Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Истир - великая река, в которую стекаются все реки Лесной страны. Считается отражением Мирового Дерева на земле.



О Кащее

Кащей Бессмертный

На рубеже меж землями дрёмичей и куркутинов-кочевников стоит одинокий лысый холм, по виду схожий с высоким могильником. Зовётся он Межевой горой и с незапамятных времён там возвышается твердыня самого Кащея Бессмертного.

Никто почти его не видал, хоть и поговаривают-де оборачивается он змеями и воронами, чтобы следить за своими владениями, но его силу ощущает на себе каждый житель окрестных земель. Сам Кащей - могущественный чародей, владеющий несметными богатствами. На что бессмертному колдуну золото - никто понять не может, но и спросить, ясное дело, не решается.

Кроме молчаливых слуг, от которых веет могильным холодом, его крепость населяют и живые души. У Кащея есть три дочери дивной красоты и нечеловеческой силы: Синеглазка, Златогорка и Усоньша. Зовут их чаще "поляни́цами" - из-за буйной силы развлекаются они полякованием: скачут во всю прыть по Дикому Полю в поисках славы и сражений с воинами. Потому быстро перевелись в окрестностях лихие люди, а кочевники не решаются ходить в набеги по северным шляхам. За тихую жизнь без грабежа и разбоя требует Кащей с жителей Дивьего огнища немалую дань, а коли кто вздумает перечить - посылает порезвиться своих дочерей.

По уговору, как и во всех других землях, Кащей отправляется в полюдье за данью по осени - как начнут хлеба зреть. Но мало когда этот затворник выходит на свет солнца, и чаще посылает за оброком всё тех же дочерей. Дань ту Кащей меняет с редкими торговцами на драгоценные ткани и золото - хоть путешественники и избегают Дивьего Огнища из-за того же Кащея, но смельчаки, готовые ради наживы на любой риск, находятся всегда.

Ходит слух, что раньше Кащей куда чаще выходил из своего убежища, но сейчас он-де в большой ссоре не то с Лешим, не то с самой Бабой Ягой, а потому в Полесье не заглядывает и не посылает туда своих слуг. Но даже в лесу всем со страху чудится его влияние - охотники рассказывают бредовые байки, что в чаще завелось чудовище-людоед, по виду похожее на зайца. Многим на ум сразу пришла старая сказка о том, что смерть Кащеева спрятана в игле, а та игла в яйце, которая в утке, которая в зайце... Уж не тот ли это заяц, что вырвался из ларца, что на дубу висел за тридевять земель?

 

О Яге

Баба Яга

Ещё до той поры, пока боги разделили род человеческий на племена и сословия, жила она, Хозяйка Подземной Воды, на границе меж потусторонним миром и явью. Век от веку несёт она свою службу, охраняя путь за земную округу и врата в мир навьих духов. Нрав у неё строгий, следит за порядком в округе, точно не баба, а воевода - нет у Яги ни советчиков, ни друзей, одни только слуги. Всяк в лесу её уважает и при том боится. Не только за хитрость колдовскую, всякой женщине от роду положенную, но и за силу ратную, что за воротами железными толпится и по одному слову Яги встанет на защиту её владений.

Живёт она в избушке, входом обращённой на полуночь, возвышающейся на курьих ножках над тыном с горящими черепами. Говорят, что часто летает она над Полесьем в железной ступе, но никтогда не бывало так, чтобы нуждающийся не застал её дома. Из лесу она не выходит - нечего делать среди людей, её дело - пограничье, "миг перехода". Потому и рассказывают, что всякий, кто на тот свет отправляется, прежде обязательно с Ягой встретится.

Редко кто её видел, но говорят о ней разное: одни, что Баба Яга - безобразная старуха, с длинным носом, стальными зубами и горбом, а другие - пишут дивной красавицей, девицей величавых статей и русой косой до самой земли.

Многие вещи она знает, от всякой мудрости, что существовала от костей земли, есть у неё ключ. Но не всякий решается у неё попытать ума - за свою помощь Яга спросит такую службу, не выслужив которой, можешь никогда больше не увидеть белого света.

 

О Велеборе

На берегу великой Истир-реки, в трёх днях пути от Дивьего огнища, стоит стольный град племени дрёмичей - Велебор. В том городе сидит князем Гордей Держиславич со своей большой дружиной и семейством. Город этот не так велик и богат, как южный Чуров, но зато куда мягче нравом, чем суровый Славен-град, который заморяне зовут на своём языке Хьярлеборг.

В Велеборе много мастеровых людей, а ещё больше - торговых гостей с Полуночного моря и от куркутинского кагана. Изредка случается повстречать человека из Золотого царства, что привозит с собой бесценный шёлк, сладкие вина, и цветное стекло. Здесь же находится самое главное святилище всего племени, где верховодит всем великий Волхв. Особо рьяно чтят здесь скотьего бога - Велеса. И есть об этом такой сказ.

