|
|||
Примеры мини-кейсов для разработки и принятия управленческих решенийПримеры мини-кейсов для разработки и принятия управленческих решений Кейс 1 Придумайте ситуацию, когда вы получаете постоянный доход, расходуя только следующие принадлежащие вам ресурсы:
Кейс 2 Насколько верны следующие умозаключения?
Кейс 3 Представьте, что вы глава государства. Проанализируйте предполагаемые издержки и выгоды при принятии следующих решений:
Кейс 4 Французский писатель Ф. Рабле (1494—1553) подметил, что еще в XVI в. долги превратились в непременное условие хозяйственной жизни. В его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Панург высказал поразительное суждение: «Природе легче бы питать рыб в воздухе и пасти оленей на дне океана, чем терпеть скаредный мир, где никто не давал бы в долг». Вы согласны с ним? Каковы преимущества и недостатки практики покупки оборудования в кредит для собственника предприятия производственного типа? Разъясните, что означают понятия «кредит» и «процент» для собственника предприятия производственного типа? Кейс 5 Вы главный менеджер большой фирмы по производству всемирно известных папирос. Фирма имеет многочисленные филиалы во всем мире с большими объемами продаж. Появилась возможность открыть еще одну фабрику на Украине, и от вас зависит решение о подписании нового соглашения. С одной стороны, строительство такой фабрики обеспечит регион новыми рабочими местами, снимая проблему безработицы, с другой — принесет большой доход фирме. Однако вы ознакомились с результатами исследований относительно влияния курения на организм человека. Каким будет ваше решение? Подпишете вы новое соглашение или нет? Почему? Кейс 6 Вы менеджер по производству в фирме, которая изготовляет холодильники. Не так давно вы узнали, что холодильники конкурирующей фирмы обладают дополнительными функциями (свойствами), которые в холодильниках вашего производства отсутствуют. На ежегодной специализированной выставке фирмы конкурента будет открыт офис для гостей, где на одном из заседаний ее руководитель расскажет своим дилерам о новых разработках. Вы можете уполномочить своего сотрудника быть присутствующим на этом заседании в статусе нового дилера, чтобы узнать о новинке. Пойдете ли вы на такой шаг и почему? Кейс 7 Руководителем небольшого динамично развивающегося предприятия была сформулирована установка на прием новых сотрудников — обязательно молодых, амбициозных и нацеленных на профессиональный рост. Руководитель рассуждал так: если сотрудник стремится к успеху, он станет работать не только на себя, но и на предприятие, что будет способствовать его развитию. В течение 1,5 лет эта политика давала свои плоды, однако к концу второго года возник резкий обвал увольнений. При приеме на работу людям обещали карьерный рост, но вакансий на руководящие должности в компании не было. В результате за короткое время организация потеряла самых активных и успешных работников. В чем заключалась ошибка руководителя? Какие действия в этой ситуации можно было бы предпринять, чтобы стабилизировать наиболее ценных сотрудников? Кейс 8 После посещения немецкой фабрики руководство российской компании приняло решение выдавать своим рабочим заработную плату в конвертах, как это делают в Германии. Через некоторое время в цеху вспыхнул настоящий бунт. Рабочие открывали конверты и сравнивали заработную плату. Поскольку некоторым молодым рабочим, только что пришедшим в компанию, выдавали заработную плату неоправданно выше, чем остальным, сотрудники, которые работали в компании давно, посчитали, что нарушен основной принцип, и стали угрожать увольнением. Как вы считаете, правильное ли решение приняло руководство по выдаче рабочим заработной платы в конвертах? Каким образом необходимо было объяснить рабочим введение новой формы оплаты их труда? Почему возник бунт и что бы вы могли предпринять в такой ситуации, если бы были руководителем этой компании? Кейс 9 Одно среднее российское предприятие возникло на основе семейного бизнеса. Руководителем компании стал средний брат, но все ключевые позиции на предприятии занимали его родственники: родители, старшая сестра, младший брат, муж старшей сестры, жена младшего брата и т.д. Родственники обладали приоритетными правами в принятии решений, получали большую заработную плату и бонусы. Все сотрудники знали, что войти в эту закрытую группу собственников практически невозможно. На предприятии также было известно, что усилия и активность мало отражаются на вознаграждении и поощрениях. В результате наблюдалась высокая текучесть персонала, а конкуренты между собой называли эту организацию «кузницей кадров». Какую ошибку допускал руководитель? Какие рекомендации можно предложить руководителю, чтобы устранить имеющиеся ошибки в системе мотивации персонала? Кейс 10 Вы начальник подразделения. Подразделение, которое выполняет такую же работу, что и ваше, столкнулось с нехваткой рабочих рук, и ваш директор распорядился, чтобы вы отправили в это подразделение на два-три дня 3 из своих 12 рабочих, чтобы помочь ему справиться с непредвиденной ситуацией. Работа довольно