|
|||
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Отчет по научно-исследовательской работе
Обучающегося 1 курса магистратуры группа ПБ-20 ФИО
Санкт-Петербург,
Возможно более краткое изложение задания: библиографическая ссылка на источник и его краткая аннотация. Полный объем изложения приветствуется Представляю отчет о работе с источниками в рамках поиска темы научного исследования. Мною были изучены материалы по проблематике: безопасность детей и взрослых в интернет-среде и поиск ресурсов защищенности как показатель психологической безопасности личности. Г.У Солдатова, В.Н. Шляпников, М.А. Журина. Эволюция онлайн рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №3. С. 50-66. Содержание: В статье приводится качественный и количественный анализ обращений детей и их родителей на Линию помощи «Дети Онлайн» по вопросам столкновения с различными проблемами в Интернете. Проанализировано 7236 звонков и 3117 электронных обращений. Показана динамика обращений за пять лет работы по основным типам онлайнрисков: коммуникационные, контентные, технические, потребительские, а также по рискам, связанным с чрезмерным использованием Интернета (интернет-зависимостью). На основании анализа делаются выводы о частоте столкновения, значимости, осведомлённости, факторах уязвимости, а также эволюции основных онлайнугроз для детей и подростков. Проблематика: В статье говорится о том, что основной угрозой, которая растет, является коммуникационная. Наиболее распространённые виды коммуникационных рисков — это кибертравля и различные формы сексуальных домогательств. Хотя важно понимать, что детьми этот вид угрозы может переоцениваться. Но родителями именно этот вид рисков в очень большой степени недооценивается. В тоже время для родителей (взрослых) актуальным является наличие вредоносного контента. Скорее всего это связано с их неготовностью говорить с детьми на некоторые «взрослые» темы, и кажется проще осуществлять контроль и наблюдение. Дети при этом относятся к контенту гораздо легче, и в меньшей степени обращают на него внимание. Полезно для раскрытия темы: Приведена статистика и факты, подтверждающие то, что дети и родители (взрослые) по-разному оценивают возможность причинения вреда. Родители стремятся контролировать и ограничить контентные риски, а детей больше волнуют коммуникационные риски. Дети быстрее осваивают новые устройства и приложения и гораздо быстрее взрослых ориентируются в технических возможностях сети. Просто потому, что любознательны и активны. Важен тот факт, что среди родителей осведомленность, связанная с техническими рисками достаточно возрастает, а знаний о том, как защитить себя и ребенка от коммуникационных рисков недостаточно. Нет необходимой культуры, и взрослыми людьми недооценивается тот факт, что интернет часто для ребенка, для молодежи – это среда обитания, где они устанавливают связи, знакомятся, это часть их жизни. Тогда как для взрослого человека интернет – то часто отдельная жизнь, параллельная жизни оффлайн. Это совершенно разный взгляд на онлайн-среду. Так же указано в статье, что дети часто не слишком внимательно относятся к защите своих персональных данных, что приводит к утечке личной информации, взлому аккаунтов. Это говорит о том, что большинство детей не знают правил безопасности и не владеют навыками сохранения личных границ в Сети. Чаще всего родители либо не внимательно относятся к тому, что ребенок делает в интернете, либо сами не владеют необходимыми знаниями о том, как защитить свои личные данные. Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете: учебно-методическое пособие для работников системы общего образования / Г.У. Солдатова, А.А. Приезжева, О.И. Олькина, В.