![]()
|
|||
На утренеНа утрене Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»55, глас 2‑й, с заупокойными стихами: 1‑й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2‑й – «Память их в род и род», 3‑й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2‑й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». Кафизма 16‑я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2‑й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (см. по 1‑м стихословии), «Иже просветивый святыя Твоя…» (см. по 2‑м стихословии), стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и седален: «Страстотерпцы Господни…», стих: «Блажени, яже избрал…», и седален: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2‑м стихословии): «Богородице Дево Марие…». (Ср.: Типикон, гл. 13.) Кафизма17‑я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2‑й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии56. Припев к стихам 1‑й статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих…». Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом57; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды58. Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». После этого начинается пение 2‑й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спасе, спаси мя»59; последние стихи статии: «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…», поются (с припевом) трижды. Затем на 5‑й глас поются тропари по Непорочных60: «Святых лик…» и прочее, с припевом: «Благословен еси, Господи…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1‑й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духов…». По возгласе поется седален, глас 5‑й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50‑й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха 1‑й (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1‑й (мученичный) на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы 1‑го (мученичного) канона Октоиха. По 3‑й песни – обычная малая ектения; кондак («Веселия ходатай нам наста…») и икос мучеников, глас 4‑й; седален мучеников, глас 8‑й: «Креста силою…». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя…». По 6‑й песни – малая заупокойная ектения61. Кондак, глас 8‑й: «Со святыми упокой…» и икос, глас тот же: «Сам Един еси Безсмертный…». На 9‑й песни поем «Честнейшую». По 9‑й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий62 Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…»63. Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 2‑го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».
|
|||
|