|
|||
Разнообразие планетных системРазнообразие планетных систем
В наши дни, когда люди пытаются достичь Луны, неверно считать сознание Кришны чем-то устаревшим. Мир стремится к Луне, а мы поем Харе Кришна. Но было бы заблуждением утверждать, что мы отстаем от современного научного прогресса. Путь научного прогресса нами уже пройден. Из "Бхагавад-гиты" явствует, что человек уже не первый раз пытается достичь высших планет. Газеты пестрят заголовками "Первые шаги по Луне", но репортеры не знают, что миллионы людей уже побывали на Луне и вернулись назад. Это случалось неоднократно, еще в древнейшие времена. В "Бхагавад-гите" (8.16) недвусмысленно говорится: абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна — "Дорогой Арджуна, даже если ты отправишься на высочайшую планетную систему — Брахмалоку, тебе придется вернуться назад". Таким образом, межпланетные путешествия не новы. Преданным сознания Кришны хорошо известно о них. Поскольку мы находимся в сознании Кришны, то все, сказанное Кришной, считаем абсолютной истиной. Как утверждается в ведической литературе, существует много планетных систем. Наша планетная система называется Бхурлокой. Над ней расположена Бхуварлока, а еще выше — Сварлока (Луна относится к этой планетной системе). Выше Сварлоки находится Махарлока, над ней — Джаналока, а еще выше — Сатьялока. Существуют и низшие планетные системы. Планеты этой вселенной подразделяются на четырнадцать типов, и Солнце — главная из них. Вот как Солнце описано в "Брахма-самхите" (5.52):
йач-чакшур эша савита сакала-граханам раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах йасйагйайа бхрамати самбхрита-кала-чакро говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами "Я поклоняюсь Говинде (Кришне), изначальному Господу, по воле которого Солнце получает колоссальное могущество и жар и следует по своей орбите. Солнце — главная из всех планет — это глаз Верховного Господа".
Мы можем гордиться своим зрением, однако без солнечного света невозможно увидеть даже того, кто находится у нас под боком. Люди с вызовом спрашивают: "А вы можете показать мне Бога?" Но что они способны увидеть? Чего стоит их зрение? Бог не так доступен, чтобы Его мог увидеть любой. Без солнечного света мы вообще ничего не можем видеть, не говоря уже о Боге. Без солнца мы слепы, и ночью, когда его нет, мы вынуждены пользоваться электричеством. Наше Солнце — не единственное в космическом проявлении: существуют миллионы и триллионы солнц. В "Брахма-самхите" (5.40) об этом сказано так:
йасйа прабха прабхавато джаганданда-коти- котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Духовное сияние тела Верховной Личности Бога, Кришны, называется брахмаджйоти, и в этом брахмаджйоти находится бесчисленное множество планет. И, как в солнечном сиянии рассеяно огромное количество планет, так и в сияющем излучении тела Кришны — бесчисленные планеты и вселенные. Нам известно о существовании многих вселенных, в каждой из которых есть свое солнце. То есть существуют миллиарды вселенных и миллиарды солнц, лун и планет. Но Кришна говорит, что тот, кто пытается попасть на любую из них, даром тратит свое время. Вот кто-то полетел на Луну, но что это дает человечеству? Какой смысл десятилетиями тратить энергию, силы, деньги, чтобы просто дотронуться до Луны? Или там можно остаться и пригласить к себе друзей? Даже если кто-то и попадет туда и сумеет там остаться, какую он принесет этим пользу? До тех пор пока мы находимся в материальном мире — на этой планете или на другой — нас будут преследовать все те же страдания: муки рождения, смерти, старости и болезней. Мы не в силах избавиться от них. Если мы собираемся жить на Луне (допустим, что это возможно), даже с кислородной маской, то как долго сможем задержаться там, и что это нам даст? Быть может, проживем немного дольше, но и там мы не сможем жить вечно. Это в принципе невозможно. А что нам дадут несколько лишних лет жизни? Таравах ким на дживанти: разве деревья не живут по многу лет? В лесу, неподалеку от Сан-Франциско, я видел дерево, которому семь тысяч лет. Ну и что из этого? Тому, кто гордится, что семь тысяч лет простоял на одном месте, это не делает чести. Как совершить путешествие на Луну, как вернуться оттуда и так далее — длинная история, и все это рассмотрено в ведической литературе. Этот способ не нов. Но наше Общество сознания Кришны преследует иную цель. Мы не собираемся тратить впустую свое драгоценное время. Кришна говорит: "Не трать напрасно свое время в попытках достичь той или иной планеты. Что ты этим выиграешь? Куда бы ты ни отправился, материальные страдания будут следовать за тобой". Очень хорошо об этом сказал автор "Чаитанйа-чаритамриты" (Ади. 3.97):
кеха папе, кеха пунйе каре вишайа-бхога бхакти-гандха нахи, йате йайа бхава-рога "В материальном мире кто-то наслаждается, а кто-то нет, но на самом деле страдают все, хотя одни думают, что наслаждаются, а другие осознают, что страдают".
