Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ветхий мир улыбается нам гримасой престарелого Джорджа Сороса.



Ветхий мир улыбается нам гримасой престарелого Джорджа Сороса.

Что «принесет» нам 2021 год?

 Праведный ВЕРОЮ жив будет(Гал.3,11)

Незапоздавшая посленовогодняя проповедь

 

Дорогие друзья: братья и сестры!

Сейчас уже далеко посленовогоднее время, прошел месяц, а мы до сих пор тайком, признаемся, с некоторым страхом продолжаем спрашивать сами себя: «что принесет нам этот 2021-й год?», сравниваем тот январь и этот. Вот давайте порассуждаем, от чего это зависит?

Последующее сейчас каждодневное пожелание всем нам будет, я уверен, точным ответом на этот вопрос.

Итак, самое главное, желаю всем нам твердой веры (все помолимся об этом). Но какой смысл вкладывается в слово «вера»? Начнем с того, что не будем сомневаться: события будущего года зависят не от комбинации цифр на календаре, тем более не от свиньи, быка или двенадцати чертей-зодиаков и даже не от случайного стечения обстоятельств. В том и суть что, не какой-то там«годнам приносит» те или другие события, а God – Господь Бог Вседержитель Своим спасительным Промышлением о нас. А это значит, что с Божией помощью удастся совершить много хороших дел, и не зависящие от нас вроде бы события тоже могут стать исполнением нашей молитвы. И даже внешние скорби или осуществление злой человеческой воли, Он обязательно обратит в несравненно большее благо для тех, кто имеет веру, потому что сила Божья будет действовать в них.

Помните, в конце прошлого года отовсюду слышались предсказания и опасения, что 2020-й год – «високосный», а значит он будет «особенно тяжелый для людей»? И вот ведь что удивительно, за последние 200 лет ни в истории России, ни в мировой истории ни один из «високосных» годов не был каким-то особенно бедственным по сравнению с соседними датами того исторического периода. Но вот что значит ослабление веры: люди последовали календарному суеверию, отдали свои судьбы беспорядочным цифрам, а значит сами удалились от Божьего Покрова. Потому и год тяжелый (а не потому что високосный). И что теперь? Снова будем думать, что все проблемы закончились с окончанием года?

А такое в нашей истории, действительно, уже было. Известно, с каким нетерпением люди ждали окончания «тяжелого високосного1940-го года: только отгремела кровопролитная война с Финляндией, многие не вернулись домой. А после начались перебои со снабжением по местам, безденежье, голод, самоубийства и т.д.. Про этот 1940-й даже сняли фильм (где колхозницы жаловались на високосный год: «вот он закончится – тогда заживем»), а также сохранилось много полных отчаяния писем. В общем, скорби было больше, чем в нашем 2020-м. Но если ждать помощи только от календаря и не вернуться под Покров Божий, то после «високосного» 1940-го приходит «невисокосный» 1941-й (также можно сравнить по «тяжести» событий високосные и невисокосные 1936 и 1937; 1916 и 1917; 1904 и 1905 и т.д.).

Конечно, это лишь отдельные примеры, имевшие место в другом нравственно-историческом контексте, а у нас сейчас есть все основания надеяться, что наш 2021 год не войдет в этот трагический список, даст Бог. И всё-таки, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай! Почему же в это трудное время всё меньше людей своими ногами приходит в воскресный день в храм на соборную молитву за себя, за близких, город, страну и за весь мир (О мире всего мира … Господу помолимся)?! И чем труднее время, тем меньше людей в церкви. Раньше так никогда не было! Господь и так спасёт?! Наверное, как обычно спасет. Но ведь не будет же так продолжаться до бесконечности. Человек должен быть сотрудником Богу в деле его же спасения.

