Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 3



 

Преподаватель: Древицкая М.Г.

Тема: Деловое общение

1. Мотивация изучения темы.

Деловое общение используется в деятельности каждого человека. Овладение навыками делового общения - необходимое условие для успешного взаимодействия партнеров по общению.

Культурная речь - признак интеллигентности и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты - это все лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания. Не засоряйте речь словами-паразитами, используйте в речи формулы речевого этикета.

2. Цели занятия.

Учебные:

- знать особенности делового общения и его формы, используемые в медицинских учреждениях;

- знать формулы речевого этикета и уметь применять их в общении;

- знать нормы служебных взаимоотношений;

- уметь осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

- знать основные техники и приемы общения.

Воспитательные:

- воспитывать понимание важности владения русским языком и культурой речи;

- воспитывать убеждение в необходимости личностного роста и саморазвития, совершенствования своих профессиональных навыков на любом этапе обучения и профессиональной карьеры.

Развивающие:

- развивать коммуникативные компетенции студентов, их интеллектуальные способности;

- развивать память, логику, лингвистическое мышление и культуру речи студентов.

Формирование компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

3. Основные этапы занятия:

1. Организационный момент                                      3 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний                          10 мин.

3. Основная часть                                                       39 мин.

4. Практическая работа                                              15 мин.

5. Итоговый контроль                                                  7 мин.

6. Подведение итогов занятия                                    4 мин

7. Задание на дом                                                          2 мин.

 

 

4. Список литературы:

Основная:

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Учебное пособие для студентов среднего профессионального уч. заведения [Текст] Т.М. Воителева. 3-е издание, Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.

2. Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие [Текст] / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003. - 432 с.

4. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс [Текст] / Е.Н. Зверева. - М.: Издательский Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с.

Дополнительная:

1. Русский язык и культура речи: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.И.Максимова, А.В.Голубевой. - М.: Высшее образование, 2007. - 356 с.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения: Конспект лекций [Текст] / А.В. Сорокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.

Интернет-ресурсы:

1. Справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи» [Электронный ресурс] // http://www. gramna.ru/RUS/.

 

Приложение 1

Особенности официально-деловой речи

Официально-деловой стиль обслуживает сферу сугубо официальных отношений. Это стиль административно-канцелярской документации, законодательных документов, дипломатических документов.

Характерные особенности:

Ø лаконизм;

Ø достаточность информационного сообщения, отвечающая целям письма и характеру отношений;

Ø стандартизация и унификация;

Ø ясность и недвусмысленности языка сообщения.

 

Языковые особенности:

Ø часто употребляются сложносокращенные слова (ДМК, АО) и существительные, образованные от глаголов (документирование, сохранение, несоблюдение), поскольку для этого стиля характерно явное преобладание имени над глаголом;

Ø частое употребление глаголов в форме повелительного наклонения (освободить..., установить...);

Ø использование книжного синтаксиса (употребление повествовательных, двусоставных, полных предложений с прямым порядком слов; предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами; сложных предложений);

Ø широкое употребление устойчивых (шаблонных, стандартных) языковых оборотов, используемых в неизменном виде: сообщаем, что..., просим Вас рассмотреть вопрос о...


Приложение 2

Этика делового общения

Этика делового общения является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере производства. Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально-­этическими нормами и стандартами. Их можно объединить в две группы:

§ первая группа - комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло - то есть собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу не исполнял;

§ вторая группа - те нормы и стандарты, привносимый язвне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.

По характеру и содержанию общение:

• формальное (деловое);

• неформальное (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Формы делового общения:

• деловая беседа;

• деловая беседа по телефону;

• деловые переговоры;

• служебное совещание;

• деловая дискуссия;

• деловая переписка;

• пресс-конференция;

• публичное выступление.

Технология делового общения:

1. Вербальное общение - устная словесная передача информации.

2. Невербальное общение - информация, передаваемая с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации, позы тела и т.д.).

3. Дистанционное общение - передача информации с использованием различных видов технических средств (телефон, факсимильный метод, почта, интернет-коммуникации, электронная почта, системы теле- и радиовещания).

 

Приложение 3

Правила делового общения

(методические рекомендации)

Человеческое общение подчиняется определенным правилам, зачастую написанным. Раньше ведение беседы было целым искусством, но сейчас многие забывают об основных правилах ведения разговора.

Вот некоторые из них:

1. Если вы собираетесь вступить в беседу, которая уже в разгаре, не нужно спешить: для начала прислушайтесь, поймите суть разговора, после чего решите, будет ли уместным ваше участие в этом разговоре.