Страдают все. Кого в этом материальном мире не мучат болезни? Кому не приносит страданий старость? Кто здесь не умирает? Никто не хочет стареть и страдать от болезней, однако это происходит со всеми. В чем же тогда наслаждение? Все эти наслаждения — вздор, так как в материальном мире их быть не может. Их рисует наше воображение. Не стоит думать: "Это — наслаждение, а то — страдание". Здесь нет ничего кроме страданий! Поэтому в "Чаитанйа-чаритамрите" говорится: "Потребность в еде, сне, сексе и безопасности будет существовать вечно, но проявляться по-разному". Например, американцы родились в Америке, потому что в предыдущих жизнях совершали благочестивые поступки. В Индии люди страдают от нищеты, но, хотя американцы едят хлеб, как следует намазанный маслом, а индийцы не видят масла совсем, тем не менее питаются и те, и другие. Несмотря на нищету, население Индии не умирает с голоду. Четыре основные потребности тела — в еде, сне, сексе и безопасности — можно удовлетворить при любых обстоятельствах независимо от того, рождается человек в благоприятных условиях (благодаря благочестивым поступкам) или в в неблагоприятных (в результате греховных поступков). Проблема в том, как освободиться от этих четырех основных причин наших страданий — рождения, смерти, старости и болезней. В этом заключается проблема, а не в том: "Что же я буду есть?" У птиц и зверей такой проблемы нет. С наступлением утра птицы сразу начинают чирикать. Они знают, что получат свою еду. Никто не умирает от голода, и перенаселения как такового не существует, потому что Бог устроил так, что все обеспечены всем необходимым. Могут быть только качественные различия, но более изысканные материальные наслаждения — это еще не все в жизни. Истинная проблема заключается в том, как освободиться от рождения, смерти, старости и болезней, и ее не решить с помощью бессмысленных путешествий по этой вселенной. Эту проблему невозможно разрешить даже на высочайшей планете материальной вселенной, потому что везде нас ожидает смерть. В Ведах говорится, что продолжительность жизни на Луне равна 10 000 лет, а один день продолжается шесть наших месяцев. Таким образом, жизнь на Луне длится 10 000 х 180 лет. Но земляне не могут жить там так долго. Это противоречило бы всем ведическим писаниям. Можно пытаться попасть на Луну, но жить мы там не сможем. Так утверждается в Ведах. Поэтому мы не горим желанием отправиться на ту или иную планету. Мы хотим попасть сразу на ту планету, где пребывает Кришна. Он говорит в "Бхагавад-гите" (9.25):
йанти дева-врата деван питрин йанти питри-вратах бхутани йанти бхутеджйа йанти мад-йаджино 'пи мам "Человек может отправься на Луну или даже на Солнце и на миллионы и триллионы других планет, а если его материальные привязанности слишком сильны, он может остаться здесь. Но Мои преданные придут ко Мне".
