|
||||||||||||||||||
Минутка чистописания может быть развивающей и интереснойМинутка чистописания может быть развивающей и интересной Г. А. БАКУЛИНА Речь пойдет о методике проведения минутки чистописания на основе субъективизации, в соответствии с которой школьники участвуют в планировании и организации данного структурного компонента урока, где они относительно самостоятельно определяют содержание и виды своих предстоящих учебных действий, оценивают их результат. Минутка чистописания, проводимая в русле указанной методики, состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В свою очередь, в подготовительном этапе выделяются две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания: 2)составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов. В первой части подготовительного этапаиспользуются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач • самостоятельное выявление школьниками буквы (букв), предназначенной (предначенных) для письма на данном уроке; • формулирование учащимися темы минутки чистописания.
В процессе реализации этого варианта организации и проведения минутки чистописания наблюдается заметная интенсификация процесса интеллектуального развития школьников, а также ускорение процесса формирования у них лингвистических знаний, умений, навыков. В разные периоды обучения младшего школьника на первый план объективно выходят различные сочетания подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, равно как и лингвистических знаний и умений. Исходя из этого строятся комплексы упражнений, которые соответствующим образом группируются. На первом году обучения используются относительно простые речемысленные упражнения. Здесь их можно выделить шесть групп. В первую группувходят упражнения, направленные преимущественно на развитие речи и внимания. Пример задания: «Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?» Р Я У Х
О Р
Р Б
Н В Г Р
Р
М
Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а точнее - шесть раз». Постепенно в заданиях данной группы упражнений, как и в большинстве других, уменьшается количество наводящих установок учителя, помогающих определить искомую букву. Это значительно увеличивает речемыслительную нагрузку учащихся, поскольку в таком варианте школьникам необходимо не только более самостоятельно найти правильный ответ, но и рассказать, каким образомони определили тему минутки чистописания. В этом случае меняется формулировка задания учителя и содержание ответа ученика. Задание учителя может быть таким: «Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Как вы ее определили и сколько раз она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву р. Чтобы ее узнать, мы определили, какая буква встречается в этом изображении чаще, чем другие. Она встречается шесть раз». Во вторую группувходят упражнения, направленные в первую очередь на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т, п, к, е, н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему». Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву е. В данном ряду эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные - согласные». Третью группусоставляют упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Пример задания: «Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите, расшифровав данную запись: 5 3 1 д в ? Возможный ответ: «Буква д в алфавите пятая, буква в - третья. Первая буква - а. Значит, сегодня мы будем писать букву а». К четвертой группеотносятся упражнения, направленные на развитие речи, умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях, абстрагировать. Пример задания: «Прочитайте написанные в квадрате слова. Сравните их между собой. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания и объясните, почему».
Возможный ответ: «В каждом слове данного квадрата есть буква б. Значит, сегодня мы будем писать букву б». В пятую группувходят упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности. Пример задания: «С помощью буквы, которую мы будем писать на минутке чистописания, образуются все слова данной схемы. Какая это буква? Какие слова с ее помощью можно образовать?» т К д
м л н к
Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву о. С ее помощью образуются все слова на этой схеме: кот. ком, кол, кон, кок, код». При выполнении упражнений четвертой и пятой фупп после формулирования детьми темы минутки чистописания необходимо провести работу по ознакомлению их с лексическим значением новых слов. Но и в этом случае первое слово должно принадлежать учащимся. По просьбе учителя они сами называют непонятное им слово и пытаются объяснять, что оно обозначает. Шестую группусоставляют упражнения, основной целью которых является развитие речи, интуиции, сообразительности. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: п, в, с, ч, п, с... Ответ обоснуйте». Возможный ответ: «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: понедельник - п, вторник - в и т.д. После субботы идет воскресенье. Слово воскресенье начинается на букву в. Значит, сегодня мы будем писать букву в». Равным образом можно зашифровывать названия цифр месяцев, составлять ряды, состоящие только из гласных букв в прямом алфавитном порядке и обратном; состоящие из согласных букв в прямом и обратном алфавитном порядке; состоящие из букв алфавита, идущих через одну, две, три и т.д.; состоящие из букв алфавита, идущих то с его начала, то с конца, и т.д. В последующие годы обучения продолжается развитие важнейших интеллектуальных качеств личности, но на более высоком уровне трудности. В первую очередь следует выделить девять групп упражнений, стимулирующих развитие речи, аналитико-синтетического (с элементами абстрагирования), логического мышления. Данная цель достигается с помощью разных подходов, в основе которых лежат различные лингвистические задания. В процессе выполнения этих заданий у школьников происходит активное накопление лингвистических знаний, умений, навыков. Первая группа упражнений- составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две равные группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?» Примерный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах сетка, пенач она обозначает звук [э]. Это первая группа. В словах енот, ежиха - два звука [й], [э], это вторая группа». Вторая группа упражнений- осуществление неполного фонетического разбора. Пример задания: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук». Выполнение подобного рода заданий начинается с поиска буквы в одном слове, состоящем не более чем из трех-четырех букв. Постепенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове, состоящем из большего количества букв. Дальнейшее усложнение осуществляется за счет постепенного увеличения количества исходных слов, в одном из которых находится искомая буква. Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю.
