполняем тест. Удачи! Надеюсь, скоро будем заниматься очно.) Тест сфотографировать и прислать мне!!!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.