Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКОН И РЕЛИГИЯ



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра общая теория права

ЗАКОН И РЕЛИГИЯ

Реферат

Выполнила:

Бородич Елизавета Ивановна

студентка 1 курса 8 группы

специальность «Правоведение»

очная форма обучения

___________________________

(подпись студента)

Научный руководитель:

Доцент, кандидат юридических наук

Лагун Дмитрий Анатольевич

Минск, 2020

В настоящее время актуален вопрос по взаимодействию религии и закона. Также стоит рассмотреть, как же все-таки религия и закон взаимодействуют друг с другом в разные время ( сотни, тысячи лет назад , в настоящее время) и в различных государствах.; какие различия и какие схожести между этими разными сферами регулирования общественных отношений. Очень важно учесть то, как люди относятся к религии и закону . Именно это больше всего влияет на то, как будут регулироваться отношения между людьми, поведения каждого человека по отдельности.

Можем рассмотреть следующую ситуацию. Живет человек , допустим его зовут  А, и не верит в Бога, ад, рай , в сакральные силы. Он верит только в науку, в то, что он может потрогать , увидеть. Не думаю, что он будет придерживать всем принципам, что прописаны в тех же самых заветах. Для него Священные Писания, Заповеди и т.д. ничего особого не значат. Они для него не играют никакой значимой роли и являются для этого человека просто текстом , написанным на бумаге, не более. Для него будет главным регулятором поведений закон государства, в котором он проживает. Именно закон будет останавливать его совершить те или иные действия. Например, он знает, что в случае убийства будет вынесен приговор в виде лишения свободы.

Рассмотрим другую ситуацию. Есть человек Б , который является очень  набожным. Он молится Богу по несколько раз в день, регулярно ходит в церковь, ходит отмаливать грехи и т.п. Для этого человека в первую очередь (раз является таким набожным) главным регулятором поведений будет являться религия и только потом закон. Для него будет главной больше  Священная Книга (в зависимости от веры), чем кодексы, Конституция государства, к которому он принадлежит. Он просто верит, что за совершение грехов, попадет в ад.

Да, есть люди , которые совмещают в себе человека А и человека Б. Тут уже человек будет совмещать запреты в религии и в законе, то есть он будет придерживаться и одних ограничений, и других. Например, он знает, что за то же убийство ему будет вынесен приговор в виде лишения свободы на определенное время, а после смерти попадет в ад.

  И поэтому, прежде чем рассматривать вопрос, религиозные ограничения  или законодательные ограничения важнее для человека , стоит определиться к какому из вышеперечисленных примеров людей Вы сами себя относите.  

Хотелось бы начать свой реферат с того, что же означают сами термины закон и религия. Закон – нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом государственной власти, регулирует определённые общественные отношения. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное.

Религия может быть моноатеистичной (основывается на вере в одного Бога) и полиатеистичной( основывается на вере в многобожие). При современных религиях выделяют христианство, ислам, иудаизм, буддизм (который не основывается на вере в Бога). Религия выступает одним из самых широких регуляторов в обществе. Это исходит из того, что религия регулирует все сферы человеческой деятельности. 

В истории человечества были разные ситуации: 1)государственная власть имеет решающее влияние на церковь;2) церковь имела решающее влияние на государственную власть.

В разные времена религия использовалась для политических целей. «Цезарепапизм» – ситуация, при которой государственная власть имеет решающее влияние на церковь. Примером может послужить Российская империя. В результате реформ Петра I управление православной церковью было возложено на Святейший правительствующий синод. Начиная с этого времени вплоть до 1917 г. в Русской православной церкви не было патриарха. Вместо него был Синод, которым руководил светский чиновник. Православная церковь в этот период была фактически, с одной стороны, и юридически, с другой стороны,  частью государственного аппарата.

Совершенно другой случай, когда церковь управляла государственными делами. Этот случай имеет следующее название – папоцезаризм. Он [случай] был распространен в эпоху Средневековья. В то время католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. В настоящее время папоцезаризм существует в Ватикане (это, возможно, единственный пример данной политической ситуации).

Взаимосвязь религии и закона глубока и сложна. Многие законодательные положения имеют религиозно-нравственные корни (запрет убийства, кражи и т.д.). В то же время и деятельность церкви (каноническая, догматическая и богослужебная) в настоящее время не может выходить за рамки закона и подрывать установленные в государстве правопорядок. Если смотреть на ситуацию, что сложилась в настоящее время, то можно сказать, что религиозные нормы и законы государства имеют самостоятельные сферы действия. Если рассматривать религию и закон по уровню стабильности, то можно сказать, что закон быстро изменяется, а религия в свою очередь является более неизменным социальным регулятором. Также закон и религию можно сравнить по форме существования: закон имеет письменную форму, а религия и письменную, и устную форму.