Третья группа упражнений- осуществление разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Исходные слова: закваска, подголосок, мясистый. Примерный ответ: «Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок; в корне мяс - слова мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну- две составные части. Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав. Четвертая группа упражнений- осуществление неполного морфологического разбора. Пример задания: «Прочитайте вслух данные слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный. Какая это буква?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву т. Во всех существительных данного ряда: тростник, лестница, вестник, местность она является непроизносимой согласной». Подбор слов в упражнениях этой группы начинается с двухтрех единиц разных частей речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и разнообразие частей речи. Пятая группа упражнений- осуществление неполного фонетического разбора и разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов (резинка, закрыл, кит) и обозначает в нем парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Условия составления и выполнения упражнений данной группы такие же, как во второй. Шестая группа упражнений- осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме. Пример. На доске написаны слова: лампа, лесной, опиетел. Задание учителя: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Работа в упражнениях данной группы начинается с двух слов разных частей речи и однотипного их состава. Затем подбираются два слова разных частей речи и разного состава. Далее постепенно увеличивается количество слов разных частей речи с усложненным составом и количество искомых букв. Пример такого усложненного упражнения. На доске написаны слова: стар...сть, п...шёл, н...винки, заварной. Задание: «Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Их две. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Вторая буква обозначает парный звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какие это буквы?» Седьмая группа упражнений- на повышение орфографической зоркости. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами: проз... ник, cm...лица, сер...це, ур...жай, ч...нил, с...бака, н...зина, звёз. мый, л...цо. Задание учителя: «Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы?» Предполагаемый ответ: «Сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, столица, сердце, звёздный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделены на три равные группы по орфограммам». Для такого рода упражнений сначала подбирается группа слов, которые можно разделить на две равные части, в каждой из которых находится по два слова. Постепенно увеличивается количество предназначенных для группировки слов и количество частей, на которое их можно разделить. Усложненной разновидностью этой группы выступают упражнения на повышение орфографической зоркости с элементами шифра, кода и т.д. Пример задания. На доске написаны слова: суббота, беда, пальто, лес, собака, берёза, песок, глаз, работа, окно и шифр к ним: 1-4-1. Учитель предлагает детям: «Расшифруйте данные цифры (1-4-1), используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдете искомую букву. Какая это буква? В каких словах она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода песок, к третьей - существительное среднего рода - пальто. Отсюда шифр: 1-4-1». Следующий виток усложнения осуществляется за счет выполнения заданий, где дети вначале выявляют закономерность (механизм) определения намеченной педагогом буквы, а затем самостоятельно осуществляют ее поиск. Эта интеллектуальная работа сопровождается не менее важной и более напряженной (чем в предыдущих группах упражнения) речевой деятельностью, поскольку учащиеся не только должны обосновывать свои действия по поиску буквы, но и предварительно сформулировать программу этих действий. Восьмая группа упражнений- подбор синонимов. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данную запись: доктор - врач зов - ? рев- ? ураган- ? Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания». Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч: док тор - врач, рёв - плач, зов - клич, ураган - смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч». Девятая группа упражнений- подбор антонимов. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данную запись: большой -маленький старый сухой — ? гладить война - ? глубокий - ? Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания. Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м: большой - маленький, сухой -мокрый, война-ла глубокий - мелкий, старый - молодой, гладить -мять, твёрдый - мягкий. Значит, мы сегодня будем писать букву м». При необходимости можно увеличивать орфографическую значимость в упражнениях восьмой и девятой группы. Для этого на месте орфограммы в исходных словах ставится многоточие и оставляется проверка их записи. Для проверки желательно выбрать способ, также предусматривающий речемыслительную деятельность Например, предложить школьникам рассказать о написании данных слов, предварительно сгруппировав их по орфограммам. Для получения высокого эффекта, обозначенных условий выполнения заданий конкретным группам упражнений, необходимо соблюдать общие требования ко всем гру упражнений первой части подготовитель этапа. К ним относятся: • от урока к уроку степень трудности заданий в каждой группе упражнений постепенно возрастает; • содержание упражнений так или и связывается с изучаемыми темами русс языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения; каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников, ков, в процессе которой ими создается рассказ- рассуждение, рассказ-умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником действиях по нахождению буквы, предназначенной для письма. При их создании учитель обращает внимание детей на правильность построения предложений и логику изложения мыслей. Вторая часть подготовительного этапа,как и первая, требует постепенного усложнения активной и осознанной деятельности учащихся. Дети не воспроизводят готовый образец написания буквы и ее элементов (букв и их элементов). Они предварительно, в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв, предложенный учителем, определяя и формулируя вслух ее закономерность. Закономерность записи на каждом уроке меняется, обеспечивая постепенно нарастающий уровень трудности, который создается двумя путями. Первый путь:постепенное усложнение учителем конструкций букв (букв и их элементов) в предлагаемой им цепочке. Здесь возможны самые разные варианты: • / L/L/ L... (закономерность: короткая наклонная линия чередуется с длинной наклонной линией с закруглением внизу); • а / а // а III... (закономерность: строчная буква а чередуется с длинными наклонными линиями, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну); • б о бб о ббб о... (закономерность: строчные буквы б, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну, чередуются с овалом); • ввввв 7 вввв 7... (закономерность: строчные буквы в, количество которых при каждом повторе уменьшается на одну, чередуются с короткой наклонной линией с закруглением вверху); • ууууу L уууу LL... (закономерность: строчные буквы у, количество которых при каждом повторе уменьшается на одну, чередуются с короткими наклонными линиями с закруглением внизу, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну); • ра рб рв... (закономерность: строчная буква р чередуется с идущими по порядку буквами алфавита); • ма мя мб мю... (закономерность: строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита); • обл лбо обл лбо... (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в каждом звене цепочки меняются местами); • оё ооёё оооёёё... (закономерность: цепочка состоит из букв о и ё; при каждом повторе их количество увеличивается на одну). И т.д. Второй путь усложнения- привлечение учащихся к составлению цепочки букв. Здесь возможен вариативный подход, который находится в прямой зависимости от степени самостоятельности школьников в данной работе: вариант частичного участияи вариант полной самостоятельности в составлении цепочки букв. В варианте частичного участия закономерность чередования букв в цепочке определяет учитель. На долю учащихся в этом случае приходится работа, связанная либо с восприятием указанной учителем закономерности в усложненных условиях, либо с реконструкцией заданного педагогом порядка букв. Здесь возможны такие виды деятельности: 1) восприятие на слух предложенной учителем закономерности и запись в соответствии с ней цепочки букв в указанном порядке. Например, учитель предлагает: «Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждом звене гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами» (аот оат аот оат...); 2) самостоятельное выявление закономерности записи букв в данном ряду; письмо цепочки с изменением первоначального порядка букв на другой, связанный с заданием учителя. Например, учитель предлагает определить порядок следования букв в следующем ряду: аа- бу, аббу, абуу и написать его, поочередно увеличивая количество букв в каждом звене на одну; 3) самостоятельное выявление закономерности записи в данной учителем цепочке; письмо цепочки с изменением заданного учителем порядка на самостоятельно придуманный с последующим озвучиванием составленной закономерности. Вариант полной самостоятельностипредусматривает составление учащимися закономерности чередования букв и ее озвучивание. На исполнительном этапеминутки чистописания школьники записывают цепочки букв, либо ориентируясь на задание учителя, либо (в варианте полной самостоятельности) на ими самими составленную закономерность. Но предварительно учитель обращает внимание детей на специфику написания буквы (букв), ее (их) наиболее сложных элементов и соединений. В заключение подчеркнем следующие моменты. Минутка чистописания тесно связывается с последующими этапами урока, в первую очередь со словарно-орфографической работой. В ней используются буквы из словарного слова (слов), с которым (которыми) учащиеся знакомятся на уроке. Соответственно некоторый перерасход времени (3^4 мин) на протяжении минутки чистописания компенсируется, во-первых, за счет выполняемых здесь работ универсального характера, которые в традиционном варианте практикуются на других структурных этапах урока. Во-вторых, за счет того, что запись словарного слова, в состав которого входит освоенная буква, и предложения с ним из минутки чистописания переносится н словарно-орфографическую работу. На всех этапах минутки чистописания (кроме исполнительной) от учащихся требуется развернутый, доказательный ответ, что интенсифицирует речемыслительный процесс и дао возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Он из репродуктивного и одноцелевою становится творческим и многоплановым. Рольучащихся в организации и проведении минуткичистописания заметно возрастает. С помощью рассмотренных приемов работы их деятельность по определению темы минутки чистописания, ее содержания становится все более самостоятельной, развивающей, осознанной,активной и поэтому интересной.
|
||||||||||||||||||
|