Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпоха просвещения.



 

Осн. Учебник Прот. Максим Козлов сравнительное богословие (ВОБЩЕ НЕ ИДЕТ)

Проблема: люди не знают кто такие католики. И очень много стереотипов

1 сказка: римский Папа узурпировал церковь

У каждого народа, и человека своя призма и свое понимание Бога

Ментальность:

Греки: по своей природе философское, божественная власть.

Русские: опор на страдание Христа, но и Пасха очень пышная

Латины: юридизм, четкость, армейская подчиненность. (но это их менталитет как и других)

Запад никогда не был силен в богословии.

Западная церковь плохая, потому что она полна юридизма  

Константинополь, хотел получить апостольксое приемство: церковь оснавал Ап. Андрей Первозванный

Разница языков

Иероним Стридонский, вторая пол. 4 века. Создал Вульгату: латинский перевод.

Затем латынь, стала официальным языком. Потому на западе свой минталетет и свой язык, на востоке свой

Разность понимания взаимоотношения светской и духовной власти

Амвросий Медиоланский: теория: церковная власть выше государственной. Клир служит самому Богу, творцу неба и земли. А вся светская власть это миряне.

Греция: цезарепопизм – симфония властей. Светская отдельно церковная отдельно. И император, царь, особо не нуждается в одобрении духовной власти.

Тезисы против католичества:

Учение о примате римского первосвященника и его непогрешимость

Филиокве

Догмат о непорочном зачатии Божией Матери

О чистилище

Целибат

Учение о примате римского первосвященника и его непогрешимость

Лев великий: его богословие послужило опорой для примата. 3 места в евангелии

Матфей 16 13-19 «Ты еси Петр…»

Лука 22 31-32 «Молитва Христа о Петре: но я молился за тебя, чтобы ты… утверди братию твою»

Иоанн 21 15-17 «…паси агнцы моя…»

Мол, Петр стал первый епископом Римским. Принцип Пентархии (5 патриархов)

Иерусалим, Рим, (на западе) Карфаген, Антиохия, Александрия. Константинополь занял 2-е место не по праву (она не апостольская)

При папе Льве и Григории, были подчинены автономные кафедры на западе.

Тит и Васпасиан – при них был разрушен храм.

Иерусалимский храм по началу был лишь осквернен: из него были вынесено всё ценное, храм переименован в Зевса Юпитерского, и город переименован в Эль Капиталино.

Но востания не прекратились, и в 1 четверти 1 века появился Бар-Кхоба. Обявил себя миссией, поднял восстание. В 130 г. Храм был разрушен, город тоже, место распахано и посыпано солью (чтобы наверняка)

Камня на камне не осталось

И Иерусалим перестал быть центром христианской жизнью

Каждый священник и епископ, должен был иметь грамоту, что он общается с римским епископом и имеет общение с Римской кафедрой.

Иереней Леонский: о Римской церкви: верная свидетельница апостольского предания

Тертулиан: церковь основанная на крови мучеников (на суд в Рим отправляли римских граждан, и в Колизей). И Римская церковь помогала им, потдерживала.

Игнатий Богоносец: Римская церковь, председательствующая в любви.

Если в какой-то церкви были проблемы, именно Римская церковь имела право и пользовалась им: назидать другие церкви

Курьезы. С чего все началось

Спор о времени празднования Пасхи – первый спор. Еп. Виктор (189-199)

Две традиции празднования Пасхи:

Запад: в первй воскресный день после весеннего полнолуния

Малая Азия Эфесс, 14 нисана, (в любой день недели)

Поликарп Смирнский пошел в Рим решать вопрос. Поговорили, но осадочек остался (Рим отлучил от церкви Эфесс) Ну не хорошо это. На первом соборе была принята римская традиция, но и о жесткости Рима, было недовольство.

Еп. Стефан О перекрещивании еретиков (об отпадших и еретиках: перекрещивать или нет?)

Распад смертности

Грех (греч.) – промах.

Христос второй адам – он должен был унизить себя в противовес Адаму. Если человек хочет избавить себя от смерти и тления, мы должны соединениться со Христом, преображенным и сидящего одесную Отца. Нет Христа, нет избавление от смерти.