Такова наша цель. Посвящение в сознание Кришны гарантирует ученику, что в конце концов он попадет на высочайшую планету — Кришналоку. Мы не сидим без дела, мы тоже пытаемся достичь других планет, но не тратим свое время на бессмысленные занятия. Здравомыслящий человек не мечтает попасть ни на какие материальные планеты, потому что там его ждут все те же четыре формы материальных страданий. Из "Бхагавад-гиты" можно узнать, что, даже попав на Брахмалоку, наивысшую планетную систему данной вселенной, мы обнаружим и там эти четыре причины страданий. Из "Бхагавад-гиты" известно, что один день на Брахмалоке продолжается миллионы наших лет. И это не подлежит сомнению. Можно достичь даже наивысшей планетной системы — Брахмалоки, но по утверждениям ученых, если лететь со скоростью ракеты, полет займет сорок тысяч лет. Кто готов сорок тысяч лет путешествовать в космосе? Из ведической литературы мы знаем, что, пройдя определенную подготовку, можно попасть на любую планету. Тот, кто подготовит себя к путешествию на высшие планетные системы (про которые говорится, что на них обитают полубоги), сможет отправиться туда. С таким же успехом можно отправиться и на низшие планеты, или при желании остаться здесь. И наконец, тот, кто к этому стремится, может достичь планеты Верховной Личности Бога. Все зависит от подготовки. Однако планетные системы нашей материальной вселенной не вечны. Продолжительность жизни на некоторых из них может быть очень большой, но рано или поздно все живые существа, находящиеся в материальной вселенной, умирают, чтобы опять получать новые тела. Существуют разные типы тел. Человеческое тело рассчитано на сто лет, а тела некоторых насекомых — всего на двенадцать часов. Таким образом, продолжительность существования тел относительна. Но тот, кто поднимется на Ваикунтхалоку, духовную планету, обретет вечную жизнь, исполненную блаженства и знания. Человек может достичь такого совершенства, если он приложит некоторые усилия. Это подтверждается в "Бхагавад-гите" словами Господа: "Каждый, кто обладает истинным знанием о Верховной Личности Бога, способен достичь Моей обители". Многие провозглашают: "Бог велик", но это просто избитая фраза. Мы должны понять в чем заключается Его величие, и это можно узнать из авторитетного писания. В "Бхагавад-гите" Господь говорит о Себе так: "Я рождаюсь здесь как обыкновенный человек, но на самом деле Мое явление трансцендентно". Бог так милостив, что приходит к нам как обыкновенный человек, но Его тело отлично от человеческого. Негодяи, ничего не знающие о Нем, считают Кришну одним из людей. Об этом сказано в "Бхагавад-гите" (9.11):
аваджананти мам мудха манушим танум ашритам парам бхавам аджананто мама бхута-махешварам "Глупцы смеются надо Мной, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают Моей трансцендентной природы и того, что Я — верховный владыка всего сущего".
Мы сможем узнать о Кришне, если будем читать необходимую литературу под надлежащим руководством, и если мы поймем природу Бога, то одно это уже принесет нам освобождение. Мы — люди и не можем до конца постичь Абсолютную Верховную Личность Бога, но с помощью "Бхагавад-гиты", поведанной Верховной Личностью Бога, и духовного учителя можно узнать о Нем максимум того, что позволяют наши способности. Если мы действительно познаем Его, то сразу после оставления этого тела сможем войти в царство Бога. Кришна говорит:
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна "Тот, кто обладает знанием, покидая это тело, больше не возвращается в материальный мир, так как попадает в мир духовный и приходит ко Мне" (Б.-г. 4.9).
Цель нашего движения сознания Кришны — донести эту высокую научную истину до сознания каждого. А метод очень прост: произнося святые имена Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, человек очищает свое загрязненное сердце и осознает, что он — неотъемлемая частица Верховного Господа и его долг — служить Ему. Это очень приятный процесс: мы поем мантру Харе Кришна, ритмично танцуем и едим прекрасный прасад. Наслаждаясь этой жизнью, мы вместе с тем готовимся к следующей — в царстве Бога. Это не выдумки, а реальность. И хотя мирскому человеку это кажется вымыслом, тому, кто искренне хочет познать Бога, Кришна открывает Себя изнутри. Искренняя душа получает помощь от Кришны и духовного учителя. Духовный учитель — это внешнее проявление Бога, пребывающего в сердце каждого как Сверхдуша. Тому, кто очень серьезен в своем намерении