|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Факультативный курс «Искусствоведческое краеведение Донбасса»Факультативный курс «Искусствоведческое краеведение Донбасса» 7 класс Дата проведения 01.11.2021 Тема: НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ СЛОБОЖАН ЦельПриобретение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах. Материал для изучения Вопросы по предыдущей теме: 1.Почему донецкие земли стали называть «Диким полем»? 2.Какое слово зашифровано в данном ребусе?
4 = Б Материал для изучения Освоение земель «дикого поля», появление новых поселений-слобод, происходило с сохранением старых и развитием новых праздников, обрядов и обычаев населения Слобожанщины. В духовной культуре слобожан значительное место занимала религиозная сфера. Посещение церкви считалось обязанностью для каждого крестьянина. Пожилые люди и молодежь охотно шли в церковь, где они имели возможность не только принимать участие в богослужении, но и общаться и услышать последние новости. Важной составной частью жизни слобожан был общественный досуг «улицы», «вечерницы», «рассветы». Достигнув совершеннолетия (для парня – 17– 18 лет, а для девушки – 15–16 лет), молодежь объединялась в холостяцкие и девичьи группы, так называемые общества. Начиная, с весны и на протяжении лета и осени, молодежь почти каждый вечер собиралась на «улицу» возле двора одной из девушек. Здесь пели песни, танцевали, играли в разные игры. В праздничные дни «улицы» могли начинаться и среди дня: в них принимали участие как взрослые, так и дети. Наиболее веселыми и многолюдными были весенние «улицы». Летом, с началом полевых работ, они проходили значительно реже, а во время жатв часто и совсем прекращались. На вечерницы молодежь собиралась, как правило, в доме одинокой женщины, солдатки или вдовы, ее называли «паниматкой». «За аренду» помещения молодежь давала хозяйке жилья часть пищи (складчину), что приносили на вечерницы. Первыми на вечерницу приходили девушки, которые вместе с паниматкой готовили помещение для вечеринки, а позже приходили ребята. На Покрову, на Андрея, Рождество и другие праздники вечерницы проходили за праздничным столом, музыкой, танцами. В вечер перед Андреем Первозванным (13 декабря) девушки гадали о своей удаче в любви: загадывали на ночь сны, лили растопленный воск, на улице у первого встречного спрашивали имя, считая, что такое имя будет и у их жениха. Парень с другой улицы, а особенно из соседнего села, мог принимать участие в вечерницах лишь с разрешения ее организаторов. На вечерницах девушки и ребята пели песни, танцевали, шутили, девушки вышивали полотенца. Именно тут они лучше узнавали друг друга, подбирали себе пару для будущей семейной жизни. Местом досуга слобожан были также ярмарки и базары. Люди шли сюда не только ради купли или продажи, но и для того, чтобы посмотреть на выступления путешествующих актеров, фокусников, циркачей, вертеп, послушать шарманщиков и просто пообщаться. Часто часы досуга, особенно в праздничные дни, взрослые и молодежь проводили в корчме. Здесь заключались и скреплялись магарычом (выпивкой) разнообразные устные соглашения и ростовщические операции. И Мужчины, и женщины ходили по улицам с музыкой – скрипками и цимбалами. Заходили и в кабаки, пили там водку маленькой рюмкой и танцевали. Слобожане очень любили музыку и танцы: кроме скрипки, без которой нельзя было провести свадьбы, были и другие инструменты, например: бас, флейта, цимбалы (гусли), кобза или бандура и гусли. Пастухи играли на сопилках. Танцевали метелицу, горлицу и казачка. Водку любили и употребляли ее с малыхлет, но более для беседы, чем для пьянства. Слобожане всегда славились хорошими голосами, из них набирали певчих в царский хор. Они на голос, без нот учились играть на скрипке. Очень хорошо они пели в церковных хорах. Слобожане придерживались постов (Пилиповка, Большой пост, Петровка, Спасовка), а также верили в разные поверья о днях недели. В понедельник пожилые люди не ели ничего скоромного – «понедельничали», потому что считали, что «на том свете первым встречает понедельник и проведет правильно того, кто его будет почитать». С понедельника не начинали каких-нибудь важных дел. Среду должна была уважать женская часть населения, потому что «среда – тайная девушка» присматривает, чтобы женщины, особенно девушки, ничего в этот день не делали: не мыли головы, не чесали волосы. В пятницу нельзя было прясть, стирать, золить белье, трясти сажу, мазать печь. Летние хозяйки в ночь с четверга на пятницу, заслав стол скатертью, клали на него хлеб, соль, ложку, немного ухи или каши – все это для Святой Пятницы, которую на Слобожанщине отождествляли с образом «Судьбы». Святым днем слободчане считали воскресенье (от древнерусского слова – не дьедать). Работать в этот день было грехом даже более чем в церковные праздники. Кто ее не чествует, того она не оставляет без суровой кары. Поскольку слобожане ценили свободу, то огромное значение для семейной жизни придавалось такому фактору, как возникновение симпатии и
