|
|||
Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.».«Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.». Латиноамериканские государства существенно различались между собой по уровню экономического и социального развития. Наибольшего продвижения в индустриальном развитии достигли Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика. Здесь сложилась крупная промышленность, вырос многочисленный рабочий класс. Капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство. В другой группе государств (Перу, Эквадоре и др.) имелась лишь добывающая и обрабатывающая промышленность, значительную роль в экономике играло сельское хозяйство, где сохранялись патриархальные пережитки. Наиболее отсталыми являлись Гаити, Парагвай, ряд территорий Карибского бассейна. Это были аграрные страны с патриархальными отношениями, подавляющее большинство их населения жило в условиях бесправия и бедности. По типу политических режимов страны региона также можно разделить на группы. Одну составили государства, в которых существовали относительно устойчивые конституционные режимы, развитые партийные системы, — Мексика (в ней на протяжении всего столетия действовала конституция 1917 г.), Колумбия, Уругвай, Коста-Рика. К другой группе относились страны, где в течение длительного времени господствовали диктаторские реакционные режимы (Парагвай, Гаити, Гватемала). Между этими полюсами находилась большая группа государств, в которых периодически происходила смена демократических и авторитарных, гражданских и военных правительств. В их числе были такие крупные и развитые страны, как Аргентина, Бразилия и др. В экономике стран Латинской Америки, успешно развивавшейся в годы Второй мировой войны, к концу 40-х гг. XX в. преобладало производство сырья и продуктов питания на экспорт. Наряду с крупными действовали многочисленные мелкие производства. Особенно живучи были пережитки старого в сельском хозяйстве. Одним из основных тормозов развития было засилье латифундизма (система крупных землевладений), притом, что основная масса сельского населения страдала от безземелья. В 1960-е годы и в первой половине 1970-х противовесом латиноамериканскому национал-реформизму стал левый национализм – особая форма национализма, в основе которого лежат идеи равенства, народного суверенитета и национального самоопределения. Главной причиной этого была Кубинская революция. Под её влиянием в ряде стран произошла смена власти. Кроме того, кубинские события убедили революционеров Латинской Америки, что своих целей можно достичь вооружённым путём. Символом таких преобразований стал Эрнесто Че Гевара – латиноамериканский революционер, участник революции на Кубе, Войны за независимость Конго, партизанской борьбы в Боливии. В итоге, в некоторых латиноамериканских странах до сих пор не утихают конфликты. Режимы левых националистов, зачастую при поддержке армии, утвердились в целом ряде стран. В частности, в: Перу; Боливии; Эквадоре; Гондурасе. Это было новым явлением в регионе. Они национализировали иностранную промышленность, создали мощный государственный сектор экономики, провели радикальные аграрные реформы. Эти преобразования осуществлялись авторитарными методами. Фактически являлись «революцией сверху». Вплоть до середины 1970-х годов политика модернизации в странах Латинской Америки была направлена на создание государственного сектора, усиление государственного регулирования, защиту национального рынка, широкие социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило название «экономический национализм». Но с середины 1970-х годов в мировой экономике обозначился резкий поворот. Технологическая революция и экономические кризисы придали ускорение процессу обновления производства. В новых условиях огромные государственные компании (по сути монополии), сросшиеся с аппаратом управления, стали тормозом экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью. Вместе с эти направлением, частью стратегии латиноамериканских стран стали: -расширение мировых хозяйственных связей (участие в процессе глобализации); -привлечение современных технологий; -привлечение иностранного капитала. Новая стратегия модернизации содержала два основных пункта: разгосударствление собственности; поощрении свободной рыночной экономики. Результатом смены экономического курса стало кардинальное переосмысление места государства в жизни латиноамериканского общества. Крайнее преувеличение роли государства осталось в прошлом. Основными источниками новой модернизации стали: -широкое привлечение иностранного капитала; -развитие экспортных отраслей экономики. Эта политика привела к ускорению научно-технического прогресса и позволила создать современные производства в области энергетики, электронной промышленности. Например, в 1980 годе валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 года в 3,5 раза. Но модернизация имела и негативные стороны: -огромный рост внешней задолженности; -колоссальные выплаты по внешним долгам; -стремительные темпы инфляции. Новый экономический курс позволил увеличить число занятых в ряде отраслей. Хотя в целом число безработных выросло. Вместе с этим увеличилось количество бедных и нищих. Несмотря на развитие новых отраслей, многие латиноамериканские страны до сих пор специализируются на экспорте одного-двух видов сырья и продуктов. В данной ситуации показателен пример Венесуэлы. Основным экспортным товаром республики является нефть. После того, как в 2014–2016 годах цены на «чёрное золото» резко упали, в стране разразился тяжелейший экономический кризис. Заметной особенностью межамериканских экономических отношений стало развитие региональной интеграции. Идея превращение всего континента в зону свободной торговли оказалась привлекательной и нашла поддержку. В 1991 году Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о создании общего рынка (Меркосур). После создания в 1992 году североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады и Мексики (НАФТА), в ряде стран получила поддержку идея присоединения к этому соглашению. В 2004 году был образован Союз южноамериканских наций (Унансур) – региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки. Постепенно политика военных диктатур и негативные последствия модернизации привели к усилению напряжённости в латиноамериканском обществе. Также недовольство людей вызывало отсутствие демократических свобод. В странах континента стало расти число забастовок, развернулась борьба за демократические права. В ней приняли участие средние слои, мелкие и средние предприниматели. В то же время, господствующие элиты укрепили своё положение. Они больше не нуждались в военных режимах. Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным. Например, в 2008 году в городах Бразилии проживало уже 86 % населения. В Мексике – 77 %. В Уругвае – 92 %. Выросли уровень и качество образования населения. В итоге, в Латинской Америке начался процесс демократизации. В 1982 году на путь демократических перемен встала Боливия. В 1983 году – Аргентина. В 1985 – Уругвай и Бразилия. В 1986 – Гватемала. В 1990 – Чили. С падением режима Аугусто Пиночета с политической карты Латинской Америки исчезла последняя диктатура. В то же время неудачными оказались и попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. После Сандинистской революции 1979 года в Никарагуа был взят курс на построение социализма. В стране началась гражданская война. Но к 1990 году она закончилась примирением враждующих сторон. Революция в Никарагуа замкнула круг революционных событий в Латинской Америке, начатый в 1910 году в Мексике. Разрушительные формы политической борьбы, характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться более конструктивными, демократическими. Впервые за многие десятилетия к концу 20 века Латинская Америка начала развиваться без потрясений и военных диктатур. Однако в регионе до сих пор остаётся ряд существенных проблем. Прежде всего это: -зависимость национальных экономик от внешней торговли; -бедность и неравенство; -высокий уровень преступности. Таким образом, в 1940-е – 1970-е годы большинство стран Латинской Америки следовало курсом национал-реформизма. В 1970-е годы произошёл поворот к неоконсерватизму. В 1980-е годы по региону прокатилась волна демократизации. В начале 1990-х годов наблюдался спад интенсивности межгосударственных связей России с ЛА. Активизация внешнеполитической стратегии нашей страны применительно к региону началась со второй половины десятилетия – после назначения главой МИД Е. М. Примакова. В ходе его официальных визитов в 1996–1997 годах в Латинскую Америку (Куба, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Колумбия) были подписаны 17 соглашений по широкому кругу вопросов сотрудничества. На динамике двусторонних отношений с регионами в целом позитивно сказался т. н. левый поворот значительного числа стран региона в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Интенсифицировались контакты на высшем уровне, были подписаны соглашения о сотрудничестве в области добычи углеводородов, развития мирного атома и военно-технических связей. Заложена основа для долгосрочного характера отношений. В 2001–2004 годах состоялась серия официальных визитов Президента РФ В. В. Путина на Кубу, в Мексику, Чили и Бразилию. В 1997 года были установлены отношения между Россией и Группой Рио, которые в дальнейшем получили серьезное развитие. Стороны создали механизм диалога в интересах предотвращения терроризма, борьбы с торговлей наркотиками. В 2000 году установлены официальные контакты между МЕРКОСУР и Россией, однако углублению сотрудничества помешал кризис данного интеграционного объединения. В 2006 году подписан Меморандум о взаимопонимании в деле создания механизма политического диалога и сотрудничества Россия – МЕРКОСУР, предусматривающий проведение регулярных встреч на министерском уровне с целью координации позиций на международных форумах и обсуждения вопросов международной безопасности. Такой же механизм создан между Россией и Андским сообществом. Россия взаимодействует с Центральноамериканской интеграционной системой, Карибским сообществом, Боливарианским альянсом для народов Америки. Латинская Америка — самый опасный регион мира. В Латинской Америке большинство населения, по-видимому, смирилось с тем, что живет бок о бок с преступностью. Слишком много людей, слишком много руководителей уже даже не могут представить себе реальность, в которой убийство перестало бы быть частью повседневной жизни. Так, на Латинскую Америку приходится 42% совершаемых в мире преступлений - при всего 8% населения. Показатели убийств в США примерно в пять раз ниже, чем в среднем по Латинской Америке. Несмотря на положительные изменения в Латинской Америке, преступность и насилие по-прежнему являются главным препятствием на пути ее социального и экономического развития. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности и информации Всемирного банка, именно в странах этого континента отмечен самый высокий уровень преступности в мире. По данным Latinobarómetro, отсутствие безопасности не только является основным поводом обеспокоенности граждан, опережая такие проблемы, как безработица и здравоохранение, но и оттягивает на себя значительную часть сил и средств: правительства латиноамериканских стран выделяют на борьбу с преступностью 2% своего ВВП. На днях Межамериканский банк развития (BID) провел семинар для того, чтобы оценить экономические последствия этого явления на континенте и способствовать вводу в действие новых рычагов, которые сделают более эффективной государственной политики по обеспечению общественной безопасности. Ежегодно 12% граждан Латинской Америки становятся жертвами насилия (в Африке, где этот показатель самый высокий в мире, он составляет всего лишь 13%), а 32% предприятий континента несут убытки вследствие воровства или актов вандализма (это самый высокий показатель), как явствует из данных, предоставленных Сантьяго Леви (Santiago Levy), вице-президент BID по отраслям экономики и анализу.
|
|||
|