|
|||
Развитие грамматических навыков на уроках английского языка.Развитие грамматических навыков на уроках английского языка. Основные формы работы. В данной статье я остановлюсь на одном из аспектов изучаемого языка — грамматике. Так как именно усвоение и использование грамматических структур в речи вызывают определенные трудности у учащихся. Изменение отношения общества к предмету определило пересмотр целей и задач обучения. Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функционирования грамматических структур в речи,т.е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни. Целесообразно выделить следующие основы этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи. /. Ознакомление с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. При введении новых грамматических явлений я обращаю внимание учащихся не только на форму, но также на значение и употребление этого явления. Зная смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, учащиеся не просто заучивают модель, но и могут правильно использовать ее в речи. Знакомство со значением грамматической структуры идет поэтапно. Например, при ознакомлении с темой The Present Prefect Tense на первом этапе учащиеся узнают, что эта форма употребляется для обозначения действий (не) закончившихся к моменту речи (часто c just , yet, never , ever ). Have you ever been to Ireland? Tom has never been to America. На втором этапе учащимся сообщается, что это время может также использоваться для описания действий, начавшихся в прошлом и продолжающиеся в настоящем. She has lived there for three years . She has known him since they were at school together. Если форма The Present Perfect Tense, как правило, не вызывает затруднений, то его функция связи прошлого с настоящим может представлять определенные трудности для понимания и правильного использования, поэтому на уроках необходимо заранее предупредить эти трудности. 2. Изложение нового грамматического материала. Для того, чтобы обсуждение новой формы вызвало интерес у учащихся, необходимо ввести ее в рассказе, игре и т.д. На уроках используются различные способы изучения новых лексико-грамматических структур. Часто привлекаются аудиоматериалы: — послушайте и прочитайте; — послушайте и соотнесите; — послушайте и повторите. 3. Закрепление грамматического материала. Изученный грамматический материал необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. С этой целью на уроках АЯ используются разнообразные упражнения от механических, тренировочных (имитационных, подстановочных, трансформационных) до более свободных, таких как личностно-ориентированные задания. Примеры упражнений: — Повторите... вслед за диктором. — Прочтите предложения хором (по цепочке, в парах) — Повторите, добавляя слова (словосочетание, фразу) — Составьте предложения из заданных слов. — Дополните предложения — Ответьте на вопросы и задайте такой же вопрос товарищу. 4. Контроль понимания изученного. Как было показано выше, учащиеся па уроке получают возможность самостоятельно сформулировать грамматические правила. Такие попытки показывают, насколько точно они понимают, когда и как употребляется грамматическая структура. Также им предлагается ряд заданий для проверки понимания. Например, поставьте глаголы в скобках в The Present Perfect или Past Simple Tense. В результате последовательных мыслительных операций (обобщение – синтез - анализ) учащиеся получают продуктивное знание, что особенно ценно, т. к. оно становится личным опытом. На последующих этапах обучения личный опыт иноязычного общения обогащается за счет выполнения упражнений на развитие навыков устной речи: предлагается высказать свое мнение по каждой изученной теме: обсудить проблему, прослушать информацию и выяснить что-либо и т. д. 5. Повторение изученного. После того, как учащиеся познакомились с употреблением грамматической формы и потренировались в ее использовании, они получают домашние задание по Рабочей тетради. Через три цикла уроков учащиеся выполняют самостоятельную работу на повторение и систематизацию изученного. Это дает возможность и преподавателю и учащемуся понять, насколько хорошо усвоен грамматический материал. Промежуточный контроль осуществляется при помощи тестовых заданий. При обучении грамматике, разрабатывается система упражнений для каждого этапа изучения грамматического материала Например, при ознакомлении с The Рresent Perfect Tense на первом этапе можно предложить следующие задания. 1. Джек и Лисмак отправились на каникулы в Нью-Йорк. Но прежде они составили список достопримечательностей, которые они хотели бы посмотреть. Ознакомтесь с этим списком. 2. Лисмак разговаривает со своим отцом по телефону. Послушайте их разговор и поставьте ‘ v ’ рядом с достопримечательностями, которые она уже осмотрела и’ х’ с теми которые еще нет. На втором этапе знакомства с грамматическим временем The Рresent Perfect Tense уровень сложности упражнений повышается. Учащимся предлагается следующий вариант задания: Например, Дополните предложения видо-временной формой глагола Present Perfect. Затем послушайте и проверьте. Такой способ подачи нового материала повышает у учащихся мотивацию к изучению данной грамматической формы, дает им новую информацию о достопримечательностях Нью-Йорка и таким образом создает предпосылки для активного усвоения нового материала. На третьем этапе изучения The Рresent Perfect Tense данное время вводится в диалогическую речь учащихся, тренируется умение задавать вопросы друг другу и отвечать на них. Например, закрепление The Present Perfect Tense + yet , just. 1. Поговорите о Джеке и Лилиан. Скажите, что они уже сделали и что они еще не сделали. Т hey have climbed the Empire State Building. They haven’t seen a show on Broadway yet. 2. Работайте в парах. Используя подсказки, задайте вопрос с уet и дайте ответ с just. Do the washing up Have you done the washing up yet?- Yes, I have just done it. Такие упражнения помогают учащимся понять и форму и значение грамматического явления и самостоятельно сформулировать правило. На четвертом этапе изучения данного грамматического времени идет сопоставление The Present Perfect Tense с другим грамматическим временем The Past Simple Tense , имеющим временное сходство при переводе на русский язык. Например, поставьте глаголы в скобках в The Present Perfect или Past Simple Tense . 1) I ( live ) ____________ in Moscow for 5 years. 2) We ( be) ___________ in England in 1998. 3) He ( see ) ____________ Nan last week. 4) She ( do) _____________ homework yet. 5) They ( read, already ) ___________ the book. 6) They ( not, see )_____________ each other since summer. На пятом этапе идет процесс повторения и систематизации изученного грамматического времени The Present Perfect Tence и проводится самостоятельная работа, тестирование по данному материалу. Учащимся предлагаются следующие задания: Например: 1) Вставьте пропущенный вспомогательный глагол: have / has 1) I _________ played computer game. 2) My parents ___________ bought a new car this week. 3) Bob __________ written a test this Tuesday. 4) Lola __________ gone to the zoo this month. 5) They _______ not watched an interesting program yet.
2) Перепишите предложения, раскрыв скобки и употребив глагол have в правильной форме. Вставьте в предложение слова: already, ever, never, yet, just.
1) They (have) built bridge over the river. (already) 2) Mary (have) not met her friend. (yet) 3) He (have) read this book. (just) 4) Nick (have) been to Africa. (never) 5) (Have) you met the Queen? (ever)
3) Выберите правильный вариант ответа. 1) I ______________ to the seaside 5 years ago. a) have gone b) went c) go 2) Where did you ___________ last week? a) went b) go c) have gone 3) We ______________ in Paris this year. a) was b) were c) have been 4)They ___________ for Moscow by plane last month. a) have left b) leave c) left 5) The boy ____________ the book yet. a) haven’t read b) read c) hasn’t read
|
|||
|