рутинная и требует только тех навыков, которые уже есть у вашей группы. Можно выбрать любого из ваших рабочих, поскольку они будут работать в другом подразделении завода не меньше и не больше, чем сейчас. Вы хорошо знаете ваших работников и можете легко выбрать троих из них, кто может выполнить задание. Работу вашего собственного подразделения надо будет организовать так, чтобы отсутствие троих рабочих не сказалось на производственных результатах. Разработайте управленческое решения для данной проблемной ситуации с позиции начальника подразделения. Кейс 11 Ваша команда является советом директоров корпорации-гиганта по производству электромашин. На сегодняшний день предприятию 70 лет. Оно является градообразующим, на нем трудятся 5 тыс. рабочих. Физический износ основных производственных фондов составляет 40%, а их моральный износ достиг 60%. Предприятию жизненно необходима модернизация основных производственных фондов, чтобы укрепить свои конкурентные преимущества на рынке. Государство требует срочной модернизации производства в рамках государственной программы, предлагая заводу безвозмездную субсидию. Вам как руководителям данного хозяйствующего субъекта известно, что после модернизации 2 тыс. человек рабочих придется сократить. В результате основная часть сокращенных не сможет найти себе работу в этом городе. Разработайте управленческое решение или ряд решений возникшей проблемы для данной ситуации. Кейс 12 Предприятие, выпускающее электронагревательные приборы, не имеет собственной торговой сети. Выпускаемую продукцию предприятие продает посреднической фирме, которая реализует продукцию в принадлежащих ей магазинах. Предприятие не проводит мониторинг розничных цен, то есть не отслеживает изменение продажной цены своей продукции. Оцените действия руководства предприятия — производителя электронагревательных приборов. В чем заключаются их ошибки? Как это сказывается на эффективности бизнеса? Какие рекомендации вы могли бы дать директору предприятия? Кейс 13 Менеджеру по закупке полуфабрикатов одного предприятия поступило предложение от нового поставщика заключить договор купли-продажи. Менеджер анализирует данную ситуацию, сравнивая старого и нового поставщиков. Старый поставщик зарекомендовал себя с лучшей стороны в течение 3 лет (качество, стабильность, сроки), но есть один недостаток — цены выше на 35%, чем у нового. Новый поставщик предлагает тот же товар, но отсутствует пакет документов (в частности, сертификаты качества). Новый поставщик говорит, что ситуация временная и в течение двух-трех месяцев документы будут готовы. Проанализируйте данную ситуацию и примите обоснованное решение. Кейс 14 Назовите экономические ресурсы и виды доходов в случае их использования, когда вы:
Кейс 15 Вы и ваша команда являетесь акционерами каучукового завода, в сумме вы имеете 90% акций в условно равных долях. Данное предприятие является очень вредным и негативно влияет на окружающую среду. Рядом с предприятием протекает единственная река в городе. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воде в 70 раз выше нормы. Загрязнение воздуха в 10 раз выше ПДК. На установку очистных сооружений необходимо 2 млрд руб. Срок окупаемости очистных сооружений — 15 лет, на протяжении которых акционеры будут получать мизерные дивиденды. Государство, понимая масштабы экологического бедствия, предлагает помощь в виде субсидий в размере 30% от необходимой суммы. Акционеры рассуждают так: с одной стороны, выгоднее платить очередные штрафы, чем вкладывать деньги в экологию, но с другой стороны, есть социальная ответственность перед населением. Найдите выход из сложившейся ситуации. Кейс 16 Вы начальник цеха. После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно своему штатному расписанию. Проанализируйте следующие варианты ответов и примите решение.
Кейс 17 Директор предприятия по производству мебели из массива из ценных пород дерева планирует отказаться от услуг поставщиков и размышляет о том, чтобы организовать свой дополнительный склад, который будет заниматься оптовыми закупками пиломатериалов. Основной функцией этого склада будет закупка древесины по оптовым ценам для нужд основного предприятия, а сопутствующей деятельностью — розничные продажи. Следует проанализировать слабые и сильные стороны этого решения. Также директор понимает важность того, что для хранения пиломатериалов на своем складе нужно создать особые условия. Кейс 18 У генерального директора консервного завода появилась уникальная возможность закупить итальянскую линию по производству консервных изделий со скидкой в 30%, первоначальная стоимость 20 млн руб. Капитальный ремонт старой линии обойдется в 3 млн руб. Директор понимает, что срок окупаемости новой линии — 4 года, а капитального ремонта — 1 год. Необходимо проанализировать все варианты развития событий в данной ситуации. Кейс 19 Вы владелец салона красоты. После открытия нового дополнительного зала вам необходимо укомплектовать несколько рабочих групп согласно штатному расписанию. Каковы ваши действия? Проанализируйте каждый вариант и выберите самый эффективный.
