|
|||
Анализ баллад В.А. Жуковского Светлана», « Лесной царь»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Урок чтения для Балюры Д. 11.11.21 Тема: «Анализ баллад В.А. Жуковского "Светлана», « Лесной царь» Цель:Показать особенности баллады как лиро-эпического жанра; -Учить выразительному чтению поэтических произведений; -Совершенствовать умение анализировать поэтический текст; -Видеть романтические особенности в тексте, понимать их смысл. Запиши : 11 ноября Классная работа
Анализ баллад В.А. Жуковского "Светлана», « Лесной царь» Запиши в тетрадь: Баллада-небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) Прослушайте балладу «Лесной царь»https://yandex.fr/video/preview/5122226972088438061 Просмотрите фрагмент видеоурока, перейдя по ссылке https://yandex.fr/video/preview/3445845649401205396 Жуковскому принадлежит заслуга утверждения жанра баллады в русской поэзии. Какое впечатление произвела на вас баллада? Запомни! · Баллада включает в себя полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами. Чьи голоса мы слышим? (Мы слышим голоса мальчика, его отца и голос лесного царя.) · Как обращается мальчик к отцу? Почему? (Мальчик совсем маленький, ему страшно, т.к. едут они ночью через лес. Четыре раза малыш обращается к своему отцу, называя его «родимый». Интонация прочтения будет трогательной, волнующей.) · Каким вы себе представляете отца мальчика? · С какой интонацией мы будем читать его реплики в диалоге? (Отец очень любит своего ребёнка, ласково с ним говорит, пытается объяснить все странности происходящего. Он не показывает вида, что ему тоже страшно, хотя торопит коня, пытаясь ускакать и избежать опасности. Интонация прочтения будет спокойной.) · Каким вы себе представляете лесного царя? · Как зазывает он мальчика к себе? · С какой интонацией мы будем читать его реплики в диалоге? (Перед нами сказочный образ с темной короной и густой бородой. Он олицетворяет собой, по языческим верованиям немецкого народа, «душу леса». Хотя он и выглядит страшно, но у него приятный ласковый голос. Если сравнить, что видят и слышат, проезжая по лесу, мальчик и его отец, · Почему картины увиденного не совпадают? (Воображение ребенка ярче и красочнее, чем у взрослого человека. Ребенку душно, трудно дышать, он долго скачет на коне вместе с отцом. Ощущение страха усиливается тем, что все происходит ночью: обычные предметы кажутся странными, волшебными. Стук копыт лошади усиливает напряжение. Именно эмоциональное напряжение и фантазия мальчика приводят его к смерти) · Как вы поняли, почему лесной царь хочет забрать мальчика к себе? · Почему он завораживает ребенка? ( Царь очарован красотой мальчика, его чистой душой.) Эта баллада романтическая. Для романтизма было очень важно время, когда происходит действие. Если это утро, значит, произведение о радости, молодости; если день – о счастье, пышности, зрелости, расцвете. Вечер – символ грусти, уныния, печали, старости, покоя. А ночь – время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели. Романтизм – довольно трагическое литературное направление. Его герои живут на грани двух миров: «здесь» и «там». «Там» в данном случае – потусторонний мир. «Здесь» - земная жизнь, где счастья человеку не достичь никогда. «Эта» жизнь – средство для достижения «той». · Какие символы, свойственные романтизму, появляются в балладе? (Для реального мира характерны лес, страх, тьма, недопонимание отца и сына; для потустороннего мира - рай, перлы, жемчуга, т.е. всё хорошее и дорогое. Обычные образы в данной балладе становятся символичными. Так конь – это символ пути, дороги, а лес превращается в границу между светом и тьмой, добром и злом.) Содержание баллады – это спор тьмы и света, жизни и смерти, надежды и отчаяния. В балладе слышен голос героя – рассказчика. Ему жалко ребенка, поэтому он ласково о нём говорит, сожалеет о его смерти. Интонация прочтения будет трепетной. Обратимся к балладе «Светлана» «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) Прослушайте, перейдя по ссылке https://yandex.fr/video/preview/4651449572552551691 Назовем части композиции баллады «Светлана». Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого. Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха. Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб… Кульминация – мертвец в гробу – ее жених. Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.) - В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) - Символом чего является голубь? (В народе - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа? - А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон) - Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)
|
|||
|