|
|||
Гипогалактия - снижение секреторной деятельности молочных желез.
Уважаемые студенты! Предложенный материал рассчитан на две лекции, объединенные одной темой. Лекции № 9 - 10 ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА План 1. Естественное вскармливание 2. Смешанное вскармливание 3. Искусственное вскармливание 4. Коррекция питания 5. Гипогалактия
Домашнее задание Литература: 1. Калмыкова, А.С. [Текст] Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / А.С. Калмыкова. - М.: Феникс, 2017. - 354 с., стр. 178-229, конспект лекции
Основные принципы рационального питания: - получение достаточного количества пищи; - удовлетворение потребностей ребёнка в основных ингредиентах (белках, жирах, углеводах), а также - в витаминах и микроэлементах; - соблюдение режима питания с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка. Основные правила организации вскармливания: -раннее первое прикладывание к груди в первые 30 минут после рождения; - в первый месяц жизни - кормление по требованию ребенка с последующим установлением режима питания; _ -вскармливание только грудным молоком в течение первых 4-5 месяцев; - исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном вскармливании; - отнятие ребёнка от груди не ранее 1года - 1,5 лет при условии, что ребёнок здоров, оптимально - в осенне-зимний период. В случае, если у матери развивается гипогалактия (уменьшение количества молока) или агалактия (полное отсутствие молока), ребёнка необходимо перевести на смешанное или искусственное вскармливание. Наука и жизнь рассматривают такое вскармливание как экологическую катастрофу для ребёнка.
1. Естественное вскармливание Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 5 месяцев получает только материнское молоко, а с 5 месяцев еще и прикормы. Различают три вида женского молока. А) Молозиво - клейкая густая жидкость желто-серого цвета. Появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4-5 дня его жизни. Содержит в 5-10 раз больше иммуноглобулинов, чем плазма крови, в 2 раза больше белка, витамина А, каротина, витаминов В, С, Е; липазы; имеет пониженное содержание жиров. Значение молозива: - значительно снижает физиологическую убыль массы тела и течение других пограничных состояний; - защищает новорожденного от инфекций; - способствует раннему, более тесному физическому и психоэмоциональному контакту матери и ребёнка (импринтинг). Б) Переходное молоко вырабатывается с 4-5дня жизни до 2-3 недель. Имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком. В) Зрелое молоко - вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребёнка. Состав грудного молока 1) В грудном молоке Б:Ж:У находятся в оптимальном соотношении 2:3:6. 2) Белки сразу всасываются в кровь без дополнительной переработки. 3) Содержится ряд аминокислот, которые не вырабатываются в организме. Самая важная из них - таурин (37 мг/л), влияет на дифференцировку тканей, участвует в формировании сетчатки, стимулирует функции печени, участвует в сократительной функции миокарда, обладает антитоксическим действием. 4) Жиры грудного молока - легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, участвуют в развитии цнс, миелиновых оболочек и др. 5) Углеводы — молочный сахар — лактоза, способствуют развитию кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждают развитие дисбактериоза и острых кишечных инфекций. 6) Минеральные соли – это в основном соли кальция и фосфора, предупреждают развитие рахита, 7) Противоинфекционные факторы - обеспечивают иммунную защиту ребёнка и представлены специфическими антителами, лизоцимом, макрофагами и др. компонентами. 8) Ферменты и гормоны - делают женское молоко биологически активным продуктом, который управляет процессами роста и развития, тканевой дифференцировкой. 9)Витамины и микроэлементы являются коферментами обменных процессов в тканях ребёнка. Преимущества грудного вскармливания 1)Грудное молоко поступает к ребёнку в тёплом и стерильном виде. 2) Оно экономически выгоднее, чем смеси. 3)Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно. 4) Молока вырабатывается столько, сколько нужно, поэтому редко бывает недокорм или перекорм. 5)Благотворно влияет на нервную систему матери и ребёнка, оказывает успокаивающее воздействие, улучшает контакт между ними. 6) Ускоряет сокращения матки в послеродовом периоде и её заживление. 7) Является одним из факторов, предупреждающих онкологические заболевания внутренних половых органов и молочных желёз у матери. 8) Создаёт психологический комфорт женщине, т. к. даёт ощущение полной жизненной реализованности. Первое прикладывание к груди Первое прикладывание к груди осуществляется через 30 минут после рождения с помощью и под контролем акушерки. Необходимо, чтобы ребёнок правильно взял грудь: не только сосок, но и ареолу - околососковый кружок, при этом щеки его останутся выпуклыми. При неправильном прикладывании щёки втянуты, ребёнок беспокоен и периодически бросает грудь. Абсолютными противопоказаниями к раннему первому прикладыванию являются: А) со стороны ребёнка: - гемолитическая болезнь новорожденных; - тяжёлые нарушения мозгового кровообращения; - внутричерепные кровоизлияния; - глубокая недоношенность; - тяжёлые формы дыхательных расстройств. Б) со стороны матери: - заболевания почек с почечной недостаточностью; - тяжёлые формы болезни крови; - тяжёлая эндокринная патология; - острые психические заболевания; - онкологические заболевания. Правила кормления грудью 1. Создание тихой уединенной обстановки. 2. Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой водой. 3. Принять удобное положение - сидя или лежа. 4. Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать процесс кормления. 5. Первые 5-10 мл молока необходимо сцедить. 6. Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил сосокиоколососковый кружок. 7. Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым, иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь. 8. Держать у груди 15-20 минут. 9. Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик. Ни в коем случае не тянуть сосок, т.к. это приведет к его травмированию. 10. После кормления подержать ребенка вертикально 3 – 5 минут для отхождения воздуха, заглоченного во время кормления. 11. Уложить малыша в кроватку на бочок. 12. Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 месяцев). 13. Каждое кормление необходимо чередовать грудь, при необходимости докормить из 2-ой груди. 14. Помыть грудь теплой водой, осушить стерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными дисками и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь. Затруднения при вскармливании А) со стороны ребёнка: - врождённые аномалии лица; - заболевания слизистой оболочки полости рта; -насморк с нарушением носового дыхания; - индивидуальная непереносимость материнского молока. Б) со стороны матери: - неправильная форма сосков; - трещины сосков; - галакторея (непроизвольное истечение молока); - гипогалактия.
2. Смешанное вскармливание Это такой вид вскармливания, при котором в первом полугодии жизни ребенок получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочной смеси. Эффективность смешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка: - если количество материнского молока составляет больше половины суточного рациона, то эффективность приближается к естественному; - если составляет меньше половины, то - к искусственному. Причина введения докорма - гипогалактия у матери, приводящая к недоеданию ребенка. Признаки голодания: 1. уплощение, а затем снижение весовой кривой; 2. беспокойство, тревожный прерывистый сон; 3. уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий; 4. нарушение стула (запор, понос). При наличии этих признаков необходимо провести контрольное кормление. Цель - определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем. Тактика после проведения контрольного кормления: 1. если молока достаточно - продолжать естественное вскармливание; 2. если молоко есть, но его не хватает: а) рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;
рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка; в) рассчитать разницу между должным и фактическим разовым объёмом молока; г) назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока; д) параллельно назначить матери лечение гипогалактии. Основы правильного смешанного вскармливания: 1. докорм дается после кормления грудью, с ложечки; 2. продолжать прикладывать ребенка к груди не менее 3-х раз в сутки; 3. расчет суточного объёма и количества кормлений зависит от массы тела и возраста ребенка; 4. при введении прикормов и добавок сроки введения новых блюд зависят от эффективности смешанного вскармливания; 5. в качестве докорма используются молочные смеси; 6. во избежание недокорма и перекорма необходимо периодически проводить расчет питания.
3.Искусственное вскармливание Это такой вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии не получает материнского молока, питание осуществляется молочными смесями. Основные правила искусственного вскармливания: - 1. систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи; 2. суточный объем пищи рассчитывается, как при естественном вскармливании; 3. при введении прикорма и корригирующих добавок сроки введения новых блюд, рациональнее сдвинуть на 2-4 недели раньше; 4. промежутки между кормлениями должны быть больше, а количество кормлений меньше (до 3 мес. - 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. - 5 раз в сутки); 5. смеси должны быть стерильными и согретыми до 40 градусов; 6. отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями; 7. горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью; 8. кормить можно только бодрствующего ребенка; 9. после кормления ребенка необходимо подержать в вертикальном положении 5-10 минут и уложить в кроватку на бочок; 10. смеси необходимо периодически, но не слишком часто, менять. Молочные смеси Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу. Различают смеси: 1. по физическому состоянию - сухие и жидкие; 2. по основному продукту - сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире); 3. по составу - простые и адаптированные. 1. По физическому состоянию: а) сухие - в виде порошка, который перед употреблением разводится горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это в основном - адаптированные смеси; б) жидкие - в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но, это преимущественно - простые смеси. 2. По основному продукту: а) сладкие - на основе кипяченого молока; б) кисломолочные - на основе кефира или творога. Преимущества кисломолочных смесей: - легче усваиваются, т. к. белок в них находится уже в створоженном состоянии; - молочная кислота повышает секреторные функции пищеварительного тракта; - эвакуация смеси из желудка более медленная и равномерная; - содержат много витаминов группы В; - создают неблагоприятную среду для болезнетворных микробов, вызывая их гибель; - содержат умеренное количество сахаров. Недостатки кисломолочных смесей: - усиливают выделение солей; - содержат много кислых радикалов, нейтрализация которых у детей затруднена; - содержат недостаточно жиров; - содержат много белка с неадаптированным аминокислотным составом. В связи с этим кислые смеси принято давать один раз в сутки. 3. По составу: а) простые - это смеси, изготовленные из коровьего молока (или кефира) и отвара круп (чаще всего в домашних условиях), которые существенно отличаются по составу от женского молока. Разведение отваром круп (а не водой) имеет ряд преимуществ: - повышается энергетическая ценность смеси; - получается сочетание трех углеводов (лактозы, сахарозы и крахмала), что существенно снижает процессы брожения в кишечнике; - улучшается аминокислотный состав смеси; - образуется более мелкий створоженный белок. б)адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, обычно изготавливаются фабричным способом, могут быть сладкими и кисломолочными.
