Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.».



«Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.».

1) Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова. Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек. На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

 

 Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия. Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

 

2) Отсутствие лидера региона или какой-либо ярко выраженной региональной державы обуславливается одинаковым развитием стран и равномерным распределением восполняемых и не восполняемых ресурсов, а также отсутствием четких предпосылок для технологического, культурного, военного, экономического или демографического прорыва на территории одной из стран. Бразилия, несмотря на протяженность территорий, не является сильнейшей в геостратегическом или экономическом плане. Точно также ни одна из стран не может претендовать на особый статус и свою миссию в рамках региона. Это, пожалуй, один из тех примеров, когда территория не гарантирует развитие. На протяжении столетия – от достижения независимости до первой мировой войны – страны Латинской Америки значительно продвинулись в экономическом и социально-политическом развитии, которому были присущи свои особенности. При слабой заселенности большей части территории, не освоенности обширных внутренних районов Латинской Америки (например, бассейна Амазонки и Патагонии), миллионные массы населения сконцентрировались в таких экономических центрах, как Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико.

 

 Население Аргентины, Уругвая, юга Бразилии в конце XIX – первой половине XX в. заметно росло за счет иммиграции из Европы. Специфика экономического и политического развития Латинской Америки во многом определялась запоздалым по сравнению с Европой вступлением на путь буржуазного прогресса. Гигантский разрыв исходных уровней развития Старого и Нового Света, обусловленный объективными историческими причинами, предопределил включение латиноамериканских стран в единый мирохозяйственный комплекс сначала путем колонизации, а затем неравноправных отношений зависимости от передовых центров мирового капитализма. Основой ускоренного перехода региона к капитализму стало приобщение его к мировому капиталистическому рынку в качестве периферийного аграрно-сырьевого звена. B начале XX в. экономика региона носила преимущественно экстенсивный аграрно-экспортный характер (а отчасти базировалась, где для этого были условия, на добывающей промышленности экспортной направленности). И формирование промышленного капитализма происходило на основе данной экономики, а не вопреки ей. Это усложняло общую картину социально-экономического развития. В деревне господствовал латифундизм. Хозяйствам площадью свыше 1 тыс.га принадлежало не менее 80 % сельскохозяйственных угодий в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили. Подобное положение наблюдалось и в других странах. Крупнейшие массивы земли сосредоточивались в немногих руках. В Аргентине 500 крупнейших помещиков владели 29 млн.га, а в Бразилии 460 помещиков – 27 млн.га. Фермерская прослойка, как правило, была невелика.

 

3) Латиноамериканские страны первыми в развивающемся мире встали на путь экономической интеграции. В регионе еще в начале 1960-х годах были созданы интеграционные группировки, ставившие целью интенсификацию торговых связей между соседними государствами и укрепление их позиций в мировой экономике. В результате процесс интеграции уже около шести десятилетий трансформирует экономические системы Латинской Америки, в значительной степени определяет основные векторы развития внешнеторговых отношений, влияет на направления трансграничных инвестиционных потоков, способствует укреплению корпоративных связей и становлению различных форм производственной кооперации, стимулирует научно-техническое сотрудничество, «подталкивает» страны региона к более тесному политическому взаимодействию.

 

При этом латиноамериканская интеграция предстает сложным и противоречивым явлением, ее история знала как периоды повышенной активности, так и длительные «паузы», движения вспять, попытки отдельных государств пересмотреть уже принятые правила игры, получить односторонние выгоды. В последние годы процесс интеграции в Латинской Америке приобретает новые черты и характеристики, возрастает его значение для социально-экономического будущего региона. Первой интеграционной группировкой стала Латиноамериканская зона свободной торговли — ЛАСТ (Latin America Free Trade Agreement — LAFTA), созданная на основе Договора Монтевидео, поставившего цель формирования зоны свободной торговли в Западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка объединила 85 % стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это крупные и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические цели по содействию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта.

 

 Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли, прежде всего, товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта.  

 

Страны проводили протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения. Были подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить экономическую дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения. Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР/Central American Common Market — САСМ), образованный в 1960 г. в составе пяти стран: Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики). Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли в период до 1990-х гг. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. Еще одна ведущая группировка в Латинской Америке — Андское сообщество (1969 г.) в составе пяти стран — Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы на рубеже двух веков также достигла такой формы экономической интеграции, как таможенный союз. В целом, по данным Всемирного банка, в Латинской Америке выделяют 21 соглашение о достижении той или иной формы интеграции. Условно все соглашения можно подразделить на две группы. Первая группа — соглашения «первого поколения», созданные по модели Латиноамериканской ассоциации интеграции, а вторая группа — соглашения «второго поколения», взявшие в качестве модели соглашение НАФТА.