постичь Верховную Личность Бога, Сверхдуша незамедлительно оказывает помощь, направляя его к истинному духовному учителю. Ищущий духовного знания получает таким образом поддержку как изнутри, так и извне. Как утверждается в "Бхагавата-пуране", процесс осознания Высшей Истины осуществляется в три этапа: сначала человек осознает безличный Брахман, то есть безличный Абсолют, затем Параматму, локализованный аспект Брахмана. Параматма напоминает нейтрон, входящий в состав атомного ядра, потому что тоже находится в каждом атоме. Это описано в "Брахма-самхите". Но в конечном счете Высшее Божественное Существо осознается как верховная всепривлекающая личность (Кришна), обладающая всеми непостижимыми энергиями: всем богатством, всей силой, славой, красотой, всем знанием и всей отрешенностью. Эти шесть совершенств полностью проявляют Шри Рама и Шри Кришна, когда нисходят к нам. Не все люди, а только чистые преданные, руководствуясь авторитетными богооткровенными писаниями, могут узнать Кришну. Остальных же вводит в заблуждение материальная энергия. Следовательно, Абсолютная Истина является Абсолютной Личностью, с которой никто не может соперничать и которой нет равных. Безличное сияние Брахмана — это излучение Его трансцендентного тела, подобное свету, излучаемому Солнцем. В "Вишну-пуране" материальная энергия называется авидйей, неведением, и проявляется в кармической деятельности, то есть в деятельности, направленной на удовлетворение чувств. Но хотя живое существо и склонно впадать в иллюзию и в погоне за чувственными наслаждениями попадает в ловушку материальной энергии, оно относится к антиматериальной (духовной) энергии. В этом смысле живое существо — положительная энергия, тогда как материя — отрицательная. Материя не развивается, пока не вступит во взаимодействие с высшей, духовной (антиматериальной) энергией, которая непосредственно является неотъемлемой частью духовного целого. Конечно, обыкновенному человеку очень трудно понять природу духовной энергии, проявляемой живыми существами, и потому это всегда остается для него загадкой. Иногда с помощью несовершенных чувств он получает о ней частичное представление, а иногда и вовсе не в состоянии понять ее, поэтому лучше всего внимать наивысшему авторитету, Шри Кришне или Его преданному, представителю Господа, стоящему в цепи ученической преемственности. Цель движения Сознания Кришны — постичь Бога. Духовный учитель, являясь представителем Кришны, помогает извне, а Кришна в форме Сверхдуши — изнутри. Жизнь живого существа, занимающегося духовной практикой под таким руководством, может увенчаться успехом. Того, кто хочет понять суть этого движения, мы адресуем к авторитетным источникам. Нами опубликованы "Бхагавад-гита как она есть", "Учение Шри Чаитанйи", "Шримад-Бхагаватам", "Кришна, Верховная Личность Бога"[2], "Нектар преданности". Кроме того, на многих языках мы ежемесячно издаем журнал "Бэк ту Годхед" ("Обратно к Богу"). Наша миссия — вывести человечество из заколдованного круга: повторяющихся рождений и смертей. Каждый должен стремиться прийти к Кришне. В журнале "Бэк ту Годхед" мы опубликовали статью "За пределами вселенной". В ней в соответствии с информацией, содержащийся в "Бхагавад-гите", описывается то, что находится вне этой вселенной. "Бхагавад-гита" очень популярна, она неоднократно издавалась и в Америке, и в Индии. К сожалению, на Запад проповедовать "Бхагавад-гиту" приезжают главным образом жулики. По другому их не назовешь, так как они сознательно обманывают людей, скрывая от них истинные факты. Достоверное же описание духовной природы дано в нашей "Бхагавад-гите как она есть". Космическое проявление именуется "природой", но есть иная, высшая природа. Космос — это проявление низшей природы, которая может находиться как в проявленном состоянии, так и в непроявленном, а за ее пределами существует другая природа — санатана, вечная. Нетрудно понять, что все проявленное здесь — временно. Наглядный пример тому — наше тело. Положим, кому-то сейчас тридцать лет. Итак, тридцать лет назад его тело еще не было проявлено, а лет через пятьдесят оно снова вернется в свое непроявленное состояние. Таков закон природы. Тело проявляется и уничтожается, подобно набегающим и откатывающимся волнам прибоя. Но материалисты заботятся только об этой преходящей жизни, которая может в любой момент закончиться. Более того, вселенная — гигантское материальное тело — как и наше тело, будет уничтожена. Так что