Спор о перекрещивании еретиков

Папа Стефан (254-257) Принимать еретиков через исповеди

Киприян Карфагенский – перекрещивать

255 обор в Карфагене при Киприяне решает не принимать еретиков (перекрещивать)

Папа Стефан выражает резкую нетерпимость: только через исповедь. И называет Киприяна лже Христом и лже апостолом. Впервые папа ссылается на свое первенство. Дионисий Александрийский, и еще один святой противостояли ему. Но в конечном итоге право первенства все ровно закреплены за Римом.

Проблема противостояния многих философий это борьба Аристотелизм и Платонизма

Папа Юлий 2.

Сардикийский собор – решить проблему с гонением на Афаниасия Великого и с «подобосущниками». + Несколько канонов положение Римского епископа: дается право апелляции. (только ему)

После разделения церквей, пропала апелляционная церковь. И сейчас этот вопрос открыт.

Запоадная церковь начинает правила Сард. Собора включать в правила Никейского собора.

Папы начиная с Инокентия 1 (402-414) начинают вести жесткую политику по обобщению всех церквей вокруг Рима.

Папа лев Великий, Григорий великий. с тем, чтобы во всех церквях была одна традиция, согласованная с Римом

Было достаточно много самостоятельных церквей: Миланская церковь(Амвросий Медиоланский), Аквилейская церковь (Руфин Аквилейский) 698 – присоединение к Риму, Равенская церковь, Иберийская Церковь  (испанская) – за потдержку от вестготов вошла в рим (Осия Кордупский), Фессалонкийская церковь – по началу была под Римом, потом вышла (При Лве Исавринине и Константине Копраниме переходит под Канстонтинополь), Гальская церковь – в 7 веке.

Довел до завершения Григорий Двоеслов

Нашествие Лангобардов – обращение церквей за помощью к Риму и естественно подчинение ей.

Отоношение Папы с востоком

Дз Философия Платона и Аристотеля в чем разница

Восток – философия, Ориген, Еретики: Арианство, Македояне, Несторианство, Евтихий, Иконоборцы. Много витьистых слов и определений

Запад – юриспруденция, бл. Августин, Еретики: Борьба Пелагианства и учение Августина. Четкость

*Аскеза ничего не говорит, потому что человек может быть аскетом, но нести такую ересь и такое «Богословие»

*Силуан Афонский – «Богословское, Догматическое сознание человека на прямую связано с духовной жизнью с духовным обликом человека»

Истина – то что есть на самом деле. Бог – истинный, потому что он единственный который действительно существует. Сущий. Не что есть истина, а кто есть истина.

 

Борьба Рима и Константинополя. Рим – апостольская кафедра, Александрийская – вторая кафедра после Рима, также апостольская. 2-й Вселенский собор Константинополь стал 2-й. Борьба Александрии и Константинополя, которые заняли их место в диптихе. (Феофил Александийский и Иоанн Златоуст) (Кирилл Александрийского – Несторий (патр. Конст.)) 

Халкидонский собор – (Папа Лев Великий)

Дз найти документ 4 вселенского собора и слова «устами Льва говорил сам Петр»

«Рим сказал и дело закрыто» - когда Августин обратился с отлучением Пелагия к Папе

28 правило – Возвышает Константинополь как новый Рим над Римом Как Ветхим Римом. Римский престол не принял.

*По поводу «старцев» Арий был старцем, Евтихий был старцем – архимандритом Неусыпающего монастыря в Константинополе, Диаскор – архиепископ Александрийский.  

Аккианская схизма (484-519) (схизма – раскол) (Акакий – патриарх Константинопольский) Подписал Энатикон, который составил император Зенон (ради примирения с монофилистически настроенными Александрией). Порядк 500 архиереев подписали этот Энатикон. Из этих архиереев Петор Монг (Александрия) и Петр Гнафевс (Антиохия) были идеологами.

Иоанн Талая, онорого избрали на Александрийскую кафедру люди, сбежал, из-за того что на его место прислали другого и сбежал в Рим, где рассказал все папе Феликсу 3. Тот отлучил патр. Акакия от церкви. В Константинополе 510г. Собор, Повторяет осуждения Монофилитства.

