Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Минутка чистописания может быть развивающей и интересной



Минутка чистописания может быть развивающей и интересной

Г. А. БАКУЛИНА

Речь пойдет о методике проведения ми­нутки чистописания на основе субъективизации, в соответствии с которой школьни­ки участвуют в планировании и организации данного структурного компонента урока, где они относительно самостоятельно определяют содержание и виды своих предстоящих учеб­ных действий, оценивают их результат.

Минутка чистописания, проводимая в русле указанной методики, состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В свою очередь, в подготовительном этапе выделяются

две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания: 2)составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

В первой части подготовительного этапаиспользуются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач

• самостоятельное выявление школьниками буквы (букв), предназначенной (предначенных) для письма на данном уроке;

• формулирование учащимися темы минутки чистописания.

 

В процессе реализации этого варианта ор­ганизации и проведения минутки чистописа­ния наблюдается заметная интенсификация процесса интеллектуального развития школь­ников, а также ускорение процесса формирова­ния у них лингвистических знаний, умений, навыков. В разные периоды обучения младше­го школьника на первый план объективно вы­ходят различные сочетания подлежащих раз­витию интеллектуальных качеств личности, равно как и лингвистических знаний и умений. Исходя из этого строятся комплексы упражне­ний, которые соответствующим образом груп­пируются. На первом году обучения использу­ются относительно простые речемысленные упражнения. Здесь их можно выделить шесть групп.

В первую группувходят упражнения, на­правленные преимущественно на развитие ре­чи и внимания. Пример задания: «Вниматель­но рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на ми­нутке чистописания. Она встречается здесь ча­ще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?»

Р   Я   У   Х

 

О                    Р

 

Р                     Б

 

Н В   Г Р

 

Р

 

М

 

 

Возможный ответ: «Сегодня мы будем пи­сать букву р. Она изображена чаще других, а точнее - шесть раз».

Постепенно в заданиях данной группы уп­ражнений, как и в большинстве других, уменьша­ется количество наводящих установок учителя, помогающих определить искомую букву. Это зна­чительно увеличивает речемыслительную на­грузку учащихся, поскольку в таком варианте школьникам необходимо не только более само­стоятельно найти правильный ответ, но и расска­зать, каким образомони определили тему ми­нутки чистописания. В этом случае меняется

формулировка задания учителя и содержание от­вета ученика. Задание учителя может быть таким: «Внимательно посмотрите на данное изображе­ние. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Как вы ее определили и сколько раз она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем пи­сать букву р. Чтобы ее узнать, мы определили, ка­кая буква встречается в этом изображении чаще, чем другие. Она встречается шесть раз».

Во вторую группувходят упражнения, на­правленные в первую очередь на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т, п, к, е, н. Скажите, какую букву мы будем сегодня пи­сать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему». Возможный от­вет: «Сегодня мы будем писать букву е. В дан­ном ряду эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные - согласные».

Третью группусоставляют упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Пример задания: «Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите, расшифровав данную запись:

5     3     1

д     в     ?

Возможный ответ: «Буква д в алфавите пя­тая, буква в - третья. Первая буква - а. Значит, сегодня мы будем писать букву а».

К четвертой группеотносятся упражнения, направленные на развитие речи, умения сравни­вать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях, абстрагировать. Пример задания: «Прочитайте написанные в квадрате слова. Сравните их между собой. Оп­ределите, какую букву мы будем писать на ми­нутке чистописания и объясните, почему».

б О р т
3 У б Р
о б о 3
б о р Щ

 

Возможный ответ: «В каждом слове данно­го квадрата есть буква б. Значит, сегодня мы будем писать букву б».

В пятую группувходят упражнения, ори­ентированные на первостепенное развитие языкового чутья, речи, сообразительности. Пример задания: «С помощью буквы, которую мы будем писать на минутке чистописания, об­разуются все слова данной схемы. Какая это буква? Какие слова с ее помощью можно обра­зовать?»

                                              т                 К                д


                                                        м       л н    к

 

Возможный ответ: «Сегодня мы будем пи­сать букву о. С ее помощью образуются все сло­ва на этой схеме: кот. ком, кол, кон, кок, код».