В старии года у вожака племени дрёмичей была дочка Предслава: и лицом бела, щеками румяна, белобока-волоока. Знала многие тайные языки и оттого не трогали её ни лесные звери, ни даже гнусная мошка. Но однажды случилось ей, гуляя по берегу Истира, наступить на притаившуюся в траве змею. Только ногой заступила, так объял её столб пламени, вырвавшийся из-под земли, из которого вышла она жива и невредима. Однако после понесла она ребёнка, и родила сына - Огнеяра, который был оборотнем. Тогда признали все в том большое чудо, а самого Огнеяра - сыном Велеса. Позже он возглавил племя, став его первым князем, и выстроил на том самом месте, где ходила Предслава город, который по отцу назвал Велебором.

С тех пор княжеский род, идущий от самого владыки подземных богатств и всякого мирского достатка, не прерывался и по сей день.

Об учтивости.

Пара слов для тех, кто хочет блеснуть благовоспитанностью и велеречивостью. Как следует обращаться к разным встречным, чтобы уж точно не обидеть, а может быть, даже и задобрить.

Прежде всего надобно отметить, что обращения на "Вы" покамест не существует ни для кого, вне зависимости от статуса человека. И князю, и холопу следует говорить. "ты".

Кащей Бессмертный зовёт себя не иначе как "Навий Царь", чем ставит себя вровень чуть ли не с Кесарем с далёкого южного моря, а то и выше. И требует он от других такого же обращения.

Бабу Ягу помимо прочего, зовут особым прозвищем: "Хозяйка Подземной Воды" - считается, что ей принадлежат все водные ключи, что ещё не пробились на поверхность.

Князя, княгиню или человека княжей семьи следует звать "государь/государыня". Или даже более вычурно - "господарь".

Человека знатного, вельможу звать следует "господин" или "госпожа". Также это обращение допустимо ко всем вышеперечисленным, но не будет столь уважительным для них.

К лесному или домашнему духу, например, Лешему или Домовому надо обращаться "хозяин"/"хозяйка" - так как каждый дух владеет или лесом, или домом или даже межой среди полей. Домочадцы деревни могут звать домашних духов "сосед", "соседушка", если они не в ссоре.

Человека старшего по возрасту или особо важного на деревне зовут "почтенный", часто прибавляя род занятий, за который это почтение выказывается: староста, знахарь, т.д.

Человека простого, или равного себе можно порадовать словом "уважаемый".

Подлого населения, холопов и челяди на игре не планируется. А если таковое и будет, то от свободных людей они не ждут особой милости.

 

О Случившемся

С год назад на Дивьем огнище случилось большое несчастье. Была у Горислава, местного сказителя да краснобая, жена-красавица Пребрана. Дом у них был славный, что всем огнищем справили, и пятеро детишек: сильных и здоровых. Старший уж жену себе завёл, а та Горислава внуком порадовала - радости было на всю округу. А меж тем и Пребрана, пусть и не была так юна как прежде, снова тяжёлая ходить стала. Но ох и тяжко ей то бремя далось - всё охала, мучилась, ходить не могла, только на полатях лежала. Мать ее, знахарка Тихомира, ночей не спала, всё пыталась прогнать неведомую напасть, да никак не могла дать родимой дочке облегчения.

Тяжело Гориславу было на мучения жены смотреть, да и уехал в город - искать заработка, а заодно совета какого умного лекаря. Всё равно ума не высидишь - прибаутками да россказням с того света людей не вытащишь. Но как обернулся он домой - нашёл свой дом пустым и позаброшенным.

Как разродилась Пребрана мёртвым младенцем, так и отлетела её душа. А следом, будто по какому страшному наущению, вся семья Горислава истаяла: один за другим все дети, внуки, дядья да племянники в могилу ушли, меньше чем за год. Отвернулась от Горилсава последняя родня да друзья - посчитали за подлую трусость его отъезд от больной жены.

Стал он жить один, и в старую свою избу не возвращался. За тот год постарел на все десять зим. Ходит осунувшийся, дёрганный, нелюдимый, боится каждого шороха. По всему дверному косяку у него воткнуты ножи да булавки, порог солью просыпан, а сам он если за дверь и выходит, так всё чуров зовёт.

С тех пор поселилась в его старом доме зловредная кикимора Пустодомка, но по счастью большого вреда не чинит - все тот дом стороной обходят.