А ведь смотрите (!) какую важную победу все мы, верующие люди, одержали в августе этого «трудного» года. Мало кто об этом знает. У прихожан больше не будут отнимать возможность приходить на Литургию в церковь. Власти теперь только «рекомендуют», а не запрещают. Теперь можно сделать так, как призвал Святейший Патриарх Кирилл в своем Рождественском послании, то есть усилить соборную (церковную) молитвуи частную. Среди тех, кто не имеет возможности посещать храм, Святейший перечисляет только болящих и врачей.  А Священный Синод, возглавляемый Патриархом, в своем августовском постановлении указал на тот факт, что недавняя весенняя практика исключительно домашней молитвы без посещения храма «не может считаться нормальной».Также было подчеркнуто конституционное право верующих приходить в Церковь независимо от эпидемиологической обстановки.

И что же теперь?! Мы отказываемся от своей победы?! Вспомните, как много нас было весной на ранних шестичасовых Литургиях! Тогда мы хорошо помнили: «Царство Божие силой берется, и прилагающие усилия восхищают Его» (Мф.11,12). И слава Богу, за весь «високосный» год с Божией помощью на церковных службах в наших храмах не заразился ни один человек (!) (а сколько людей заразились в транспорте, других общественных местах или дома от приехавших родственников?!). Но, опять же, на Бога надейся, а сам не плошай. Поэтому и у нас, и в большинстве российских храмов по благословению Священного Синода приняты беспрецедентные защитные санитарные меры. Но делается это не от того, что Божьей защиты недостаточно, а потому что Сам Господь внимательно смотрит, заботимся ли мы друг о друге: «Новую заповедь даю Вам, да любите друг друга» (Ин. 13,34). Но вот ведь парадокс: и богослужения у нас уже не так рано, и безопасность подтвердилась, но с наступлением декабря совершенно исчезла необходимость следить за соблюдением дистанции между прихожанами: их ненамного больше чем служащих в алтаре и на клиросе.

Кто-то может на это возразить: «а почему, собственно, мы обязательно должны ходить в церковь? Бог же везде присутствует, значит везде ему можно молиться о счастливом 2021-м годе». Именно на этот вопрос как раз и должен ответить любой верующийчеловек. И если вдуматься, даже такой привычный аргумент покажется на редкость странным, неуместным и даже несколько кощунственным.

Зададим встречный вопрос: а зачем же тогда Христос пришел к нам?! Зачем Бог стал человеком, ради нас пострадал, умер на Кресте и воскрес из мертвых?! Конечно, не для того, чтобы рассказать, как молиться дома, и заповедать, что достаточно смотреть канал «Спас». Христос пришел даже совсем не только для того, чтобы научить какому-то особому благочестию или новым заповедям: для такой миссии достаточно было бы послать любого богодухновенного пророка-чудотворца, каковых было много и до, и после Христа. Но Сын Божий стал человеком, умер и воскрес, чтобы подарить нам исцеленную, преображенную, соединенную с Богом, полную сил человеческую жизнь.И она начинается уже сейчасдлякаждого, кто готов бороться со злом внутри себя и, кто обязательно участвуетв таинственной жизни Воскресшего Христа, который присутствует рядом с верующими в него «все дни до скончания века» (Мф.28,19). Он пришел, чтобы Самого Себя дать нам в Пищу(Ин.6,35).

Вот и те иудеи, увидев чудо умножения хлебов, сотворенное Иисусом (6,1-15), и, заинтересовавшись тем, что есть, оказывается, еще и Хлеб Божий, сшедший с Небес, который важнее манны (Ин.6,31-33), говорили, а вернее молились: «Господи, всегда подавай нам такой Хлеб» (Ин.6,34). Но после того, как Христос сказал: Я есмь Хлеб Жизни (Ин.6,35) и рассказал о Таинстве Причастия Ему (Ин.6,51-57), не только фарисеи, но и многие ученики (!) отошли от Господа (Ин.6,66) с недоумением: «какие странные слова! Кто может это слушать?!» (Ин.6,60). Но ведь для современных православных христианэти Слова не должны казаться «странными»!!! И молимся мы почти также, почти слово в слово как молились те иудеи, сравните: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» и «Господи, подавай нам всегда такой хлеб» (Ин.6,34). Это та же самая молитва: четвертое, центральное прошение молитвы Господней «Отче наш». И, К СОЖАЛЕНИЮ, большинство крещеных также отходят (ср. Ин.6,66), но в 2020-м году и в этом году стали отдаляться и многие ученики. Хотя, конечно, нельзя сказать, что ученики-2020/21 отошли от Господа. Но пусть все мы уже сейчас услышим скорбный вопрос Иисуса: не хотите ли и вы отойти? (Ин.6,67). Тогда пусть каждый из нас, и распинающий Христа осуждением ближнего и другими грехами, и отдалившийся от Него, долго не приступая к Чаше; пусть каждый из нас с истинным покаянием и сокрушением сердечным исповедует: Господи, к кому нам идти?! Ты имеешь глаголы Вечной Жизни.