Кейс 20 Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 ч 15 мин вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече? Прокомментируйте каждый вариант.
Кейс 21 У директора предприятия по производству одежды и товаров для дома есть собственная сеть сбыта, состоящая из 15 магазинов, расположенных в крупных торговых центрах города и пригорода. Собственник заметил, что во всех 15 магазинах уменьшилась прибыль — даже с учетом стратегии сокращения затрат. Каковы могут быть причины снижения прибыли? Какие управленческие решения можно предложить директору предприятия для повышения прибыли в рамках стратегии снижения затрат? Руководитель салона красоты столкнулся с проблемой низкой квалификации своих сотрудников. Многие из них на протяжении долгих лет пользовались одной и той же технологией стрижек и окрашивания, в то время как клиенты хотели что-нибудь новое и современное. Было принято решение отправить сотрудников на курсы повышения квалификации у мастера международного уровня. Проблема заключается в том, что обучение проходит в другом городе и сотрудники салона не хотят уезжать из города, так как за время их отсутствия они не смогут работать и, соответственно, получать зарплату. Как решить эту проблему с минимальными затратами лично для руководителя? Кейс 23 Вы директор крупного предприятия, которое занимается комплексными поставками шоколадной продукции. С вами связался начальник отдела продаж и сообщил, что отдел логистики в очередной раз сорвал поставку, и теперь, чтобы сохранить отношения с постоянным клиентом, нужно срочно организовать доставку товара. Но есть еще одна проблема: на данный момент в распоряжении отдела продаж нет транспорта. Клиент грозится расторгнуть договор. Каковы ваши действия? Кейс 24 Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в назначенный срок, хотя обещал и давал слово, что подобного больше не повторится. Каковы ваши действия в этой ситуации? Проанализируйте каждый вариант решения и выберите оптимальный.
Вы директор предприятия общественного питания. Через дорогу, напротив вашего ресторана, открылся другой ресторан. В течение 3 месяцев количество клиентов вашего ресторана заметно сократилось. В связи с этим сократился уровень доходов, и ресторан находится на грани банкротства. Предложите все возможные варианты, чтобы вернуть прежних клиентов и привлечь новых. Исключить банальные способы привлечения клиентов, такие как листовки, баннеры, газеты, радио и т.д. Кейс 26 Вы начальник производства литейного цеха металлургического комбината, в подчинении у вас 500 человек. Вас постоянно отвлекают от работы такими вопросами, как: «А что, нас покупает «Мечел»?», «Правда ли, что наш завод разберут по болтам, гайкам и продадут?» и прочие вопросы... На предприятии функционирует корпоративная газета, есть доски объявлений в цехах, но тем не менее работники постоянно отвлекают вас и заместителей подобными вопросами, для которых нет никаких реальных оснований. Предложите свои решения для данной проблемной ситуации. Кейс 27 Молодой специалист Игорь Андреев проработал в крупной иностранной компании по производству оборудования Macine около 2 лет и готовился возглавить отдел продаж. Руководство же приняло на должность начальника отдела продаж человека со стороны (того же возраста, что и работающий в компании специалист, но с зарубежным образованием и опытом работы там же). Объяснили это тем, что гораздо эффективнее будет работать руководитель с зарубежным опытом работы, поскольку компания является иностранной. Однако назначение было сделано вопреки обещаниям руководства назначить на данную должность Игоря Андреева. Игоря Андреева это очень задело, и теперь он вставляет палки в колеса новому начальнику — не исполняет поручаемое в срок или исполняет, но не в полном объеме. Безусловно, от этого снижается эффективность производства и объем продаж. Возникают конфликтные ситуации. Казалось бы, выход простой — уволить нерадивого сотрудника. Однако в компании наблюдается недостаток квалифицированных кадров, поэтому потерять опытного сотрудника, который очень хорошо знает производство и технологии продаж, компания не может себе позволить. Что необходимо сделать, чтобы мотивировать сотрудника качественно и добросовестно выполнять свою работу и не саботировать требования начальника в сложившейся проблемной ситуации? Кейс 28 Вы являетесь директором завода по производству бытовой техники. Предприятие существует на рынке 12 лет. У вас мало прямых конкурентов, поскольку в отличие от предприятий, имеющих аналогичную специализацию, вы имеете приоритет в объеме выпуска товара, а также интенсивно осуществляете его экспорт за границу. Вы хорошо знаете каждого из ваших работников и на протяжении всего периода времени работы завода осуществляете контроль за каждым подразделением. Столкнувшись со следующими непредвиденными ситуациями, предложите свое управленческое решение по каждой из проблем.