При выполнении упражнений четвертой и пятой фупп после формулирования детьми темы минутки чистописания необходимо провести ра­боту по ознакомлению их с лексическим значе­нием новых слов. Но и в этом случае первое сло­во должно принадлежать учащимся. По просьбе учителя они сами называют непонятное им сло­во и пытаются объяснять, что оно обозначает.

Шестую группусоставляют упражнения, основной целью которых является развитие ре­чи, интуиции, сообразительности. Пример зада­ния: «Определите букву, которую мы будем пи­сать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: п, в, с, ч, п, с... Ответ обоснуйте».

Возможный ответ: «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: понедель­ник - п, вторник - в и т.д. После субботы идет вос­кресенье. Слово воскресенье начинается на букву в. Значит, сегодня мы будем писать букву в». Рав­ным образом можно зашифровывать названия цифр месяцев, составлять ряды, состоящие толь­ко из гласных букв в прямом алфавитном порядке и обратном; состоящие из согласных букв в пря­мом и обратном алфавитном порядке; состоящие из букв алфавита, идущих через одну, две, три и т.д.; состоящие из букв алфавита, идущих то с его начала, то с конца, и т.д.

В последующие годы обучения продолжа­ется развитие важнейших интеллектуальных качеств личности, но на более высоком уровне трудности. В первую очередь следует выде­лить девять групп упражнений, стимулирую­щих развитие речи, аналитико-синтетического

(с элементами абстрагирования), логического мышления. Данная цель достигается с по­мощью разных подходов, в основе которых ле­жат различные лингвистические задания. В процессе выполнения этих заданий у школьни­ков происходит активное накопление лингвис­тических знаний, умений, навыков.

Первая группа упражнений- составле­ние характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает. Пример задания: «Оп­ределите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две равные группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные сло­ва?» Примерный ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах сетка, пенач она обозначает звук [э]. Это пер­вая группа. В словах енот, ежиха - два звука [й], [э], это вторая группа».

Вторая группа упражнений- осуществ­ление неполного фонетического разбора. При­мер задания: «Прочитайте написанные на дос­ке слова (бумага, гиря, ряд). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Воз­можный ответ: «Сегодня мы будем писать бук­ву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук».

Выполнение подобного рода заданий начи­нается с поиска буквы в одном слове, состоя­щем не более чем из трех-четырех букв. Посте­пенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове, состоящем из большего количе­ства букв. Дальнейшее усложнение осуществ­ляется за счет постепенного увеличения коли­чества исходных слов, в одном из которых находится искомая буква. Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них при­сутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю.

 

Третья группа упражнений- осуществле­ние разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Ис­ходные слова: закваска, подголосок, мясистый.

Примерный ответ: «Сегодня мы будем пи­сать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок; в корне мяс - слова мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну- две составные части. Постепенно увеличивает­ся количество слов и усложняется их состав.

Четвертая группа упражнений- осуще­ствление неполного морфологического разбо­ра. Пример задания: «Прочитайте вслух дан­ные слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозна­чает одинаковую орфограмму во всех сущест­вительных данного ряда: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный. Какая это буква?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву т. Во всех су­ществительных данного ряда: тростник, ле­стница, вестник, местность она является не­произносимой согласной». Подбор слов в упражнениях этой группы начинается с двух­трех единиц разных частей речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и разнообразие частей речи.

Пятая группа упражнений- осуществле­ние неполного фонетического разбора и разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чи­стописания. Она находится в корне одного из данных слов (резинка, закрыл, кит) и обознача­ет в нем парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Условия составления и выполнения упражнений данной группы такие же, как во второй.

Шестая группа упражнений- осуществле­ние неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме. Пример. На доске напи­саны слова: лампа, лесной, опиетел. Задание

учителя: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это бук­ва? В каком слове она находится?»

Работа в упражнениях данной группы начи­нается с двух слов разных частей речи и одно­типного их состава. Затем подбираются два сло­ва разных частей речи и разного состава. Далее постепенно увеличивается количество слов раз­ных частей речи с усложненным составом и ко­личество искомых букв. Пример такого услож­ненного упражнения. На доске написаны слова: стар...сть, п...шёл, н...винки, заварной. Задание: «Прочитайте написанные на доске слова. Назо­вите буквы, которые мы будем писать на минут­ке чистописания. Их две. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существи­тельного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Вторая буква обознача­ет парный звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какие это буквы?»

