|
|||
Ветхий мир улыбается нам гримасой престарелого Джорджа Сороса.Ветхий мир улыбается нам гримасой престарелого Джорджа Сороса. Что «принесет» нам 2021 год? Праведный ВЕРОЮ жив будет(Гал.3,11) Незапоздавшая посленовогодняя проповедь
Дорогие друзья: братья и сестры! Сейчас уже далеко посленовогоднее время, прошел месяц, а мы до сих пор тайком, признаемся, с некоторым страхом продолжаем спрашивать сами себя: «что принесет нам этот 2021-й год?», сравниваем тот январь и этот. Вот давайте порассуждаем, от чего это зависит? Последующее сейчас каждодневное пожелание всем нам будет, я уверен, точным ответом на этот вопрос. Итак, самое главное, желаю всем нам твердой веры (все помолимся об этом). Но какой смысл вкладывается в слово «вера»? Начнем с того, что не будем сомневаться: события будущего года зависят не от комбинации цифр на календаре, тем более не от свиньи, быка или двенадцати чертей-зодиаков и даже не от случайного стечения обстоятельств. В том и суть что, не какой-то там«годнам приносит» те или другие события, а God – Господь Бог Вседержитель Своим спасительным Промышлением о нас. А это значит, что с Божией помощью удастся совершить много хороших дел, и не зависящие от нас вроде бы события тоже могут стать исполнением нашей молитвы. И даже внешние скорби или осуществление злой человеческой воли, Он обязательно обратит в несравненно большее благо для тех, кто имеет веру, потому что сила Божья будет действовать в них. Помните, в конце прошлого года отовсюду слышались предсказания и опасения, что 2020-й год – «високосный», а значит он будет «особенно тяжелый для людей»? И вот ведь что удивительно, за последние 200 лет ни в истории России, ни в мировой истории ни один из «високосных» годов не был каким-то особенно бедственным по сравнению с соседними датами того исторического периода. Но вот что значит ослабление веры: люди последовали календарному суеверию, отдали свои судьбы беспорядочным цифрам, а значит сами удалились от Божьего Покрова. Потому и год тяжелый (а не потому что високосный). И что теперь? Снова будем думать, что все проблемы закончились с окончанием года? А такое в нашей истории, действительно, уже было. Известно, с каким нетерпением люди ждали окончания «тяжелого високосного1940-го года: только отгремела кровопролитная война с Финляндией, многие не вернулись домой. А после начались перебои со снабжением по местам, безденежье, голод, самоубийства и т.д.. Про этот 1940-й даже сняли фильм (где колхозницы жаловались на високосный год: «вот он закончится – тогда заживем»), а также сохранилось много полных отчаяния писем. В общем, скорби было больше, чем в нашем 2020-м. Но если ждать помощи только от календаря и не вернуться под Покров Божий, то после «високосного» 1940-го приходит «невисокосный» 1941-й (также можно сравнить по «тяжести» событий високосные и невисокосные 1936 и 1937; 1916 и 1917; 1904 и 1905 и т.д.). Конечно, это лишь отдельные примеры, имевшие место в другом нравственно-историческом контексте, а у нас сейчас есть все основания надеяться, что наш 2021 год не войдет в этот трагический список, даст Бог. И всё-таки, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай! Почему же в это трудное время всё меньше людей своими ногами приходит в воскресный день в храм на соборную молитву за себя, за близких, город, страну и за весь мир (О мире всего мира … Господу помолимся)?! И чем труднее время, тем меньше людей в церкви. Раньше так никогда не было! Господь и так спасёт?! Наверное, как обычно спасет. Но ведь не будет же так продолжаться до бесконечности. Человек должен быть сотрудником Богу в деле его же спасения. А ведь смотрите (!) какую важную победу все мы, верующие люди, одержали в августе этого «трудного» года. Мало кто об этом знает. У прихожан больше не будут отнимать возможность приходить на Литургию в церковь. Власти теперь только «рекомендуют», а не запрещают. Теперь можно сделать так, как призвал Святейший Патриарх Кирилл в своем Рождественском послании, то есть усилить соборную (церковную) молитвуи частную. Среди тех, кто не имеет возможности посещать храм, Святейший перечисляет только болящих и врачей. А Священный Синод, возглавляемый Патриархом, в своем августовском постановлении указал на тот факт, что недавняя весенняя практика исключительно домашней молитвы без посещения храма «не может считаться нормальной».