Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





THE NECESSITY OF ORGANIZATION OF INDIVIDUAL TELEMEDICINE ROOMS IN THE CURRENT EPIDEMIOLOGICAL SITUATION RELATED TO THE THREAT OF THE SPREAD OF NEW COVID-19 CORONAVIRUS INFECTION



 Необходимость ОрганизациИ кабинетов индивидуальной телемедицины в сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-19

Резункова О.П., Тегза В.Ю.

Россия Санкт-Петербург, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, АНО ВО «Международная Академия информационных технологий», ararog@mail.ru, 8-911-8120175

 

THE NECESSITY OF ORGANIZATION OF INDIVIDUAL TELEMEDICINE ROOMS IN THE CURRENT EPIDEMIOLOGICAL SITUATION RELATED TO THE THREAT OF THE SPREAD OF NEW COVID-19 CORONAVIRUS INFECTION

Rezunkova O.P., Tegza V.Yu.Abstract. The correct organization of preventive and therapeutic measures, the timely provision of high-tech medical care, the identification of groups at increased risk of diseases, the current epidemiological situation associated with the threat of the spread of the new coronavirus infection COVID-19, allow us to solve one of the most important medical and social problems. It can be formulated as a decrease in the level of general morbidity, mortality and primary disability. To monitor the health status of the population, the organization of individual telemedicine rooms in medical and preventive institutions is required.Key words: High-tech medical care, risk of disease, health centers at polyclinics, individual telemedicine rooms, technical means of communication, teleconsultation.Ключевые слова:Высокотехнологичная медицинская помощь, группы риска заболеваний, центры здоровья при поликлиниках, кабинеты индивидуальной телемедицины, технические средства связи, телеконсультация.

 

Разработка все более сложных аппаратно-программных функций привела к созданию новых технологий, называемых информационными и ориентированных на применение в различных прикладных областях, в том числе и в медицине. Информационные и телекоммуникационные системы и средства сегодня обрели совершенно новые качества: они стали более глобальными, охватывающими всю Землю и околоземное пространство, а потребитель этих средств стал массовым. В медицине с помощью подобных технологий сегодня осуществляют не только диагностику, но и лечение, сформировано новое междисциплинарное научное направление, известное как телемедицина (ТМ) [1-5].

Телемедицина – это возможность оказания медицинской помощи больным в любой точке земного шара за счет сочетания телекоммуникационных технологий и медицинского опыта врача, она стоит на трех китах, которыми являются медицина, телекоммуникации и информатика. Основной задачей телемедицины является своевременная и адресная доставка высококвалифицированных медицинских услуг пациенту (или пострадавшему) не зависимо от расстояния, разделяющего этого человека и специализированный медицинский центр. При этом под адресом пациента понимается не только его традиционный почтовый адрес, телефон или факс, но также электронный почтовый адрес, и, наконец, его точные географические координаты и время, которые могут быть получены благодаря введенным в эксплуатацию глобальным спутниковым радионавигационным системам. Таким образом, пациент, пользующийся услугами телемедицины, может находиться в любой точке Земли или околоземного пространства, в любое время суток, при любой погоде [1, 4-5].

Таким образом, телемедицина (буквально «медицина на расстоянии») – это медицинская услуга, оказанная пациенту врачом, находящимся от него на расстоянии, т. е. – это дистанционное оказание консультативных и иных услуг с использованием телекоммуникационных технологий. При этом, в режиме реального времени сегодня передаются: речь, текст, рисунки, схемы, таблицы, статические изображения (фотографии, рентгеновские, ультразвуковые данные, микроскопические исследования мазков крови и пр.) и динамические видеоизображения (эндоскопические, хирургические и др.).

С течением времени содержание понятия «телемедицина» претерпевало определенную эволюцию. Наиболее распространенная её интерпретация до недавнего времени связывалась с аудиовизуальным (телевизионным) общением между врачом и пациентом (или врачами). Качественное изменение в развитии ТМ произошло лишь в самые последние годы, когда на смену аналоговому телевидению пришли цифровые каналы передачи информации, широкое распространение получили глобальные сетевые коммуникации (спутниковые, включая Internet), появились мощные мультимедийные системы. По мере внедрения современных цифровых систем также выяснилось, что проведение специализированной консультации в реальном масштабе времени требуется лишь в одном из пяти случаев.

Таким образом, технические проблемы, стоящие на пути развития телемедицины, более или менее успешно решаются на базе использования передовых информационных технологий и самого современного телекоммуникационного и компьютерного оборудования. Несколько сложнее обстоит дело с множеством экономических, правовых и этических вопросов, наличие которых связывается, в первую очередь, с отсутствием законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы доступа к медицинским сведениям о пациентах, определяющей правила оценки качества телемедицинских консультаций, распределения ответственности за их результаты и т.п. Однако и здесь уже сделано много, появились новые нормативные документы:

Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»;

Распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.12.2020 № 876-р «Об организации оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, ОРВИ, гриппом и внебольничной пневмонией в Санкт-Петербурге»;

Распоряжение Комитета по здравоохранению от 20.04.2020 № 236-р «О временном регламенте организации телемедицинских консультации «Врач-пациент» в целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции»;

Временный регламент организации и оказания медицинской помощи жителям Санкт-Петербурга с применением телемедицинских технологий (приложение к распоряжению Комитета по здравоохранению от 20.04.2020 № 236-р).