Седьмая группа упражнений- на повыше­ние орфографической зоркости. На доске напи­саны слова с пропущенными орфограммами: проз... ник, cm...лица, сер...це, ур...жай, ч...нил, с...бака, н...зина, звёз. мый, л...цо. Задание учите­ля: «Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Ка­кие это буквы? По какому признаку вы раздели­ли слова на группы?» Предполагаемый ответ: «Сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, столица, сердце, звёздный. Буква о представляет собой непроверяемую бе­зударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделе­ны на три равные группы по орфограммам».

Для такого рода упражнений сначала под­бирается группа слов, которые можно разде­лить на две равные части, в каждой из которых находится по два слова. Постепенно увеличивается количество предназначенных для груп­пировки слов и количество частей, на которое их можно разделить.

Усложненной разновидностью этой группы выступают упражнения на повышение орфогра­фической зоркости с элементами шифра, кода и т.д. Пример задания. На доске написаны слова: суббота, беда, пальто, лес, собака, берёза, пе­сок, глаз, работа, окно и шифр к ним: 1-4-1. Учитель предлагает детям: «Расшифруйте дан­ные цифры (1-4-1), используя только слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы най­дете искомую букву. Какая это буква? В каких словах она встречается?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббо­та, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода песок, к третьей - существительное среднего рода - пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».

Следующий виток усложнения осуществ­ляется за счет выполнения заданий, где дети вначале выявляют закономерность (механизм) определения намеченной педагогом буквы, а затем самостоятельно осуществляют ее поиск. Эта интеллектуальная работа сопровождается не менее важной и более напряженной (чем в предыдущих группах упражнения) речевой де­ятельностью, поскольку учащиеся не только должны обосновывать свои действия по поис­ку буквы, но и предварительно сформулиро­вать программу этих действий.

Восьмая группа упражнений- подбор си­нонимов. Пример задания: «Внимательно по­смотрите на данную запись:

доктор - врач зов -      ?

рев- ?

ураган-      ?

Правильно сформулировав и выполнив за­дание, вы определите тему минутки чистопи­сания». Предполагаемый ответ: «К словам ле­вого столбика надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч: док­

тор - врач, рёв - плач, зов - клич, ураган - смерч. Во всех словах правого столбика имеет­ся согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч».

Девятая группа упражнений- подбор антонимов. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данную запись:

большой    -маленький старый

сухой — ? гладить

война - ?

глубокий    - ?

Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания. Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м: большой - маленький, сухой -мокрый, война-ла глубокий - мелкий, старый - молодой, гладить -мять, твёрдый - мягкий. Значит, мы сегодня будем писать букву м». При необходимости можно увеличивать орфографическую значимость в упражнениях восьмой и девятой группы. Для этого на месте орфограммы в исходных словах ставится многоточие и оставляется проверка их записи. Для проверки желательно выбрать способ, также предусматривающий речемыслительную деятельность Например, предложить школьникам рассказать о написании данных слов, предварительно сгруппировав их по орфограммам.

Для получения высокого эффекта, обозначенных условий выполнения заданий конкретным группам упражнений, необходимо соблюдать общие требования ко всем гру упражнений первой части подготовитель этапа. К ним относятся:

• от урока к уроку степень трудности заданий в каждой группе упражнений постепенно возрастает;

• содержание упражнений так или и связывается с изучаемыми темами русс языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения;

каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников, ков, в процессе которой ими создается рассказ- рассуждение, рассказ-умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником дейст­виях по нахождению буквы, предназначенной для письма. При их создании учитель обращает внимание детей на правильность построения предложений и логику изложения мыслей.