 

О Змее

Ходит на Дивьем огнище поверье про Огненного Змея. Зовут того змея ещё Прелестником, да Змеем-Любакой. Когда летит в небе, то похож он на летавицу, только гремит, как гром, выгибается огненным коромыслом и горит жарким пламенем. А как ударится оземь, рассыплются его крылья искрами, да и встанет он на две ноги, точно человек, и добрым молодцем оберёнется.

Имена свои Змей-Прелестник получил неспроста: уж больно сластолюбив этот дух. Может статься заезжим княжичем, да прельщать подарками драгоценными девицу, а то и навестит убитую горем вдову в образе ушедшего сердечного друга, а там уж... дело тёмное, да нехитрое.

Только дары его недолговечны: золото обращается черепками, а гостинцы - камнями и навозом, чуть только взойдёт солнце, а любовь его - помрачение. Разбрасывает он по дорогам дорогие бусы, перстни, ленты шёлковые на ветви вяжет. Чуть только подберёт неразумная дева такую вещицу, так и станет её одолевать.

Станет тогда девка сама не своя. По ночам не спить, а днём до самого обеда на лавке валяется. Осунется, будет сама с собой разговаривать, из дому пропадать. Потихоньку сойдёт с ума и, не снеся мучений, наложит на себя руки - сгинет человеческая душа, а Змею всё одно потеха. Загубит одну, станет ходить к другой, если только бдительная родня не заприметит перемены.

Бают, есть способы отличить Обаяльника от вернувшегося домой супруга: дескать нет у него хребта, а глаза его в темноте что угли светятся. Но, видать, умеет Змей так заморочить жертву, что не всякой есть дело до того, чтоб нащупать у него хребет в спине.

 

Словарь основных терминов и персонажей:

1. Велебор - столица племени дрёмичей.

2. Говорлины - аналог славян в данном мире. Называют себя так из-за взаимопонимаемости языков разных племён.

3. Дивье огнище - место действия игры, селище возле границы с Диким Полем.

4. Дикое Поле - название великой степи, лежащей к югу от земелб говорлинов.

5. Дрёмичи - племя, которому принадлежат жители Дивьего огнища и города Велебора.

6. Заморяне - аналог скандинавов.

7. Змей- включая разные наименования, основное название хтонического чудовища, считающееся порождением Велеса. Так же считается что именно в него и пытаются попасть молнии когда идёт гроза (Змей может прятаться в дереве, человеке и тд.)

8. Золотое царство - аналог Ромейской империи (Византии).

9. Истир - великая река, в которую стекаются все реки Лесной страны. Считается отражением Мирового Дерева на земле.

10.  Каган- светский и религиозный глава народа куркутинов.

11.  Кесарь - (также "Царь") правитель Золотого царства.

12. Князья Леса - божественные тотемы-прародители личивинов.

13.  Куркутины - аналог хазар и алан в данном мире. Племена кочевников.

14.  Лангрика (-е/-и) - (по аналогии с "Garðaríki") название земель говорлинов на языке заморян - "Долгая Земля".

15. Личивины - племя охотников, живущее рядом с Дивьем огнищем. Вдохновлены бытом некоторых финно-угорских племён.

16. Межевая гора - холм на границе со Степью. На ней стоит крепость Кащея.

17. Морской Путь - страны, населённые заморянами, аналог Балтики.

18.  Огнеяр- полумифический князь-оборотень, основатель династии князей Велебора. Сын Велеса по преданию.

19. Огнище - от "очаг". Имеет несколько значений: кострище, совокупность домочадцев, т.е. маленькое семейное посление (хутор), а также совокупность челяди одного хозяина. Отсюда же - должность "огнищанина" при князьях (зав.хоза).

20.  Полесье- малонаселённая часть земель говорлинов, также называемая Лесная страна и Зелёная межа, густо поросшая лесом и находящаяся на границе с необитаемыми лесами.

21. Полуденное море - южное море (аналог Чёрного моря)

22. Полуночное море - северное море, где и проходит Морской путь (аналог Балтики или Белого моря)

23. Полюдье- ежегодный сбор дани князем, когда он объезжает все свои владения.

24.  Предслава - полумифическая княгиня дрёмичей, мать Огнеяра.

25. Поляница - дева-богатырка, занимающаяся "полякованием" - поиском в степи противников и битв с ними, ради получения славы и развлечения. Сюжеты с поляницами считаются отголосками скифких преданий.

26.  Славен - северный город говорлинов, близкий по духу к заморянам.

27.  Тенгри-хан - "Господин Небо", верховное божество куркутинов.

28.  Умай-энэ - "Мать-Земля", одно из главных божеств куркутинов.

29.  Хьярлеборг - "Славная крепость" - название Славена на языке заморян.

30.  Чуров - крупнейший и богатейший южный город говорлинов (аналог Киева). В сфере влияния куркутинов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.