|
|||
Наймарк Елена Александровна (Саннкт-Петербург, преподаватель, методист гимназии № 540).Наймарк Елена Александровна (Саннкт-Петербург, преподаватель, методист гимназии № 540). Когда мы вместе «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности». Патрия Нельсон «Ребенок-это праздник, который пока с тобой». (Я. Корчак). Надо, чтобы у ребенка захватывало дух от интереса, чтобы он ходил на разные предметы к разным учителям школы, напимер у нашего учителя литературы класс всегда был полным и технарей тоже. (По главному психологу научно-исследовательской деятельности А.В. Леонтовичу) Моя работа в школе является призванием, и я планировала заниматься научно-исследовательской деятельностью со школьниками с первых курсов педагогического Вуза; в 19 лет я выпустила 11 классы с техническим и гуманитарным уклоном, когда сама училась в бакалавриате на историка-профессинала в третьем ВУЗе в нашей стране по ряду рейтингов-Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена и готовилась поступать туда в магистратуру. Опыт был достойным, даже, можно предположить, что убеждал наших коллег в значительной компетентности автора данного эссе. Это позволяет сказать общая активность: замечательный учитель-победитель конкурсов в нашем выпуске Алексей Некрасов (ныне-педагог школы 52 Петроградского района), научные экскурсии, олимпиады. В 2002 году с нами плодотворно работал тогда еще будущий доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ О.В. Иванов, который достаточно высоко поднял «планку» проектирования в школе и Вузе. Мы создали авторскую рабочую программу учебно-исследовательской практики школьников в 8 классе по истории. В соответствии с ней учащиеся решали исследовательские задачи, посетили Санкт-Петербургский архив кинофотодокументов, ходили на сложные экскурсии, слушали лекции российских ученых, изучали вспомогательные исторические дисциплины, археологию. Планировалось написание научно-исследовательского проекта, участие в исследовательских конференциях. Возможен обмен опытом в плане организации конференций с Ломоносовской гимназией № 73 или ведущими гимназиями по исследовательской деятельности Санкт-Петербурга, в частности, Второй гимназией, 628 гимназией. Программа апробирована на 8 «Г» классе гимназии № 144 Калининского района Санкт-Петербурга в 2005-2006 учебном году (май-июнь 2006 года). Одной из самых перспективных мы нашли работу по истории театра, написанная ученицами 9 «б» класса А. Ковальковой и Н. Чурбаковой. Защита работы и презентация удостоилась 3 места на районной внутришкольной конференции «Шаг в будущее» 144 гимназии в 2010 году. Данные исследования перспективно продолжать в плане исследования репрезентаций власти с использованием 1-3 приемов театрального искусства. Для эффективной научно-исследовательской деятельности необходимы: 1) Каталог ссылок на информационные ресурсы, связанные с научной деятельности с алгоритмами проектирования; 2) Авторские алгоритмы научно-исследовательской и проектной работы. В частности, мы представили памятки как писать исследовательское эссе, доклад, «маршрутный лист юного исследователя». 3) План конференций, в который предполагается участие: 1. Школы; 2. Районные; 3. Городские; 4. Региональные; 5. Российские; 6. Международные; 4). Презентация.
Эссе участвует в номинации «Когда мы вместе», потому что наш опыт научно-исследовательской деятельности со школьниками показал, что при профессиональном подходе учащиеся школы и Вуза поддерживают преподавателя в любой ситуации. В частности, в нашей alma mater школе № 80, мы проводили небольшую творческую «группку» увлеченных девочек и мальчиков после исследовательских экскурсий в Эрмитаж (Античность, Средние века, Новое время, история Северо-Запада России). До сих пор наши выпускники вспоминают, как я вдохновенно рассказывала, а они вдохновенно слушали рассказы про репрессированного во время советского «Академического дела» краеведа-исследователя Н.П.Анциферова. И, наконец, один из самых трогательных, ярких прецендентнов наша заявка по теме «Суициды. Шаг в безлдну» -исследовательское эссе учены 10 «А» гимназии № 540 Приморского районаСанкт-Петербурга на конкурс одаренных детей «Литература. Читатель. Время», ставшее основой исследовательского проекта, которвый мы вместе готовим на конференцию в МГУ им. М.В. Ломоносова. Смелость взрослеющего человека, взявшегося за столь острые темы, говорит о доверительном отношении к другой личности—Учителю. Поэтому важно быть позитивно настроенным, дружелюбными молодыми учеными, всегда настроенными на практикориентированную научную работу. Надо быть образованными. При таких сложных исследовательских темах нельзя не быть талантливыми, гуманными, не поддерживать друг друга. Поэтому нам удалось с В.И Блиндой выиграть не только 3, но и 1 место. Нами была предложена районам уникальная конференция межрайонная краеведческая «Северная перспектива» с оригинальной секцией «Европейские исследования», посекция «История школы». Мы также всегда сотрудничаем и планируем сотрудничать со следующими конференциями: 1. Чтения им. В.И. Вернадского (Москва); 2. Приморские чтения 3. Краеведческие чтения у карты Лесного. 4. «Крылья науки» 5. Всероссийкий экологическая конференция «Балтийский регион». 6. Ученые XXI века. 7. «Первые шаги». 8. «Триумф науки». 9. Ломоносовские чтения 10. Александринские чтения 11. Иличинские чтения. 12. Елисеевские чтения. 13. «Православная инициатива». 14. Конференции Центра развития одаренных детей «Интеллект» 15. Конференции МГУ м. М.В.Ломоносова, СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена. 16. Дебаты РГПУ, Финэка. В наших статьях в журнале «Экономика и социум» (№ 1,2, 3, 2014, электронное издание) изданы памятки, схемы по исследовательской деятельности, как и у ведущих специалистов по научно-исследовательской деятельности в журнале «1 сентября», «Народное образование». Необходимы: образование, талант, способности, знания учителя, педагога, преподавателя перед тем, как приступать к научно-исследовательской деятельности со школьниками. Гуманизм, мягкое, профессиональное отношение к человеку и объекту науки—в первую очередь. В данной стезе недопустимы дилетантизм, незнание методологии исследования.
|
|||
|