Оказывается, что три однокоренных слова «участие», «Причастие», «счастье» - почти синонимы. И вопрос заключается не в том, ходить или не ходить в храм. Просто нам жизненно необходимо участвовать в церковных Таинствах исповеди и Святого Причастия, потому что это самые первые и главные Царские Врата, через которые Сын Божий входит в нашу обыденную жизнь. Такое уж Он нам назначил место встречи (см. Ин.6,56). Вот только будет ли человек приходить к этим Царским Вратам в воскресный день?!** Ну а если все же из-за скопления людей боимся прийти в воскресение – в большинстве случаев есть будний день (только не забывайте обрабатывать руки после денег и после возгласа «Святая святым», чтобы не брать в грязные руки хлеб с запивкой; да и к Причастию с чистыми руками подходить – лучше: внешнее должно быть образом внутреннего в смысле чистоты). Если не в Праздник, то приходите в попразднство: людей намного меньше, даже чем то «малое стадо», которые собрались в воскресный день.

Какая могла бы быть потеря (?!), если бы мы жили так, как будто Царства Божьего нет, а на самом деле Бог основал начаток Его ужесейчас и среди нас. Избежать этой потери до боли желаю каждому знакомому мне человеку уже в этом 2021-м году, и буду молиться об этом весь год.       

Действительно, что с нами станет, если плоды пришедшего Царства Христова останутся для нас неизвестны, если любовь к Богу и к людям, которая преображает все наши дела (дом, семью, работу, отношения с друзьями), если эта любовь Христова не будет излита в наши души?! Обыденность поглотит? Скорби раздавят? Грехи перевесят? Все ограничится благими намерениями: «начну новую жизнь с понедельника (или, чуть проще, со вторника)», «хотел, как лучше», «а что я мог сделать»? А бывает и разочарование, граничащее с цинизмом: не делай добра – не будет зла. Но и просто в статусе «хорошего парня» обычно получается удержаться только до тех пор, пока не затронуты сокровенные интересы. Даже если и удалось удержаться, как мы можем быть уверены, что не потеряем навсегда дорогих нам людей?!

Вот и получается, что в тот или иной момент ветхостьмира или ветхая греховность самого человека начинает улыбаться ему гримасой престарелого Джорджа Сороса (в его благотворительных программах тоже все красиво описывается, а результатом их реализации часто становятся нищета, долги, разруха или, нередко, гражданская война во многих странах). И эта «ветхость» – неизлечима собственными силами, средствами, самовнушениями или волевыми усилиями (последние, конечно, крайне необходимы; без этого тоже ничего не выйдет). Но воистину, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Его Крови, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6,53). И не в том смысл, что человек сразу умирает, но как часто (!) нам не хватает жизненных сил на что-то очень для нас важное, начиная с простого доверительного разговора и заканчивая решающими жизненными испытаниями.