Вторая часть подготовительного этапа,как и первая, требует постепенного усложне­ния активной и осознанной деятельности уча­щихся. Дети не воспроизводят готовый обра­зец написания буквы и ее элементов (букв и их элементов). Они предварительно, в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв, предложенный учителем, определяя и формулируя вслух ее закономер­ность. Закономерность записи на каждом уро­ке меняется, обеспечивая постепенно нараста­ющий уровень трудности, который создается двумя путями. Первый путь:постепенное ус­ложнение учителем конструкций букв (букв и их элементов) в предлагаемой им цепочке. Здесь возможны самые разные варианты:

• / L/L/ L... (закономерность: короткая на­клонная линия чередуется с длинной наклон­ной линией с закруглением внизу);

а / а // а III... (закономерность: строчная буква а чередуется с длинными наклонными линиями, количество которых при каждом по­вторе увеличивается на одну);

б о бб о ббб о... (закономерность: строчные буквы б, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну, чередуются с овалом);

ввввв 7 вввв 7... (закономерность: строч­ные буквы в, количество которых при каждом по­вторе уменьшается на одну, чередуются с корот­кой наклонной линией с закруглением вверху);

ууууу L уууу LL... (закономерность: строч­ные буквы у, количество которых при каждом повторе уменьшается на одну, чередуются с ко­роткими наклонными линиями с закруглением внизу, количество которых при каждом повто­ре увеличивается на одну);

ра рб рв... (закономерность: строчная буква р чередуется с идущими по порядку бук­вами алфавита);

ма мя мб мю... (закономерность: строч­ная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита);

обл лбо обл лбо... (закономерность: строч­ная буква б пишется с буквами о и л, которые в каждом звене цепочки меняются местами);

оё ооёё оооёёё... (закономерность: цепоч­ка состоит из букв о и ё; при каждом повторе их количество увеличивается на одну). И т.д.

Второй путь усложнения- привлечение учащихся к составлению цепочки букв. Здесь возможен вариативный подход, который нахо­дится в прямой зависимости от степени само­стоятельности школьников в данной работе: вариант частичного участияи вариант пол­ной самостоятельности в составлении цепочки букв. В варианте частичного участия законо­мерность чередования букв в цепочке опреде­ляет учитель. На долю учащихся в этом случае приходится работа, связанная либо с восприя­тием указанной учителем закономерности в ус­ложненных условиях, либо с реконструкцией заданного педагогом порядка букв. Здесь воз­можны такие виды деятельности:

1) восприятие на слух предложенной учи­телем закономерности и запись в соответствии с ней цепочки букв в указанном порядке. На­пример, учитель предлагает: «Составьте це­почку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждом звене гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами» (аот оат аот оат...);

2) самостоятельное выявление закономер­ности записи букв в данном ряду; письмо це­почки с изменением первоначального порядка букв на другой, связанный с заданием учителя. Например, учитель предлагает определить по­рядок следования букв в следующем ряду: аа- бу, аббу, абуу и написать его, поочередно увели­чивая количество букв в каждом звене на одну;

3) самостоятельное выявление закономер­ности записи в данной учителем цепочке; письмо цепочки с изменением заданного учи­телем порядка на самостоятельно придуман­ный с последующим озвучиванием составлен­ной закономерности.

Вариант полной самостоятельностипре­дусматривает составление учащимися законо­мерности чередования букв и ее озвучивание.

На исполнительном этапеминутки чис­тописания школьники записывают цепочки букв, либо ориентируясь на задание учителя, либо (в варианте полной самостоятельности) на ими самими составленную закономер­ность. Но предварительно учитель обращает внимание детей на специфику написания бук­вы (букв), ее (их) наиболее сложных элемен­тов и соединений.

В заключение подчеркнем следующие мо­менты. Минутка чистописания тесно связыва­ется с последующими этапами урока, в первую очередь со словарно-орфографической рабо­той. В ней используются буквы из словарного слова (слов), с которым (которыми) учащиеся знакомятся на уроке. Соответственно некото­рый перерасход времени (3^4 мин) на протяже­нии минутки чистописания компенсируется, во-первых, за счет выполняемых здесь работ

универсального характера, которые в традици­онном варианте практикуются на других структурных этапах урока. Во-вторых, за счет того, что запись словарного слова, в состав ко­торого входит освоенная буква, и предложения с ним из минутки чистописания переносится н словарно-орфографическую работу.

На всех этапах минутки чистописания (кро­ме исполнительной) от учащихся требуется развернутый, доказательный ответ, что интен­сифицирует речемыслительный процесс и дао возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Он из репродуктивного и одноцелевою становится творческим и многоплановым. Рольучащихся в организации и проведении минуткичистописания заметно возрастает. С помощью рассмотренных приемов работы их деятельность по определению темы минутки чистописания, ее содержания становится все более самостоятельной, развивающей, осознанной,активной и поэтому интересной.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.