взаимных чувств между молодыми людьми. Существовало еще одно брачное условие: младшие братья и сестры не могли вступать в брак раньше, чем старшие. Поэтому считалось необходимостью выдать старшую дочь в возрасте 15–17 лет, а старшего сына – в 18–20 лет. Игрались свадьбы чаще всего в осенние месяцы, а также в январе-феврале, когда было меньше работы по хозяйству. Свадьбе предшествовало сватовство. Сватать девушку на Слобожанщине оправлялись поздно вечером. Несчастливыми днями для сватовства считались понедельник и пятница. С собой брали хлеб, который занимали у соседей и посохи. При согласии невесты, она давала сватам полотенца, которые у богатых были вышитые шелком или золотом. Старосты возвращались к семье молодого, перевязав себя полотенцами. С того дня молодой мог навещать засватанную девушку. В субботу перед венчанием молодая делала пир и ужин подружкам с песнями и танцами. После венца молодые шли к родителям жениха на трапезу. Отец и мать жениха сидели на тулупе, вывернутом вверх шерстью, и держали в руках хлеб, которым благословляли молодого, отпуская его на коне молодой. Там отец и мать молодого выходили им навстречу в вывернутом кожухе на кочерге или на вилах с горшком с водой или овсом. На коня садился родственник молодой и словно убегал от бояр, которые его догоняли тоже на лошадях и приводили на двор, где он принимал словно выкуп за молодую. Садились за стол. Изучая слобожанский свадебный обряд, исследователи подчеркивали, что главным аспектом свадебной обрядности было изготовление и использование каравая. Характерным свадебным печеньем были также шишки, калачи, двойнята (символ супружеской верности и единения). Стойкий символ хлеба в обрядной жизни людей свидетельствовал о его древних традициях.
Большая роль на слобожанской свадьбе отводилась родителям, в частности отцу молодого и матери молодой. Будущий свекр вручал сыну хлеб, чем еще раз благословлял молодых, а будущая теща принимала хлеб-соль у зятя, когда свадебный поезд подходил к воротам невесты. В ответ мать невесты обсыпала жениха и участников свадьбы овсом, рожью, намазывала усы молодого медом, угощала водкой, которую он два раза выливал назад, а третью выпивал. Когда гости заходили в дом, начинались торги за невесту. После обряда купли жених занимал место брата, снимал с головы невесты покрывало, садился с ней рядом и целовал ее, что символизировало согласие родов. Раздавались подарки, потом выходили на двор плясать до обеда под музыку. Играли троистые музыки – скрипка, бас и флейта. На столе стоял каравай, перед образами – сабля с зажженными свечами. Дружок раздавал каравай. После обеда снова танцевали, а потом ужинали. Потом ехали во двор молодого, где зажигали куль соломы, и через этот костер все переезжали. Молодая разувала молодого, а он полуприкрытой бил ее халявой по спине. В понедельник ходили по всем гостям и родственникам, молодые получали на новое хозяйство. Так праздновали и гуляли целую неделю. Безбрачие осуждалось. От брака могли отказаться один из сыновей или одна из дочерей, чтобы и кормить младших сестер и братьев. Невесте отец выдавал приданое. В него входил сундук (постель, одежда, белье), иногда скот, земля, деньги. Обычное право ограничивало заключения неравных браков, прежде всего между богатыми и бедными. И богатые и бедные неохотно отдавали детей за неравного. Семья после женитьбы делилась – женившись, сын уходил из дома и строил собственный. Домашнее задание. Сгруппируй данные слова, обозначающие: а) музыкальные инструменты; б) участников свадьбы; в) название еды. Скрипка, цимбалы, флейта, бас, невеста, жареная курица, каравай, кобза, жених, сват(ы), гусли, бояре, галушки с салом, дружки, жаркое, паляница, холодец, борщ, гречневые вареники
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|