Что же, будем убеждать себя, что все само собой образуется; разберемся, есть деньги, связи, опыт; все будет хорошо; будем надеяться на хорошую карму, судьбу или природу в ее целительной «естественности»?!!! Но подобное мировосприятие - это и есть надежда на «мир, который во зле лежит» (в смысле 1-го послания ап. Иоанна, а не в смысле «мир Божий»). Рассчитывать на что-либо такое - это все равно, как в современной ПРИТЧЕ: доверить присмотреть за своим домом очаровательной (…) недавней сожительнице доброго друга-соседа, пропавшего при странных обстоятельствах …  Уже потом, стоя на пепелище своего дома, хозяин выясняет, что эта его «новая знакомая» совсем не так хорошо к нему относится (как ему казалось), поэтому она умышленно не сразу пошла тушить и звать на помощь (хотя и намеревалась спасти дом частично). А потом поздно спохватилась (плохо разбиралась в серьезных делах): уже точно пора тушить! Но на помощь быстро не позвать, женщина ходила только «размеренным шагом»: у нее было множество серьезных болезней во всех органах. Да и вообще из дому не выйти: спину внезапно пробил радикулит …  Эту женщину никто никогда не спрашивал про ее возраст, а ей было ровно между 70-ю и 80-ю (ср. Пс.89,10). Она просто была гламурной дамой, «Шамаханской царицей» или известной «героиней» Апокалипсиса. Она знала все известные и тайные методы, как хорошо выглядеть, произвести впечатление, загипнотизировать преЛестью. Точно также и наш мир без Христа, как и «Шамаханская царица», как и несчастный престарелый финансист Джордж (дай ему Бог долгих-долгих лет, чтобы он услышал проповедь Илии Пророка), этот мир как и они - стар, болен и зол (потому что где не приходят ко Христу, там поселяются силы, которые стремятся изрыгать превеликуюлесть) …  И дом-то тот (из той загадочной истории) загорелся при странных обстоятельствах: проводка – вроде новенькая, но уже испытанная … И все же у этого человека (хозяина бывшего дома) «жизнь сложилась» лучше, чем у его бывшего соседа: и он (хозяин), и жена его юности (любезная лань и прекрасная серна – Притч.5,18-19), и дети, и школьники-внуки – все целы, можно начать по-настоящему Новую жизнь, уже не поддаваясь влиянию больной недоброжелательницы (но не теряй своего времени, человек!) А про того второго доброго парня можно говорить только в сослагательном наклонении!, но история его не терпит, время вышло. Остается только со слезами молиться за многих наших добрых друзей.

Но не будем отвлекаться от главного: нам здесь и сейчас обязательно нужно знать, где найти эту Новую сыворотку, которая исцелила бы нас от греховной «ветхости», болезненности и смертности (ведь она несравнимо важнее даже вакцины от коронавируса). Однако зачем же далеко ходить искать, ВСЁ ПРИГОТОВЛЕНО. Господь Иисус Христос уже пришел. Только Он есть Хлеб жизни и Чаша бессмертия. Его послушайте: «сия Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22,20). «Пейте от нее все» (Мф.26,27). И эта самая Чаша (пока еще) выносится во всех храмах во многих городах и весях каждое воскресенье и в другие дни. Но, как следует из евангельского текста, если не приступаем к Чаше, значит не исполняем Новый Завет. А до той поры всё остается ветхим: и молитвы, и просмотр канала «Спас», и наши добрые дела с ложкой дегтя в бочке меда.

