|
|||
Просмотреть фильм Н.Михалкова Двенадцать( по желанию)
Урок русской родной литературы в 10-Б классе по рассказу Александра Грина «По закону» 08.11.21 Цель:знакомство с рассказом А. Грина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в произведении; развивать навыки анализа текста; содействовать развитию самостоятельного мышления, приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме; актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества. Запишем дату и тему. Работаем по теме урока. Составляем краткий конспект (дата- событие) Жизнь и творчество Александра Степановича Грина. 1. Настоящая фамилия писателя – Александр Гриневский (Грин – творческий псевдоним). Он родился 11 августа (23-го по новому стилю) 1880-го года в городе Слободской Вятской губернии. 2. В 1906–1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”. Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды 3. В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”. После начала Первой мировой войны в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер. 4. В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману “Блистающий мир”. В 1924 г. произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”. 5. Свою самую знаменитую повесть «Алые паруса» Грин начал писать в 1916 году, и закончил работать над ней в 1922-м. Это произведение он написал в честь своей жены Нины. Писатель не вынашивал эту идею долго и мучительно, наоборот, все получилось достаточно спонтанно. В одном из магазинов игрушек он увидел корабль с белым парусом. Именно тогда он понял, что это какая-то подсказка, но сразу не мог ее сформулировать и понять. И только спустя немного времени, когда он представил эту лодочку под алым парусом, он вдруг увидел развитие сюжета. 6. Многие действия в произведениях Александра Грина происходят в какой-то вымышленной стране, которую он никак не конкретизировал. Название у этой страны появилось только благодаря стараниям критика Корнелия Зелинского, который предложил дать ей имя «ГРИНЛАНДИЯ». По мнению некоторых исследователей, это место все-таки есть на карте, и находится оно на юге морской границы Китая. Это мнение ученые обосновали тем, что автор часто упоминает в своих произведениях Тихий океан, Новую Зеландию и другие. 7. Музей открыт в доме, где с 1924 по 1929 год жил писатель (в этом доме Грин написал такие свои произведения, как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и множество рассказов). Открытие музея состоялось 9 июля 1970 года (решение о создании музея было принято в 1966 году). Первые годы новый музей функционировал как отдел Феодосийского краеведческого музея. 8. Умер А. Грин на руках у третьей жены, Нины Николаевны Алонкиной, с которой счастливо прожил 11 лет. Именно ей посвятил автор свои романы и стихи. После смерти супруга, Нина Николаевна прожила еще 40 лет, и именно она была инициатором открытия музея писателя. 9. «По закону» – рассказ русского писателя, прозаика, поэта, представителя неоромантической школы Александра Грина. Написан в 1924 году. Впервые опубликован в 1927 году в сборнике «По закону». 2. Задание-исследование. Первые две части этого произведения посвящены образу рассказчика. Кто является рассказчиком в этом произведении? Что о нем мы узнаем из текста? Александр Грин, по выражению К.Г. Паустовского, был фантазером. С детства мечтал о морской службе. Все моряки ему представлялись как красивые, мужественные, великолепные люди. ЦИТАТЫ… Таким образом, Александр Грин – романтик, певец моря. Между рассказчиком и автором много общего. Это автобиографический рассказ. «До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения…»- писал Александр Грин. Настоящий мечтатель и великий гуманист, в своих книгах он создал сказочный мир, где настоящее чудо можно сотворить своими руками, где сама природа призывает верить в добро. Сам писатель считал, что, сколько бы в мире ни было зла, с ним надо жить и внутренне его побеждать.
Запишите главный вопрос урока «Простить или наказать?» Повторим содержание рассказа. (1)В казарму привезли раненого. (2)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (З)Поссорились они или, подвыпивши, не поделили чего-нибудь - этого я не помню. (4)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (5)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (6)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (7)Рана была не опасна. (8)Температура немного повысилась, но больной, хотя лежал, - ел с аппетитом и даже играл в "шестьдесят шесть". (9)Вечером раздался слух: "Доктор приехал, говорить будет". (10)Доктор? (11)Говорить? (12)Я направился к койке раненого. (13)Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (14)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал. (15)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (16)Он послан им, пришёл по его просьбе. (17)У него жена, дети, сам он - военный матрос, откомандированный на частный пароход (это практиковалось). (18)Он полон раскаяния. (19)Его ожидают каторжные работы. (20) - Вы видите, - сказал доктор в заключение, - что от вас зависит, как поступить - "по закону" или "по человечеству". (21)Если "по человечеству", то мы замнём дело. (22)Если же "по закону", то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват. (23)Была полная тишина. (24)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (25)Что скажет раненый? (26)Какой приговор изречёт он? (27)Я ждал, верил, что он скажет: "По человечеству". (28)На его месте следовало простить. (29)Он выздоравливал. (30)Он был лицом типичный моряк, а "моряк" и "рыцарь" для меня тогда звучало неразделимо. (31)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (32)От него несло океаном - родиной больших душ. (33)И он был так симпатично мужествен, как умный атлет... (34)Раненый помолчал. (35)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (36)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс: (37) - Пусть... уж... по закону. (38)Доктор, тоже помолчав, встал. (39) - Значит, "по закону"? - повторил он. (40) - По закону. (41)Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.(42)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл во двор. (43)Мне казалось, что у меня что-то отняли. (По А. Грину) 3.Обсуждение понимания сути рассказа. Ожидали ли вы такой концовки рассказа? Чего не хватило герою отрывка для прощения? Итак, матрос товарища не простил, он считает, что виновник должен быть наказан по закону. Ведь он нанес травму, он виновен. Значит, должен за это ответить. В глубине души он понимает ситуацию и мог бы войти в положение обидчика, но… не хватило каких-то душевных качеств. (Не хватило сострадания и милосердия, каких-то душевных позывов, не смог поставить себя на место обидчика. ) Как вы это узнали?(Из поведения и речи других персонажей рассказа, тех, кому искренне жаль героя, тех, кто пытается отговорить раненого моряка.) Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения. 4. Работа над проблемами, которые поднимает автор. Запишите в тетради проблемы, которые поднимает автор: - Проблема умения прощать, милосердия и сострадания, человеческой доброты. Проблема милосердия. Тезисы: Все творчество Грина - это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а все задуманное сбывается. Его иногда называли "странным сказочником", "вечным рыцарем". Жизнь Грина была далека от той, о которой он писал. Тяжелая, полная лишений, она подготовила не мало трудностей писателю, но, несмотря на это, он свято верил в свой мир, хранил мечту, стремился к её осуществлению в жизни. Грин был очень добрым человеком, он не признавал насилия. Александра Грина можно в полной мере назвать человеком милосердным, умеющим прощать. Сколько трудностей он преодолел, сколько вытерпел, он никогда не был в обиде ни на кого и всегда умел прощать. ! Любовь - одно из самых искренних проявлений милосердия. Эта тема проходит через все произведения автора. Вот слова из моего любимого произведения Грина: "Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем" (Грэй, "Алые паруса"). Вывод учителя: Александр Грин подтвердил своей жизнью и творчеством, что доброта, любовь, милосердие - главное в жизни. -Проблема раскаяния и признания своей вины. - Проблема соответствия внутренней силы, мужеств, человечности (в умении прощать) внешней красоте человека. - Проблема несоответствия юридического закона и нравственных поступков. Домашнее задание ( на выбор.) 1. Написать сочинение на тему «О чем заставил меня задуматься рассказ». 2. Составить вопросы к рассказу по содержанию. Просмотреть фильм Н.Михалкова "Двенадцать"( по желанию) Фото выполненной работы прислать учителю!
|
|||
|