|
|||
Ответ.. Лирическая поэзия Катулла.
20. Древнеримский философский эпос. Лукреций и его дидактическая поэма «О природе вещей». Ответ. Лукреций жил в первой половине 1в до н.э, во время перехода Рима от республиканского строя к империи. Поэма из 6-ти книг «О природе вещей» представляет стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт дает резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах и пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих потребностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично, от общего к частному. У Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, состоят из соответствующих атомов. Он даже считает, что Эпикур стал в реальном смысле богом. Когда Лукреций говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной об активной борьбе человека за свое лучшее будущее. Очевидна настроенность против всякого насилия. Но теоретически проповедуя прогресс, он часто предается пессимизму. 21. Лирическая поэзия Катулла. Ответ. Лирические стихотворения и эпиграммы создали славу Катуллу. Его стихотворения связаны с несчастной любовью к знаменитой красавице Рима, Клодии. Катулл посвящает Клодии много стихотворений, сначала радостных, а потом скорбных и порой гневных, потому что Клодия изменила поэту. Поэт сумел побороть свою любовь. У Катулла много стихотв., обращенных к друзьям: Лицинию, Кальву, Цецилию, Септимию и др. Все они полны искренности, тепла, в них немало милого юмора. В области гражданской лирики Катулл является прямым продолжателем язвительных ямбов Архилоха и сатир Луцилия, но он пошел дальше своих учителей в поэтическом мастерстве. Оформил римскую эпиграмму как жанр.
23. Вергилий и его творчество («Буколики», «Георгики», «Энеида». Влияние Вергилия на поэзию последующих веков. Ответ. Как автор трёх великих поэм он затмил греков Феокрита (написав «Буколики»), Гесиода (создав «Георгики») и Гомера (сотворив «Энеиду») Вергилий стал «классиком». Вся последующая римская поэзия полна заимствований из него, а в римской школе он был основным автором, на образцах которого учились языку и стилю. Его бесконечно цитируют и истолковывают, если бы произведения Вергилия не сохранились, их можно было бы почти полностью восстановить по цитатам. Влияние Вергилия на средневековую латинскую поэзию чрезвычайно велико, но оно заметно и в средневековом эпосе на народных языках. Творчество Вергилия оказало большое влияние на первые эпические поэмы, создававшиеся на национальных языках, и латинскую поэзию средневековья, на европейский эпос и пастораль эпохи Возрождения. Первые оперы и балеты также создавались на сюжеты, почерпнутые из Вергилия. Для всех последующих эпох Вергилий стал лучшим поэтом Рима. 24.Гораций. «Сатиры, «Оды», «Послания», «Наука поэзии» − литературный манифест эпохи (поэзия, поэт, произведение). Ответ. Гораций – сторонник серьёзного отношения к творчеству, не одобряет крайностей, исходит из здравого смысла, мудрости. Изложение ведётся в свободной манере, в духе живой беседы. Поэт переходит от одной темы к другой, подкрепляя теоретические выкладки ссылками на апробированные литературные приёмы/аналогии. В основе его рассуждений – требование единства формы и содержания. Идеал Горация – ясность, простота, логика. ... В литературном произведении все элементы должны быть органически связаны. Дерзость допустима, но с умом, и задача должна быть выбрана по силам. Залог литературного успеха – точный расчёт и умение трудиться над словом. В тридцатые годы Гораций выступает и в другом лирическом жанре – сатир. Он написал две книги таких произведений. Латинское слово «сатира» (или «сатура») означает блюдо с разнообразными плодами, которое приносили в храм богини плодородия Цереры. В римской литературе сатира первоначально представляла эклектичный жанр. Первые сатиры создал Квинт Энний, использовавший диалогическую форму. Если предшественник Горация Луцилий обличал, то Гораций скорее философствует, предаётся медитациям. Открывающая сборник сатира высмеивает скупость. Иронизирует Гораций и над гуляками, и над болтунами, и над шутами, и над рабами собственных пороков. Выделяется группа сатир, утверждающих нравственные ценности (щедроты сельского уединения; вводится эпиллий – рассказ об Офелле как призыв к достойной реакции на неприятности). Выражается и жизненная философия Горация: отсутствие зависти к богатству и власти; неброский, независимый образ жизни; внутренняя свобода. Поэт остаётся с друзьями, способными прощать недостатки, ибо никто из нас не безгрешен. Ещё один лирический жанр, над которым Гораций трудился уже в последние годы жизни – послания, составляющие две книги. Послания до Горация также писали Луцилий, Цицерон, позднее – Овидий. Послания Горация носят более субъективный характер, чем сатиры, ибо построены как доверительный обмен мнениями с близкими по духу людьми. Главное здесь – поиски положительных начал в жизни: так, полезны занятия философией, способность взвешенно реагировать на неизбежные жизненные препятствия, умение различать мнимые и истинные блага. Наставников Горация в философии был Гомер. Касается Гораций и литературных проблем, отвергая жалкие потуги лишённых оригинальности стихотворцев. О себе Гораций говорил как о не ходившем по чужим стопам. Оды составляют наиболее весомую часть наследия Горация; он обратился к ним, уже испытав себя в жанре эподов и сатир. Сам Гораций называл свои лирические стихотворения песнями, позднее комментаторы начали называть их одами, имея в виду их торжественный характер. Оды собраны в четырёх книгах. В некоторых одах Гораций продолжает традиции Пиндара; более близка ему лирика Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта; в частности, он использует характерные для них стихотворные размеры. Но Гораций не только берёт на вооружение формы и размеры греческих лириков – он наполняет их новым содержанием, тем самым придав своим стихам классическую законченность. Оды Горация – художественное воплощение его политической философии: со внимание следит поэт за острой борьбой за власть в Риме после убийства Цезаря. Оды Горация – своеобразное зеркало политических событий в Риме. Поэзия может приносить пользу, но она же доставляет эстетическое наслаждение. Хороши те стихи, в которых два этих аспекта органично сочетаются. Характеризует Гораций и истинного поэта, профессионала своего действия. Долг поэта – отделывать каждый стих, доводя его до совершенства («Почаще поворачивайте свой стилос»). Гораций не одобрял увлечения внешне красивой формой, ратовал за «правдивость слова», а она проистекала из умения наблюдать жизнь и нравы людей и делать выводы. Очевидно, что поэт не может быть безупречен, но печально, если он глух к замечаниям. Важной чертой поэзии самого Горация является «вещественность», отсюда – обилие существительных при скудости глаголов. Сказуемые часто заменяются тире. Слово у Горация весомо, сам стих упруг, внутренне энергичен. «Ударной» обычно является первая строка. Стихи Горация написаны стопами разного размера, слогами разной длительности (античность не знала рифмы, была гармония восходящего и нисходящего ритма).
|
|||
|