Также было подчеркнуто конституционное право верующих приходить в Церковь независимо от эпидемиологической обстановки. И что же теперь?! Мы отказываемся от своей победы?! Вспомните, как много нас было весной на ранних шестичасовых Литургиях! Тогда мы хорошо помнили: «Царство Божие силой берется, и прилагающие усилия восхищают Его» (Мф.11,12). И слава Богу, за весь «високосный» год с Божией помощью на церковных службах в наших храмах не заразился ни один человек (!) (а сколько людей заразились в транспорте, других общественных местах или дома от приехавших родственников?!). Но, опять же, на Бога надейся, а сам не плошай. Поэтому и у нас, и в большинстве российских храмов по благословению Священного Синода приняты беспрецедентные защитные санитарные меры. Но делается это не от того, что Божьей защиты недостаточно, а потому что Сам Господь внимательно смотрит, заботимся ли мы друг о друге: «Новую заповедь даю Вам, да любите друг друга» (Ин. 13,34). Но вот ведь парадокс: и богослужения у нас уже не так рано, и безопасность подтвердилась, но с наступлением декабря совершенно исчезла необходимость следить за соблюдением дистанции между прихожанами: их ненамного больше чем служащих в алтаре и на клиросе. Кто-то может на это возразить: «а почему, собственно, мы обязательно должны ходить в церковь? Бог же везде присутствует, значит везде ему можно молиться о счастливом 2021-м годе». Именно на этот вопрос как раз и должен ответить любой верующийчеловек. И если вдуматься, даже такой привычный аргумент покажется на редкость странным, неуместным и даже несколько кощунственным. Зададим встречный вопрос: а зачем же тогда Христос пришел к нам?! Зачем Бог стал человеком, ради нас пострадал, умер на Кресте и воскрес из мертвых?! Конечно, не для того, чтобы рассказать, как молиться дома, и заповедать, что достаточно смотреть канал «Спас». Христос пришел даже совсем не только для того, чтобы научить какому-то особому благочестию или новым заповедям: для такой миссии достаточно было бы послать любого богодухновенного пророка-чудотворца, каковых было много и до, и после Христа. Но Сын Божий стал человеком, умер и воскрес, чтобы подарить нам исцеленную, преображенную, соединенную с Богом, полную сил человеческую жизнь.И она начинается уже сейчасдлякаждого, кто готов бороться со злом внутри себя и, кто обязательно участвуетв таинственной жизни Воскресшего Христа, который присутствует рядом с верующими в него «все дни до скончания века» (Мф.28,19). Он пришел, чтобы Самого Себя дать нам в Пищу(Ин.6,35). Вот и те иудеи, увидев чудо умножения хлебов, сотворенное Иисусом (6,1-15), и, заинтересовавшись тем, что есть, оказывается, еще и Хлеб Божий, сшедший с Небес, который важнее манны (Ин.6,31-33), говорили, а вернее молились: «Господи, всегда подавай нам такой Хлеб» (Ин.6,34). Но после того, как Христос сказал: Я есмь Хлеб Жизни (Ин.6,35) и рассказал о Таинстве Причастия Ему (Ин.6,51-57), не только фарисеи, но и многие ученики (!) отошли от Господа (Ин.6,66) с недоумением: «какие странные слова! Кто может это слушать?!» (Ин.6,60). Но ведь для современных православных христианэти Слова не должны казаться «странными»!!! И молимся мы почти также, почти слово в слово как молились те иудеи, сравните: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» и «Господи, подавай нам всегда такой хлеб» (Ин.6,34). Это та же самая молитва: четвертое, центральное прошение молитвы Господней «Отче наш». И, К СОЖАЛЕНИЮ, большинство крещеных также отходят (ср. Ин.6,66), но в 2020-м году и в этом году стали отдаляться и многие ученики. Хотя, конечно, нельзя сказать, что ученики-2020/21 отошли от Господа. Но пусть все мы уже сейчас услышим скорбный вопрос Иисуса: не хотите ли и вы отойти? (Ин.6,67). Тогда пусть каждый из нас, и распинающий Христа осуждением ближнего и другими грехами, и отдалившийся от Него, долго не приступая к Чаше; пусть каждый из нас с истинным покаянием и сокрушением сердечным исповедует: Господи, к кому нам идти?! Ты имеешь глаголы Вечной Жизни. Оказывается, что три однокоренных слова «участие», «Причастие», «счастье» - почти синонимы. И вопрос заключается не в том, ходить или не ходить в храм. Просто нам жизненно необходимо участвовать в церковных Таинствах исповеди и Святого Причастия, потому что это самые первые и главные Царские Врата, через которые Сын Божий входит в нашу обыденную жизнь. Такое уж Он нам назначил место встречи (см. Ин.6,56). Вот только будет ли человек приходить к этим Царским Вратам в воскресный день?!** Ну а если все же из-за скопления людей боимся прийти в воскресение – в большинстве случаев есть будний день (только не забывайте обрабатывать руки после денег и после возгласа «Святая святым», чтобы не брать в грязные руки хлеб с запивкой; да и к Причастию с чистыми руками подходить – лучше: внешнее должно быть образом внутреннего в смысле чистоты). Если не в Праздник, то приходите в попразднство: людей намного меньше, даже чем то «малое стадо», которые собрались в воскресный день. Какая могла бы быть потеря (?!), если бы мы жили так, как будто Царства Божьего нет, а на самом деле Бог основал начаток Его ужесейчас и среди нас. Избежать этой потери до боли желаю каждому знакомому мне человеку уже в этом 2021-м году, и буду молиться об этом весь год. Действительно, что с нами станет, если плоды пришедшего Царства Христова останутся для нас неизвестны, если любовь к Богу и к людям, которая преображает все наши дела (дом, семью, работу, отношения с друзьями), если эта любовь Христова не будет излита в наши души?! Обыденность поглотит? Скорби раздавят? Грехи перевесят? Все ограничится благими намерениями: «начну новую жизнь с понедельника (или, чуть проще, со вторника)», «хотел, как лучше», «а что я мог сделать»? А бывает и разочарование, граничащее с цинизмом: не делай добра – не будет зла. Но и просто в статусе «хорошего парня» обычно получается удержаться только до тех пор, пока не затронуты сокровенные интересы. Даже если и удалось удержаться, как мы можем быть уверены, что не потеряем навсегда дорогих нам людей?! Вот и получается, что в тот или иной момент ветхостьмира или ветхая греховность самого человека начинает улыбаться ему гримасой престарелого Джорджа Сороса (в его благотворительных программах тоже все красиво описывается, а результатом их реализации часто становятся нищета, долги, разруха или, нередко, гражданская война во многих странах). И эта «ветхость» – неизлечима собственными силами, средствами, самовнушениями или волевыми усилиями (последние, конечно, крайне необходимы; без этого тоже ничего не выйдет). Но воистину, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Его Крови, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6,53). И не в том смысл, что человек сразу умирает, но как часто (!) нам не хватает жизненных сил на что-то очень для нас важное, начиная с простого доверительного разговора и заканчивая решающими жизненными испытаниями. Что же, будем убеждать себя, что все само собой образуется; разберемся, есть деньги, связи, опыт; все будет хорошо; будем надеяться на хорошую карму, судьбу или природу в ее целительной «естественности»?!!! Но подобное мировосприятие - это и есть надежда на «мир, который во зле лежит» (в смысле 1-го послания ап. Иоанна, а не в смысле «мир Божий»). Рассчитывать на что-либо такое - это все равно, как в современной ПРИТЧЕ: доверить присмотреть за своим домом очаровательной (…) недавней сожительнице доброго друга-соседа, пропавшего при странных обстоятельствах … Уже потом, стоя на пепелище своего дома, хозяин выясняет, что эта его «новая знакомая» совсем не так хорошо к нему относится (как ему казалось), поэтому она умышленно не сразу пошла тушить и звать на помощь (хотя и намеревалась спасти дом частично). А потом поздно спохватилась (плохо разбиралась в серьезных делах): уже точно пора тушить! Но на помощь быстро не позвать, женщина ходила только «размеренным шагом»: у нее было множество серьезных болезней во всех органах. Да и вообще из дому не выйти: спину внезапно пробил радикулит … Эту женщину никто никогда не спрашивал про ее возраст, а ей было ровно между 70-ю и 80-ю (ср. Пс.89,10). Она просто была гламурной дамой, «Шамаханской царицей» или известной «героиней» Апокалипсиса. Она знала все известные и тайные методы, как хорошо выглядеть, произвести впечатление, загипнотизировать преЛестью. Точно также и наш мир без Христа, как и «Шамаханская царица», как и несчастный престарелый финансист Джордж (дай ему Бог долгих-долгих лет, чтобы он услышал проповедь Илии Пророка), этот мир как и они - стар, болен и зол (потому что где не приходят ко Христу, там поселяются силы, которые стремятся изрыгать превеликуюлесть) … И дом-то тот (из той загадочной истории) загорелся при странных обстоятельствах: проводка – вроде новенькая, но уже испытанная … И все же у этого человека (хозяина бывшего дома) «жизнь сложилась» лучше, чем у его бывшего соседа: и он (хозяин), и жена его юности (любезная лань и прекрасная серна – Притч.5,18-19), и дети, и школьники-внуки – все целы, можно начать по-настоящему Новую жизнь, уже не поддаваясь влиянию больной недоброжелательницы (но не теряй своего времени, человек!) А про того второго доброго парня можно говорить только в сослагательном наклонении!, но история его не терпит, время вышло. Остается только со слезами молиться за многих наших добрых друзей. Но не будем отвлекаться от главного: нам здесь и сейчас обязательно нужно знать, где найти эту Новую сыворотку, которая исцелила бы нас от греховной «ветхости», болезненности и смертности (ведь она несравнимо важнее даже вакцины от коронавируса). Однако зачем же далеко ходить искать, ВСЁ ПРИГОТОВЛЕНО. Господь Иисус Христос уже пришел. Только Он есть Хлеб жизни и Чаша бессмертия. Его послушайте: «сия Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22,20). «Пейте от нее все» (Мф.26,27). И эта самая Чаша (пока еще) выносится во всех храмах во многих городах и весях каждое воскресенье и в другие дни. Но, как следует из евангельского текста, если не приступаем к Чаше, значит не исполняем Новый Завет. А до той поры всё остается ветхим: и молитвы, и просмотр канала «Спас», и наши добрые дела с ложкой дегтя в бочке меда. На это кто-то мог бы снова вполне резонно заметить, что и церковные люди также грешат и терпят скорби, а значит может возникнуть сомнение, получается ли у них «царствовать», ведь совсем уж стабильно-безбедно прожить еще не у кого не получалось: «жизнь прожить – не поле перейти». Действительно, Новая «сыворотка» Животворящей Крови действует постепенно, поэтому мы и приходим в храм каждое Воскресение, поэтому нужно и самим регулярно «умерщвлять в себе грех». Да, грешим, прости Господи. Новая заповедь «любить друг друга» не сразу нами усваивается, к сожалению. Да, в какой-то срок – скорбим (хотя, мне кажется, те, которые на службе внимательнее всего молятся «о избавитися от всякия скорби» - скорбят реже; они как дети, которые боятся темноты