счастливы мы или несчастны, где бы мы ни находились — на этой планете или на другой — всему придет конец. Так чего ради зря тратить время, путешествуя на планеты, где всему придет конец? Мы должны стремиться попасть на Кришналоку. Это духовная наука, и нужно постараться понять ее, а поняв, передать это послание всему миру. Сейчас все находятся во тьме. Люди ничего не знают, но очень горды собой. Но можно ли считать великим научным достижением полет на Луну, когда подготавливавшаяся десять лет экспедиция возвращается назад с несколькими булыжниками? Космические путешественники преисполнены гордости: "О, я дотронулся до Луны". Но что это им дает? Даже если мы и смогли бы там жить, то очень недолго. В конце концов все будет разрушено. Постарайтесь найти такую планету, с которой не придется возвращаться, где жизнь вечна и где можно танцевать с Кришной. В этом заключается смысл сознания Кришны. Отнеситесь к этому движению серьезно, так как сознание Кришны дает возможность прийти к Кришне и танцевать с Ним в вечном танце. Из ведической литературы мы знаем, что материальный мир — это всего лишь одна четвертая творения Бога, остальные же три четверти приходятся на духовный мир. Мы встретим это и в "Бхагавад-гите", где Кришна говорит: "Этот материальный мир — всего лишь незначительная часть целого". Как бы далеко мы ни старались заглянуть, даже если мы смотрим в небо, наш взор всегда будет ограничен пределами одной вселенной. Но внутри того, что называется материальным миром, существует бесконечное скопление вселенных. А за этими скоплениями бесчисленных вселенных находится духовное небо. О нем Господь тоже упоминает в "Бхагавад-гите". Он говорит, что есть другая, вечная природа, и она находится вне материального мира, у нее не было начала и нет конца. "Вечное" это то, что не имеет ни начала, ни конца. Ведическая религия называется вечной, потому что невозможно проследить историю ее возникновения. Христианская религия имеет двухтысячелетнюю историю, ислам — свою историю, но если вы попытаетесь проследить развитие ведической религии, то не найдете в истории ее истоков. Поэтому она называется вечной религией. Мы можем утверждать, что Бог создал материальный мир. Это справедливое утверждение говорит о том, что Бог существовал еще до сотворения мира. Само слово "создал" указывает на то, что Господь существовал до сотворения космического проявления. Следовательно, Бог не подчиняется творению. Если бы Бог подчинялся творению, как бы Он мог творить? В таком случае Он Сам был бы одним из объектов материального творения. Но Бог не подчинен творению: Он — творец и потому вечен. В духовном небе бесчисленные духовные планеты и бесчисленное множество духовных существ, тех же, кто недостоин жить в духовном мире, отправляют в материальный мир. Мы приняли это материальное тело по собственной воле, но нам не следовало этого делать, потому что на самом деле мы духовные существа. Невозможно проследить, когда и как мы получили материальное тело. Никто не может точно определить, когда обусловленная душа впервые получила материальное тело. Существует 8 400 000 форм жизни, из них 900 000 видов живых существ обитают в воде, а 2 000 000 относятся к растениям. К сожалению, эту ведическую науку не преподают ни в одном университете. Это подлинные факты, и ботаники с антропологами могут исследовать это. Наибольшее внимание в учебных заведениях уделяется, конечно же, дарвинской теории эволюции органической материи. Но в "Бхагавата-пуране" и других авторитетных писаниях, имеющих огромную научную ценность, есть сведения об эволюции живых существ в различных телах. Сейчас господствует теория Дарвина, но ее идея не нова — ведическая литература содержит колоссальный объем информации об условиях жизни в материальном мире. Мы — представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывание в материальном мире и в материальном теле — это наказание. К примеру, заключенные в тюрьме осуждены правительством, но они составляют лишь незначительную часть всего населения. Все население страны не может оказаться в тюрьме. В тюрьмах содержат только некоторых, неповинующихся закону. Так же и обусловленные души материального мира — лишь малая часть всех живых существ в творении Бога. В этот материальный мир отправляются те, кто ослушался Бога — нарушил волю Кришны. Благоразумные и пытливые должны задаться вопросом: "Почему я попал в эту обусловленную жизнь? Я не хочу страдать". Существует три вида