Папа Гормис – смягчил разрыв, но установил, что необходимо придерживаться Рима, как неименной хранительнице придания. Патриарх подписал, а своим епископам написал предисловие, в котором Рим - и новый и старый.

Восток

Симфония властей: Церковь – власть передается от апостолов. Государство – власть от Бога. И они в дела друг в друга не влезают.  Но переходит в:

Цезарепопизм – когда Император собирает в своих руках как церковную, так и светскую власть.

 

Запад – теория «власти двух мечей»  Государственная власть подчиняется Церковной.

2 пол 6 века. Св. Иоанн Постник стал Константинопольским патриархом. Иоанн стал употреблять титулы «episcops ecumenicus» - Вселенский епископ и «universals ecclesiae papae» - Вселенский церковный папа.

Папа Григорий Двоеслов обличал Иоанна Постника за то, что он его использует. Причиной этому была разница в языках (вселенский в греч – патриарх для греческого мира, вселенский для Рима – патриарх всей вселенной).  А когда Александрийский патриарх стал этим титулом называть само папу, Григорий прибавил к своему титулу «Servus servorum Dei» -раб рабов Божьих.

476 г – падение западной империи. Король вест готов Адаака взял Рим.

С падения Рима начинается независимое церковно-политическое развитие Римской церкви

При папе Захарии окончился византийский период и начался Франкский. Помогает занять Пимину Короткому царский трон.  Сын Пипина Коротокого – Карл Великий.

Борьба за инвеституру. (Борьба за независимость Римской церкви от власти)

Дарственная Константина (собрание лже Исидоровских Декриталий: письма пап от Климента до Мильтиады; Дарственная Костантина; папские дикреты от Сильвестра до Григория) поддельный документ. При имп. Аттоне отменили

               

Православие достаточно широко, и сужая православие – ошибка.

Теория Папы Льва Великого: Служение папы, как и апостола Петра – особое служение. (проверить)

897 – Трупный собор

Папа Формоз – Был епископом города Порто, поссорился с папой Иоанном 8, потом, при помощи политической силы занял престол.

Папа Стефан 5. Занял престол после Формоза, и устроил «трупный собор» где осудил Формоза

Папа Стефан 6 осудил папу Стефана 5.

*Папы берут имя того папы, политику которого будут продолжать, новое имя – новая политика.

Период Порноуратии

Причина: Папы вступили в политическую игру. Герциги Исплеты которые постоянно вмешивались в политику

Падение нраваов. Как папства, так и образования, монашества и проч

Оттон 1 (912–973) Возродил

….

Григорий 7 (Гильдебранд)

Наводил порядок в католической церкви

Папу могут избирать только епископы (кординалы) (инициатива Гильдебранта) окончательно утвердил целибат. Земли распределяет папа.

«Диктат папы» 27 изречений. Излагает исключительность римской церкви и излагает учение о папе. Наиболее важные дела предоставляются на апелляцию папы, может излагать императоров, епископов, право на императрское облачение. Римский первосвященник, если поставлен законно, становится святым по заслугам ап. Петра.

Папы внесшие особый вклад в развития папского авторитета

Виктор 1 – спор празднования пасхи

Иннокентий 1 – письмо к окружным церквам, Римская кафедра первая.

Лев Великий – Богословское обоснавание папства на евангелии, 4 вселенский собор, начало объединения церквей вокруг Римского престола.

Григорий Двоеслов (1, Великий) Титул «Servus servorum Dei»

Николай 1 – «Vicarius Christi» наместник христа «Rex e sacerdos» - царь и священник. Завершилось подчинение церквей Риму. Ссылался на Лжеисидоровы декритали (при папе Стефане). Настаивал на принципе «Plenitudo potestatis» - полная власть.

Лев 9 – папа раскола (Патр Михаил Келуарий)

Григорий 7 (Гильдебранд) – Целибат для священства

Дз Аккаианская схизма

Во время малолетства Михаила 3 (императора Константинополя) правила Феодора (его мать) Брат Феодоры, Варда, имел порочное влияние на Михаила. Патр. Игнатий отлучил Варду от причастия на празднике Богоявления за брак с женой своего брата.