 Между тем как закон, так и религия, в конечном счёте, во все времена были обращены к этическим принципам, по которым живёт человек, которым следует данное общество, защите которых, в том числе, должно служить современное государство. В этом смысле вопрос взаимодействия религии и закона может рассматриваться либо через призму своего рода «конкуренции», конфликта между правом и религией, – либо же, напротив, через их взаимное дополнение и обогащение, т.е., в итоге, служить общественному благу и достижению гармонии в общественных отношениях.

Существуют сейчас  страны, где религия до сих пор играет огромную регулятивную роль. Существую случаи, когда религии на законодательном уровне придается статус государственной (национальной, официальной или религии народа). Примерами могут послужить Конституция Греции, где  в ч. 1 ст. 3 провозглашаются, что господствующей в Греции является религия восточно-православной Церкви Христовой. Согласно п. 4 части I Конституции Дании евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства.

Если говорить про римско-католическую церковь, то она имеет статус государственной в Княжестве Лихтенштейн, в Мальтийской Республике, в Княжестве Монако. Государственный статус римско-католической апостольской религии придается также ст. 5 Конституции Республики Коста-Рика, ст. 3 Конституции Боливии и ст. 82 Конституции Республики Парагвай.

 В случае государств «исламского мира» можно говорить, что там религия  неотделима от государства и играет ведущую роль в решении самых разных вопросов общественной и политической жизни. Признается, что закрепленные в Коране религиозные нормы даны от Бога и являются истинными, поэтому юридический закон не может от них отступать. Главные источники религии ислам – Коран и Сунна – являются одновременно и основными источниками мусульманского права. Как право в целом, так и правоприменение в данных странах основывается на религиозных догматах.

 В ряде стран отдельные вероисповедания хотя и не признаются главенствующими законодательно, но фактически таковыми являются. Например, в Израиле, по сути, официальная и общепризнанная религия - иудаизм. При этом историко-культурное значение нормативного содержания иудейского вероучения связывается с приспособлением средств религиозного характера к решению проблем этнической идентичности, сохранению сложившегося уклада жизни. Признается, что иудаизм в Израиле содействует сохранению самобытности еврейского народа, государства и права.

В современном мире проблема взаимодействия религии и права – одна из наиболее актуальных и острых проблем. Так, в настоящее время необходимо признать, что религия – прямо или косвенно, но практически повсеместно в мире – поставлена в подчинение государству и праву, в рамках которых оформляется положение (статус) религии в обществе, общественной жизни и общественных отношениях, что соответствующим образом гарантируется, в том числе мерами государственного принуждения, определяемыми действующими нормами права.

Между тем как закон, так и религия,  в конечном счёте, во все времена были обращены к этическим принципам, по которым живёт человек, которым следует данное общество, защите которых, в том числе, должно служить современное государство. В этом смысле вопрос взаимодействия религии и права может рассматриваться либо через призму своего рода «конкуренции», конфликта между правом и религией, – либо же, напротив, через их взаимное дополнение и обогащение, т.е., в итоге, служить общественному благу и достижению гармонии в общественных отношениях.

Взаимосвязь религии и закона в современных государствах – одна из важнейших проблем современного мира. Если вернуться на сто, на тысячи лет назад, то тогда многие  войны разжигались на религиозной почве. Также были войны, которые велись во имя Бога, то есть одни люди пытались насильно навязать веру в своего Бога другим. Примером может послужить крещение Руси в 988 князем Владимиром. Ни для кого не секрет, что христианство многим навязывали насильно, ведь люди не хотели отрекаться от язычества.  Конечно, кому это понравиться, когда ты придерживаешься веры в своего Бога, а тут тебе навязывают веру в другого? Вот из-за этого начинались (не все, но многие) войны тысячи лет назад.