страданий, и один из них — страдания, вызванные телом и умом. На Гаваях, напротив моего дома один человек держал животных и птиц, предназначенных на убой. Я приводил этот пример своим ученикам: "Вот стоят эти животные, и если вы скажете им: Милые, что же вы стоите? Уходите! Вас отправят на бойню", — они никуда не пойдут. У них нет разума". Тот, кто не осознает своих страданий и не ищет путей избавления от них, ведет животный образ жизни. Если человек не понимает, что страдает, и думает, что все прекрасно, у него сознание животного, а не человека. Человек должен сознавать, что на этой планете неизбежны тройственные страдания. Еще ему нужно знать, что он обречен на муки рождения, смерти, старости и болезней. Поэтому человек должен искать способа избавиться от них. Вот в каком направлении нужно проводить исследования. Не успев появиться на свет, мы уже испытываем страдания. В течение девяти месяцев человеческий зародыш находится в стесненном положении в герметической сумке брюшной полости своей матери. Он не в состоянии даже пошевелиться и защищаться от насекомых, которые его кусают. Наконец ребенок рождается, но его страдания продолжаются. Мать, разумеется, заботится о нем, но дитя, несмотря на это, страдает и потому плачет. Ребенок плачет от укусов клопов, от боли в животе, — а мать не знает, как его утешить. Его страдания начинаются еще во чреве матери. Он рождается, подрастает, и его ждут новые страдания. Он не хочет ходить в школу, но его принуждают к этому. Он не желает учиться, но ему задают уроки. Проанализировав нашу жизнь, мы увидим, что она полна страданий. Так зачем же мы приходим сюда? Обусловленные души неразумны. Мы должны задаваться вопросом: "Почему я страдаю?" — и если есть средство, которое избавит нас от страданий, то им надо воспользоваться. С Верховным Господом нас связывают вечные узы. Но каким-то образом теперь мы оказались в материальном мире, исполненном скверны. Поэтому нам необходим метод с помощью которого можно вернуться в духовный мир. Этот метод восстановления нашей связи с Господом называется йогой. Слово "йога" означает "соединение". Сейчас, разлученные со Всевышним, мы представляем собой величину отрицательную — "минус Бог", но если мы переменим этот знак на плюс, наша человеческая жизнь станет совершенной. Нужно стремиться к этому совершенству на протяжении всей своей жизни, а в момент смерти — оставления материального тела — это совершенство должно быть реализовано. Нужно быть готовым к смерти. К примеру, учеба в колледже занимает от двух до пяти лет, а экзамен служит окончательной проверкой полученных знаний. Успешно сдав экзамен, студенты получают диплом. Изучая предмет жизни, мы тоже должны готовиться к экзамену, который нам предстоит выдержать в момент смерти, и если сдадим его успешно, то перенесемся в духовный мир. Все проверяется в момент смерти. Как гласит известная бенгальская пословица: что сделано на пути к совершенству, будет проверено в момент смерти. В "Бхагавад-гите" объясняется, что нужно делать в преддверии смерти (покидая нынешнее тело). В следующих стихах Шри Кришна говорит о дхйана-йогах (медитирующих йогах):
йад акрашам веда-видо ваданти вишанти йад йатайо вита-рагах йад иччханто брахмачарйам чаранти тат те падам санграхена правакшйе
сарва-дварани самйамйа мано хриди нирудхйа ча мурдхнй адхайатманах пранам астхито йога-дхаранам "Великие мудрецы, знатоки Вед, произносящие омкару и ведущие отреченный образ жизни, войдут в Брахман. Стремясь к этому совершенству, человек дает обет безбрачия. Теперь Я опишу тебе путь, ведущий к освобождению. Находиться в йоге значит отказаться от привязанности к любой чувственной деятельности. Закрыв все двери чувств, сосредоточив ум на сердце, а жизненный воздух — в верхней части головы, человек погружается в йогу" (Б.-г. 8.11-12).
В системе йоги этот процесс носит название пратйахары, это специальный термин, который означает "противоположное". Сейчас наши глаза прикованы к внешней красоте, но нужно отвлечь их от наслаждения этой красотой и сосредоточить на красоте внутренней. Это и есть пратйахара. Подобно этому следует сосредоточить внутренний слух на звуке омкары, идущем изнутри.
ом итй экакшарам брахма вйахаран мам анусмаран йах прайати тйаджан дехам са йати парамам гатим "Утвердившись в йоге и произнося священный звук ом, высшее сочетание букв, человек, который, покидая тело, думает о Верховной Личности Бога, несомненно попадет на духовные планеты" (Б.-г. 8.13).