Н. Шляпников – М.: Генезис, 2017. - 224 с. Содержание: Пособие посвящено решению актуальной задачи: повышению цифровой компетентности школьников и учителей в сфере управления персональными данными в интернете. Практикум разработан для учащихся 6–10-х классов общеобразовательных школ. Материалы к урокам подготовлены с учетом мирового опыта управления персональными данными в интернете. Пособие адресовано учителям, классным руководителям, педагогам-психологам, библиотекарям, специалистам по информатизации учебного процесса, руководителям образовательных учреждений, а также руководителям и экспертам органов управления образованием, специалистам в области медиаобразования, работникам системы дополнительного профессионального образования учителей, студентам и аспирантам педагогических вузов. Проблематика: В статье подробно рассказано о проблеме приватности в российском обществе. В частности, говорится о том, что удовлетворяющая человека приватность — это «установление желаемого баланса между “открытостью и закрытостью”, “я и другими”, “прошлым и будущим”». Так же в учебном пособии описаны основные четыре вида приватности: приватность самой личности (физическая) — защита организма человека от нежелательных воздействий на него, например, право на отказ от вакцинации; приватность поведения личности (поведенческая) — защита предпочтений и привычек, политических и религиозных взглядов, личного пространства и приватных мест от несанкционированных наблюдений и вторжений; приватность персональных коммуникаций (коммуникационная) — право на свободу коммуникаций, тайну переписки (в том числе электронной) и телефонных переговоров, защиту от слежки; приватность персональной информации (информационная) — обеспечение прав граждан в области персональных данных, включая их циркуляцию, защиту и контроль. Ситуация по установлению личных границ и сохранению персональных данных постоянно и стремительно меняется, двигаясь в сторону все большей открытости, прозрачности, личная информация все больше становится доступна в интернете. Жизнь постепенно становится все боле публичной. Это связано с разными факторами: приходится открывать свою личную информацию государственным учреждениям, для защиты данных все больше нужны специальные ресурсы, появляются различные приложения и «умные вещи», которые все больше «знают» о человеке, его привычках. С одной стороны, это улучшает качество жизни, но это же все больше размывает границы приватности, личного пространства. Крайне важно развивать понимание приватности у детей, так как осознавание своих личных границ является и результатом развития личности, и необходимым условием для ее развития. В западной психологии приватность рассматривается как ключевой фактор становления автономии ребенка, которая начинает складываться в раннем детстве. В процессе социализации ребенка личное пространство и приватность формируются через развитие самостоятельности и независимости в отношениях между ребенком и членами его семьи, в его отношениях с друзьями, учителями и обществом в целом. Говорится о том, что у цифрового поколения во всем мире формируется общий, но иной по сравнению с предыдущими поколениями взгляд на приватность в целом и персональные данные в частности. Учитывая высокую онлайн-активность детей и подростков, обучение их защите персональных данных в цифровом мире должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы. Далее в учебном пособии представлена программа уроков для детей 6 – 10 классов по проблематике «Безопасность персональных данных в интернете». Уроки отвечают на три основных вопроса: 1. Что такое персональные данные? 2. Почему необходимо защищать персональные данные? 3. Каким образом можно управлять персональными данными? Чем полезна статья для исследования: Понимание приватности различается у взрослых и детей. В том понимании, которое оно изначально имеет для взрослого поколения, а именно: связь с секретностью, тайной, анонимностью и уединенностью, оно постепенно утрачивает. Но при этом не становится менее важным для обеспечения безопасности в интернет-пространстве. Детям наоборот сохранение персональных данных может не казаться важным, так как они изначально воспринимают интернет иначе, чувствуя его своей средой. Но именно детям важно в целях формирования здоровой личности дать представление о личных границах и защищенности своих персональных данных. А взрослым наоборот важно принять тот факт, что, попадая в интернет-пространство, нужно быть готовым к тому, что представления о приватности и сохранении персональных данных придется менять.
Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Том 8. № 4. С. 117–126. doi:10.17759/psyedu.2016080412 Содержание: Исследование направлено на анализ обыденных представлений об информационной безопасности в группах родителей. Основываясь на идеях теории социальных представлений, в частности, о связи социальной практики и социальных представлений, были выделены три группы респондентов – родители детей (группа 1), родители подростков (группа 2), контрольная группа бездетных взрослых (группа 3) – как группы, имеющие различную дистанцию по отношению к объекту представления. В исследовании приняли участие 115 человек в возрасте от 20 до 50 лет (97 женщин и 18 мужчин). Были выдвинуты следующие предположения: 1) группа 3 будет отличаться от группы 1 и группы 2 в оценке угрозы информационной безопасности (разные темы будут рассматриваться как угрожающие, родители детей и подростков будут исходить из того, что угрожает в первую очередь детям их возраста, а в контрольной группе исходным будет общее понимание об угрозе); 2) в группе 3 основными будут нормативные элементы, в группах 1 и 2 – функциональные элементы. Было показано следующее: во-первых, иерархия тем, выстроенных с учетом угрозы информационной безопасности, практически совпадает во всех группах; во-вторых, планы действий сложнее всего устроены в группе 1, в наименьшей степени – в группе 3. Это справедливо для ситуаций, в которых ребенок сталкивается с умеренно опасной информацией, различий нет в ситуации столкновения с наиболее опасной информацией. Проблематика: Изучение обыденных представлений об информационной безопасности детей и подростков у разных категорий взрослых. Полезно для исследования: Представления взрослых и последовательность действий в ситуации, угрожающей ребенку, особенно если это реальная угроза, не отличается в том случае, если это родитель или бездетный взрослый. Что говорит о том, что любой взрослый человек одинаково осознает свою ответственность за состояние информационной безопасности детей. Это отношение не зависит ни от наличия или отсутствия своих детей, ни от возраста своего ребенка.
Банников Г.С., Кошкин К.А. Антивитальные переживания и аутоагрессивные формы поведения подростка с «диффузной идентичностью» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59073.shtml Содержание: Статья повествует о том, что с целью выявления роли «диффузной идентичности» в развитии антивитальных переживаний и аутоагрессивных форм поведения были обследованы 60 подростков (24 юноши и 36 девушек), обращавшихся за помощью к психологу, психотерапевту в медицинские и психологические службы г. Москвы. Средний возраст обследованных составил 15 лет. Были выделены две группы подростков с умеренной и выраженной степенью «диффузной идентичности», обладающие присущими только им характеристиками конфликта идентичности. Были изучены особенности формирования антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, а также ресурсы и возможности подростка в кризисной ситуации. Понимание особенностей конфликта идентичности в той и другой группах дает возможность выработать определенные способы работы с таким подростком со стороны специалистов. Проблематика: Конфликт идентичности представляет наибольший интерес в рамках данного исследования. Пассивная форма – хроническое ощущение недостаточной идентичности. Активная форма – активная имитация целостности. Характер кризисной психологической помощи подросткам с антивитальными переживаниями и аутоагрессивным поведением определяется степенью выраженности и характером «диффузной идентичности», ведущим паттерном поведения. И выделенные две группы подростков обладают присущими только им характеристиками конфликта идентичности, структурными особенностями, паттерном построения межличностных отношений. Совокупность этих характеристик определяет ведущий паттерн поведения, особенности формирования антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, ресурсы и возможности подростка в кризисной ситуации. Кризисная психологическая помощь, учитывающая эти особенности и использующая их, позволяет формировать новые эффективные стратегии совладания, специфичные для каждой группы. Анализ специфических по отношению к каждой из выделенных групп переживаний психотерапевта позволяет специалисту быть более устойчивым и эффективным в терапевтической позиции, расширяя, таким образом, возможности терапевтического альянса с пациентом. Чем статья полезна в исследовании: «Диффузная идентичность» - одна из проблем, которая усилилась в связи с развитием интернет-пространства. Эта проблема захватывает не только проблему становления личности детей и подростков, она касается в целом населения, так как у многих взрослых людей, в том случае, если личность недостаточно зрелая в силу разных ситуаций, произошедших в детском и подростковом возрасте, она обостряется и проявляется достаточно сильно при попытке осваивать интернет-среду. Описание проявления «диффузной идентичности» в связи с направленной на себя агрессией и антивитальными настроениями крайне важно учесть при понимании того, что в принципе может происходить с незрелой личностью в современном мире. Это может быть и подросток, и психологически незрелый взрослый. Связано это с изменениями, происходящими в целом в социальной сфере – размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностносмысловых ориентиров в обществе (изменение отношения к различным формам агрессивного и аутоагрессивного поведения). Дружба очная подменяется дружбой виртуальной; С изменениями, происходящими в системе семейных отношений, – размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия) и по отношению к детям, и в целом потеря ценности семейных связей; А также в связи с тем, что появляются новые возможности, расширяются границы дозволенного, но понимания ответственности зачастую не соответствует тому уровню свободы, в котором человек находится. В связи с этим часто у взрослых так же наблюдается полярность психических процессов: повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе; целеустремленность, настойчивость и импульсивность сменяются неустойчивостью, апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать. Есть возможность связать данное исследование и с пониманием того, что происходит со взрослыми людьми, если они не смогли пройти своевременно подростковый кризис. Нахождение в интернет-пространстве обостряет все реакции и провоцирует похожие состояния.
Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59061.shtml Содержание и проблематика: В статье рассматривается вопрос о том, какие личностные особенности могут обеспечить студентам, попавшим в трудные жизненные ситуации, оптимальное противостояние жизненным трудностям. Иными словами, о том, какие личностные особенности являются ресурсами, обеспечивающими психологическое благополучие человека в разных жизненных обстоятельствах. Важно отметить, что при изучении проблемы психологической защищенности ключевым моментом обозначена успешность преодоления, что позволяет рассматривать психологическую защищенность как результат успешного преодоления неблагоприятных воздействий на человека, возникающий в процессе взаимодействия личностных свойств человека и неблагоприятных факторов социальной среды. Фактически, речь идет о том, что психологическая защищенность – это результат сознательных усилий человека (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) по преодолению неблагоприятных условий среды и эмоциональной регуляции. Оценка состояния неблагоприятных факторов и оценка возможных путей преодоления субъективна. И защищенность человеком понимается как наличие ресурсов, дающих возможность восстановить или сохранить безопасность. Говорится о том, что современные тенденции в изучении ресурсов противостояния трудностям сейчас сводятся к пониманию необходимости искать широкий спектр ресурсов в противовес поиску одного универсального. Так же говорится о том, что важно учитывать тесную связь защищенности и характеристик среды, так как защищенность переживается человеком всегда в условиях конкретной ситуации. В статье представлены основные трудные жизненные ситуации, характерные для студенческого возраста, и даны основные признаки преодоления человеком трудной жизненной ситуации (что является результатом психологической защищенности в целом): жизнестойкость, когнитивный блок, эмоциональный блок, поведенческий блок. Чем полезна статья для исследования: Приведенные в статье выводы о психологической защищенности личности, находящейся в конкретной жизненной ситуации, могут быть применимы к любой группе населения (в том числе возрастной) с учетом базовых потребностей этой группы при выявлении ресурсов защищенности, использование которых может способствовать психологической безопасности.
Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться? / Дети в информационном обществе. 2017. Выпуск 28. С. 24-37. / Гл. ред. Солдатова Г. http://detionline.com/journal/numbers/28 Содержание и проблематика: Статья исследует феномен многозадачности в современном обществе, авторы взвешивают все за и против этого явления применительно к обучению и развитию современных детей, для которых многозадачность является естественным состоянием. Приводятся факты, связанные с научными исследованиями форм высшей нервной деятельности, а именно внимания, с точки зрения того, каким образом человек способен обработать и воспринять большое количество информации и задач. В связи с этим выделяется две формы многозадачности среди детей и молодежи: «тяжелая» и «легкая». И говорится о том, что основная энергия, которая тратится человеком во время выполнения большого количества задач одновременно, связана прежде всего с переключением с одной задачи на другую. В связи с этим «выигрывают» те, кто относится к категории «легких» многозадачников, так как их способность концентрироваться в большей степени на одной из целей, помогает качественно выполнить задачу и дает меньшую перегрузку в целом. Выводы статьи во многом сводятся к тому, что с одной стороны, многозадачность уже неизбежна, так как скорости современного мира все нарастают, и человеку важно к ним приспособиться. Эта ситуация касается и взрослых, и детей, дети в принципе растут и развиваются в новых условиях, а родители вынуждены перестраиваться в связи с необходимостью, и это два разных процесса. А с другой стороны есть много иллюзий, которое несет с собой попытка «все успевать», и важно понимать, что эффективная многозадачнасть возможна лишь в том случае, если человеку удается в ситуации поступления большого количества информации извне, большого количества отвлекающих моментов сохранять концентрацию на том, что действительно важно. И в этом случае на первый план выходит способность действовать последовательно, а не выполнять несколько дел одновременно. Чем статья полезна для исследования: В статье выделяются качественные различия в «детской» и «взрослой» многозадачности: родители вынуждены параллельно выполнять несколько дел в силу недостатка времени и необходимости повышения собственной эффективности или же на работе, где уже сложилась определенная «офисная субкультура», для детей же такой формат становится привычным способом работы с информацией – так интереснее и удобнее. В статье сформулировано понятие «когнитивный контроль», что важно применить в целом к любому человеку, в том числе и ко взрослому, если ему важно приспособиться к современному информационному миру. «Когнитивный контроль» описывается как набор определенных исполнительных процессов, к ним обычно относятся постановка целей, планирование, гибкая смена когнитивных установок, торможение и контроль стимулов, распределение ресурсов внимания, некоторые функции рабочей памяти.
Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Том 8. № 4. С. 127–141. doi:10.17759/psyedu.2016080413 Содержание и проблематика: Статья посвящена исследованию влияния современных средств коммуникации на развитие эмпатии у подростков и молодежи. Говорится о том, что немногочисленные исследования связи между развитием социального познания у подростков и молодежи и использованием виртуальных коммуникаций весьма противоречивы: в одних фиксируется отрицательная связь, в других, напротив, – положительная. К существенным ограничениям этих исследований относится недооценка важности соотношения разных каналов коммуникации (виртуальный и непосредственный) для исследования проблемы связи социального познания и общения в Интернете. В связи с этим в статье выдвигается гипотеза о ведущей роли баланса виртуальной коммуникации и непосредственного контакта для развития социального познания. Приводятся данные исследования выраженности показателей эмпатии у подростков и студентов гуманитарных вузов в зависимости от предпочитаемых ими каналов коммуникации с другими людьми (непосредственный контакт, социальные сети, телефон, скайп и различные сайты в Интернете). Было обследовано 170 человек из московских учреждений образования (колледж, школа, вуз), которым предлагались анкета, направленная на выявление предпочитаемых каналов коммуникации. В результате исследования сделаны выводы о том, что большинство современных подростков и студентов вузов из всех способов коммуникации отдают предпочтение непосредственному общению; и они отличаются от тех, кто отдает предпочтение общению в социальных сетях, более высокими показателями эмпатических способностей. Среди подростков больше присутствует выбор в сторону непосредственного «живого» общения, а среди студентов несколько больший процент тех, кто предпочитает общение в социальных сетях. Что тоже говорит о многом: подросткам в связи с тем, что эмпатия является основой успеха в построении интерперсональных отношений, важнее оказывается живой контакт, а для юношеского возраста, когда важнее оказывается самоидентификация, живой контакт становится чуть менее важен. В целом важно отметить, что исследование выявило предпочтение живого контакта виртуальному и в целом высокий уровень способности сопереживать. А среди тех, кто отдавал предпочтение виртуальному общению, наблюдалась, что они испытывают больший дискомфорт от наблюдений за негативными переживаниями других людей: они легче заражаются эмоциями других и хуже справляются с эмоционально напряженными ситуациями. Чем полезна статья для исследования: Вопреки мнению о том, что информационная среда влияет на снижение способности сопереживать, важно отметить, скорее то, что молодые люди, испытывающие трудности в общении, в частности об этом говорят высокие показатели эмпатического дистресса в группе, выбравшей приоритетным виртуальное общение, скорее провоцируются перейти к виртуальным способам взаимодействия, используя это в качестве попытки защитить себя от неприятных переживаний. То есть в этом случае, у молодого человека есть уже сложившиеся трудности в проявлении эмоциональной заботы, которые сформировались вне зависимости от общения в интернете. Интернет – это скорее попытка их решить. Это же наблюдение может касаться и других групп населения. В этом случае общение в интернет-пространстве может рассматриваться как способ понимания и диагностики проблемы. Так как и взрослые люди, ищущие возможность построения контактов с помощью виртуального общения, возможно, также испытывают уже сложившиеся проблемы со способностью к сопереживанию.
|
|||
|