Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова



Чтение

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб».

Ход урока:

1. Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова

- Ребята, откройте учебник на с. 92—93. Рассмотрите иллюст­рации и фотографии.

В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший сти­хотворение «Смерть Поэта» — скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой...

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотво­рение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава М.Ю. Лермонтова. Впервые М.Ю. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.

Прочитайте в учебнике на с. 94—95 статью о детстве писателя.

- Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

2. Работа над стихотворением «Дары Терека»

- Прочитайте на с. 96 название стихотворения, которое мы будем изучать. Как вы думаете, о чем оно? (Примерный ответ. Терек — это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впада­ет в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стреми­тельный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и ши­рокой.)

Посмотрите видео, прослушайте стихотворение.

Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы.)

Какое средство художественной выразительности исполь­зует поэт? (Метафору — скрытое сравнение.)

Как вы понимаете выражение «буре плач его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы.)

Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение, олицетворение — плакать может только че­ловек.) Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляе­мая, опасная.)

Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой.)

Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав.)

Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.