и слезно упрашивают маму разрешить им засыпать при свете ночной лампы, как будто ночь от этого перестанет быть темной). Но при этом обычного объяснения, сводящегося к тому, что скорбим именно потому, что грешим – недостаточно. Это, конечно, отчасти верно в том отношении, что есть единственная греховная страсть, которую редко-когда можно исцелить без своего рода «хирургической операции». И этот грех – гордыня. Им поражено большинство людей и церковных, и нецерковных, и верующих, и неверующих. И в этом есть большая проблема, потому что в гордом сердце очень мало остается места для любви Христовой. Это смертный сатанинский грех. Здесь обязательно нужно «раздробить» эти «камни в почках» и «камни в сердце». Сердце чисто созижди во мне, Боже … (Пс.50). Оно должно «смягчиться». Человек, который что-то испытал сам, легче поймет другого, не осудит грешника. Мы и на своем опыте видим, что даже самые «жесткие» люди с годами добреют. Но если говорить о скорбях, важнее все-таки другое. Не совсем правильно было бы их понимать как наказание Божье. Они являются как раз внешними следствиями уязвимости, хрупкости и разрушительной хаотичности грехопадшего мира, и большинство из них именно Бог удерживает, чтобы людям не погибнуть. Но некоторые скорби Он все-таки попускает (то есть позволяет случиться). Почему? В случае с неверующими – понятно: людям нужно самим убедиться, что мир не устоит без Бога (страшное слово «кризис» переводится с греческого - «суд»: если сам сможешь честно «рассудить» о себе – молодец! – такому Бог обязательно откроет, как вера спасает от большого «суда»). С верующими людьми – по-другому. Они хотя иногда и скорбят, но, оказывается, не только ради избавления от грехов. Несение скорбей при всех их неизбежности и тяжести, как ни странно, оказывается возможностью пройти эту часть жизненного пути рядом с Самим Христом Спасителем, если только я вверил себя Ему в Таинстве Причастия Его Тела и Крови, которая за нас пролилась. Оказывается, это Он понес основную тяжесть этой моей нынешней скорби (то есть именно мои «гири» висели на том кресте, который Он нес на Голгофу). А сейчас Господь, уже Воскресший, находясь рядом со мной как бы несет меня (?) на руках (подумать только!) в те моменты, когда мне было бы особенно тяжело (как в известной притче о следах на песке, которая на самом деле очень жизненна). И вот ведь что получается: скорбь для верующего человека не оборачивается бедой, (как для тех, которые отказывались «рассудить» о себе во время «кризиса»). Здесь же, наоборот, она становится ступенькой, приближающей к Богу. И христианское терпение – это уже не бессмысленное пассивное претерпевание, а твердое стояние в вере, стойкость. И христианская надежда– это не какое-то мечтание о том, что вряд ли сбудется (которая «умирает последней», как это понимается в современном русском языке). На самом деле, слово «надежда» происходит от слова «ждать» с приставкой «над», то есть это уверенное ожидание того, что несомненно исполнится. Конечно, сил для такого «терпения» и «надежды» нам бы надолго не хватило, что уж говорить. Но Христос-Спаситель, который идет рядом с нами, потому что Его Кровь течет в наших жилах, Он в трудное время преизобильно укрепляет наши (уже менее гордые) сердца. Тот, кто имеет опыт любви Христовой, которая возрождает весь мир, тот имеет силы перенести любое испытание, трудность, скорбь. Он и другого человека сможет искренне полюбить независимо от обстоятельств их взаимоотношений - только ради Христа. Это тот случай, когда «за одного битого двух небитых дают». Вот почему без ложного смирения христиане благодарят Бога «и за скорбь, и за радость». ВОНМЕМ. ПРЕМУДРОСТЬ. ВОНМЕМ.