|
|||
Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. ЛермонтоваСтр 1 из 2Следующая ⇒ Чтение Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Ход урока: 1. Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова - Ребята, откройте учебник на с. 92—93. Рассмотрите иллюстрации и фотографии. В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть Поэта» — скорбное, гневное и обличительное. Погиб Поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой... В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава М.Ю. Лермонтова. Впервые М.Ю. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества. Прочитайте в учебнике на с. 94—95 статью о детстве писателя. - Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? 2. Работа над стихотворением «Дары Терека» - Прочитайте на с. 96 название стихотворения, которое мы будем изучать. Как вы думаете, о чем оно? (Примерный ответ. Терек — это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.) Посмотрите видео, прослушайте стихотворение. Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова? Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении? Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы.) Какое средство художественной выразительности использует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.) Как вы понимаете выражение «буре плач его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы.) Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — плакать может только человек.) Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.) Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.) Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.) Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение.)
|
|||
|