|
|||
Мыслители о буддизме Толстого. Буддизм у ТолстогоМыслители о буддизме Толстого - «Уж скорее Толстой буддист, чем христианин» (Бердяев Ветхий и Новый Завет… / ПРО. С. 249). - «В нем восточная, буддийская настроенность, враждебная христианскому Западу» (Бердяев) (Духовная трагедия. С. 282). - «О буддизме и Христе он говорит всегда сентиментально: о Христе особенно плохо – в словах его ни единой искры сердечного огня. Думаю, что он считает Христа наивным, достойным сожаления…» (Горький А.М. Лев Толстой // Толстой. Проза. Воспоминания современников. С. 361). - «Самый факт «неуспокоенности» буддийской мудростью трактуется как признак святости» (Архиепископ Иоанн Шаховской. 12). «Всякое духовное беспокойство – по духу буддизма – блаженно, как свидетельство борьбы человека с косной, усыпляющей дух материей, которая, сама по себе, и есть грех, зло» (13).
Буддизм у Толстого - «Жизнь, сознание, растет бесконечно, приближаясь к Богу (Нирвана)» (дневник 1908 г.) (Божеское. С. 142). - «Да, я – Л.Н., я – писатель я – нищий, я – царь, это большое заблуждение. От него все страдания. Есть только Один и бесчисленные проявления Его, одно из которых – я. …Жизнь – в слиянии со Всем» (Божеское. С. 153). - «Проявление Его везде: в небе, в земле, в камне, песке, в звездах» (Божеское. С. 214). - «Жизнь – освобождение души от тела, непрестанное уничтожение тела» (Божеское. С. 158). - «Я есмь Его проявление, один из малых органов Его бесконечного организма» (Божеское. С. 170). - «Личность есть только воспоминание о прошедшем и желания в будущем. В настоящем – нет личности…» (Божеское. С. 173). - «Время и пространство, и вещество – обман, и мое я – обман…» (Божеское. С. 189). «Весь материальный мир есть только воображаемое…» (Божеское. С. 191). Отличие: «Смерть всегда останется возвращением к тому, из чего вышел, но никак не переход к другой жизни» (Божеское. С. 227). - «То, что мы называем действительностью, есть сон» (Божеское. С. 305). - «Жизнь есть сознание отдельности моего ограниченного пространством духовного существа от безграничного духовного существа». - «Человек есть частица божества, заключенная в известных границах».
Понятие бога у Толстого. - «Богом я называю то, что я сознаю в себе». - «Бог – начало беспространственное и безвременное, которое во мне» (Божеское. С. 102). - «Человек осознает в себе безвременное, беспространственное существо и приписывает эти свойства вне себя богу; или тоже из этого сознания выводит бессмертную жизнь за гробом, или воскресение…» (Божеское. С. 122). - «Я хочу сознание Льва Толстого заменить сознанием всего человечества. Даже всего живого. И это сознание я называю богом. Но это сознание не есть весь бог, а только одно из проявлений его, доступных мне» (Божеское. С. 143). - «Я – часть, он все. Я себя не могу иначе понимать, как часть его» (Мысли о Боге. 14). - «Нужно понимать его наполняющим все» (Мысли о Боге. 31). - «Мы в нем, как в кипятке пузыри, вскакиваем, лопаемся и исчезаем» (Мысли о Боге. 9). - «Человек осознает себя богом, и он прав, потому что бог есть в нем» (Божеское. С. 312). - «Бог и я одно и то же. Как только понял это, так и стал богом» (332). - «Я желаю пойти к тому, от кого я пришел» (Бирюков-2. С. 522). - «Я есмь орудие, орган бога, и желаю одного: исполнять свое назначение без напряжения, постоянно сознавая, что через меня действует сила божия» (Бирюков-2. С. 155).
Толстой совершенно отрицал понятие личности! - «Сколько бы ни уверял себя человек, что …одна личная жизнь может быть благою и разумною, - человек не может верить в это» (О жизни. 111-112). - «Ограниченный человек есть часть неограниченного бога, ограниченная материальностью» (Шаховской. 31). - «Рождение есть пробуждение от сна» (Божеское. С. 256). - «Если душа будет жит после смерти, то она должна была жить и до жизни» (Божеское. С. 285). - «Жизнь есть освобождение духа» (Божеское. С. 115). - «Личность есть то, что мешает слиянию моей души со всем» (Божеское. С. 326). - «Бессмертия души нет и не может быть, потому что нет души, есть только сознание вечного (бога). Смерть есть изменение формы сознания. Я верю, что я – проявление бога. Истинное я есть божественная сущность. Умирая, эта сущность уходит из личности… Божественное начало опять проявится в личности, но это не будет уже та личность» (Бирюков-2. С. 461). (То есть Толстой представляет бога как океан, а человека, как каплю, которая должна слиться с океаном. Если каплю возьмут из океана, но это будет другая капля). - «Нынче почувствовал совершенно новое освобождение от личности: так удивительно хорошо! Только бы совсем освободиться» (Божеское. С. 122).
Список литературы 1. Толстой Л.Н. Божеское и человеческое. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с. 2. Бирюков П.И. Биография Льва Толстого. В двух книгах. М.: Алгоритм, 2000. – (Гений в искусстве). 3. Толстой Левъ, графъ. Мысли о Боге. – Берлинъ: Изданiе Гуго Штейницх, 1901. 4.
|
|||
|