Как указано, нужно прекратить всю внешнюю деятельность чувств и сосредоточить ум на вишну-мурти, форме Господа Вишну. В этом заключается совершенство йоги. Наш ум очень беспокоен, поэтому необходимо сосредоточить его на сердце. Когда ум удерживается в сердце, а жизненный воздух перемещен в верхнюю часть головы, человек может достичь совершенства в йоге. Затем совершенный йог решает, куда ему отправиться. Количество материальных планет бесконечно, а за их пределами простирается духовный мир. Йогам известно об этом из ведических писаний. К примеру, прежде чем приехать в Америку, я прочитал о ней в книгах. Аналогично этому, в ведической литературе описаны высшие планеты и духовный мир. Все это известно йогу, способному перенестись на любую понравившуюся ему планету без помощи космического корабля. Ученые-материалисты трудятся уже не первый год и могут продолжать свои попытки еще сотню или тысячу лет, но им никогда не достичь ни одной из планет. Возможно, с помощью науки один или два человека попадут на какую-нибудь планету, но этот метод никогда не будет общедоступным. Универсальный же метод путешествий на другие планеты — практика йоги или гйаны. Но бхакти вообще не ставит своей целью путешествовать ни на одну из материальных планет. Тех, кто занят преданным служением Кришне, Верховному Господу, не интересует ни одна из планет материального мира, так как они знают, что какой бы планеты ни достиг человек, жизнь на них неизбежно подчинена четырем материальным законам. На некоторых планетах продолжительность жизни значительно выше, чем на Земле, но и там есть смерть. Однако те, кто находятся в сознании Кришны, возвышаются над материальной жизнью с ее рождением, смертью, старостью и болезнями. Духовная жизнь подразумевает избавление от этих беспокойств и страданий. Поэтому разумные люди не пытаются достичь материальных планет. Люди стремятся на Луну, и хотя попасть на эту планету очень нелегко, если мы все-таки добьемся этого, то продолжительность нашей жизни увеличится, но разумеется, не в этом теле. Попади мы на Луну в нынешнем теле, нас ожидала бы немедленная смерть. Чтобы попасть на какую-нибудь планетную систему, нужно иметь соответствующее условиям этой планеты тело. Все планеты населены живыми существами, тела которых приспособлены к условиям жизни на ней. Например, в этом теле мы можем погрузиться в воду, но не можем жить в ней. Мы можем находиться там, быть может, пятнадцать или шестнадцать часов, а то и все двадцать четыре, но не более того. Обитатели же вод имеют особые тела, позволяющие им находиться там всю жизнь. Если рыбу вынуть из воды, она не проживет и нескольких минут. Нетрудно понять, что даже на этой планете существуют различные виды тел, приспособленные к соответствующим условиям жизни. И по аналогии с этим, если мы хотим достичь другой планеты, то должны получить соответствующее тело. Тот, чья душа с помощью метода йоги переносится на Луну, получает возможность жить гораздо дольше. Один день на высших планетах равен шести нашим месяцам, и, как утверждается в ведической литературе, их обитатели живут 10 000 лет. Так что, без сомнения, можно намного увеличить продолжительность жизни, но и на этих планетах смерть неизбежна. Через десять или двадцать тысяч лет или даже спустя миллионы лет (не имеет значения, сколько) наступает смерть. На самом же деле мы бессмертны. Об этом говорится в самом начале "Бхагавад-гиты" (2.20): на ханйате ханйамане шарире . Мы — духовные существа и потому вечны. Тогда почему же мы рождаемся и умираем? Разумный человек задается этим вопросом. Те, кто находится в сознании Кришны, по-настоящему разумны, потому что не стремятся попасть на планеты, где есть смерть, как бы велика ни была там продолжительность жизни. Напротив, они хотят получить такое же, как у Бога тело.
Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах (Брахма-самхита. 5.1)
Тело Бога — сач-чид-ананда. Сат означает "вечное", а чит — "исполненное знания", ананда — "исполненное блаженства". В нашей брошюре "Кришна — источник наслаждения" объясняется, что если мы перенесемся в духовный мир — на планету Кришны или на любую другую духовную планету — то получим тело, подобное телу Бога, то есть сач-чид-ананда — вечное, исполненное знания и блаженства. Таким образом, те, кто находится в сознании Кришны, преследуют иную цель, чем те, кто пытается подняться на лучшие планеты материального мира. Господь Кришна говорит:
мурдхнй адхайатманах пранам астхито йога-дхаранам "Совершенство йоги заключается в том, чтобы попасть в духовный мир" (Б.-г. 8.12).
