Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопедическая служба. КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ?



Логопедическая служба

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ?

 

Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ре­бенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полу­торамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), за­тем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, ба­ба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэто­му доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяже­нии многих минут может повторять один и тот же звук, трени­руясь таким образом в их артикуляции.

Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сы­тым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реак­ции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).

Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторя­ет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выра­жает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.

Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребе­нок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко му­зыку, считающим, что они делают это не только для собствен­ного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для се­бя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не ба­ловство — это забота о правильном развитии малыша.

Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.

Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляцион­ной мимикой, только тогда появляется способность к звукопо­дражанию.

В жизни, к сожалению, приходится часто наблю­дать, что с маленькими детьми разговаривают на большом рас­стоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хо­рошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между де­лом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его ли­ца. В таком случае для малыша это только шум.

Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получа­ет протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.

Логопед



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.