Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Н.У. Шаяхметов,. Роль медресе «Галия» в казахском обществе в начале ХХ века. Историко-культурные взаимоотношения казахов и башкир имеют глубокие исторические корни. Особо значимой во взаимоотношениях двух братских народов является культурно-просветительск



   Н.У. Шаяхметов,

д.и.н., доцент ЕНУ имени Л.Гумилева (г. Астана)

 

Роль медресе «Галия» в казахском обществе в начале ХХ века

                                                                                   

Историко-культурные взаимоотношения казахов и башкир имеют глубокие исторические корни. Особо значимой во взаимоотношениях двух братских народов является культурно-просветительская сфера.

Начало ХХ века - важный период в интеллектуальной истории казахского народа. Именно в этот период формируется казахская национальная интеллигенция, начинается ее активная общественно-политическая деятельность. Революционное движение 1905-1907 годов оказывает огромное влияние на жизнь казахского общества. Национально-освободительное движение казахов против колониального гнета постепенно переходит от вооруженного сопротивления в русло политической борьбы. В результате целенаправленной общественной деятельности политической элиты, возглавляемой А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым и др., национально-освободительное движение казахского народа поднимается на качественно новый уровень, приобретает интеллектуальный характер.

В подготовку национальной интеллигенции наравне со светскими учебными заведениями весомый вклад вносят мусульманские мектебы и медресе. В конце ХІХ – начале ХХ вв. на территории Южного Урала функционировал ряд старо- и новометодных медресе, в которых получали религиозно-светское образование многие представители татар, башкир, казахов и др. народов. К числу наиболее известных медресе данного региона относятся: медресе «Марджания» (1870-после 1917) в Казани, медресе «Хусаиния» (1889-1919)  в Оренбурге, медресе «Гусмания» (1887-1918) и «Галия» (1906-1919) в Уфе, медресе «Расулия» (1884-1919) в Троицке и др. Эти мусульманские учебные заведения внесли существенный вклад в развитие просветительства и духовной культуры народов Евразии.

Следует подчеркнуть, что «действующие мектебы и медресе Южного Урала являлись примером для казахского населения не только в плане обучения в них, они показывали возможность и пути открытия новометодных учебных заведений непосредственно в Степи» [1].

Особое место в этой религиозно-образовательной системе занимало новометодное медресе «Галия» (Галийа - араб. высшая) в Уфе - высшее мусульманское учебное заведение.

Это учебное заведение подготовило и воспитало целую плеяду ярких личностей национальной интеллигенции тюрко-мусульманских народов. Немалая часть казахской молодежи в разные годы окончила медресе «Галия».

Казахских шакирдов привлекало то, что, во-первых, медресе «Галия» с самого основания являлось новометодным учебным заведением. Если обратить внимание на время создания выше перечисленных медресе, можно заметить, что все они были основаны в конце ХІХ в., а медресе «Галия» создавалось (1906 г.) в период утверждения и развития джадидизма в тюрко-мусульманской среде и революционных событий в российском обществе.

Во-вторых, учебные программы медресе «Галия», по утверждению исследователей, отличались качественно новым уровнем. В этом медресе шакирды обучались не только религиозным знаниям, но и светским базовым предметам, о чем свидетельствуют учебные программы.  Из преподаваемых здесь предметов религиозным дисциплинам отдавалось 28,2 %, арабскому языку – 14,7 %, тюркскому – 4,9 %, русскому – 14,1 %, светским наукам – 35,6 %, другим предметам – 2,5 % времени [2]. Кроме того, в медресе «Галия» впервые в религиозном учебном заведении введены такие предметы, как  физическая культура и музыкальное воспитание. Это было для того времени инновационным подходом.

В третьих, в медресе «Галия» преподавали высокообразованные и передовые  педагоги своего времени. По сведениям Л.С. Тузбековой, основатель медресе – Зия Камали окончил знаменитый университет «Аль – Азхар» в Каире (1904). Хабибулла Зайни окончил биолого-географический факультет педагогического института Стамбула (1912), Губайдулла Саттар – Константинопольский учительский институт, Габдулла Сатаев – физико-биологический факультет университета Стамбула. Закир Кадыри учился в университетах Бейрута и Каира, Фахри Габдулла – в Турции, Закир Аюханов – в Каирском университете (1911–1914).Как уже отмечалось выше, здесь осуществлялось и профессиональное музыкальное воспитание. Преподавателем музыки в медресе «Галия» работал профессор Варшавской консерватории Вильгельм Клеменц [3].

В-четвертых, немаловажным фактором для казахской молодежи являлся тот факт, что одними из организаторов и содержателей медресе «Галия» были уфимский казах Салимгерей Джантюрин и его жена Суфия Джантюрина. В казахской степи он был широко известной фигурой, так как его активная общественная деятельность, депутатство в Государственной думе, особенно его меценатство в сфере просвещения привлекала всеобщее внимание и восхищение. Кроме того, С. Джантюрин являлся председателем внешнего управления медресе. Поэтому многие казахи стремились дать образование своим детям именно в медресе «Галия».