4.Коррекция питания Производится с помощью корригирующих добавок и прикормов всем детям грудного возраста, независимо от вида вскармливания. Добавки - это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, а также белков, жиров, углеводов, необходимых растущему организму. Прикормы - это блюда, которыми полностью постепенно заменяют материнское молоко или смеси. Правила введения прикормов и добавок: а) новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки; б) после каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди; в) вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая дозу только после того, как ребенок хорошо перенесет предыдущую; г) срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя – для адаптации, т.о., интервал между двумя новыми блюдами должен быть 2 недели; д) вводить одновременно только одно блюдо, переходить к следующему только после полного привыкания к предыдущему; е) блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться. Расчет питания Суточный объем пищи рассчитывают: - первые 2 недели - по формуле Финкельштейна; - с 2-х недель до 2 месяцев - 1/5 от массы тела; - с 2 до 4 месяцев - 1/6 от массы тела; - с 4 до 6 месяцев - 1/7 от массы тела; - с 6 до 9 месяцев -1/8 от массы тела; - с 9 до 12 месяцев - 1000 мл; - с 12 месяцев- 1200 мл. Рассчитать массу тела на первом году жизни можно по формуле: 1 п/г mд =mр+800хn 2 п/г mд =mр+(800х6) + 400 х (n - 6), где п/г – полугодие жизни ребенка mд - масса должная mр – масса при рождении n- возраст в месяцах.
Количество кормлений (КК): - до 1 месяца – 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов); - c l до 5 месяцев - 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов); - 5 до 12 месяцев - 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).
5.Гипогалактия - снижение секреторной деятельности молочных желез. Первичная или ранняя: возникает в первые 10 дней после родов, встречается редко (4-10%). Обычно, связана с эндокринной патологией (расстройствогипоталамо-гипофизарно-яичниковой регуляции). В развитии первичной гипогалактии, в некоторых случаях, имеет место перенесенная операция кесарево сечение. Причиной гипогалактии в этих случаях являются отсутствие родовой деятельности (по причине того же расстройства регуляции), невозможность приложить ребенка к груди в ближайшие часы после родов, отсутствие психологического стимула к лактации в послеродовом периоде, послеоперационное состояние. Вторичная (или поздняя): возникает через 10 дней после родов. Встречается чаще. Причины: 4. отсутствие у женщины и ее семьи настроя на кормление грудью; 5. позднее прикладывание к груди (раннее прикладывание к груди способствует созреванию молочных желез). Важно, чтобы при кормлении новорожденный высасывал все молозиво, имеющееся к этому моменту в груди матери. Это способствует стимуляции лактации. Сам процесс сосания тоже стимулирует лактацию; 6. неправильное прикладывание без охвата ареолы соска (это приводит к неэффективному извлечению молока из груди, а если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается); 7. редкое прикладывание ребенка к груди (частое кормление стимулирует лактацию при условии интенсивного сосания); 8. применение сосок-пустышек; 9. снижение сосательной активности ребенка при заболеваниях. Чем сильнее и упорнее новорожденный сосет грудь, тем больше молока приходит «на его зов» даже у женщин с очень маленькими молочными железами; 10. психологическая неуверенность матери в достаточности молока; 11. заболевания матери, осложнения беременности, родов, послеродового периода: маститы, трещины сосков; - нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая нагрузка, нарушение сна и т.д.); 12. неудовлетворительное питание кормящей женщины, т.к. стимуляция лактации и питание матери неразрывно связаны между собой; 13. отсутствие поддержки успешности грудного вскармливания со стороны семьи, друзей, медработников. Неспособность к грудному вскармливанию у матерей встречается крайне редко!
|
|||
|