На это кто-то мог бы снова вполне резонно заметить, что и церковные люди также грешат и терпят скорби, а значит может возникнуть сомнение, получается ли у них «царствовать», ведь совсем уж стабильно-безбедно прожить еще не у кого не получалось: «жизнь прожить – не поле перейти». Действительно, Новая «сыворотка» Животворящей Крови действует постепенно, поэтому мы и приходим в храм каждое Воскресение, поэтому нужно и самим регулярно «умерщвлять в себе грех». Да, грешим, прости Господи. Новая заповедь «любить друг друга» не сразу нами усваивается, к сожалению. Да, в какой-то срок – скорбим (хотя, мне кажется, те, которые на службе внимательнее всего молятся «о избавитися от всякия скорби» - скорбят реже; они как дети, которые боятся темноты и слезно упрашивают маму разрешить им засыпать при свете ночной лампы, как будто ночь от этого перестанет быть темной). Но при этом обычного объяснения, сводящегося к тому, что скорбим именно потому, что грешим – недостаточно. Это, конечно, отчасти верно в том отношении, что есть единственная греховная страсть, которую редко-когда можно исцелить без своего рода «хирургической операции». И этот грех – гордыня. Им поражено большинство людей и церковных, и нецерковных, и верующих, и неверующих. И в этом есть большая проблема, потому что в гордом сердце очень мало остается места для любви Христовой. Это смертный сатанинский грех. Здесь обязательно нужно «раздробить» эти «камни в почках» и «камни в сердце». Сердце чисто созижди во мне, Боже … (Пс.50). Оно должно «смягчиться». Человек, который что-то испытал сам, легче поймет другого, не осудит грешника. Мы и на своем опыте видим, что даже самые «жесткие» люди с годами добреют.

Но если говорить о скорбях, важнее все-таки другое. Не совсем правильно было бы их понимать как наказание Божье. Они являются как раз внешними следствиями уязвимости, хрупкости и разрушительной хаотичности грехопадшего мира, и большинство из них именно Бог удерживает, чтобы людям не погибнуть. Но некоторые скорби Он все-таки попускает (то есть позволяет случиться). Почему? В случае с неверующими – понятно: людям нужно самим убедиться, что мир не устоит без Бога (страшное слово «кризис» переводится с греческого - «суд»: если сам сможешь честно «рассудить» о себе – молодец! – такому Бог обязательно откроет, как вера спасает от большого «суда»).

С верующими людьми – по-другому. Они хотя иногда и скорбят, но, оказывается, не только ради избавления от грехов. Несение скорбей при всех их неизбежности и тяжести, как ни странно, оказывается возможностью пройти эту часть жизненного пути рядом с Самим Христом Спасителем, если только я вверил себя Ему в Таинстве Причастия Его Тела и Крови, которая за нас пролилась. Оказывается, это Он понес основную тяжесть этой моей нынешней скорби (то есть именно мои «гири» висели на том кресте, который Он нес на Голгофу). А сейчас Господь, уже Воскресший, находясь рядом со мной как бы несет меня (?) на руках (подумать только!) в те моменты, когда мне было бы особенно тяжело (как в известной притче о следах на песке, которая на самом деле очень жизненна). И вот ведь что получается: скорбь для верующего человека не оборачивается бедой, (как для тех, которые отказывались «рассудить» о себе во время «кризиса»). Здесь же, наоборот, она становится ступенькой, приближающей к Богу. И христианское терпение – это уже не бессмысленное пассивное претерпевание, а твердое стояние в вере, стойкость. И христианская надежда– это не какое-то мечтание о том, что вряд ли сбудется (которая «умирает последней», как это понимается в современном русском языке). На самом деле, слово «надежда» происходит от слова «ждать» с приставкой «над», то есть это уверенное ожидание того, что несомненно исполнится. Конечно, сил для такого «терпения» и «надежды» нам бы надолго не хватило, что уж говорить. Но Христос-Спаситель, который идет рядом с нами, потому что Его Кровь течет в наших жилах, Он в трудное время преизобильно укрепляет наши (уже менее гордые) сердца. Тот, кто имеет опыт любви Христовой, которая возрождает весь мир, тот имеет силы перенести любое испытание, трудность, скорбь. Он и другого человека сможет искренне полюбить независимо от обстоятельств их взаимоотношений - только ради Христа. Это тот случай, когда «за одного битого двух небитых дают». Вот почему без ложного смирения христиане благодарят Бога «и за скорбь, и за радость».