 И я считаю, что именно закон регулирует общественные отношения в наше время, ведь не все люди могут поверить в Бога. Благодаря закону нет таких массовых убийств из-за веры по сравнению с тем временем, когда закон так не ограничивал религию. Ведь в мире есть люди, которые не разделяют взгляды верующих, взглядов людей определенной веры, также есть те, кто не разделяет взгляды атеистов, т.е. есть набожные люди, которые не принимают другой точи зрения по поводу религии.  Религия  основывается на вере, а вера – это дар, который обрести дано не всем. Из-за этих всех взглядов нужно было ввести то, что должно было регулировать отношения между всеми людьми. И этим чем-то выступили законы государств, что ограничивают действия верующих.  

Есть статьи в Уголовном кодексе Республики Беларусь , например, которые ограничивают свободу человека, для поддержания более или менее мирного существования человечества. Но при этом закон также защищает права людей разных вероисповеданий: статья 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь говориться, что в случае разжигания расовой, национальной или религиозной вражды, или розни предусматривается ответственность. На этих примерах можно увидеть, как религия и закон могут дополнять друг друга. Если брать закон и религию, то можно выделить много общего. В Заповеди перечислены 7 смертных грехов, которые нельзя совершить. Одни из них – не убей, иначе попадешь в ад и все в таком роде. Если посмотреть в Уголовном кодексе, то можно найти статью, в которой пишется о наказании за убийство. Можно много привести примеров таких поступков, которые влекут тяжелые последствия. Но если рассматривать более детально этот вопрос, то можно сказать, что со стороны закона за эти поступки люди реально ответят за свои поступки, то есть все будут уверенны, что он/она понесет наказание. А вот если рассматривать со стороны религии, то не все могут поверить, что Бог покарает этого грешника.  Все это будет основываться на вере во всевышние и сверхъестественные  силы, что человек после смерти попадет в ад или рай после смерти. Это основывается на домыслах самого человека, на его вере в сакральные силы. Никто не в праве навязывать какие-либо свои мысли , идеи по этому поводу другим. Это дело каждого человека: верить ему в сакральные силы или не верить.    

В  последнее время во всех постсоветских государствах активизируется религиозный фактор, религиозная мотивация приобретает весомый характер при выборе моделей социального поведения, усиливается религиозная идентификация населения. Религии пытаются активно воздействовать на политическую, экономическую и иные социальные сферы; государство также сотрудничает с религиозными организациями. Вышеназванное соответствует утверждению о современном системном кризисе социальных моделей эпохи Модерна. Данный кризис требует качественно нового анализа взаимодействия религии и права.

Какие же основные черты имеют закон и религия?

 Закон защищает как фундаментальные индивидуальные права, так и права коллективных субъектов, имеющих собственный культ, догматику и

вероучение (традиционных религиозных организаций), обеспечивая

необходимый уровень социальной справедливости.

 Закон и религия являются разноприродными социальными регуляторами, имеющими собственные цели и пределы воздействия, направленными на единого субъекта и объединяемыми в правосознании. Также религия и закон имеют различные цели и различные способы институционализации. Это предполагает возможность и необходимость оценки права с позиции религии с одной стороны и религии с позиции права с другой стороны.

Как же взаимодействует религия и закон в Республике Беларусь? И что вообще можно рассказать по религию в Республике Беларусь?

Начнем с того, что в современном белорусском государстве нет преследований человека за веру. Сейчас наше государство очень много делает, чтобы реально обеспечить право каждого человека свободно определять свое отношение к религии, единолично или с иными лицами совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Базовыми для этого являются ст. 16 и 31 Конституции Республики Беларусь. В республике действуют более 310 религиозных организаций, в том числе около 3 тысяч религиозных общин, 150 религиозных организаций республиканского и обще конфессионального значения (религиозные объединения, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения) двадцати пяти конфессий и религиозных направлений.

В республике созданы благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. Действует достаточно современное законодательство. 1 декабря 2005 г. Указом Главы государства религиозные организации были освобождены от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость. Органы государственного управления оказывают необходимую поддержку в вопросах строительства культовых зданий.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь. За последние 15 лет наблюдается значительный рост православных приходов (религиозных общин). Их количество за это время возросло почти в 4 раза. Так, в Брестской области зарегистрировано 345 приходов, в Витебской – 240, Гомельской – 181, Гродненской – 184, Могилевской – 103, Минской 314, в г. Минске 32. Всего по республике зарегистрировано 1399 православных приходов.

В вышеперечисленных примерах можно увидеть, как тесно закон и религия взаимодействуют друг с другом. Закон защищает права каждого человека, в том числе дает право на выбор религии и т.п.

