|
|||
Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Так некогда вещал Пресвятой Деве, слетевший с небесных кругов пресветлый вестник, предстоящий престолу Вседержителя послан он быль не в славный город Иерусалим, не в Царские чертоги, а в малый городок Назарет, в убогое жилище к Пресвятой и Пренепорочной Деве Марии. Тайна спасения мира возвещена была не великим и мудрым века сего, не книжникам и законодателям — этим светилам наук, но бедной безвестной Деве провождавшей Святейшую жизнь Свою в глубоком уединении в хижине древоделя, и эта смиренная Дева соделалась Материю Света, ковчегом и вместилищем Духа Святаго. Преисполненная Им, Она провидя величие Свое прорекла о Себе: яко призрит на смирение рабы своея, се бо отныне ублажать мя вси роди. Читатели и читательницы! Вникните в слова Святейшей Приснодевы, познайте от Пречистых Ея уст, о высоте; добродетели смирения. Хотя и всеми Святыми добродетелями преукрашена была чистейшая Дева, но смирение из всех их было как бы первейшею, драгоценнейшим светлейшим перлом, почему и упомянула Преблагословенная прежде всего о нем, поставив его тем самым выше всего. Желающие спастись, подражайте Пречистой Деве Богоматери, и Она будет вашею руководительницею. По мере нашей к Ней любви и преданности, Она изливает на нас Свои Матерния щедроты, хранит нас от всех бед, скорбей и напастей, вразумляет и удерживает от грехопадений, направляет на путь спасения, умоляет о нас Бога и Сына Своего и ради Ея матерних молитв, отвращает Он от нас праведный Свой гнев, чему есть тысячи случаев, да и каждый из нас если проследит жизнь свою, то сколько вспомнить таких событий, где видимо его сохранила небесная Хранительница. Как усеяно небо звездами, так мир православный Св. чудотворными иконами Заступницы нашей наполнен. Все это не есть ли очевидное доказательство Ея к нам Матерней любви, Ея о нас многозаботливости и нежного попечения? Кто изочтет ту бездну щедрот, которыя изливаются на грешный мир наш предстательством небесной нашей Спасительницы! От пелен до гроба хранит нас Приснодева, разрывает как паутину сети диавольския, распростертыя на пагубу нашу. Знает дух злобы, какую сильную имеем мы в Ней заступницу, и всеми способами тщится поколебатьнашу веру, охладить любовь к Ней Пречистой Деве; но не послушаем его злых советов, будем до последняго своего издыхания во всем всегда прибегать под Ея Матерний покров. Кто как не Она, Преблагословенная, утешение скорбящих, отрада безотрадных, надежда ненадежных. Все Ея прошения исполнят Господь, как и упоминается в одномъ из акафистных пений от лица Спасителя: проси Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню. В грешном мире нашем, так умножились беззакония и неправды, что если б не имел мир такой всемощной о себе Ходатаиницы, то не мог бы он и существовать, и погиб бы как некогда Содом и Гоморра. Божия Матерь есть поистине «Мать живых, как называет Ее Св. Епифаиій (Сказание о земной Жизни Божией Матери. С. 9), и щедрая раздаятельница духовных благодеяний. Причастен ли кто Богознанию, чрез тебя Всесвятая! Избавляется ли кто туне, чрез тебя Богоблагодатная (Там же С. 9). Трогательны молитвы, с которыми Св. отцы обращаются к Пресвятой Деве, испрашивая Ея ходатайства у престола Божия; эти молитвы входят в состав православнаго Богослужения. Святая Церковь всякое Богослужение оканчивает обращением к Богоматери: «Владычице приими молитвы раб твоих и избави нас от всякия нужды и печали»! Или таковым прошением: «Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну твоему и Богу нашему да спасеттобою души наша (Послед. вел. и мал. повечер.)!» Рай — первобытное жилище человека был прекрасный сад, украшенный деревьями, приятными на вид и плодами прекрасными на вкус. Пресвятая Дева, как «одушевленный Рай», показала в себе; чудныя плоды добродетелей: Она — «тайных цветов(т. е. добродетелей) прекрасный Рай». Посреде Рая было насаждено древо жизни, — и Пресвятая Дева имела в себе Господа: «новозаветный безсмертия рай и красен воистину показалася еси, древо жизни в Тебе насаждённое Богоначальнейше чревоносящи и раждающи» (Декабр. 5 утр. Канн. П. 4 Богор.), Древо жизни произращало плоды, предохранявшие тело человека от тления и смерти; о плоди же чрева Богоматери Господь Иисус Христос говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имат живот вечный и аз воскрешу его в последний день. Во всем вообще Священном Писании Ветхаго и Новаго Завета внимательный изследователь увидит безчисленныя указания на Пречистую Деву Марию разсеянныя повсюду. На первой странице Библии, при повествовании Моисея о творении мира, Св. Церковь и Богомудрые отцы находят указание на Деву Марию — в первобытной, девственной земле. Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождем, тем не менее произрастила удивительное разнообразие трав и дерев, и из нея создано самое тело человека. «Как перносозданный Адам — говорит Св. Ириней — получил телесный составь от чистой, еще девственной земли и образован рукою Божиею, т. е. словом Божиим, так и в воплощении Бога Слова повторилось тоже самое; Бог Слово, возстановляющий Собою Адама, благоволить и родиться по подобию возстановляемаго Адама, ибо родился от Марии, которая была Девою» (Христианское чтение. 1832. ч. XLVIII. С. 285). «Эта Дева (т. е. девственная земля) была образом — по замечанию Св. Иоанна Златоустаго — другой Девы: как эта земля произрастила нам рай, не приняв семян, так и Та безмужно произрастила нам Христа» (Беседы к Антиохию. Санкт-Петербург. 1849. Т. II. С. 489). В акафистном пении Пресвятая Дева именуется «прозябшею Божественный глас, яко нива неоранная яве» (т. е. невозделанная явно), произрастившая Садителя жизни нашея. Ева была причиною смерти человеческаго рода,— чрез нее вошла во вселенную смерть, Мария принесла жизнь. Ковчег в котором Патриарх Ной спасся от вод всемирнаго потопа, предъизображал Пресвятую Деву. Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, - восклицал Св.Иоанн Дамаскин, - управительница новосозданнаго мира, от Которой происходит Христос новый Ной, наполняющий высший мир нетлением (Слово на Рождество Христово. чт. 1841. III Ч. С. 405). Ковчег был устроен из дерев негниющих: Пресвятая Богородица пребыла приснодевою. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа: чрез Марию все послушные голосу благодати Божией спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшаго из ковчега, населился послепотопный мир: от Христа, родившагося от Пресвятой Девы, ведут свое начало чада Новаго Завета. Ной, находившийся в ковчеге, о конце всемирнаго потопа узнал тогда, как выпущенная им оттуда в другой раз голубица прилетела с масличною ветвию; выпущенная же в третий раз она более не возвращалась. Эта голубица предизображала Пресвятую Деву: «Голубице — говорить Ей Св. Церковь — Милостиваго рождшая». Рождением Милостиваго Она действительно возвестила окончание гнева Божия и совершенный мир на земле: «Радуйся спасшая мир от потопления греховнаго»! В Св. Писании таинственная невеста неоднократно называется голубицею, без сомнения по причине нравственных совершенств Ея. Се еси добра; очи Твои голубине... Ты голубице моя.... глас Твой сладок и образ Твой красен (Песн. 1, 14. 2, 14. 10. 1,1. 5, 2. 6, 8.). Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Чудное священноявленному Моисею купина и огнь показал чудо. Купина объятая огнем, оставалась невредимою, так и Св. Дева по Рождестве Спасителеве не утратила Своего девства. «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси»; и Св. наша Церковь именует Богоматерь неопалимою купиною, почему и на иконе изображается Она в огненном сиянии. Евреи, изведенные из Египта всесильною десницею Божиею, в своем странствовании к земли обетованной, были предводимы не столько Моисеем, сколько Богом. Он присутствовал в облачном столпе, который осеял их днем и освещал ночью. Этот столп предъизображал Пресвятую Деву. Разсеяв мрак неверия и распространив свет истиннаго Богознания, Она явилась «огненным столпом, наставляющим сущия во тьме», «вводящим в высшую жизнь человечество». Как «покров миру, ширший облака», Она покрывает и защищает верующих Своим милосердым заступлением отъ всех бед и напастей. Ходатайствуя о всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в Царство Сына Своего и Господа: «Световидный облак, предводящий новыя люди, к земле обетования, воистину Богоблагодатная явилася еси, и врата вводящая к жизни». Не будем отчаяваться в Божием милосердии — говорит Св. Димитрий Ростовский (Соч. Св. Димитр. Ростов, изд. 7, 1848 Ч. III. С. III.) — «се бо имамы в пути жизни нашея премилостивую Одигитрію, милосердную Наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога аки столп Израильтян, к обетованной земли ведущій. Есть бо она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисти Церковь... Огнь есть невещественный, но Божественный, яко просвещая во тьме сущих и к разуму Божественному всех наставляющая. Облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божия милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земли Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая. Недоуймеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице» (Служб. Янв. 6. кан. 1 п.). Боговдохновенные Святые Отцы, при всем обилии излившейся на них благодати Божией, недоумевали, какими похвалами ублажить и возвеличить Преславную Деву Богоматерь, удостоившуюся послужить страшной Божественной тайн воплощения Слова Божия; они можно сказать не находили слов, коими достойно могли б изобразить то, что превыше всякаго слова. Воистину недоумиет всяк язык благохвалити по достоянию Преславнейшую земных и небесных, Матерь света, палату Царя Небеснаго, от всех родов избранную, всех Святых Святейшую Пречистую Пренепорочную Деву Марию. Из книги «Душеполезные размышления. 1878-1879». Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. 1882.
Подготовил к печати Александр Рожинцев.
|
|||
|