Оказывается, именно несение крестаоткрывает самое полное богопознание (ср. Лк.14,27). В Царство Божие не входят совсем «не распятые». Вот она – радость победы вместо погибели! Только здесь мы находим наш настоящий Царский Дом, которого бы нам всю жизнь не хватало (это не значит, конечно, что нам плохо в земном доме с семьей; тут нет противоречия: только развитие). В этом Доме – усыновление Отцу Небесному, только потому, что верующие люди в Таинстве Причастия, а потом и в реальной жизни соединились с Его Единственным Сыном. Здесь Дух Святой изливает любовь Божию ко всем людям в наши сердца, делая человека Своим храмом. И, кто это мог бы себе представить (!), здесь находится наше (?) место у четвертого края стола Святой Троицы (!!!), которое мы видим свободным на иконе прп. Андрея Рублёва. Вот что, оказывается, имел в виду наш старший современник – архим. Иоанн Крестьянкин, когда писал, что лучшее время в его жизни – это годы в ГУЛАГе. Здесь речь не о мазохизме, просто ощущение присутствия рядом Бога превышает даже страдание, унижение и боль. Когда его освободили из заключения, Бог на шаг отступил, и оказалось, что, получив свободу, человек потерял больше, чем приобрел. В этом же смысле свт. Лука (Войно-Ясенецкий) – известный хирург – озаглавил свои дневники так: «Я полюбил страдания». Всё же думается, что нам с вами этот опыт новомучеников вряд ли будет доступен в той же мере, ну и слава Богу! Наши скорби обычно и легче (хотя и среди нас есть сильные люди), и реже, и бережнее Бог «приземляет». Поэтому и страшиться скорбей не стоит ни в 2021 году, ни в последующих. Вообще призыв «думать о хорошем» имеет, конечно, здравое христианское зерно. Более того, не просто «думать», а несомненно ожидать хорошего, вернее, ожидать блага, не забывая, однако, что любой человек, с которым я встретился, еще более меня его (блага) достоин. Ведь не то чтобы никакое событие не случится, даже ни один волос с головы не упадет без благого (так сказать, сверххорошего) Промысла Божьего о нас (ср. Мф.10,29-31; Лк.21,18). Лишь бы только нам не ослабеть в вере в Господа нашего Иисуса Христа. Ради наших любимых (да и ради самих себя) мы не имеем права оказаться беспомощными в наше по-своему трудное время. А для этого будем всегда вверять себя Ему, благоговейно приступая к Таинству Причастия Его Тела и Крови. ВВЕРЯТЬ – это и есть последний и важнейший смысл слова «вера». Здесь и заложена Богом долговременная основа человеческого счастья, которого мы так много желали друг другу при встрече Нового 2021-го года. *** P.S. Уже месяц назад мы отпраздновали Великий День Рождества Христова. Люди возвращаются в храм, Слава Богу (!): многие из нас стали соборными участниками и причастниками Праздника. Вот уже три недели мы не поем рождественских песнопений. Но НАВСЕГДА останется с нами Великая Рождественская весть, умещенная всего в три пророческих слова: «С НАМИ БОГ» (Мф.1,23). И мы с Вами засвидетельствовали ее вместе, соборно, а значит этот наш Рождественский Литургический «АМИНЬ» уже никто никогда не сможет отнять помимо нашей воли. Христос Рождается, чтобы Своею смертью уничтожить нашу смерть. Христос Рождается, чтобы «быть с нами во все дни до скончания века» (Мф.28,19), питая нас каждый Воскресный День Своим Телом и Кровию. Христос Рождается, чтобы мы на всяком месте могли с сокрушенным сердцем сотворить такую близкую нам молитву: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. «С НАМИ БОГ», а значит наполняются покаянием и наши грешные сердца. «С НАМИ БОГ», тогда и в ослабевшие руки приходит сугубая сила; отступают и пришедшие в какой-то момент болезни, скорби и беды. «С НАМИ БОГ», и от слов верующего «Благодарю Тебя Господи за всё» убегает диавол. Не зная эту весть Рождества Христова, никто не сможет понять, как возможно в любых обстоятельствах «всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить» (1Фес.5,16-18). ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ – СЛАВИТЕ, ЯКО С НАМИ БОГ!!!
|
|||
|