В медресе «Галия» в разное время обучались ставшие в последующем известными в казахском обществе личностями, Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин, Сабит Донентаев, Жиенгали Тлепбергенов, Аблай Рамазанов, Нугман Манаев, Манан Турганбаев, Мухамедгали Оразаев, Мустакым Малдыбаев, Таир Жомартбаев, Габдулхамит Каиров,  Тусипбек Темирбеков, Ныгметолла Кузембаев и многие другие.

В данном учебном заведении воспитанникам проповедовали духовные и демократические ценности. В его стенах формировались интеллект и общественно-политические взгляды тюрко-мусульманской молодежи того времени.

Еще в период обучения в медресе «Галия» начинается просветительская и общественная деятельность казахских шакирдов. С 1915 года они начали издавать еженедельный рукописный журнал «Садак». Основной целью являлось привлечение казахских шакирдов к литературному творчеству. Редакторами журнала стали Б. Майлин и Ж. Тлепбергенов [4]. Кроме того, шакирды медресе «Галия» издали для казахских детей «Букварь или  облегченное обучение» [5].

На страницах журнала «Айкап» (1911-1915) и газеты «Казах» (1913-1918) печатались первые стихи и статьи М. Жумабаева, Б. Майлина, С. Донентаева, Н. Манаева,  М. Турганбаева, М. Малдыбаева и др.

Их волновали культурное состояние и будущее казахского общества. Произведения шакирдов и выпускников медресе посвящались возрождению национального самосознания казахского народа.

Несмотря на молодой возраст, казахские шакирды, по мере своих возможностей, занимались культурно-просветительской деятельностью.  Исторические документы свидетельствуют, что активная просветительская деятельность шакирдов медресе «Галия» стала сильно беспокоить царскую администрацию. В секретном циркуляре российских властей от 1 февраля 1913 года подчеркивалось, что «В Сырдарьинскую и другие области Туркестанского края в течение нескольких последних лет на летнее вакансионное время выезжают молодые «мударисы» из татарского медресе «Галия» в г. Уфе и открывают летучие юрты-школы для местного киргизского (казахского – Н.Ш.) населения. Обучение в этих школах открывается без всякого разрешения, ведется по натуральному методу, но далеко не в интересах русской государственности» [6].

Исторически важным периодом в становлении национальной интеллигенции были революции 1917 года и годы гражданского противостояния на территории бывшей Российской империи. В этот сложный период казахская национальная интеллигенция консолидировалась вокруг идеи Алаш – идеи создания национальной автономии казахского народа. Выпускники и шакирды медресе не остались в стороне от этих событий. Они принимали деятельное участие в общественно-политической жизни во всех уголках степного края. Так, например, в Петропавловском уезде Акмолинской области одним из организаторов уездного казахского комитета, молодежной культурно-просветительской организации «Талап», нового журнала «Жана заман» был выпускник медресе «Галия» А. Рамазанов.

В Семипалатинске в работе областного и уездного казахского комитета, культурно-просветительского общества «Жанар» принимали участие М. Турганбаев, М. Малдыбаев и др. Кроме того, они периодически опубликовывали свои статьи в газетах «Казах», «Сарыарка» и журнале «Абай». И таких примеров можно привести множество.

К сожалению, после установления Советской власти религиозные школы, в том числе медресе «Галия» приостановили свою деятельность. Однако, и в советское время воспитанники медресе «Галия» во всех сферах общественной жизни трудились во благо процветания своего народа. Несмотря на сложную идейно-политическую обстановку в 1920-30 гг., М. Жумабаев, Б. Майлин, С. Донентаев и др. внесли огромный вклад в становление казахской национальной и советской литературы. Большинство выпускников медресе работали в сфере народного просвещения, а Н. Манаев занимал пост народного комиссара просвещения Казахстана.          

Яркая плеяда казахской интеллигенции того времени искренне чтила свою веру, родной язык, национальные традиции именно потому, что ее представители получали базовые знания и формировали гражданские взгляды в мектебах и медресе. Духовное зерно,  посеянное в сознании шакирда в мектебах и медресе, становилось фундаментальной основой его мировоззрения и мироощущения на протяжении всей сознательной жизни. Знания, полученные в мектебах и медресе, становились крепкой основой для дальнейшего жизненного пути и четкой гражданской позиции.

Таким образом, можно утверждать, что за время своего существования медресе «Галия» и другие учебные заведения внесли существенный вклад в формирование казахской национальной интеллигенции.

 

литература

1 Толепбергени Ж.Т. Мусульманское движение в Западном Казахстане и Южном Урале: особенности и тенденции взаимодействия (к. ХIХ и нач ХХ вв.) Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.и.н.- Актобе, 2010.- 27 с. (С. 17)

2 Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» – высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (1906-1919 гг.) // Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия / сост. Т.М.Аминов [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 429 с.(С. 339)

3 Там же. С. 344-345

4 Какишев Т. Садак.- Алматы, 1986, с. 23

5 История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В пяти томах. Т. 3.- Алматы: Атамура, 2010.- 768 с. (С. 719)

6 Там же. С. 719



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.