Второстепенные персонажи
А.Н.Островский «Бесприданница».
Новый тип конфликта.
| Год написания – 1874–1878 годы.
Тема – Искажённые взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.
Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).
Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.
Направление– Реализм.
| История написания
В 70-х годах XIX столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в судебных заседаниях, где судились между собой близкие люди, и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Всё это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула её написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах XIX века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Тема
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжёлым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстаёт товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая всё же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви и вскоре находит её в лице Сергея Сергеевича Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флёр спадает с глаз героини и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие её, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в её душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.
Центральной идеей драмы Островского «Бесприданница», является осуждение нравственности общества, где деньги, богатство и знатное происхождение, превалируют над истинными человеческими чувствами. Образы героев, описанных в пьесе, ярко характеризуют представителей купечества того времени, главные герои «Бесприданницы» – люди, для которых искренние чувства человека, стоящего ниже по сословию, не имеют никакой цены. Психологическое произведение Островского стало бессмертной классикой мировой литературы.
Главные герои
Лариса Огудалова
| Молодая девушка, не лишенная талантов, она хорошо поет и танцует. Беда девушки в том, что она – бесприданница. Ее романтическая душа мечтает о настоящей любви. Она понимает свое унизительное состояние бедной невесты. Кроткая и наивная, она надеется на взаимную любовь Паратова. Чтобы сохранить положение в обществе, ей предстоит выйти замуж за мелкого чиновника, которого она не любит, понимая ничтожность его натуры.
| Харита Игнатьевна
| Мать Ларисы, обнищавшая дворянка. Цель ее жизни – удачно выдать замуж младшую дочь, у которой нет приданого. Не имеет достаточных средств, но старается держаться на уровне с богатыми людьми города. Устраивает званые обеды и ужины, стараясь показать себя в их глазах обеспеченной женщиной. Для нее человеческие чувства чужды, главным является богатство, и определенное положение среди знати, для достижения этой цели – все средства хороши.
| Сергей Сергеевич Паратов
| Очень богатый дворянин, уважаемый человек в городе. Привык жить в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Любимец женщин, любит пустить пыль в глаза, находиться в центре внимания. Пользуется наивностью Ларисы, соблазняет ее. Постепенно промотал свое состояние, теперь вынужден жениться по расчету, для чего нашел богатую невесту с золотыми приисками. Играет чувствами людей, открыто насмехается над Карандышевым.
| Юлий Карандышев
| Мелкий чиновник, завистливый и глуповатый. Не имеет большого состояния, высокомерно относится к Ларисе Огудаловой, считает себя выше ее. Хочет на ней жениться из меркантильных соображений, таким путем мечтает уравняться с богатыми людьми города. Его мелкие и ничтожные поступки вызывают презрение, он жалок и смешон. Эгоистичный и самовлюбленный тип, из чувства оскорбленной гордости, убивает Ларису.
| |
Второстепенные персонажи
Василий Вожеватов
| Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить.
| Мокий Кнуров
| Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия.
| Аркадий Счастливцев (Робинзон)
| Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства.
|
В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев.
|