Кейс 29 Проверка микросхем на конвейере — утомительная и однообразная работа, но она необходима. Осознавая это, вы как менеджер данного участка не имеете возможности ни повысить работникам заработную плату, ни изменить технологию производства. Как можно при таких условиях повысить производительность труда и качество выполняемых операций на конвейере? Кейс 30 Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и от вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Если вы возьметесь за решение двух заданий, то не успеете к сроку решить ни одно из них. Проанализируйте каждый вариант и выберите наиболее подходящий.
Кейс 31 Компания X занимается монтажом и обслуживанием сетей освещения городских улиц. Цель компании — стать первой на федеральном уровне. Вы директор фирмы, предоставляющей аналогичные услуги. Фирма X — ваш прямой конкурент. Ваши сотрудники сообщают вам о своем решении перейти на сторону конкурента, объясняя это тем, что фирма X является наиболее успешной и перспективной. Каковы ваши действия в данной ситуации? Кейс 32 Руководитель службы маркетинга небольшого предприятия, выпускающего офисную мебель, пользующуюся высоким спросом у потребителей, во время деловой встречи с представителями банка принял решение заключить сделку и продать большую партию этой мебели вновь открывающемуся филиалу банка. Количество мебели, которое предполагалось продать филиалу банка, на 30% превышало запланированный объем производства предприятия. О своем решении руководитель службы маркетинга предприятия поставил в известность директора. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в результате переговоров руководителя отдела маркетинга. Правильно лит он поступил? Ваши возможные действия на месте директора предприятия? Ваши рекомендации по действиям руководителя службы маркетинга на переговорах с представителями банка? Кейс 33 Вы владелец крупного гипермаркета. Магазин необходимо содержать в постоянном порядке и чистоте. Клининговая служба работает 5 дней в неделю с 8:00 до 14:00. В выходные у вас максимальный приток покупателей. В выходные дни магазин не обслуживается клининговой службой. Грязный пол и прилавки вызывают раздражение и неприятие у покупателей. Предложите несколько эффективных (дешевых или бесплатных) вариантов для решения этой проблемы и обоснуйте их. Кейс 34 На вашем предприятии руководителям подразделений советуют проводить ежегодную оценку работы своих подчиненных. В какой форме и как часто это лучше делать? Чем завершить оценку работы сотрудника? Дружеским рукопожатием, отеческим советом или же конкретными указаниями по дальнейшей работе? Кейс 35 Вы директор предприятия «Скерцо». В последнее время вы стали замечать, что в коллективе все постоянно сплетничают и обсуждают тему денег и заработной платы. Зарплату сотрудникам выдает бухгалтер. Бухгалтеру вы запретили обсуждать с кем-либо тему окладов. Вчера к вам пришла сотрудница Иванова с расчетным листком сотрудницы Петиной и попросила объяснений, почему у Петиной зарплата больше. Вы сослались на занятость и обещали дать ответ сегодня. Ваша цель — проанализировать ситуацию, определить решение проблемы и наметить план действий. Кейс 36 Вы собрали сотрудников для того, чтобы поговорить о времени прихода на работу. Время начала работы кафе — 9:00, и сотрудникам необходимо приходить минимум за 15 мин до работы. Сегодня в кафе к 9:00 приходит обычно один человек, а с 9:30 до 10:00 приходят все остальные сотрудники. При любых ваших попытках начать разговор на эту тему сотрудники вам объясняют, что первые посетители, как правило, появляются не раньше 10:00. В том случае, если кто-то придет выпить кофе в 9:00, то и один сотрудник с этим может справиться. Также посетитель должен понимать, что кафе только что открылось и ему придется немного подождать. Ваша цель — вступить в контакт с работниками, определить свою позицию и предложить эффективное решение назревшей проблемы. Кейс 37 Между двумя подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам как к их руководителю с просьбой разобраться и поддержать его позицию. Проанализируйте варианты решений проблемы и выберите наиболее рациональный.
Кейс 38 В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации? Проанализируйте каждый вариант решения проблемы и выберите наиболее подходящий.
|
|||
|