ВОНМЕМ. ПРЕМУДРОСТЬ. ВОНМЕМ.Оказывается, именно несение крестаоткрывает самое полное богопознание (ср. Лк.14,27). В Царство Божие не входят совсем «не распятые». Вот она – радость победы вместо погибели! Только здесь мы находим наш настоящий Царский Дом, которого бы нам всю жизнь не хватало (это не значит, конечно, что нам плохо в земном доме с семьей; тут нет противоречия: только развитие). В этом Доме – усыновление Отцу Небесному, только потому, что верующие люди в Таинстве Причастия, а потом и в реальной жизни соединились с Его Единственным Сыном. Здесь Дух Святой изливает любовь Божию ко всем людям в наши сердца, делая человека Своим храмом. И, кто это мог бы себе представить (!), здесь находится наше (?) место у четвертого края стола Святой Троицы (!!!), которое мы видим свободным на иконе прп. Андрея Рублёва.  

Вот что, оказывается, имел в виду наш старший современник – архим. Иоанн Крестьянкин, когда писал, что лучшее время в его жизни – это годы в ГУЛАГе. Здесь речь не о мазохизме, просто ощущение присутствия рядом Бога превышает даже страдание, унижение и боль. Когда его освободили из заключения, Бог на шаг отступил, и оказалось, что, получив свободу, человек потерял больше, чем приобрел. В этом же смысле свт. Лука (Войно-Ясенецкий) – известный хирург – озаглавил свои дневники так: «Я полюбил страдания».

Всё же думается, что нам с вами этот опыт новомучеников вряд ли будет доступен в той же мере, ну и слава Богу! Наши скорби обычно и легче (хотя и среди нас есть сильные люди), и реже, и бережнее Бог «приземляет». Поэтому и страшиться скорбей не стоит ни в 2021 году, ни в последующих.

Вообще призыв «думать о хорошем» имеет, конечно, здравое христианское зерно. Более того, не просто «думать», а несомненно ожидать хорошего, вернее, ожидать блага, не забывая, однако, что любой человек, с которым я встретился, еще более меня его (блага) достоин. Ведь не то чтобы никакое событие не случится, даже ни один волос с головы не упадет без благого (так сказать, сверххорошего) Промысла Божьего о нас (ср. Мф.10,29-31; Лк.21,18).

Лишь бы только нам не ослабеть в вере в Господа нашего Иисуса Христа. Ради наших любимых (да и ради самих себя) мы не имеем права оказаться беспомощными в наше по-своему трудное время. А для этого будем всегда вверять себя Ему, благоговейно приступая к Таинству Причастия Его Тела и Крови. ВВЕРЯТЬ – это и есть последний и важнейший смысл слова «вера». Здесь и заложена Богом долговременная основа человеческого счастья, которого мы так много желали друг другу при встрече Нового 2021-го года.

***

P.S. Уже месяц назад мы отпраздновали Великий День Рождества Христова. Люди возвращаются в храм, Слава Богу (!): многие из нас стали соборными участниками и причастниками Праздника. Вот уже три недели мы не поем рождественских песнопений. Но НАВСЕГДА останется с нами Великая Рождественская весть, умещенная всего в три пророческих слова: «С НАМИ БОГ» (Мф.1,23). И мы с Вами засвидетельствовали ее вместе, соборно, а значит этот наш Рождественский Литургический «АМИНЬ» уже никто никогда не сможет отнять помимо нашей воли.

Христос Рождается, чтобы Своею смертью уничтожить нашу смерть. 

Христос Рождается, чтобы «быть с нами во все дни до скончания века» (Мф.28,19), питая нас каждый Воскресный День Своим Телом и Кровию.

Христос Рождается, чтобы мы на всяком месте могли с сокрушенным сердцем сотворить такую близкую нам молитву: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«С НАМИ БОГ», а значит наполняются покаянием и наши грешные сердца.

«С НАМИ БОГ», тогда и в ослабевшие руки приходит сугубая сила; отступают и пришедшие в какой-то момент болезни, скорби и беды.

«С НАМИ БОГ», и от слов верующего «Благодарю Тебя Господи за всё» убегает диавол.

Не зная эту весть Рождества Христова, никто не сможет понять, как возможно в любых обстоятельствах «всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить» (1Фес.5,16-18).

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ – СЛАВИТЕ, ЯКО С НАМИ БОГ!!!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.