2. Если вы начинаете разговор первой, осторожно выбирайте тему: она

должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих. В малознакомой компании не стоит говорить о политике или религии, поднимать семейные темы - в общем, тема разговора не должна быть слишком личной или потенциально спорной.

3. Правильно ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать. Возможность высказаться должна быть у каждого. Беседа не должна превращаться в монолог, поэтому следите за собой.

4. Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно («да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу. Постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.

5. Если беседа не клеится, можно попробовать разрядить обстановку шуткой. Но шутки нужно подбирать очень аккуратно, особенно в малознакомой компании: всегда существует риск, что ваша острота может обидеть кого-нибудь из присутствующих.

6. Каким бы сильным ни было искушение отстоять свою точку зрения, не нужно терять уважение к собеседнику. Не навязывайте никому свое мнение и свои взгляды, не насмехайтесь над чужой точкой зрения.

7. Во время разговора следите за своей речью. Старайтесь воздерживаться от использования специфического сленга, профессионального жаргона и редко используемых иностранных слов, которые могут быть непонятны многим из присутствующих.

Ведение беседы подчиняется фундаментальному принципу, применимому практически в любой ситуации: не говорите собеседнику того, чего сами не хотели бы услышать.

 

 

Приложение 4

Речевой этикет

Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет - правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, что поддерживать положительную тональность разговора.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.

 

Приложение 5

Формулы речевого этикета

Формулы речевого этикета - это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для всех стадий разговора.

 

Форму речевого этикета Эталон ответа
1. Формулы приветствия   2. Формулы благодарности     3. Форму приглашения   4. Формулы поздравления     5. Формулы соболезнования   6. Формулы сочувствия, утешения     7.Формулы просьбы   8. Формулы совета     9. Формулы согласия   10. Формулы отказа     11. Формулы благодарности     12. Формулы комплемента       Здравствуйте! Добрый день! Очень рад! Мое почтение! Здравия желаю! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Сколько лет, сколько зим! С прибытием.   Большое спасибо. Благодарю вас. Очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарна. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.   Позвольте вас пригласить. Приходите, будем рады. Приглашаю вас. Могу ли я пригласить вас.   Разрешите вас поздравить. Примите наши поздравления. От имени коллектива поздравляем. От всей души поздравляю. Позвольте выразить глубокое соболезнование. Приношу вам искренние соболезнования. Я вам сердечно соболезную. Скорблю вместе с вами. Разделяю ваше горе. Какое несчастье постигло вас!   Искренне сочувствую. Как я вас понимаю. Не падайте духом. Все будет в порядке. Вам не стоит так волноваться. Вам надо держать себя в руках.   Сделайте одолжение, выполните... Если вас не затруднит... Не сочтите за труд, пожалуйста... Могу ли я попросить вас. Убедительно прошу вас.   Позвольте вам дать совет. Разрешите предложить вам. Вам лучше поступить таким образом. Я бы хотела предложить вам. Я посоветовала бы вам.   Сейчас будет сделано. Пожалуйста, не возражаю. Готова вас выслушать. Поступайте, как сочтете нужным.   Я не в силах помочь вам. Я не могу выполнить вашу просьбу. Сейчас это не возможно. Я вынуждена отказать вам.   Позвольте выразить благодарность. Я вам очень благодарна за ..! Большое вам спасибо. Министерство здравоохранения выражает благодарность сотрудникам больницы.   Вы прекрасно выглядите. Вы так сообразительны. Вы прекрасный собеседник. Вы отличный организатор.

 

Приложение 6

Решение ситуаций

1. Одногруппники приглашают тебя в кино, но мама просит в то же время сходить в магазин. Ваши действия и возможные слова?

2. Друг просит тебя на время дать ему мышку от компьютера, но это вещи отца. Ваши действия и возможные слова.

3. Послушайте стихотворение Э. Мошковской. Проанализируйте отказ.

Подарите крокодила

Игрушки, конфеты

Мне не дарите –

Все это, все это

Вы заберите.

Мне крокодила,

Такого живого,

Не очень большого,

Лучше купите...

Я бы тогда бы

Его приручил.

Я бы кормил его

И лечил...

Пусть бы жил у меня крокодил!

Я бы в ванну его посадил.

И там у него

Была бы вода,

И он бы плавал

Туда-сюда,

Он бы плескался! Купался!

И я б на него любовался...

 

                                                                                                                                                                                       

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.