|
|||
Ответить письменно
Литература 8 класс Тема № 10: «Метель». Проблематика повести. Нравственная позиция повествователя. Драматизм ситуации и своеобразие идейного звучания повести. Герои повести и их судьбы. Особенности сюжета. Пейзаж в повести. Роль названия произведения в трактовке идеи произведения. Цели: познакомить учащихся с содержанием повести, дать почувствовать ее своеобразие, «воздушность и выразительность»; способствовать развитию и обогащению речи учащихся (художественный пересказ). Ход урока 1. Организация класса 2. Новый материал 2.1.Вступительное слово Осень 1830 года А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь. Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне» – говорил он. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений. В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, провинциальном дворянстве, городской бедноте. «Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской в Москве, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере полковнике Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю». В «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями...». «Повести…» были изданы анонимно. Авторство их было приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется, и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает». «Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно». «Повести…» стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов… А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение». Один из последователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за воздушность и выразительность». 2.2.Просмотр видеоурока https://youtu.be/Q4-eZH8QvRs 3. Проверка восприятия Ответить письменно - Перечислите героев повести А.С. Пушкина «Метель» 4. Домашнее задание Прочитать повесть, подготовиться к проверочной работе, подумав над вопросом, как повлияла метель на судьбы героев, что принесла, что потребовала взамен, чему научила (письменного задания нет).
|
|||
|