|
|||
Тема Музыкальная форма как средство выразительности.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема Музыкальная форма как средство выразительности. Задание : - прочитать материал по теме лекции; -написать в тетради формулировку музыкальной формы; -выписать, структурные компоненты музыкальной формы и основные принципы музыкальной формы; - выписать формулировку простых музыкальных форм и кратко их особенности.
Что же такое «музыкальная форма»? Это понятие в музыке имеет два значения. В широком понимании этого слова – совокупность средств музыкальной выразительности ,воплощающих содержание музыкального произведения. В узком же смысле - форма — это определенный распорядок частей и характер отношений между собой. Не только широкое, но и узкое определение музыкальной формы связано с содержанием: ведь последовательность частей есть нечто иное ,как последовательность музыкальных мыслей, музыкальных образов, а взаимоотношение частей формы говорят о том или ином виде связи между образами. Форма как совокупность художественных средств и как структура произведения важна и существенна в каждом искусстве. Но в музыке особенности ее временной и звуковой природы с особой настойчивостью требуют ясной, тщательно разработанной, безупречно логичной форы. .Установление форм, их историческая кристаллизация происходили отнюдь не без влияния жанров. Так, например, не существует единой формы вальса. Любое музыкальное сочинение состоит из различных частей. Если бы этого не было, произведение представляло бы собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Каким же бесформенным было бы тогда произведение, в котором все время появляются новые и новые мелодии и их сочетания. Форма в музыке - организация музыкального целого, способы развития музыкального материала. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). Жанровые обозначения вносят несколько важных моментов: •а) указывать на общий характер музыки (например, ноктюрн); •б) предполагать особую технику композиции (например, мотет или фуга); •в) основываться на ритмической модели или темпе (менуэт); •г) включать в себя внемузыкальные значения или термины (например, симфоническая поэма); •д) указывать на манеру исполнения (концерт) или число исполнителей (квартет); •е) быть связаны с конкретной исторической эпохой и ее вкусами (вальс), а также с национальным колоритом (полонез). В действительности существует всего несколько основополагающих формальных структур, и если композитор останавливается на том или ином жанровом обозначении, это еще не означает, что он привязан к какому-то определенному структурному тип Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, – это строение музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы: Повторение; Варьирование; Контраст; Развитие: Соотношение же продолжительностей частей формы будет обозначаться терминами «структура» или «строение». В строении музыкальной формы очень важна пропорциональность, то есть соответствие основных частей формы по продолжительности (ритм в широком смысле слова).
|
|||
|