855 – Михаил 3 встал на престол и настоял на пострижении своей матери и сестры. Игнатий отказался 857 смещение с кафедры. (официально за то, что тот был скопцом) Варда создал гос. переворот. Протолкнул адвоката и гос. секретаря, племянника патр. Тарасия - Фотия на кафедру. За 7 дней прошел все степени священства. Папа Николай 1. К нему Фотий обратился за утверждением.

Часто пап выбирали из архидиаконов (они знали всю кухню). А тут светский человек, который ни дня не был в администации, управляет второй церковью. Папа был против Фотия и за Игнатия.

861 – двукратный собор. Константинополь. 2 папских легата. Собор узаконил, легаты подписали, но не папа.

Папа Николай 1 «Ad omnes fideles» - обращение ко всем верующим. Папа очень жестко высказывает свою позицию. Рим – глава всех церквей, и за ним стоит последнее слово. Письма к Фотию, Михаилу, народу.

863 – отлучение Фотия.

Спор о Болгарии.

Болгария стала укрепляться. Первый царь Болгар – Борис. Просит у Фотия миссионеров для посвящения. Кирилл и Мефодий относились к Римской церкви. Борис хотел свою автокефалию. Фотий не давал, тогда царь обратился к Риму. И папа снарядил целую юрисдикцию из двух епископов (один из них был еп. Формоз), священников и проч. 864 – крещение Бориса. 9 век эпоха Каролингов эпоха Карла Великого. Западная церковь пришла на территорию Болгарии, выгоняют греков, и начали всех перемиропомазывать, установление западного обряда служб, западный пост (молоко и яйца).

Август 866 – Борис отправляет к папе посольство со 106 вопросами о церковной дисцеплине.

867 – Фотий собирает собор. Окружное собрание. Перечисление всех заблуждений и ошибках Римской церкви: целибат, использование филиокве, миропомазывание от епикопов и проч. На соборе осуждается папа Николай и вставка филиокве. Фотий ищет поддержки у франкских епископов, чтобы те повлияли на государей и свергли папу. Но франки вели жесткую политику по филиокве. Но папа об этом не узнал т.к. умер. Папа Адриан. Конст. Василий Македонянин свергает имп. Михаила и пытается получить расположения Игнатия. И незвергает Фотия и ставит Игнатия. Но тот не особо его любит за либеральные отношение к мусульманам и не почитание икон. И Василий обращается к папе как к последнему источнику церковного права.

869 папа собирает собор и заявляет, что только Римскому папе принадлежит суд, а самого папу никто не может судить. Документы двуглавого собора сжигается и отлучается Фотий. 869 Малософийский Константинопольский собор. Принцип «Libellus satisfactionis» - признание верховной власти папы.

Пререкания Игнатия и папы по поводу Болгарии, чуть папа не отлучил, но умер Адриан.

870 – окончательная ориентация Болгарии на Византию.

872 – умер Адриан, (Иоанн 8) не успел отбить Болгарию

872 – Фотий и Игнатий примирились. (фотий был отлучен 12 раз). Игнатий – патриарх, Фотий – преподавательская деятельность.

Папа Иоанн пытается примериться с Фтием. 877 после Игнатия становится Фотий. 879-880 – Большой Свято-Софийский собор. (тот который должны пизнать за 8) 380 участников. Писудствовали все восточные патриархи + легаты папы. Отменил постановление малого софийского собора, и осудил всех его участников. Закрипили постановления о неизменности символа веры. (но филиокве не рассматривали как ересь) 897 – Фотий умер опять в изгнании. Папа Иоанн 8 (по слухам) отравили. (К Фотию относят чин малого освящения воды)

1848 – прославлен как святой. (В противовес прозалитической деятельности Католической церкви на территории османской империи). Русская церковь отказалась прославлять.

Убийсво папы Иоанна 8 начало периода «порнократии»

 

14 век авиньенский период

Бонифаций 8 (1294-1303) Документ «Unam Sanctam» - теория о власти «двух мечей»

Непотизм (итал. nepote –племянник) – ставил на ключевые должности своих родственников.