Духовная душа — крохотная частица, заключенная в теле, и мы не можем увидеть ее. Человек занимается йогой, чтобы суметь поднять ее в верхнюю часть головы. Йог практикует этот метод на протяжении своей жизни, достигая совершенства тогда, когда ему удается поднять ее в верхнюю часть головы, а затем вырваться из тела. После этого он может перенестись на любую из высших планет по своему выбору. Таков совершенный йог. Если йога интересует Луна, он может, как путешественник, отправляющийся в Европу, Калифорнию, Канаду или любую страну на этой планете, сказать: "Дай-ка я посмотрю, что представляет собой Луна, а потом поднимусь и на более высокие планеты". С помощью йоги можно перенестись на разные планеты, но всюду действует система виз и таможен. Чтобы попасть на другие планеты, необходима определенная подготовка. Тех, кто находится в сознании Кришны, не привлекают планеты, существование которых временно, даже если продолжительность жизни на них очень высока. Если в момент смерти йог сможет произносить ом — краткую форму трансцендентной вибрации и одновременно мам анусмаран — помнить Кришну (Вишну), то он достигнет совершенства. Цель йоги — сосредоточить ум на Вишну. Имперсоналисты воображают, что видят форму Вишну, то есть Господа. Персоналисты же видят Верховного Господа не в воображении, а в действительности. В любом случае, сосредотачивает человек свой ум с помощью воображения или реально видит, ум должен быть сосредоточен на форме Вишну. Мам означает "на Верховном Господе Вишну". Каждый, кто, покидая тело, сосредоточит свой ум на Вишну, достигнет духовного царства. Настоящие йоги не стремятся ни к каким другим планетам, так как хорошо знают, что на планетах, которые не вечны, жизнь не вечна, и потому это их не привлекает. Так считают те, кто разумен. В "Бхагавад-гите" (7.23) говорится, что те, кого удовлетворяет временное счастье, временная жизнь и временные удобства, неразумны. Антават ту пхалам тешам бхаватй алпа-медхасам — "Скудоумных привлекает преходящее". Так утверждается в "Шримад Бхагавад-гите". Я вечен, так почему же меня должно привлекать временное? Кому нравится временное существование? Никому. К примеру, мы сняли квартиру, а хозяин просит ее освободить. Это печально, но мы не огорчаемся, если нас ждет более удобная квартира. Вот к чему мы стремимся. Мы не хотим умирать, потому что мы вечны. В материальной атмосфере мы лишаемся вечности. В "Шримад-Бхагаватам" говорится: "От восхода и до заката солнце сокращает продолжительность нашей жизни". Наша жизнь сокращается с каждым днем. Если солнце взошло в половине шестого утра, то к половине шестого вечера наша жизнь стала короче на двенадцать часов. Нам никогда не вернуть этого времени. Мы можем просить ученых: "Возьмите двенадцать миллионов долларов, но только верните мне эти двенадцать часов". Но они ответят: "Это невозможно". Ученые бессильны сделать это. Поэтому в "Бхагаватам" говорится, что наша жизнь сокращается от утренней до вечерней зари. Время — прошлое, настоящее и будущее — называется калой. Завтра настоящее станет прошлым, а будущее — настоящим. Но эти прошлое, настоящее и будущее относятся только к телу, мы же принадлежим вечности. Поэтому нужно думать о том, как достичь вечности. Человек — существо с развитым сознанием и потому не должен тратить свою жизнь на удовлетворение животных потребностей в еде, сне, сексе и самообороне. Он должен посвятить свое время поискам пути, ведущего к вечной жизни. Говорится, что солнце ежеминутно, ежечасно, ежедневно сокращает нашу жизнь, но время, которое мы посвящаем повествованиям об Уттама-шлоке, то есть повествованиям о Господе, у нас никто не отнимет. Время, проведенное в храме Сознания Кришны, не может быть отнято. Это записывается в наш актив, это — наш плюс, а не минус. Время нашей жизни, если иметь в виду тело, может быть отнято у нас, и как бы ни старался человек сохранить его, это никому не удастся. Но солнце не может отнять у нас духовных знаний, полученных в сознании Кришны. Они останутся с нами, невзирая ни на что. Повторение маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — несложный процесс. Время, которое это займет, не будет потеряно в отличие от времени, потраченного на удовлетворение потребностей тела. Пятьдесят лет назад я был молодым человеком, но это время ушло, и его не вернуть. Однако духовные знания, полученные от моего духовного учителя, невозможно отнять и они останутся со мной даже тогда, когда я покину это тело, и если они были совершенны в этой жизни, то приведут меня в вечную обитель. Материальный и духовный миры принадлежат Кришне. Мы не владеем ничем. Все вокруг — собственность Верховного Господа, подобно тому как правительству принадлежит в государстве все — и нах<
|
|||
|