 В Беларуси взаимодействия религии и права ярко выражены в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». В статье 8, например, определяется существо взаимодействия государства и религии. Закон призван обеспечить и гарантировать право на свободу совести, свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности. Можно сделать вывод, что данный Закон защищает фундаментальные индивидуальные права, права коллективных субъектов, которые имеют собственный культ, догматику и вероучения.

 В Республике Беларусь ведущее место в религиозной жизни занимает православная церковь. Государственной религии, как таковой, в нашей стране не существует (как мне известно). Если ссылать на вышеупомянутый закон, то в главе 1 статье 1 говориться, что закон должен обеспечивать и гарантировать права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания. Отсюда можно сделать вывод, что закон не ограничивает деятельность религии (если она в свою очередь не перечит действующим законам), а наоборот – является гарантом осуществления ее деятельность.

Да, мы может видеть , как права верующих расширились , в отличие от того, какие они были до принятия всех этих законов. Закон начал является гарантом многих прав людей, связанные с религией. Но в то же время религия , деятельность верующих, церковных служителей не может перечить действующим закон. Это значит, что религия не обрела полную свободу.

Если посмотреть на то, как закон и религия регулируют отношения между людьми, поведения каждого человека , то можно сделать следующие выводы. Закон выступает регулятором отношений для всех людей. А вот религия для определенного круга лиц, в зависимости от того, относите Вы себя к верующим или нет. Наказания, со стороны закона, применяются ко всем и носят обязательный характер. Это значит, что все люди обязательно понесут наказания, независимо от того, хочет человек этого или нет. А вот с религией немного другая ситуация. Все зависит от того, верит ли человек в жизнь после смерти, верит ли он, что человека за грехи накажет Бог, что он [человек] попадет в ад за все свои грехи.

Поэтому я считаю, что самым важным регулятором общественных отношений является закон, так как он в свою очередь имеет общеобязательный характер.  

Можно сделать общий вывод о том, что религия и закон по своей сути представляют собой разные явления. Признаки, отличающие религию от закона, вытекают из самой их природы данных социальных явлений.

Во-первых, религия дает надежду на спасение души в «другой» жизни, закон же касается физического «мирского» существования человека, предоставляет юридические средства для разрешения повседневных дел.

Во-вторых, религия предполагает веру в высшие сверхъестественные силы, закон же подразумевает уважение земных авторитетов – государства в лице его органов управления.

В- третьих, нарушение закона влечет физически ощутимые санкции личного или имущественного характера, нарушение же религиозных норм, в первую очередь, влечет за собой нравственные страдания.

Вместе с тем, религия и другие формы человеческой культуры – как справедливо отмечают ученые – взаимодействуют и дополняют друг друга. Религия помогает сохранить равновесие между преемственностью (сохранением старого) и восприятием нового. Религиозные нормы в современном обществе, являясь частью мирового духовного наследия, призваны служить нравственной основой жизни людей, призывать их к состраданию и терпимости. Закон же, признавая религиозное многообразие и основываясь на принципах толерантности, официально устанавливает гарантии реализации права граждан страны на свободу вероисповедания.

Можно сделать следующий вывод: закон и религия являются важнейшими регуляторами общественных отношений. Да, у кого-то регулятором в первую очередь может являться религия, у кого-то закон, кто-то придерживается и того, и другого одинаково, но с уверенностью можно сказать, что этих двух важнейших регуляторов ничто не сможет заменить. С одной стороны религия и закон совершенно разные и не связанные между собой. Религию можно толковать, как своего рода закон. Она ведь раньше, до появления первых законов, являлась регулятором (может даже единственным) отношений между людьми. Но если начать детально изучать их цели, методы и т.п., то сразу становится понятно, что они существуют для одного –   поддержания мира во всем мире и  для регулирования поведения каждого из нас. Без законов и религии на земле был бы хаус.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Калинин, С.А. О взаимодействии права и религии на современном этапе: ценностный аспект/ С.А. Калинин// Юридическая наука и образование. – Юридический факультет Белорусского государственного университета. – Минск: Право и экономика, 2010. – 2010. - № 3. – С.40-52.

2. Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Изд-во политической литературы, 1982. 160 с.

3. Марченко М.Н. Основные принципы иудейского права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2001. N 1. С. 66.

4. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992г.,№ 2054- ХII, в ред. Закона Респ. Беларусь, 31 окт., 2002 г., № 137-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 06.11.2002. - № 123. – 2/886

5. 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

6. Уголовный Кодекс Республики Беларусь  275-З от 9.07.1999 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.