|
|||
Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и ИнформатикиПоволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики Кафедра Философии
ГЛОССАРИЙ По дисциплине: “Философия”
Выполнила: Студент группы ЭБ-91 Малиновская (Молева) А.С.
Проверил преподаватель: Зайцева Н.В
Самара 2020 1. Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности. 2. Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. 3. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) - учение о ценностях, теория ценностей. 4. Альтруизм (фр. altruisme, лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма. 5. Анализ (от греч. analysis – разложение) - 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. 6. Анархизм (от греч. anarchía — безвластие) - мелкобуржуазное общественнополитическое течение, враждебное пролетарскому научному социализму. 7. Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. 8. Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и латинского centrum – центр) - мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог - на периферию. 9. Апологеты (от греч. apologia – защита) – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы. 10. Апологетика - творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии. 11. Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. 12. Апория ( от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. 13. Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона. 14. Архетип (от греч. archetipos – первообраз, досл. «древнейший образец») – способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. 15. Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью. 16. Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) - ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. 17. Атомизм - учение о прерывистом характере материи. Основоположником атомизма был древнегреческий философ Демокрит, который учил, что материя состоит из мельчайших частиц - атомов. 18. Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. 19. Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. 20. Волюнтаризм – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия. 21. Воля – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия. 22. «Вещь-в-себе» - категория Канта, обозначающая «истинное» бытие вещи, вещь как она есть на самом деле. 23. «Вещь-для-нас» - категория Канта, обозначающая явление, вещь, как она существует в сознании субъекта, представление человека о вещи. 24. Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом б и и возмо ытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиямжностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц. 25. Врожденные идеи - термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие. 26. Всеединство - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. 27. Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) - направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности. 28. Гелиоцентризм (от греч. helios – Солнце и лат. centrum – центр) - Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной. 29. Генезис - происхождение, возникновение, развитие. 30. Геоцентризм (от греч. ge –Земля и лат. centrum – центр) - мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира. 31. Гуманизм - 1) отношение к человеку как высшей ценности. 2) человечность в отношении к людям. 32. Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие). 33. Дуализм (от греч. dualis – двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери. 34. Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени. 35. Идеализм – (от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. 36. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. 37. Киники - древнегреческая философская школа, приверженцы которой проповедовали духовную свободу каждого человека. 38. Коммунизм - (от лат. communis - общий). 1. Общее обозначение различных утопических представлений о совершенном и справедливом общественнополитическом устройстве, о "светлом будущем" человечества. 39. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. 40. Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию. 41. Космоцентризм (от греч. kosmos-Вселенная + centrum-центр) – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. 42. Космогенез – сам процесс образования и становления мира. 43. Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят обьединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. 44. Креационизм (от лат. creatio – создание, творение) – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. 45. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи. 46. Монада - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц). 47. Монотеизм - единобожие. 48. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. 49. Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе. 50. Неотомизм - философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Формы Аквинского. 51. Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. 52. Ноосфера (от греч .noos - разум и сфера) –новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. 53. Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания. 54. Онтология (от греч. ontos сущее и logos – учение, слово) - учение о бытии вообще. 55. Парадигма (от греч. пример, образец) – образец постановки исследовательской задачи и образец её решения. 56. Пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог) - учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу. 57. Патристика – учение святых отцов христианской церкви. 58. Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее. 59. Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний. 60. Политеизм (от греч. poli – много и theos – Бог) – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов. 61. Постмодернизм - реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этикоэстетической парадигмы. 62. Прагматизм - следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды. 63. Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. 64. Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. 65. Реализм – в истории философии – позиция, согласно которой общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них. 66. Рефлексия ( от лат. отражение) - размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека. 67. Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения. 68. Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души. 69. Самосознание - сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я». 70. Скептицизм (от греч. skeptikos – исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. 71. Софисты (от греч .sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия. 72. Соборность - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. 73. Софисты (от греч .sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия. 74. Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. 75. Социальная философия – это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов 76. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. 77. Теология - Богословие, религиозная доктрина о сущности и проявлениях Бога (в иудаизме, христианстве, ислам). 78. Теоцентризм (от греч. theos – Бог и латинского centrum – центр) – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог. 79. Томизм – (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. 80. Тоталитаризм - (от ср.-век. лат. totalis весь, целый, полный): 1. одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод и другое. 2. Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. 81. Универсалии - филос. общие места, общие предметы, предметы понятийных знаний, имеющие только свойства, общие данному классу предметов и имеющие существование, не зависимое от конкретных вещей. 82. Утилитаризм (от лат. - utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения – либо цели. 83. Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. 84. Фашизм - политическое течение, возникшее в Италии и Германии, с идеологией воинствующего шовинизма и расизма, характеризуется открытой террористической диктатурой, репрессивным режимом, направленным на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии. 85. Феноменология (от греч. phainomena-явление + логия) - направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности. 86. Футурология (от лат. futurum – будущее) - учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов. 87. Философия – 1. Рационально – теоретическая форма мировоззрения. 2. Система знаний о предельных основаниях (началах, причинах) мира как целого и фундаментальных принципах бытия человека в нем. 88. Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. 89. Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. 90. Чистый разум – теоретический разум в философии Канта. 91. Эйдос – прообраз, форма вещей, идея вещи. 92. Эволюционизм - влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. 93. Экзистенциализм (от лат. exsistentia-существование) – направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные. 94. Эклектика (от греч.eklektikos-выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и т.д. 95. Элеаты - школы в греческой философии. 96. Эстетика (от лат. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности. 97. Эсхатология (греч. eschatos - последний), учение о конечной судьбе мира и человека. 98. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали 99. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей 100. Эмпиризм (от греч. опыт) – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
|
|||
|