 

 

4) Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со всеми 33 независимыми государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. В годы холодной войны в политике СССР в Южной Америке преобладали геополитические и идеологические интересы. Особенно отчетливо идеологическая и политическая конфронтация между СССР и США проявилась в их отношениях с Кубой. Так называемый Карибский кризис в октябре 1962 г., чуть не приведший к ядерной войне между двумя сверхдержавами, произошел именно из-за размещения на территории Кубы советских ракет, нацеленных на территорию США. Более прагматические цели Россия преследовала в отношениях с другими латиноамериканскими странами, хотя и здесь идеологические мотивы проглядывались довольно заметно.

 

После 1991 г. Россия в силу известных причин на некоторое время утратила интерес к Латинской Америке. К концу 1990-х гг. она постепенно начала восстанавливать и расширять ослабевшие связи с этим регионом. 

 

При этом, учитывая неоднородный характер стран региона, многосторонние формы взаимодействия подкрепляются двусторонними связями с отдельно взятыми странами. Положительная динамика наблюдается в отношениях Российской Федерации с государствами, входящими в МЕРКОСУР, прежде всего, с такими его членами, как Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай, а также с отдельными ассоциированными членами — Перу, Чили и Эквадором.

Особое значение приобретают российско-бразильские отношения. Важно учесть, что Россия и Бразилия являются членами БРИКС. Москва и Бразилиа выстраивают свои отношения как стратегические партнеры. Показательно, что в ходе визита в Бразилию В. В. Путина в ноябре 2004 г. была поставлена задача формирования российско-бразильского "технологического альянса". Достигнуты договоренности по таким ключевым вопросам сотрудничества двух стран, как участие российских предприятий в разработке бразильских ракетоносителей и модернизации космодрома "Алкан-тара", сборка в России самолетов фирмы "Эмбраер" и др. Для расширения сотрудничества и диалога с латиноамериканскими странами Россия установила контакты с Организацией Американских Государств. Так, в 1992 г. она получила статус постоянного наблюдателя в этой организации.

 

 

5) В Латинской Америке большинство населения, по-видимому, смирилось с тем, что живет бок о бок с преступностью. Слишком много людей, слишком много руководителей уже даже не могут представить себе реальность, в которой убийство перестало бы быть частью повседневной жизни. Так, на Латинскую Америку приходится 42% совершаемых в мире преступлений - при всего 8% населения. Показатели убийств в США примерно в пять раз ниже, чем в среднем по Латинской Америке.

 

 Всегда происходит одно и то же. Где-то в США вооруженный до зубов человек с психическим расстройством расстреливает группу ни в чем неповинных людей. Во время последней массовой бойни жизни лишились 20 детей и шестеро взрослых. А далее следуют буря эмоций, негодование и ожесточенные споры о необходимости ограничить доступ к огнестрельному оружию. Потом все опять затихает. Вплоть до очередной стрельбы. Остается лишь надеяться, что на этот раз все будет по-другому, и что возмущение все же сделает реформы возможными. Единственная хорошая новость - в том, что общество по крайней мере не потеряло способность возмущаться.

 

В этом году война в Афганистане унесла жизни 3238 человек. Это примерно равно количеству убийств в Бразилии всего за один месяц… Каждый месяц. Во время недавнего конфликта между палестинцами и израильтянами погибли приблизительно столько людей, сколько за один «горячий» уик-энд в венесуэльском Каракасе.

Число убийств падает по всему миру… кроме Латинской Америки.

 

Несмотря на положительные изменения в Латинской Америке, преступность и насилие по-прежнему являются главным препятствием на пути ее социального и экономического развития. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности и информации Всемирного банка, именно в странах этого континента отмечен самый высокий уровень преступности в мире. По данным Latinobarómetro, отсутствие безопасности не только является основным поводом обеспокоенности граждан, опережая такие проблемы, как безработица и здравоохранение, но и оттягивает на себя значительную часть сил и средств: правительства латиноамериканских стран выделяют на борьбу с преступностью 2% своего ВВП. На днях Межамериканский банк развития (BID) провел семинар для того, чтобы оценить экономические последствия этого явления на континенте и способствовать вводу в действие новых рычагов, которые сделают более эффективной государственной политики по обеспечению общественной безопасности.

 

Ежегодно 12% граждан Латинской Америки становятся жертвами насилия (в Африке, где этот показатель самый высокий в мире, он составляет всего лишь 13%), а 32% предприятий континента несут убытки вследствие воровства или актов вандализма (это самый высокий показатель), как явствует из данных, предоставленных Сантьяго Леви (Santiago Levy), вице-президент BID по отраслям экономики и анализу. «Насилие замедлило во многих странах Латинской Америки темпы экономического роста», - поясняет Белис. Во время шести лет (2006-2012), когда на посту президента Мексики находился Фелипе Кальдерон (это был один из самых драматичных периодов в истории страны, когда в ходе так называемой нарковойны погибли более 50 тысяч человек) мексиканская экономика выросла всего на 1,84%, что является «самым низким показателем за последние четыре президентских правления», - говорится в одном из представленных на семинаре докладов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.