Кроме того, в рамках реализации приоритетного проекта Санкт-Петербурга «Электронное здравоохранение» и в целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в связи с постановлением главного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23.03.2020 №3 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в Санкт-Петербурге», вводящему с 06.04.2020 до особого распоряжения запрет на посещение пациентами всех амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в плановом порядке, на базе подсистемы «Телемедицина» государственной информационной системы «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (далее – ТМ.РЕГИЗ) реализована возможность оказания жителям Санкт-Петербурга медицинской помощи в форме дистанционных консультаций.

Подсистема «Телемедицина» ГИС РЕГИЗ (создана (СПб ГБУЗ МИАЦ) и внедряется в медицинские организации города и может предоставить медицинским работникам 2 электронных сервиса:

1. Телемедицинская консультация. Медицинские документы (режим отложенных консультаций);

2. Телемедицинские консультации. Врач-врач (режим консультаций в реальном времени).

Кроме того, ТМ.РЕГИЗ предоставляет пользователям 2 компонента, которые обеспечивают онлайн-взаимодействие пользователей:

1. Компонент организации сеансов конференц-связи, включающий модули:

· модуль организации конференц-связи;

· модуль записи и трансляции конференций;

· модуль совместной интерактивной работы на виртуальном холсте;

· модуль публикации удаленного рабочего стола.

2. Модуль обмена сообщениями:

· организацию приватных чатов;

· организацию групповых чатов;

· выдачу уведомления о прочтении;

· поиск по сообщению;

· цитирование сообщений;

· передачу в сообщении файлов и документов;

· передачу видео-сообщений;

· уведомления о событиях в чатах.

Одним из перспективных направлений развития телемедицины мы считаем создание телемедицинских отделений в поликлиниках при Центрах Здоровья, которые должны быть связаны с профильными государственными или частными медицинскими учреждениями. Сегодня 22 государственных учреждения здравоохранения, имеют в своем составе центры здоровья, которые могут являться прообразами кабинетов индивидуальной телемедицины, где могут быть отработаны технико-экономические показатели индивидуальной телемедицинской системы удаленного доступа. Несмотря на большое количество глобальных телемедицинских проектов в масштабе страны, России не хватает проектов среднего и малого уровня. Именно к телемедицинским проектам такого масштаба и относится создание телемедицинских систем на базе кабинетов индивидуальной телемедицины (КИТМ) в поликлиниках при Центрах Здоровья [2-3]. Такие кабинеты позволяют высокоэффективно проводить мониторинг здоровья больных, вовремя принимать профилактические и лечебные меры с экономией времени и денежных средств, как медицинских учреждений, так и пациентов. Правильная организация профилактических и лечебных мероприятий, своевременное оказание высокотехнологичной медицинской помощи, выявление групп повышенного риска болезней, прежде всего системы кровообращения, позволяет решить одну из важнейших медицинских и социальных проблем, таких как снижение показателей общей заболеваемости, смертности и первичной инвалидности.Уже сегодня требуется мониторинг состояния здоровья населения и организация таких Кабинетов индивидуальной телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях.

Отличным примером такой деятельности может являться дистанционный центр в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Городская поликлиника №43». Уже сегодня там созданы и функционируют: дистанционные консультации с врачом; создана программа реабилитации после COVID-19, разработанная специалистами Отделения реабилитации СПб ГБУЗ «Городской поликлиники № 43» и горячая линия телефонной службы психологической поддержки медработников.

Актуальность решения этой проблемы продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели заболеваемости и смертности населения Российской Федерации сохраняются на высоком уровне. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания усиленные растущей тревогой во время сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-19.). На протяжении последних лет опасным синдромом является повышенная смертность населения трудоспособного возраста.

Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц, возвращение здоровья больным, а так же лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины. Кабинеты индивидуальной телемедицины должны помочь в решении этих задач, поскольку могут сочетать 4 основных подпрограммы.

1. «Телемедсеть». Создание информационной, организационной и технической инфраструктуры.

2. «Телеконсультант». Внедрение постоянно действующей системы оказания телемедицинских консультационных услуг. Предусматривается создание телеконсультационной медицинской инфраструктуры клинико-диагностического куста: пациент – врач, врач – и специализированное профильное учреждение, ведомственных медицинских служб, создание сети городских консультативных центров общего и специализированного профиля. Необходимо отработать формы и методы оказания телеконсультационной помощи и внедрить их в практику медицинского обслуживания населения. При ситуации, которая сейчас существует в городе разумно было бы привлекать к этой работе студентов (под патронажем кураторов) мед.вузов, которые смогли бы сделать данную помощь более доступной для населения.

3. «Телепост». Динамическое наблюдение за пациентами, страдающими хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями в условиях стационара на дому, а также пациентам с CОVID-19. Для реализации таких систем необходимо внедрение в практику мобильных устройств медицинской телеметрии общего или функционально-специализированного назначения, а т акже приемно-экспертных систем. Применение таких систем требует разработки новых подходов в медицинской тактике ведения пациентов.

4. «Телеобразование». Непрерывная система подготовки медицинских кадров для совершенствования обучения и повышения квалификации медицинского персонала.

Программа проекта «Индивидуальная телемедицина» рассматривается нами как составная часть Российской программы высоких медицинских технологий и предполагает дальнейшие развитие на основе общей концепции развития телемедицины в России. В проекте предполагается разработать ряд моделей, позволяющих оценить реализуемость вариантов технических решений.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.