1269 – прагматическая санкция. Церковь Франции автономна от Рима

На это папа

1301 – булла Королю Филиппу 4 «Ausculto file» папа призывал короля приехать в Рим для покаяния

На это король

Публично сжигает буллу папы и всместе с парламентом решает, что папа им не нужет

на это пап

1302 – лютеранский собор. Принимается теория власти двух мечей

 

1377 – оканчивается Авиньенское пленение.

Римляне избирают себе Урбана 6

Авиньенцы с этим были не согласны и выбрали себе нового папы

Был созван собор. Три выхода:
Они оба свободно отрекаются

Созыв собора

Созыв тритейского суда

1409 – собор в Пизе (к тому моменту оба папы умерли) Беедикт 13 (авиньен) и …

Собор низложил папа и назачил Александра 5 – пришел Иоанн 23.

1414 (инициатр император Сигезмуд)– собор в Костанце – приглашены три папы приехал Александр. Всех отлучили. Назначили Мартина 5. Инокентий 4 – закрепил

 

 

Не было

 

 

Эпоха просвещения.

Эпоха гуманизма – Эразм Ротердамский. Суть – высокое значение человека.

Толчок от феодализма к Буржуазии, Ренесансу – крестовые походы:

· Влияние идеологии греческого мира (богословие, философия), взаимопроникновение одного в другое

· Развитие наук и образования.

 

Папа Александр 6 (Борджио) Гуманист.

Первая и основная задача христианства – привлечение человека к Богу. Если нет Христа, нет ничего.

18 век

30- летняя война между разными странами Европв. Вестфальский мир. Ослабление Германии Испании. Власть Франции. Просвещение (ит. Иллюминизмо)

Людовик 14 (Король солнца) - пытается подчинить государству церковь. Абсолютное влияние короля на все дела государство. Это и есть просвещенный абсолютизм. (Галликанизм – влияние просвещенного абстолютизма во Франции).

Иосифлянство – Священная Германская империя Иосиф II (Австровенгрия – второй рейх) *Рейх – царство, власть, империя. 1 – Империя Аттонов.

Мать Иосифа II – Мария Тереза. Не любила иезуитов (*служба разведки папы, давали 4 обета: Нистяжания, послушания, девственность + послушание непосредственно папе Римскому) запретила их на территории Германской империи. Орден сохранился только благодаря Российской империи.

Иосиф закрывает «созерцательные монастыри» (кто не трудился). Бенедектинцы – самые похожие на восточные монастыри – молитва, посты, послушание, духовная жизнь. Остальные ордены все чем-то занимались.

Однако король взял на себя обеспечение священства, открыл множество семинарий, факультетов. Но монарх сам управлял церковью (Иосифлянство)

Великая Французская революция 1789

Монтескье, Декарт, Руссо. «Абсолютная монархия не дает развиваться человеку» Может быть разделение властей.

Революция – полная перестройка. Кардинальная перемена идеологии, человеческой жизни, мировоззрения, государственный переворот.

Людовика 16 казнили (расстреляли) К власти приходит национальное собрание. В 1790 – высшее собрание принимает конституцию о правах человека, которой должны были присягнуть все. Главной властью во Франции – НС. Епископы и настоятели назначались общественным голосованием.

Произошла полная перемена сознания. Робеспьер – создал культ разума в противовес католичеству. Совершалась служба «разуму» в Нотер дам де пари»

Разделение клира – конституциональное духовенство и черный клир.
30 человек из черного клира поймали и убили.

 

11.04.19

Гумманизм

В центре – человек как высшее творение Божие. Высокая оценка личности (а не происхождение) Важна мысль гуманизма – человек, это тоже творец, как и Бог и к его творчеству, его жизни. 

Эразм Ротердамский – монах. Путешествует по Европе получает образование. Труд «похвала глупости» Противник Аристотилевой философии. Реформа – стряхнуть с себя все, что навязано силой авторитета церкви. Применяет критический подход к св. писанию.

Вывел чтение древних языков.  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.